Тематическое планирование логопедических занятий по коррекции заикания
методическая разработка по логопедии на тему

Петрова Наталья Юрьевна

Подробное тематическое планирование по коррекции заикания у школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_zaikanie.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование коррекционных логопедических занятий по коррекции заикания

Кол-во часов

 

                   Тема

 

            Содержание

1

4

Обследование

  1. Знакомство с детьми, исследование речевой патологии ребёнка ,  заполнение речевых карт, изучение данных невропатолога.
  2. Установочная беседа с родителями: организация и      

проведение общего и  речевого охранительного  режима.

2

1

Знакомство с органами артикуляции. Артикуляционная зарядка.

 1.Уяснение значения артикуляции и дыхания в акте речи.

 2.Упражнения для челюсти и губ.                                3.Дыхательные и голосовые упражнения.

3

1

Речь, предложение, слово.

Гласные и согласные звуки.

 Дифференциация понятий «предложение» - «слово».

Признаки гласных и согласных звуков.

Знакомство с артикуляцией гласных звуков.

Дыхательные и голосовые упражнения.

 

4

1

Артикуляция гласных звуков.

Правила речевого дыхания.

Артикуляционная гимнастика.

Релаксация: «Кулачки», «Олени», «Штанга», «Ноги загорают».  Расслабляющий массаж лица и шеи.

Правила речевого дыхания:

  1. Во время разговора вдох делаем через лёгкую улыбку.
  2. При вдохе стенка живота немного поднимается, при выдохе – опускается.
  3. Грудь и плечи неподвижны.

Обучение нижнедиафрагмальному дыханию насчёт 2-8 (сначала лёжа, затем сидя).

5

2

 

Релаксация.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения на релаксацию «Дрёма», «Песенка», «Ветер-ветерок», «Жарко-холодно».

 Обучение самомассажу лица и шеи.

Повторение правил речевого дыхания.

Воспитание нижнедиафрагмального дыхания сидя, затем стоя.

6

2

Артикуляционные и дыхательные упражнения.

Артикуляция гласных звуков.

Релаксация: «Парус», «Камень-бумага», «Жарко-холодно», «Душистый цветок».

Самомассаж лица и шеи.

Артикуляционная зарядка.

Гласные 1 и 2 ряда. Их артикуляция.

7

1

Работа над голосом.

 

Релаксация : «Дрёма», «Песенка», «Ветер-ветерок», «Жарко-холодно».

 Упражнения «Песенка», «Музыкант», «Эхо».

Артикуляционные и дыхательные упражнения.

Голосовые упражнения.

 

8

1

Упражнения артикуляционные, дыхательные, голосовые.

 

Релаксация: «Шарик», «Любопытная Варвара», «Хоботок», «Лягушки», «Горка».

Артикуляционные и дыхательные упражнения.

Голосовые упражнения.

 Произнесение на одном выдохе ряда гласных.

9

3

Правило об ударении.

Интонация утвердительная, вопросительная, восклицательная.

 

Релаксация «Шалтай-болтай», «Сердитая кошка», «Пружинки», «Душистый цветок».

Правило: «В каждом слове выделяй ударный звук (звук – командир)».

Произнесение слов с ударением в начале слова сопряжено, затем отражённо.

Произнесение слов с разной интонацией (вопросительно, утвердительно, радостно, с сожалением).

10

 

 

 

 

3

 

 

 

 

Правило о паузах.

Сопряжённая речь.

 

 

 

Релаксация: «Жук», «Комарик», «Ворона», «Гуси».

Дыхательные и голосовые упражнения.

Правило: «В речи соблюдай паузы».

Пауза – остановка, во время которой делается вдох.

Заучивание четверостишья сопряжено, затем отражённо с соблюдением изученных правил речи.

11

3

Краткие ответы.

Автоматизированная речь.

Сопряжено – отражённая речь.

Релаксация: «Волшебный сон».

Краткие ответы на вопросы по сюжетной картине с соблюдением изученных правил речи. Сначала сопряжено, затем отражённо. Игры «Посмотри и ответь», «Посмотри и запомни».

