Рабочая программа по коррекции письменной речи, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
рабочая программа по логопедии (2 класс) на тему

Дюкарева Елена Вячеславовна

Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленная фонетико-фонематическим недоразвитием речи младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Psciholog\Рабочий стол\Книги логопед\Логопед 2\3.jpg

C:\Documents and Settings\Psciholog\Рабочий стол\Книги логопед\Логопед 2\4.jpg

                                                     Пояснительная записка

 Дисграфия, обусловленная несформированностью фонематического восприятия, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Это:

  • пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);
  • замены или смешения букв по акустико-артикуляционному сходству: звонкие – глухие согласные, лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю), соноры, свистящие и шипящие звуки, аффрикаты, которые в свою очередь смешиваются между собой и составляющими их компонентами (Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС)
  • раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;

-        нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.

Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

Название программы – Коррекция нарушения письменной речи у младших школьников, обусловленной недоразвитием фонематического восприятия.

Рабочая программа  рассчитана на 65 ч (количество часов может меняться, как увеличиваться, так и уменьшаться в зависимости от степени тяжести нарушения)

Программа составлена для обучающихся      2-х классов,    с    нарушением     письма, обусловленным    недостаточной     сформированностью       фонетико-фонематического компонента речевой системы

Цели и задачи курса:

  1. Развитие звуковой стороны речи, фонематических процессов, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.
  2. Формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
  3. Формирование умения дифференцировать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.
  4. Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.
  5. Развитие связной речи.
  6. Развитие внимания, памяти, процессов мышления; формирование положительной внутренней мотивации к логопедическим занятиям, интереса к русскому языку.

К концу курса дети должны приобрести следующие универсальные учебные действия:

  • владеть достаточно развитой речью для усвоения учебной программы на минимальном базовом уровне;
  • знать термины, используемые для обозначения основных понятий – речь, оппозиционные звуки, артикуляция, фонетический разбор слова и т.д.;
  •  различать  пары согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости;
  • дифференцировать  оппозиционные звуки;
  •  владеть приемами  словообразования при помощи суффиксов и приставок;
  • производить фонетический разбор слова;
  • производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
  • подбирать слова на заданный звук;
  • сравнивать слова со сходными звуками;
  • составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
  • восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
  • самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения           с использованием оппозиционных звуков.

Критерии оценивания различных видов работ:

Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.

Ведущая технология- технология коррекционно-развивающего обучения, цель которой -    научить детей  использовать полученные знания в самостоятельной речи, в письменных работах

Ожидаемые результаты:

            -    ученик, с положительной мотивацией к изучению русского языка;

  • ученик, умеющий самостоятельно писать слуховые, зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.

Формы организации деятельности учащихся

 групповая, работа в парах, индивидуальная.

        Содержание коррекционной работы реализуется на протяжении четырех взаимосвязанных этапов: диагностико -подготовительный

                                       коррекционно - развивающий

                                                оценочный.

             

                     Календарно-тематический планирование

М-ц

  №

  Тема

   Содержание

Часы

                                          I-II этапы -диагностико-подготовительные

         Обследование письменной речи. Зачисление в группу переведенных и вновь поступивших  детей.   Сбор анамнеза. Заполнение карт.

  09

1-3

Речь

Предложение

Слово

Слог

Повторение пройденного материала.

 Речь – предложение - слово- слог.

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Артикуляционная гимнастика.

3

 

  4

Звук и буква

Дифференциация звука и буквы

1

  10

  5

Речевые и неречевые звуки

Дифференциация речевых и неречевых звуков.

1

  6

Речевые звуки и буквы

Алфавит

Символы и «опоры» для обозначения звуков на письме.

Дифференциация звука и буквы.

1

  7-8

Гласные и согласные звуки и буквы

Звукобуквенный анализ слов

Дифференциация гласных и согласных звуков и букв.

2

                                 III этап - коррекционно-развивающий

 10

 9-10

Гласные I ряда

Звуко-буквенный анализ

2

 11

Обозначение мягкости на письме при помощи Ь

Мягкий знак в конце и середине слова

 11-14

Гласные II ряда

Выбор гласных для обозначения мягкости на письме.

Позиции гласных звуков в начале слова, после Ь и Ъ знаков, после гласной.

3-4

                                                     Каникулы          2 четверть

 11

 14-18

Дифференциация гласных

I-II  ряда.

Гласные  а-я

                 о-ё

                 э-е

                 у-ю

Дифференциация на слух и на письме.

Звуковой анализ и синтез.

Закрепление материала

5

 19

Звонкие и глухие согласные

Парность.

Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными.

1

 20

Проверочная работа

Закрепление материала

1

 12

 21-22

Звуки [б-п’], [п-п’]

Буквы б - п

Дифференциация звуков и букв изолированно, в  слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

2

 23-24

Звуки [в-в’], [ф-ф’]

Буквы в - ф

Дифференциация звуков и букв изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

2

 

25-26

Звуки [г-г’], [к-к’]

Буквы г - к

Дифференциация звуков и букв изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

Слова-паронимы.

2

27

Звуки [х-х’]

Буква х

Дифференциация звуков и букв Х-Г-К.

Развитие фонематического восприятия.

Звуковой анализ и синтез.

1

 28-29

Звуки  [ д-д’], [т-т’]

Буквы д - т

Дифференциация звуков и букв изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

Слова-паронимы.

2

                                            Каникулы                  3 четверть

 01

30-31

Звуки [з-з’], [с-с’]

Буквы з - с

Дифференциация звуков и букв изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

Слова-паронимы.

2

 32-33

Звук и буква ц

Дифференциация свистящих звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.

2

34-35

Звуки [с-с’ – ц]

Буквы с - ц

Дифференциация звуков и букв изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

2

02

36-37

Звуки и буквы ш - ж

Дифференциация звуков и букв изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

Слова-паронимы.

2

 

38-39

Звуки [с-с’ – ш]

Буквы с - ш

Дифференциация звуков и букв изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

2

40-41

Звуки [з-з - ж]

Буквы з - ж

Дифференциация звуков и букв изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

2

 

42

Дифференциация свистящих и шипящих звуков и букв

Проверочная работа

Закрепление материала

1

03

43-44

Звуки [ч-т’]

Буквы ч-т

Дифференциация на слух и на письме.

Развитие фонематического слуха.

2

 

45-46

Звук и буква ч - ш

Дифференциация звуков и букв изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

2

 

47-48

Звук и буква ч - щ

Дифференциация звуков и букв изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

2

49

Проверочная работа

Закрепление материала

1

                                                 Каникулы             4 четверть

04

 49-50

Звук и буква ч - ц

Дифференциация звуков и букв изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

2

 

 51-52

Звук и буква щ - ц

Дифференциация на слух и на письме.

Развитие фонематического слуха.

2

53-55

Дифференциация свистящих и шипящих звуков

Закрепление материала

3

 56-57

Звуки [р-р’],  [л-л’]

Буквы р - л

Дифференциация звуков и букв изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

Развитие фонематического восприятия, слуха, внимания, анализа и синтеза.

2

                                                         IV    этап - оценочный

05

58-60

Диагностика усвоения программного материала

Оценка результативности коррекционной работы.

Оценка динамики работы.

 Поведение итогов работы за год.

Закрепление материала.

3-4

                Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения проводится на основном   этапе  работы  во  время  дифференциации     оппозиционных  пар      звуков.                                      

                                                          Список литературы

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у детей с ОНР., СПб.: «Детство - Пресс», 2001.
  2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.-М.:Ось-89, 1998.
  3. Алтухова Н.Г. Научитесь слушать звуки. Развитие фонематического слуха у детей., СПб.: «Лань».
  4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.
  5. Волкова Л.С. Логопедия., М., 1995.
  6. Ефименкова Л.Н.   Коррекция    устной и письменной   речи учащихся  начальных классов.,М.: Просвещение, 1991.
  7. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю.  Организация логопедической работы в школе.-М.:ТЦ Сфера, 2007.
  8. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 1997.
  9. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.
  10. Мазанова Е.В. Логопедия. М.: «Аквариум бук», 2004.
  11. Письмо Министерства образования РФ от 14 декабря 2000г.//Логопед. 2004.
  12. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. М.,1997.
  13. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя-логопеда в общеобразовательной школе, 1996.
  14. Ястребова А.В. Преодоление  общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием.

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ Г МОСКВЫ  Государственное бюджетное учреждение гимназия №1573...

Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у младших школьников.

Рабочая программа по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи  у младших школьников на логопункте образовательноо учреждения, 1 класс....

Рабочая программа по коррекции нарушения письменной речи, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс

Рабочая программа по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленной нерезко-выраженным общим недоразвитием речи, 2 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции письменной речи у учащихся 8-11 лет и преодолению коммуникативных трудностей «Школа письма».

Данная программа направленна на коррекцию письменной речи учащихся 2-4 классов, имеющих нарушения речи (общее недоразвитие речи и др.) и испытывающих трудности в освоении основной общеобразовательной ...

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования. В данной программе представлено тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обуч...