Логопедическая программа "Преодоление заикания"
рабочая программа по логопедии

Теребило Татьяна Владимировна

Для коррекции заикания у детей разработана специальная рабочая программа.

Система логопсихотерапевтических занятий с заикающимися  построена на основе общепринятых принципов в детской логопедии,  с учетом возрастных особенностей обучающихся. Логопедическая работа включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия и работу с родителями, рассматривается как система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_korrektsii_zaikaniya_u_shkolnikov.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

Рассмотрено

на педагогическом совете

протокол от________№_____

Утверждено

приказом директора школы

от _________ №____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  коррекции заикания у школьников  

Составлена в соответствии с

«Программой логопедической работы с заикающимися»

(автор С.А.Миронова)

Учитель-логопед: Теребило Татьяна Владимировна,  I квалификационная категория 

Когалым,

2018год

                                                                                         

Пояснительная записка

Актуальность проблемы

Заикание представляет собой одно из наиболее распространенных и сложных речевых расстройств, трудно поддающееся коррекции. Расстройства речи у заикающихся имеют длительное течение, которое нарушает полноценный процесс коммуникации, приводят к определенным психологическим изменениям, вызывающим дезадаптацию этих лиц в обществе.

Нарушения темпа и ритма речи в структуре заикания занимают существенное место. Исследованиями Л.З. Андроновой, Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой, В.А. Гиляровского, B.C. Кочергиной, С.С. Ляпидевского, Л.Я. Миссуловина, Ю.Б. Некрасовой, В.И. Селиверстова, Н.П. Тяпугина, Ю.А. Флоренской, М.Е. Хватцева, В.М. Шкловского установлено, что нарушения темпа и ритма речи у заикающихся сопровождаются разнообразными сдвигами в речевой деятельности, заключающимися в дискоординации дыхательной, артикуляционной и фонационной мускулатуры и изменениями в эмоционально-волевой сфере.

Коррекция заикания представляет собой сложный и многоплановый процесс, тем не менее, существующие методы его устранения остаются недостаточно эффективными и адекватными, не во всех случаях обеспечивают значительное и длительное улучшение речи этих детей (M. Асатиани, Л.И. Белякова, М.И. Буянов, Г.А. Волкова, Б.З. Драпкин, О.Н. Ефимов, I М.И. Лохов, Ю. А. Фесенко и др.).

Современный интегративный подход к коррекции нарушенной речевой функции при заикании требует комплексного медико-психолого-педагогического воздействия, которое реализуется в различных направлениях: восстановлении согласованности и координации всех звеньев речевой функциональной системы, формировании правильной техники речеобразования, а также в коррекции поведения и личности заикающихся (И.Ю. Абелева, Г.А. Волкова, М.А. Виноградова, Ф.Н. Досужков, В.А. Калягин, Н.А. Чевелева, А.В.Ястребова и др.).

Рабочая программа по  коррекции заикания   составлена на основе обязательного минимума содержания начального образования и нормативных документов:

  • Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г.,
  • Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А.В. Ястребова, Т.Б.Бессонова, М.:КОГИТО-ЦЕНТР,1991 г.

Программа рассчитана   на  90  часов  в год (3 часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение: проверочных работ – 6.

Цель программы: построение комплексной системы коррекционно-развивающей и лечебно-оздоровительной работы в школе, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов образовательного учреждения и родителей обучающихся. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.

Адресат программы: учащиеся  с заиканием.

Программа  способствует решению ряда задач:

Основными задачами лечебно-оздоровительной работы, которую проводит врач, являются:

  • укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося;
  • устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативной нервной системы, нарушений моторики и др.).

Основными задачами коррекционно-педагогической работы, которую преимущественно проводит логопед, является:

  • устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и воздействие на личность заикающихся;
  • организация содружественной медико-педагогической работы специалистов (врачей, инструктора по ЛФК, учителя музыки и др.), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся.