Автоматизированная речь: перечисление дней недели, месяцев. Определение в этих словах звуков – командиров.

12

4

Сопряжено – отражённое чтение стихов.

Правило о произнесении короткой фразы.

 

Релаксация «Волшебный сон».

Артикуляционно-дыхательные упражнения.

Закрепление правила речи: « Короткая фраза произносится на одном выдохе».

Упражнения в кратких ответах. «Закончи предложение».

Игры «Любопытный», «Угадай и добавь».

Чтение стихов сопряжено, затем отражённо.

Автоматизированная речь: порядковый счёт.

13

3

 

Отражённая речь.

 

 

 

 

Релаксация с музыкальным сопровождением «Море на рассвете».

Артикуляционно –  дыхательные упражнения.

Закрепление изученных правил речи.

Отражённое чтение стихов. Решение арифметических примеров. Игра «Любопытный».

Автоматизированная речь: счёт предметов.

14

4

Отражённое чтение стихов.

Автоматизированная речь.

Стихотворная речь под хлопки, на шаги.

Релаксация с музыкальным сопровождением «Морские просторы».

Артикуляционно-дыхательные упражнения.

Закрепление правил речи.

Отражённое чтение стихов.

Автоматизированная речь:

  • Игра «Я знаю пять…».
  • Счёт предметов с определениями.

15

4

 

Произнесение коротких фраз.

Выразительность речи.

 

Релаксация под музыку «Морской прибой».

Артикуляционно-дыхательные упражнения.

Правило о произнесении коротких фраз: «Короткие предложения говори на одном выдохе».

Тренировка в произнесении фраз с различной интонацией.

Самостоятельное произнесение коротких фраз.

16

3

 

Логическое ударение

Релаксация под музыку «Шум волн».

Артикуляционно-дыхательные упражнения.

Повторение правил речи.

Самостоятельное произнесение коротких фраз со сменой логического ударения.

Автоматизированная речь (счёт по порядку и обратно, таблица умножения).

17

 4

 

Произнесение длинных фраз.

Интонация.

 

Релаксация под музыку «Водная стихия».

Правило о произнесении длинных фраз: «Длинное предложение дели на части. После каждой части делай паузу и вдох».

Выразительность речи. Паузы.  Интонация.

Повышение и понижение голоса.

Самостоятельное произнесение длинных фраз с различной интонацией.

Полные ответы.  Решение занимательных задач.

18

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

Самостоятельное произнесение длинных фраз.

 

 

Релаксация под музыку «Дыхание леса».

Повторение правил речи

Соблюдение пауз на знаках препинания.

Произнесение предложений с соблюдением пауз и с различной интонацией.

Игры «Придумай загадку», «Весёлый счёт».

 

19

 

4

 

Тренировка свободной речи.

Составление рассказа – описания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Релаксация под музыку «Пение птиц».

Закрепление на практике правил речи.

Произнесение длинных предложений с паузами (читаем и рассказываем сказку).

Игра «Для чего это нужно?».

Составляем рассказ – описание (игрушка, животные, птица).

Описание.

Описывает кого-то или что-то.

К тексту можно поставить вопрос «какой? какая?»

.       Заяц.

-Где живёт заяц?

-Какие у него лапы?

-Какой по цвету заяц зимой и летом?

-Чем питается летом и зимой?

-Кто опасен зайцу?

20

4

 

Тренировка свободной речи.

Последовательный пересказ.

 

Релаксация под музыку «Дыхание леса».

Закрепление на практике правил речи.

Последовательный пересказ рассказа по алгоритму:

  • Чтение рассказа. (Рассказ Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал»).
  • Словарная работа.
  • Расставляем картинки в последовательности рассказа.
  • Выяснение причинно – следственных связей.
  • Устанавливаем последовательность действий в рассказе.
  • Восстановление текста с опорой на последовательность глаголов.
  • Пересказ текста по предметным картинкам, расположенным последовательно.
  • Пересказ без опоры на картинки.

