Рабочая программа по коррекции заикания.1-2 кл
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Данная программа по коррекции заикания может быть полезна для начинающих логопедов, дефектологов, отдельные темы программы могут использовать учителя начальных классов и воспитатели ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «

__________________

№ ____ «____» _____20 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на ________учебный год

Учитель ____

                                                   (Ф.И.О.)

Предмет ____Логопедия_. Коррекция заикания.

_ 

_________________

Класс ___1-2____

Предметная область ______коррекционная педагогика_________________

Согласовано экспертным советом

 «____» ____________ 20__ г.                                                                                                           Заместитель директора по УВР

Программа:

(год издания, издательство, автор) Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы : методическое пособие для учителей-логопедов. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.

Учебник

Автор _____________________________________________

Название __________________________________________

Издательство, год издания _______________________________________

Количество часов в неделю:

  • по программе: ___60_______

  • по учебному плану школы: _________
  • практические работы, лабораторные работы: _______________

                                                                                                  (количество часов)

  • демонстрационный эксперимент: _______________

                                                                                     (количество)

 

  • контрольные работы: _______________

                                                                     (количество часов)

 

                                                                                                   


Пояснительная записка

   Данная программа  разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» - Федеральным законом  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. №124-ФЗ, Типовым  положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. №196,  Проектом типового положения о логопедическом пункте при общеобразовательном учреждении (Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации  от 12.04.1995 г.),  Инструктивным  письмом  Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. №2 «Об организации  работы логопедического пункта общеобразовательного  учреждения». Задачами коррекционно-развивающего обучения являются: нормализация общего и речевого поведения детей с учетом возрастных психофизиологических особенностей и формирование навыков пользования самостоятельной речью без заикания. Существенными особенностями предлагаемой системы является то, что речевые умения и навыки формируются не по подражанию, а в условиях, с самого начала стимулирующих пользование самостоятельной связной речью без заикания. Усложнение системы достигается уменьшением наглядного содержания речи и нарастания в ней элементов контекстности. Образовательными задачами предусмотрено расширение и углубление знаний детей об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений, обучение рассказыванию, навыкам изображения предметов и передачи сюжетов на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием.

Все содержание работы по разделам («Ознакомление с окружающим миром», «Развитие речи», «Изобразительная деятельность и конструирование») составляет основу обучения заикающихся детей. Проявления заикания связаны с тем, что дети начинают затрудняться в построении речи, не всегда могут быстро и точно подобрать нужные слова, иногда создается впечатление, что в момент высказывания они не могут вспомнить названия некоторых предметов, действий, качеств, хотя имеют достаточный по возрасту запас знаний и представлений. Самостоятельные высказывания детей начинают сопровождаться повтором слов, слогов, звуков, паузами при поиске слов.

В процессе специального обучения осуществляется постепенное овладение детьми самостоятельной, свободной от заикания речью. Самостоятельная речь без заикания достигается благодаря системе упражнений, предусматривающих воспитание регуляторных механизмов и формирование навыков пользования детьми доступными формами самостоятельной ситуативной речи с последующим их усложнением и переходом к речи контекстной.

Речевые упражнения с этой целью проводятся в специально организованных условиях общения по поводу непосредственно наблюдаемых предметов и действий с ними. В начале обучения допускается только организованная речь, т. е. активная самостоятельная речь детей побуждается, направляется и регулируется вопросами и указаниями логопеда или воспитателя. Важнейшими условиями речевого общения без заикания на начальных этапах обучения являются: наглядная опора (которая используется не одинаково на разных этапах обучения), строгое соблюдение системы вопросов, задаваемых детям, разные требования к ответам детей в зависимости от этапа обучения и индивидуальных речевых возможностей. В процессе коррекционного обучения осуществляется постепенное и посильное усложнение форм речи за счет сокращения наглядной опоры. Усложнение навыков пользования самостоятельной речью предполагает также постепенно подготовленный переход от кратких к развернутым фразовым ответам, а затем к самостоятельным рассказам как по наглядной опоре, так и без нее, по представлению.