Параллельно с реализацией основных задач логопедом так же решаются следующие задачи:

-  восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;

-  восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя  и речи;

-  развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;

-  развитие и совершенствование коммуникативных навыков;

- обеспечение условий для возможности приобретения учащимися знаний, умений, навыков, необходимых для успешного усвоения учащимися материала по русскому языку и чтению,

- нормализация мышечного тонуса в речевой мускулатуре, голосообразования и дыхания, выработка подвижности речевого аппарата.

В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Важным требованием к логопедическим занятиям является учёт основных дидактических принципов:

  • быть регулярными, систематическими и последовательными;
  • проводиться в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • опираться на сознательность и активность детей;
  • быть оборудованными необходимыми пособиями, наглядными и техническими средствами обучения; содействовать прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения.

Дидактический принцип системности и последовательности предполагает в процессе внедрения знаний, развития навыков и умений делать это не сразу, не в один приём, во всём объёме и со всеми деталями, а постепенно, последовательно, что обеспечивает посильность их усвоения детьми, строго с учётом их речевых возможностей, когда весь процесс идёт от известного к неизвестному, от простого к сложному, от лёгкого к трудному. Реализация этих принципов, согласно которым изучение нового подготавливается предшествующим, делает процесс обучения непрерывным, осуществляемым без скачков.

Принцип последовательности в каждом логопедическом занятии выражается в соотнесении его структурных частей: подготовительной, основной и заключительной. Основной целью подготовительной части является подготовка ребёнка к предстоящей работе (повторение знакомых речевых упражнении). В основной части вырабатывается и тренируется правильная речь и поведение детей при использовании новой или усложнённой речевой формы или ситуации.

Принцип сознательности и активности рассматривается не только в плане познавательной деятельности, но и в плане эмоционально-волевой, т.е. чувственно-практической деятельности. Реализация этого принципа занимает одно из ведущих мест, т.к. без сознательного и активного участия заикающегося в процессе преодоления у него заикания практически невозможно говорить о каких либо положительных результатах логопедической работы.

На логопедических занятия с заикающимися используются соответственно их возрасту общепринятые пособия и технические средства обучения.

Основные методы обучения: практические, наглядно – демонстрационные, игровые, методы ролевого моделирования типовых ситуаций, словесные, игровой терапии в сочетании с индивидуальной работой над артикуляцией, дыханием, фонацией и коррекцией звукопроизношения, а также над личностью ребенка в целом.

Одно из принципиальных требований программы, соблюдение  которого способствует оптимизации корригирующего обучения - коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-развивающего воздействия.

На протяжении многих лет предложенные методики Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау. являются одними из самых популярных в практической работе с заикающимися детьми. В основу методик положена разная степень речевой самостоятельности детей. В программе используются многие ее элементы.

Особенности организации работы и содержание программы

Для коррекции заикания у детей разработана специальная рабочая программа.

Система логопсихотерапевтических занятий с заикающимися  построена на основе общепринятых принципов в детской логопедии, но с учетом возрастных особенностей обучающихся. Логопедическая работа включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия и работу с родителями, рассматривается как система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта.

Предусмотрено использование ряда методов логопедического воздействия для устранения заикания у детей. Но все они, так или иначе, подчиняются одной цели – воспитание у детей умения говорить нормальной, свободной от заикания речью.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания рабочей программы связаны с учебными программами  на первой ступени обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.

Оздоравливающее воздействие на заикающегося оказывает косвенная и прямая психотерапия. Под косвенной психотерапией понимается обстановка, окружающая природа, коллектив, отношение обслуживающего персонала, режим, игры и многое другое Прямая психотерапия – лечебное воздействие словом в виде разъяснения, убеждения, внушения и обучения: рациональная (по Дюбуа), или разъяснительная (по В.М. Бехтереву) психотерапия.

