Выступление на тему: «Дыхательная гимнастика при коррекции заикания. Методика выработки диафрагмально-релаксационного дыхания с помощью БОС»
учебно-методический материал на тему

Чуприна  Ольга Константиновна

Биологическая обратная связь (БОС) - это учебный процесс, в котором люди обучаются улучшать своё здоровье и психологическое состояние, наблюдая сигналы, идущие от собственного тела. Этот метод научно обоснован и базируется на многочисленных экспериментах и обширной клинической практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_mo_bos_pri_zaikanii.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное  образовательное учреждение Ростовской области

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат V вида г. Зернограда

Выступление на тему:

«Дыхательная гимнастика при коррекции заикания.

Методика выработки диафрагмально-релаксационного дыхания с помощью БОС»

        

Подготовила и провела

                                        учитель-начальных классов,  логопед

        Половинко О.К.

г. Зерноград, 2013

Биологическая обратная связь (БОС) - это учебный процесс, в котором люди обучаются улучшать своё здоровье и психологическое состояние, наблюдая сигналы, идущие от собственного тела. Этот метод научно обоснован и базируется на многочисленных экспериментах и обширной клинической практике.

     Суть метода заключается в том, что человек учится оказывать влияние на свой организм, будь то дыхание,  частота сердечных сокращений или, например, эмоции.

      БОС использует природную способность нашего мозга управлять их ходом, изменять работу в нужном направлении. 
     Во время сеансов БОС-терапии у ребенка регистрируются: пульс, частота дыхания, активность головного мозга. Затем данные поступают в компьютер, анализируются и в понятной форме предъявляются пациенту, для детей используются мультфильмы, компьютерная анимация и музыка. Учащийся  начинает видеть и слышать свои физиологические реакции, обычно не доступные сознанию и с помощью специальных программ учится на них влиять. Это создает условия для исправления организма, человек "запоминает" оптимальный для себя фон и учится его поддерживать. Этот навык становится безусловной привычкой, и человек может использовать его в нужных ситуациях.

Что собой представляет БОС-процедура?

            На ребенке фиксируются датчики, в зависимости от того параметра или параметров над которыми пациент будет работать в ходе сеанса.

     Процедура безболезненная, датчики считывают различные показатели работы организма и не осуществляют никакого воздействия на тело пациента. Сеанс начинается с того, чтоучащийся с помощью графических, звуковых, видео элементов на экране монитора видит, как работает его организм. В ходе разминки пациент пробует произвольно управлять своим же собственным параметром: ускорять и замедлять пульс или глубже и медленнее дышать и т.д.

         Затем учащемуся предлагаются специальные компьютерные упражнения, направленные на изменения функции организма, если они выполняются правильно, пациент получает положительное подкрепление в виде просмотра видеоряда или видеоклипа, звучания приятной музыки. Это создает условия для терапевтического восстановления, нормализации этих физиологических реакций путем переобучения.

Какие преимущества БОС-терапии?

  1. метод биологической обратной связи позволяет намного быстрее, с большей точностью и надёжностью (во время БОС-терапии происходят изменения на нейрональном уровне) достигать коррекцию различных психических и психосоматических нарушений;
  2. БОС-терапия направлена на устранение самой причины болезни;
  3. длительно сохраняются приобретённые навыки саморегуляции;
  4. метод является немедикаментозным, т.е. не обладает побочными эффектами, которые всегда присутствуют у лекарственных препаратов, а также поможет снизить или полностью устранить потребность в лекарствах;
  5. БОС-терапия позволяет работать не с отдельными заболеваниями, а с основными типами дисфункций регуляторных систем организма – нервной (центральной и периферической, вегетативной), иммунной и гуморальной;
  6. БОС-метод не использует никаких внешних воздействий на человека;
  7. схема терапии подбирается индивидуально в зависимости от вида расстройства и индивидуальных особенностей человека.

     Речь, является очень важной функциональной составляющей психического здоровья и личностного благополучия человека. Имея большую социальную нагрузку, нарушение речевого общения (логоневроз, РДА, элективный мутизм, ОНР, ЗРР, ЗПРР и др.) может служить ведущим фактором возникновения целого ряда психоневрологических заболеваний. В тоже время, целенаправленное использование речи, является мощным фактором их устранения. Особое место, среди многочисленных патологий речи, занимает заикание (логоневроз).