В ходе коррекционных занятий, наряду с навыками диалогической речи, дети приобретают навыки пользования и монологической речью, причем переход к новым формам общения поначалу сочетается с усвоенными ранее. Дети пользуются диалогической и монологической речью в зависимости от требований логопеда, учитывающего индивидуальные возможности каждого ребенка. Овладению детьми самостоятельной речью без заикания способствуют специфические формы словарной работы, работы над фразой и рассказом.

Словарная работа состоит не только в уточнении, расширении и активизации словаря, как это принято в массовом детском саду, но и в гибком его использовании в специально организованных разговорных ситуациях. Большое значение в разговорной речи придается упражнению заикающихся в подборе разных слов для ответа на один вопрос. Вариативность ответов обеспечивает самостоятельность детских высказываний, что крайне важно развивать с самого начала обучения.

Работа над фразой предполагает постепенное формирование точного по смыслу ответа в соответствии с заданным вопросом, преодоление вербализма, выработку логичности построения речи, соблюдение объема, правильного порядка слов в предложении, вариативность его построения. Механическое повторение речевых штампов недопустимо, оно может принести только вред.

Обучение рассказыванию состоит в формировании умения последовательно и логично излагать свои мысли, рассказывать понятно для окружающих, передавать основное содержание кратко или развернуто, рассказывать точно, разнообразно, выразительно, меняя интонации в соответствии с содержанием.

Важное значение при устранении заикания имеет объем речевой практики, постепенно повышать речевую активность детей от занятия к занятию, а для этого необходимо воспитывать у заикающихся внимание и интерес к речи специальными приемами , способствующими повышению у детей интереса к речевым упражнениям.

Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий

Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты: используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является: научить детей  использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах.

Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:

  • игровые,
  • наглядно - демонстрационные,
  • словесные.

Принципы логопедической работы:

  • наглядность,
  • доступность,
  • системность,
  • комплексность,
  • принцип развития,
  • онтогенетический принцип.

Формы организации деятельности учащихся:

- групповая

- работа в парах

- индивидуальная

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Учащиеся должны

  • овладеть разными формами самостоятельной контекстной речи — рассказом по представлению, пересказом;
  • свободно   пользоваться   плавной   речью   различной
    сложности в разных ситуациях общения;
  • уметь адаптироваться к различным условиям общения;
  • преодолеть   индивидуальные   коммуникативные   затруднения.

Содержание курса

Уточнять и расширять знания детей по л е к с и-ческим   темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Деревья», «Перелетные птицы». Уточнять и расширять представления детей о характерных признаках осени. Учить понимать причинно-следственные связи, обусловленные изменениями в природе: меняется погода, становится холодно, поэтому люди утепляют жилища и носят более теплую одежду, некоторые птицы улетают на юг, потому что им нечем питаться зимой (поэтому их называют перелетными), насекомые прячутся в щели и под кору деревьев, деревья сбрасывают листву, некоторые животные готовятся к зимней спячке, другие — делают запасы на зиму, линяют. Осенью поспевает урожай овощей и фруктов. Колхозники убирают урожай в специальные хранилища. Овощи выращивают в поле, а фрукты в саду.

Расширять и активизировать словарь детей наиболее распространенными названиями фруктов и овощей, их характерными признаками (окраска, форма, вкусовые качества).

Знакомить со способами приготовления пищи: ее жарят, варят, солят, сушат, едят в сыром виде; разъяснять, какая часть растения употребляется в пищу (вершки, корешки).

Воспитание внимания к речи

Воспитывать у детей умение вслушиваться в речь логопеда.

Упражнять в точном выполнении устных заданий, направленных на воспроизведение заданного ряда, последовательности действий: «Сначала покажи детям кубик, потом шар, потом брусок и кирпич и все это закрой салфеткой», «Сначала возьми...», «Отнеси...», «Спрячь...», «Положи...» и т. д.

Упражнения в пользовании элементарной

самостоятельной ситуативной речью Учить детей пользоваться однословными ответами при рассматривании предметов, игрушек, муляжей, картин, называя предмет, его части, характерные признаки (форму, величину, окраску предмета и его частей), материал, из которого сделан предмет, действия или состояния предмета.