Рациональная психотерапия состоит из индивидуальных и коллективных специальных бесед, которые представляют собой логически обоснованную систему разъяснений, убеждений и обучения заикающегося. Цель ее в том, чтобы объяснить заикающемуся в доступной, образной и убедительной форме сущность заикания, его обратимость, роль самого ребенка в преодолении заикания, критически разобрать особенности его поведения. Силой логического убеждения и примером помочь заикающемуся в перестройке неправильных форм поведения, внушая уверенность в свои силы, в возможность преодоления заикания. Все виды психотерапии заикания направляются на устранение психогенных нарушений (страха речи и ситуаций, чувства ущемленности и подавленности, навязчивой фиксации на своем речевом расстройстве, многообразных переживаний в связи с этим и пр.) и на перестройку у заикающегося измененного под влиянием дефектной речи социального контакта с окружающими; на формирование умений владеть собой и своей речью, на перестройку своих личностных качеств.

Логопедическая работа начинается с психолого-педагогического изучения заикающегося ребёнка. Результаты изучения заикающегося фиксируются логопедом в соответствующей документации.

Логопедическое воздействие в настоящее время осуществляется в двух направлениях: прямом и косвенном.

Прямое логопедическое воздействие реализуется во время групповых и индивидуальных занятий с заикающимися. Эти занятия предусматривают развитие общей и речевой моторики, нормализацию темпа и ритма дыхания и речи, активизацию речевого общения, в случае необходимости развитие слухового внимания и фонематического восприятия, коррекцию нарушений звукопроизношения, расширение пассивного и активного словаря, совершенствование грамматического оформления фразы. На занятиях у заикающихся устраняют психологические отклонения в поведении, вырабатывают правильное отношение к дефекту, развивают интеллектуальные способности, этические и нравственные представления, формируют гармонично развитую личность.

Индивидуальные занятия проводятся в случае необходимых дополнительных упражнений по воспитанию навыков правильной речи и поведения (коррекция неправильного произношения, беседы психологического характера и т.д.).

Косвенное логопедическое воздействие представляет собой систему особой организации всех режимных моментов для ребенка и отношения к нему окружающих. Особое значение в этой системе имеет речевой режим.

Речевой режим школьников предполагает выбор ими необходимых речевых упражнений, понимание ими требований правильной речи, систематическую тренировку навыков правильной речи в разных условиях.

Речевой аспект логопедических занятий включает регуляцию и координацию дыхательной, голосовой и артикуляторной функций воспитание правильной речи.

Курс логопедических занятий отражает завершённую, целостную по времени, задачам и содержанию систему работы с заикающимися. По времени проведения и общим задачам он делится на периоды:

Подготовительный. В задачу подготовительного периода входит: настроить ребёнка на занятие, дать ему представление о правильной речи, убедить его в том, что он сможет при желании всегда говорить хорошо, научить пользоваться громким голосом. Одновременно его речь изучается в зависимости от разных факторов, происходит как бы закрепление определённых участков его свободной речи с фиксацией на положительных моментах. Используя рекомендации В.М. Шкловского, на этом этапе включаются:

1) коррекция дыхания, регистра и тембра голоса;

2) выработка правильного ритма и темпа речи;

3) овладение "эталонами", "формулами" речи;

4) выявление потенциальных речевых возможностей заикающихся. Нормализация у заикающегося речевого дыхания и голоса, темпа речи, овладение "эталонами".

Тренировочный. Во время тренировочного периода ребёнок овладевает всеми недоступными формами речи и речевых ситуаций. Опираясь на знания, которые он приобрёл в I периоде, ведётся кропотливая работа по воспитанию навыков свободной речи и правильного поведения в разных формах речи и разнообразных речевых ситуациях. В активной тренировке плавной и слитной речи закрепляются навыки слитной речи до ее автоматизации; заикающиеся обучаются различным приемам, помогающим справиться с возникающими речевыми затруднениями, укрепляется уверенность в своих силах. Плавная, слитная речь достигается упражнениями в произнесении ряда гласных звуков, затем цифр, отдельных фраз и т.д. В случаях, когда не удается достигнуть полной нормализации речи, вводятся упражнения в сопряженной и отраженной речи и т.д.