21

2

 

Тренировка свободной речи.

Составление плана рассказа и рассказывание по плану.

 

Релаксация под музыку «Пение птиц».

Закрепление на практике правил речи.

План – это основное, о чём говорится в рассказе.

План большой книги – оглавление.

В плане показываем последовательность действий.

                   Составление плана рассказа («Ласточки») и   

                   рассказывание по плану:

  • Чтение рассказа логопедом.
  • Ответ на вопросы.
  • Деление рассказа на части.
  • О чём (о ком) будем рассказывать в каждой части?
  • Пересказ рассказа по частям.
  • Пересказ рассказа целиком.

22

2

 

Тренировка свободной речи.

Творческий пересказ.

 

 

Релаксация под  «Звуки живой природы».

Творческий пересказ.

Задания:

  • Составьте конец рассказа по его началу.
  • Составьте начало рассказа по его концу.
  • Придумайте начало и конец по середине рассказа.

23

1

 

Тренировка свободной речи.

Составление сказки по серии сюжетных картинок.

 

       Релаксация под «Звуки живой природы»

Составление рассказа по серии сюжетных картинок  Сутеева и  Радлова по алгоритму:                          

  • Рассмотрите картинки.
  • Опишите героев.
  • Назовите последовательность происходящих действий.
  • Расскажите, соблюдая последовательность.
  • Сделайте вывод.

24

1

 

Тренировка свободной речи.

Устные сочинения.

 

    Релаксация под «Звуки океана».

  1. Ответьте на вопросы полным предложением. Перескажите получившийся текст.
  2. Прослушайте слова и придумайте по ним рассказы.
  3. Рассмотрите картинки. Составьте рассказы, используя данные картинки. Дайте названия рассказам.

25

3

 

Тренировка свободной речи.

Создание и обыгрывание бытовых ситуаций.

 

Релаксация под «Звуки живой природы».

Дети распределяют роли и обыгрывают предложенные ситуации по данному логопедом образцу.

          Примерные ситуации:     «На почте», «В магазине игрушек», «Продуктовый магазин», «Парикмахерская», «День рождения».

26

1

Закрепление навыков свободной речи в естественных условиях.

Дети вместе с логопедом посещают общественные места (гастроном, газетный киоск, почту) и, используя полученные навыки, общаются с работниками сферы обслуживания.

 

27

2

Обследование

Оценка речи ребенка после проведения занятий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Дыхательная гимнастика при коррекции заикания. Методика выработки диафрагмально-релаксационного дыхания с помощью БОС»

Биологическая обратная связь (БОС) - это учебный процесс, в котором люди обучаются улучшать своё здоровье и психологическое состояние, наблюдая сигналы, идущие от собственного тела. Этот метод научно ...

Рабочая программа по коррекции заикания.1-2 кл

Данная программа по коррекции заикания может быть полезна для начинающих логопедов, дефектологов, отдельные темы программы могут использовать учителя начальных классов и воспитатели ДОУ....

Логопедическая ритмика как средство коррекции заикания

Логопедическая ритмика -  вид активной терапии движениями. Она основана на взаимосвязи слова, музыки и движения, и в коррекции имеющихся нарушений в развитии детей с речевой патологией опира...

Рабочая программа по коррекции заикания

Данная программа разработана в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР, Федерального государс...

Комплексная логопедическая работа при коррекции заикания у дошкольников.( индивидуальный подход).

Цель подготовки систематизированного материала( апробация нескольких методик) связана  с необходимостью совершенствования путей коррекционного обучения заикающихся дошкольников и, следовательно ,...

Методическая разработка. Рабочая программа по коррекции заикания.

Рабочая программа по коррекции заикания у учащихся начальных классов...

Календарно-тематическое планирование занятий по коррекции общего недоразвития речи у учащихся 1 класса с использованием информационных компьютерных технологий

Календарно-тематическое планирование занятий  по коррекции общего недоразвития речи у учащихся 1 класса с  использованием информационных компьютерных технологий.  В ходе занятий  и...