Учить более точно и гибко пользоваться словарем, обозначающим, например: оттенки цветов (фиолетовый, голубоватый, желто-зеленый), названия форм (продолговатая, удлиненная, заостренная, округлая), вкусовых качеств (горький — горьковатый, сладковатый, кисленький) и т. п. Пользуясь наглядной опорой, упражнять детей в самостоятельных ответах словосочетаниями: Яблоко желтое. Гриб большой. Шляпка круглая. Для обеспечения самостоятельности детских ответов рекомендуется разнообразить их, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы: «Саша сказал, что яблоко желтое, а ты скажи об этом ласково*. (Яблоко желтенькое.'} «Слива синяя*. (Слива синенькая.)

Учить детей пользоваться такими словами и словосочетаниями, как овощи, фрукты, грибы, урожай, золотая осень, перелетные птицы, лиственные деревья и т. д.

Учить внимательно вслушиваться в речь взрослых и точно выполнять все задания.
Активное пользование речью допускается в ограниченном объеме применительно к отдельным детям (по согласованию с логопедом).
На занятиях по художественной литературе развивать любовь к различным жанрам детской художественной литературы и фольклора. Учить детей понимать поступки героев, мотивированно
оценивать поведение персонажей (начиная с III периода обучения).

Учить отвечать на конкретные вопросы по содержанию литературных произведений. Учить выразительно читать стихи и пересказывать художественные произведения, пользуясь смысловыми паузами, ударениями, интонациями

Расширять и уточнять полученные в предыдущей группе знания детей по лексическим темам: «Зима», «Транспорт», «Домашние и зимующие птицы», «Домашние животные», «Почта», «Посуда», «Хвойные деревья». Уточнять и расширять знания детей о характерных признаках зимы.

Учить понимать причинно-следственные связи, обусловленные изменениями в природе: зимой холодно, поэтому вода замерзает, превращается в лед; люди носят теплую одежду; зимующие птицы прилетают ближе к жилью человека; чтобы птицы не погибли от холода и голода, люди устраивают им кормушки; рыбы спят на дне водоемов. Зимой очень длинная ночь и короткий день. Зимой часто выпадает снег. Расширять представления о свойствах снега: в тепле тает, на морозе скрипит, на солнце блестит, искрится

При изучении тем «Домашние животные и птицы»   «Транспорт», «Почта» знакомить детей с трудом взрослых: почтальон в любую погоду приносит письма, телеграммы, газеты, журналы; колхозники ухаживают за домашними животными и птицами, ежедневно поят, кормят, содержат их в чистоте; шоферы и водители на различных видах транспорта перевозят людей и грузы. Дать представления о пользе домашних животных. Обогащать и активизировать словарь детей при формировании следующих понятий: хвойные деревья, транспорт - грузовой и легковой, воз-_ душный и водный, пассажирский; столовая, чайная, кухонная посуда (сервизы). Расширять активный словарный запас детей за счет употребления названий наиболее распространенных зимующих птиц (синица, воробей, голубь, сорока, ворона, снегирь), домашних животных и птиц и их детенышей.

Формирование элементарных навыков

письма и чтения

Учить детей составлять предложения из двух, трех, четырех слов . Учить анализировать предложения по количеству и порядку слов (выделять первое, второе, третье и т д. слово в предложении); слова по количеству слогов и звуков (односложные слова с закрытым слогом (кот, мак), двух-трехсложные слова с открытыми слогами (рука, молоко).

Учить детей слышать звуки в составе слова и к предложенному слогу подбирать один или несколько слогов, чтобы получить слова: мама, Маша, малина, машина и т. д.

Календарно-тематический план. Коррекция заикания.

Тема

раздела

Кол-во часов

урока

Тема урока

Основное содержание, понятия

Формы и виды учебной деятельности,

контроль

дата

Развитие слухового  и зрительного

внимания   и   восприятия

4

1

Артикуляционный аппарат

Арт.аппарат, гимнастика.Законы логопедического кабинета

Развитие артикуляционной  моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мышления

Корректурная правка-все буквы а подчеркнуть, все буквы, стоящие слева от а зачеркнуть. Определение схем тела своего и соседа Игры: Запомни - повтори, Разложи предметы, Прогулка в парк, Где меня найти? В каком кармане деньги? Я снимаю голову…След на песке. Семья на прогулке. Витрина магазина-зрительный диктант.