Закрепительный. Во время закрепительного периода ведется автоматизация приобретённых ребёнком навыков речи и поведения в разнообразных ситуациях и видах речевой деятельности на материале спонтанной речи, возникающей у обучающегося под влиянием внутренних побуждений (обращение к окружающим с вопросами, просьбами, обмен впечатлениями). Преодоление речевых трудностей в повседневной жизни, воспитание речевой активности и укрепление в сознании веры в возможность самостоятельно справиться с затруднениями речи в самых тяжелых ситуациях - составляют основное содержание третьего, заключительного, этапа лечения заикания.

Каждый этап состоит из связанных между собой занятий как основной формы логопедической работы с заикающимися. Используя методику Н. А. Власовой, постепенно применяются на занятиях с детьми-школьниками: сопряженная речь, отраженная речь, ответы на вопросы по знакомой картинке, самостоятельное описание знакомых картинок, пересказ прослушанного небольшого рассказа, спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам),       нормальная речь (беседа, просьбы и т. д.).

В каждом периоде все занятия по перевоспитанию речи заикающихся детей распределены по степени нарастающей сложности:

  • упражнения в совместной и отраженной речи, в произношении заученных фраз, стихов, широко используется декламация.
  • упражнения в устном описании картинок по вопросам, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.
  • закрепление  приобретенных навыков плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.

Может применяться способ коррекции заикания на основе синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки (Арутюнян Л.З. (Андронова)).

Содержание речевого материала логопедических занятий подбирается в зависимости от структуры нарушения, от возраста, контингента заикающихся, течения заикания, отношения заикающегося к своему дефекту и от многих других факторов. Учет этих факторов способствует более глубокому, дифференцированному изучению заикающегося и созданию различных методик по преодолению заикания в рамках комплексного подхода.

Логопедические занятия должны, прежде всего, отражать основные задачи коррекционно-воспитательного воздействия на речь и личность заикающегося ребёнка.

Основные требования к логопедическим занятиям с заикающимися детьми:

1) Логопедические занятия отражают основные задачи коррекционно-педагогического воздействия на речь и личность заикающегося ребенка.

2) Логопедические занятия проводятся в определенной системе, последовательно, поэтапно, с учетом основных дидактических принципов; в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка; с опорой на сознательность и активность детей; на занятиях используются пособия, наглядные и технические средства обучения; занятия содействуют прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения.

3) Логопедические занятия согласовываются с требованиями программ воспитания и обучения детей школьного возраста.

4) На занятиях предусматривается необходимость тренировки правильной речи и поведения заикающихся детей в разных условиях – в логопедическом кабинете и вне его, в разных жизненных ситуациях, в присутствии знакомых и незнакомых и т.д. С этой целью используется все разнообразие логопедических занятий: многочисленные формы работы по развитию речи, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и творческие игры, экскурсии, подготовка и участие концертах, выступления перед микрофоном и пр.

5) Занятия организуются таким образом, чтобы ребенок говорил на них без заикания и сопутствующих нарушений.

6) Занятия поддерживают у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах.

7) На занятиях с заикающимися постоянно присутствуют образцы правильной речи: самого логопеда, успешно занимающих детей, магнитофонные записи и пластинки с выступлениями мастеров художественного слова, демонстрационные выступления ране окончивших успешно курс логопедических занятий и др.

8) Занятия проводятся на фоне правильного отношения окружающих к заикающемуся ребенку и правильного его воспитания Организация самостоятельной работы заикающегося ребенка направляется на выполнение им заданий логопеда в семейно-бытовых, учебно-воспитательных условиях. Комплектование групп проводится по возможности с учетом возраста заикающихся.

Критерии оценок речи после проведенного курса логопедических занятий:

  • речь свободная,
  • без заикания,
  • со значительным улучшением,
  • с незначительным улучшением,
  • без улучшения.

Также речь заикающегося оценивается по сравнению с ее исходным состоянием перед началом курса логопедических занятий по критериям:

  • Практически здоровая речь.
  • Речь у ребенка на занятиях и вне их свободная. Он самостоятельно и уверенно использует приобретенные навыки правильной речи и поведения, Уловки и сопутствующие движения сняты. Ребенок уверен, что он стал говорить правильно и что при дальнейшей закрепительной работе заикание никогда к нему не вернется.
  • Незначительные остаточные явления заикания. Ребенок свободно говорит на логопедических занятиях. Но в сложных условиях могут наблюдаться пароксизмы заикания и уловки. Навыки правильной речи и поведения у него закреплены недостаточно прочно, несмотря на хорошую речь на логопедических занятиях. Недостатки речи ребенок не переживает или вовсе их не замечает. Он уверен, что при желании может говорить совершенно свободно.