     При этом, дефектная речь, становится для пациента главным психотравмирующим фактором. Наличие судорог речевого аппарата, нарушение плавности, слитности и ритма, зачастую инвалидизируют заикающегося, не давая возможности для полноценного общения. Чем более значима речевая ситуация для заикающегося, тем сильнее психотравма и ярче клинические проявления. Все это, позволяет отнести данное заболевание в отдельную нозологическую единицу, под названием логоневроз.

       Лечится заикание чрезвычайно трудно. Лечение проводится в основном логопедическими методами, по сути своей, дидактическими. В их основе обучение учащихся, правильному произношению тех или иных звуков, фраз, путем их многократного повторения и освоения приемов дыхания под контролем сознания. В качестве дополнительных средств, применяется логомассаж, способствующий расслаблению лицевых мышц, корня языка и снижению тонического напряжения. Эффективность такого лечения, составляет около 40%, при условии проведения логокоррекционных занятий от 6 до 12 месяцев.

     Что касается лечения детей  старше 14 лет, то даже по самым современным комплексным методикам, с применением психофармакологических и психотерапевтических методов, значительных улучшений речи добиться крайне сложно, т.к. с возрастом, увеличивается нагрузка на нервную систему воздействием психосоциальных факторов, приводящих к частым стрессовым ситуациям.

     Для достижения стойкого эффекта логокоррекции, в первую очередь, необходимо добиться плавного, ритмизованного дыхания, с необходимой глубиной вдоха и длительностью выдоха, что является одной из основных частей лечения заикания.

     В то же время известно, что так называемое диафрагмальное дыхание или дыхание животом, обеспечивает тот самый паттерн глубокого, ритмического дыхания с фазой выдоха, превышающей фазу вдоха в 2-3 раза, с частотой дыхания 6-7 раз в минуту, который создает оптимальные условия для проведения речевых тренировок при заикании.

        Предлагаемый способ коррекции речи, включает выработку у пациента диафрагмального дыхания и проведения речевых тренировок с использованием принципа биологической обработки связи.

     Речевые тренировки проводят на выдохе, обращая внимание на скорость, слитность, плавность речи. Наглядность достигаемых результатов повышает интерес к занятиям речью, улучшает настроение, что в комплексе повышает эффективность лечения.

     Этот результат достигается тем, что диафрагмальное дыхание вырабатывают, регистрируя частоту сердечных сокращений и предъявляя ее мгновенные значения пациенту в виде сигналов обратной связи. При диафрагмально-релаксационном дыхании, создается новый паттерн дыхательного цикла, с глубоким вдохом и длинным выдохом (в 3-4 раза превышающим по длительности вдох), количество дыханий снижается до 5-6 в минуту. Этот паттерн поддерживается и во время речевых тренировок, так как он является оптимальным при коррекции речи.

    Весь комплекс сопровождения пациента, выполненный в определённой последовательности действий, позволяет достичь высокого процента восстановления плавной, слитной речи, сократить сроки лечения в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок познания мира в 3 классе по теме "Дыхательная система. Органы дыхания"

Урок познания мира по теме «Дыхательная система. Органы дыхания.»Задачи: 1) формировать знания о значении дыхания, органах дыхательной системы и их функциях;2) развивать память и мышление учащихся и у...

Консультация для родителей детей-инвалидов на тему: "Дыхательная гимнастика"

Для того чтобы речь вашего ребенка была правильной, четкой, красивой, необходимо наличие правильного дыхания....

Урок окружающий мир в 4 классе по теме "Дыхательная система человека", УМК "Начальная школа 21 век". Презентация "Дыхательная система человека".

На уроке обучающиеся получат возможность сформировать знания о дыхательной системе человека, о значении чистого воздуха для организма человека, о гигиене дыхания, узнают о правилах применения здоровог...

выступление на МО "Динамическая гимнастика на уроках в начальной школе"

Используя в своей работе здоровьесберегающие технологии, учитель ставит следующие задачи:Обеспечить ученику возможность сохранения здоровьяСформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ве...

Статья«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА БИОЛОГИЧЕСКОЙ АКТИВНОЙ СВЯЗИ (БОС), КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНО-РЕЛАКСАЦИОННОГО ТИПА ДЫХАНИЯ И КОРРЕКЦИИ РЕЧИ»

В статье описан опыт  работы использования технологии биологической обратной связи у обучающихся с нарушением речи.  Результатом ее применения являются: улучшение качества навыков четкой арт...

Консультация для родителей и педагогов на тему: «Дыхательная гимнастика для формирования речевого дыхания»

   Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и разв...