2

Виды дыхания. Артикуляц.гимнастика

Арт.аппарат, гимнастика.Законы логопедического кабинета

Развитие артикуляционной  моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мышления

Корректурная правка -О подчеркнуть, все буквы справа от О зачеркнуть. Упр  Последовательность числового ряда. В гостях у сказки. Поставь знак +. Проведи стрелку.Муха. Пол,нос,потолок. Клеточный диктант.

3-4

Релаксация.

Развитие артикуляционной  моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на слуховое и зрительное внимание и восприятие, на развитие памяти и логического мышления

Трен. Упр: Заполни таблицу. Режим дня школьника. Назови 5 дней подряд без дат и дней недели. Ленивый и прилежный – вставь пропущенные слова в тексте: сегодня, завтра, вчера - Ночь и День. Когда это бывает. Вставь недостающее, заполни схему.

Звуки

2

5-6

Звуки

Работа со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков

Трен. Упр. Придумай слово, предложение; 2-3-4 слова, предложения, предложение из 2-3-4 слов; распространи предложение, составь графическую запись. Корректурная правка.

Лексические темы

20

7-27

 «Семья», Времена года,Год,Осень», «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Деревья», «Перелетные птицы». Уточнять и расширять

Уточнять и расширять представления детей о характерных признаках осени. Учить понимать причинно-следственные связи, обусловленные изменениями в природе:

Расширять и активизировать словарь детей наиболее распространенными названиями фруктов и овощей, их характерными признаками (окраска, форма, вкусовые качества).

Знакомить со способами приготовления пищи: ее жарят, варят, солят, сушат, едят в сыром виде; разъяснять, какая часть растения употребляется в пищу (вершки, корешки).

Тренировочные упражнения: Назови действие (перекидывая мяч). Назови другой предмет с тем же признаком: мел белый (и снег белый) т.д. Сравни пары предметов: по вкусу, цвету, прочности, ширине, высоте. Прослушай загадку, выдели слова, обозначающие голосовые действия. Угадай предмет по его признакам или действиям (арбуз, комар, дождик, зонт, дорога).

Зима», «Транспорт», «Домашние и зимующие птицы», «Домашние животные», «Почта», «Посуда», «Хвойные деревья».

Праздники. Сказки. Стихи для детей.

Уточнять и расширять знания детей о характерных признаках зимы.

Учить понимать причинно-следственные связи, обусловленные изменениями в природе. Расширять представления о свойствах снега: в тепле тает, на морозе скрипит, на солнце блестит, искритсяДать представления о пользе домашних животных. Обогащать и активизировать словарь детей при формировании следующих понятий: хвойные деревья, транспорт - грузовой и легковой, воз-_ душный и водный, пассажирский; столовая, чайная, кухонная посуда (сервизы). Расширять активный словарный запас детей за счет употребления названий наиболее распространенных зимующих птиц (синица, воробей, голубь, сорока, ворона, снегирь), домашних животных и птиц и их детенышей

Тренировочные упражнения: Из стихотворения «Слова – сорняки» выделить слова засоряющие нашу речь, не прибавляя смысла высказываниям. Из данных слов под буквой а)  подобрать слова, близкие по значению, хотя и различные по звуковому составу к словам под буквой б). Указать четвертое лишнее слово с иным, чем у остальных слов, значением. В данных словосочетаниях указать близкие по значению слова: свежая пища, запас корма, вкусная еда (пища, корм, еда). Какое из слов каждой строчки употребляется чаще в разговорной речи, какое в книжной речи; указать слова, имеющие неодобрительный оттенок. Прослушать сказку «Тигр – лев и лев – тигр», рассмотреть, как автор разными словами дает одно и то же изображение.

Текст

9

28

Понятие текста

Чтение и сравнение текста и предложений. Деформированный текст.