3начительные остаточные явления заикания. Несмотря на улучшение состояния речи в результате коррекционно-педагогической работы с ребенком, у него продолжают наблюдаться пароксизмы заикания даже на логопедических занятиях. Ребенок самостоятельно не может или не хочет исправлять свои речевые запинки. Чтобы замаскировать свою неправильную речь, иногда прибегает к сопутствующим движениям и уловкам.

Поставленные программой задачи отражаются в содержании программы и реализуются в ходе изучения тем. Длительность периодов может сокращаться и удлиняться в зависимости от формирования навыков, предусмотренных для перехода к следующему этапу работы по коррекции заикания:

Подготовительный период.

Охранный, щадящий режим речи. Проведение мышечного и психо-терапаевтического расслабления. Ознакомлений с правилами правильной речи. Разучивание формул внушения. Настрой на чистую правильную речь.

Тренировочный период.

Овладение дыханием по А. Н. Стрельниковой и ДР дыханием. Отработка произношения гласных звуков. Отработка произношения согласных звуков: звонких - глухих, соноров, шипящих, свистящих. Гигиена и профилактика голоса. Интонационно-выразительная речь в разных формах речи и речевых ситуациях.

Закрепительный период.

Ответно-вопросная форма речи. Заученный текст. Пересказ  знакомого текста. Чтение текстов со сложными словами. Рассказ мысленно продуманного текста. Чтение текстов о животных. Постановка вопросов по содержанию. Спонтанная речь. Беседа о семейных традициях. Рассказывание сказки. Доклад « Почему мы так говорим». Настольный театр по сказке. Дидактические игры. Интервьюирование одноклассников на тему «Кем ты хочешь стать».

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу

коррекционного обучения

Обучающиеся должны знать:

-  правила и упражнения в плавной речи.

- материал изученных орфограмм по русскому языку в соответствии с программными требованиями.

Обучающиеся должны уметь:

- нормализовывать темп и ритм дыхания и речи;

- самостоятельно использовать приобретенные навыки правильной речи и поведения,

- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

- различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

- правильно называть мягкие и твёрдые, звонкие и глухие звуки в слове и вне слова;

- знать способы их буквенного обозначения;

- определять место ударения в слове;

- вычленять слова из предложений;

- правильно списывать слова и предложения, написанные букварным и рукописным шрифтом;

- грамотно (без пропусков, искажений, замен букв) писать под диктовку слова, предложения, написание которых не расходится с произношением.

- организовать учебную работу,

- проявлять наблюдательность к языковым явлениям,

производить самоконтроль, контрольные действия.

Рабочая программа ориентирована на использование методических пособий для учителей – логопедов:

Арутюнян Л.3. Как лечить заикание. М. — 1993.

Блысина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. С-Пб. — 1995.

Выгодская И.Б., Пеллингер Е.А., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. Пособие для логопедов. М.—1984.

Левина Р.Е. Заикание у детей. // В кн.: Преодоление заикания у детей. Под ред. Левиной Р.Е. М., 1975. — С.3-22.

Логопедия. Под ред. Волковой Л.С. М. — М.: Просвещение «Владос», 1995

Никольская С.Т. Техника речи (методические рекомендации и упражнения для лекторов)- М.: «Знание», 1978

Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам: Кн. для логопеда.— М.: Просвещение, 1995

Селивёрстов В.И. Заикание у детей, психокоррекционные и дидактические основы логопедических занятий. – Издание 3-е – Москва 1994 г.

Шкловский  В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов // Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. – Москва, 1974.

Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. – Москва, 1980 г.

Ястребова А.В., Бессонова Т.Б.. Обучаем читать и писать без ошибок. М.: «Аркти», 2007.