Трен. Упр: Придумай слово, начинающееся с пятой буквы алфавита, составь с ним предложение, произведи звуко-буквенный анализ слова и предложения. Придумай слова с ь на конце. Придумай слова из одних гласных, из одних согласных. Записать 3 гласные и 4 согласные буквы, 2 согласные и одн.у гласную; сколько получилось гласных и согласны. Подбери слова к схемам. Корректурная правка. 

29-31

Виды текста

Анализ повествования.

Трен. Упр.: Исправь деформированную фразу. Расставь точки в тексте. Корректурная правка

32-33

Описание.

Построение описаний. Описание животных, природы. Зарисовка.

Работа с текстом.Письм.описание животных

34

Рассуждение

35-37

Сочинение по данному началу, середине, концу.

Придумать рассказ по данному началу, середине, концу текста.

Построение монолога и диалога.

38

Я сочиняю рассказ

Сочинение рассказа на заданную тему.

Устное сочинение.

Монолог. Диалог.

4

39-42

Беседы монологи, диалоги, формирование высказывания на заданную тему.

Окружающий мир, учебник литературы.

Построение высказываний.

Отраженная, сопряженная речь.. Релаксация.

1

43

Повторение лексических тем.

Лексические темы, ранее изученные. Фразовая речь.

Предложение

12

44-

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

  1. занятие. Закреплять знания детей о предло
  2. жении. Знакомить со схемой двусловного предложения.
  3. занятие. Учить самостоятельно составлять короткие предложения, определять количество слов
    в них, составлять схему.
  4. занятие. Дать понятие о «маленьких словах» в
    предложении. Учить составлять предложения по
    опорным словам.
  5. занятие. Упражнять детей в составлении и анализе предложения.
  6. занятие. Знакомить с делением слов на части.
    Дидактическая игра «Закончи слово».

занятие. Учить делению на части двусложных слов с открытыми слогами. Учить схеме деления

  1. занятие. Закреплять понятия о гласных и со
    гласных звуках. Упражнять детей в делении двусложных слов на части.
  2. занятие. Учить составлению предложений по
    опорным словам с определением места слов в предложении. Учить делению трехсложных слов
    с открытыми слогами на части. Учить составлять схему слова.
  1. занятие. Развивать фонематический слух
    (звуки [не] — [ш]). Закреплять понятия о гласных
    и согласных.
  2. занятие. Воспитывать у детей способность выделять звук и определять его место в слове.
    Дидактическая игра «Придумай слово на данный
    звук». Закреплять умение делить слова на части.
  3. занятие. Развивать фонематический слух (звуки [с] — [з]). Дидактическая игра на умение
    определить место звука в слове «Угадай, какой общий звук».

13        занятие. Знакомить с односложными словами,
например: сыр, мак, кот. Учить записывать слова
схематически, определяя количество звуков в

слове.

10занятие. Развивать фонематический слух
(звуки [с] — [ш]). Игра на определение места звука в слове.

11занятие. Развивать фонематический слух
(звуки [з] — [ж]). Закреплять знания детей о слове, части
слова, количестве частей в слове.

12 занятие. Закреплять знания пройденного материала. Дать полный анализ предложения и слова устно и схематически

Формировать у детей умение отвечать без заикания короткими и развернутыми предложениями в соответствии с требованиями взрослого при наличии наглядного материала

.) Учить строить рассказ, передавая в нем последовательность действий, выполняемых в процессе занятия по лепке, аппликации, рисованию или конструированию, сначала по вопросам логопеда, а затем самостоятельно. Учить составлять отдельные ответы и рассказы сначала с опорой на наглядный материал, а затем без него, по представлению.

Учить отвечать на вопросы словосочетаниями и распространенными предложениями без опоры на наглядный материал: Зимующие птицы. Домашние животные. Мы рисовали зимующих птиц и т. п.

Закреплять у детей навыки пользования самостоятельной речью

Учить детей подбирать несколько ответов на один вопрос, характеризуя разные признаки предмета и учитывая при этом ответы товарищей, чтобы не повторяться.

Воспитывать умение быстро отбирать речевые средства (слова, грамматические формы) для построения ответов, пользуясь речевыми моделями логопеда.

Учить точно использовать слова, обозначающие похожие действия: летит, прилетает, садится, опускается, взлетает, подлетает, улетает, вылетает и т. п.

Учить детей пользоваться в ответах такими словами и словосочетаниями, как посуда, транспорт, хвойные деревья, домашние животные, зимующие птицы и т. д.

Учить по вопросам составлять коллективно и индивидуально рассказы по картине. Учить придумывать на каждый вопрос несколько ответов, выбирать наиболее удачный.

Закреплять навыки пользования самостоятельной речью,

Трен. Упр: Придумай слово, начинающееся с пятой буквы алфавита, составь с ним предложение, произведи звуко-буквенный анализ слова и предложения. Придумай слова с ь на конце. Придумай слова из одних гласных, из одних согласных. Записать 3 гласные и 4 согласные буквы, 2 согласные и одн.у гласную; сколько получилось гласных и согласны. Подбери слова к схемам. Корректурная правка. 

стихотворения В.Лифшица слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные значения. Составь предложение из данного словосочетания (устно). Найди в тексте слова, которые звучат одинаково, перескажи текст, заменив одинаковые слова другими, близкими по значению (устно). Определи, сколько значений у слов в стихотворении И.Токмаковой  «В чужой стране», многозначные слова выпиши в тетрадь. Замени слово бежит близким по смыслу словом: (время бежит – летит, река бежит – течет, зерно бежит из мешка – сыплется, молоко бежит из кастрюли – льется, т.д). Объясни значения выделенных слов в стихотворении В.Орлова «Часы». Выпиши словосочетания со словом земля, употребленном в значениях: планета, суша, территория, почва, край. Объясни прямой и переносный смысл  выражений: намылить шею, прикусить язык, развязать руки, поджать хвост, развесить уши, т.д. Трен. упр: Придумать  и записать слова с заданным звуком в заданном местоположении (А в начале, середине, конце слова, …по счету.) Отгадай в каком слове на букву М – 3 буквы О, обозначь цифрами местоположение каждой О. Запиши только те слова , в которых заданный звук находится на заданном месте. Назови окружающие предметы с заданным звуком на конце. Графическая запись слов с выделением гласных – согласных букв в слогах. Корректурная правка

Итоговое занятие. Логопедический праздник

2

58-59

Логопедический праздник.

Выступление учащихся. Игры, сценки.

Выступление учащихся.

Задание на лето

1

60

Памятка для заикающегося.

Рекомендации для речевого развития.

Памятки, беседа с родителями.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Для проведения логопедических занятий должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

  • оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
  • технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)
  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);
  •  вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;
  • экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику
  • дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
  • библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

для учителя

  1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.
  2. Волкова Л.С. Логопедия., М., 1995.
  3. Сборник. «150 тестов, игр, упражнений» АСТ, М., - 2002г.
  4. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.
  5. Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.//Логопед. 2004.№ 2.

Для ученика

  1. Горбачевская Н.Ю., Елецкая О.В. Развитие пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста. Логопедическая тетрадь с заданиями.
  2. Мазанова Е.В. Преодоление нарушение письма: логопедическая тетрадь «Учусь не путать звуки»., М., 2006.
  3. Павлова Т.А. альбом по развитию пространственного ориентирования у младших школьников. М., «Школьная пресса», 2004.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по коррекции ФФНР

программа призвана помочь детям с ФФНР овладеть следующими навыками:владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;различать на слух и в произношении см...

Рабочая программа по коррекции 2 класс

Адаптированная рабочая программа составлена для учащихся с задержкой психического развития органического генеза с недостаточной сформированной познавательной и эмоционально-волевой сферами на фоне отк...

Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников.

Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи  у младших школьников на логопункте образовательноо учреждения, 1 класс....

Рабочая программа по коррекции письменной речи, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи младших школьников....

Рабочая программа ИЗО (коррекц.) для 1 класса по программе Воронковой

Рабочая программе по ИЗО составлена по коррекционной программе Воронковой для детей 8 вида...

Рабочая программа по коррекции заикания

Данная программа разработана в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР, Федерального государс...

Методическая разработка. Рабочая программа по коррекции заикания.

Рабочая программа по коррекции заикания у учащихся начальных классов...