Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком, имеющим кохлеарный имплантат по теме: Последовательный пересказ с опорой на предметные картинки и вопросы.
методическая разработка (3 класс)

Цын Елена Валерьевна

Полноценное владение глухим ребенком устной речью предполагает развитие способности достаточно свободно понимать обращенную речь собеседника и говорить внятно, понятно для окружающих. Эти два процесса взаимосвязаны, их формирование осуществляется с опорой на развивающееся слуховое восприятие неслышащих школьников при постоянном использовании индивидуальных слуховых аппаратов.      Однако даже самые современные слуховые аппараты не позволяют глухому ребенку полноценно слышать речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nadya_zanyatie_2.docx308.57 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа -  интерната № 2      Адмиралтейского района

г. Санкт – Петербурга

Индивидуальное логопедическое занятие  с ребенком,

имеющим кохлеарный имплантат по теме:

Последовательный пересказ с опорой на предметные картинки и вопросы.

Пояснительная записка к конспекту занятия

   Полноценное владение глухим ребенком устной речью предполагает развитие способности достаточно свободно понимать обращенную речь собеседника и говорить внятно, понятно для окружающих. Эти два процесса взаимосвязаны, их формирование осуществляется с опорой на развивающееся слуховое восприятие неслышащих школьников при постоянном использовании индивидуальных слуховых аппаратов.      Однако даже самые современные слуховые аппараты не позволяют глухому ребенку полноценно слышать речь.

    В настоящее время кохлеарная имплантация – это один из самых эффективных методов помощи глухим. Данное устройство позволяет им реагировать на окружающие звуки и лучше ориентироваться в пространстве, а также быть социально адаптированными в слышащую среду. Уровень слухового восприятия ребенка позволяет различать все звуки речи, в том числе и высокочастотные (пороги слуха соответствуют 1 степени тугоухости, что несколько затрудняет восприятие шипящих и свистящих согласных, произносимых тихим голосом).

     Кохлеарная имплантация – это комплексная система мероприятий, направленная на полноценную социальную адаптацию детей с глубокой потерей слуха. Данный конспект индивидуального логопедического занятия можно проводить с детьми, имеющими нарушения слуха.

Возраст ребенка – 11 лет

Диагноз: Двусторонняя тугоухость IV степени.

Состояние после кохлеарной имплантации.

Кохлеарный имплант  поставили в 3,5 года

Тема: Последовательный пересказ с опорой на предметные картинки и вопросы.

Цель: - формировать умения отвечать на вопросы полным предложением, последовательно пересказывать с опорой на предметные картинки, слова действия.

- развивать фонематический анализ слов, опосредованное запоминание.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные задачи:

- расширить пассивный и активный словарь;

- учить ребенка составлять фразы из 3 - 4 слов с опорой на картинку;

- развивать   понимание речи, умение отвечать на косвенные вопросы;

- учить ребенка различать и повторять вслед за взрослым разные грамматические формы слов.

2.Коррекционно-развивающие задачи:

-развивать  зрительное и слуховое внимание, фонематическое восприятие.

- развивать речевое дыхание и голос.

- развивать навыки речевого общения.

- учить вслушиваться в шепотную речь взрослого.

3.Коррекционно-воспитательные задачи: - формировать навык сотрудничества со взрослым;

- умение действовать по образцу, данному взрослым;

- стимулировать познавательную активность ребенка.

Оборудование: Демонстрационный картинный  материал, фланелеграф.

Используемая литература: Р.М. Боскич, А.Г. Зикеев «Мы учимся говорить», Королева И.В. «Развитие слуха и речи у глухих детей раннего возраста после кохлеарной имплантации».

Ход урока

1.Организационный момент.

- Поздоровайся – Здравствуйте.

- Аппарат работает? - Да.

- Ты хорошо меня слышишь?  - Да

1.Работа над интонационной стороной речи (учится изменять силу голоса).

-       Надяразвести опущенные руки в стороны  и скажи а_(тихо),

 развести руки в стороны от груди - А_(голос нормальной громкости), развести в стороны руки, поднятые над головой – А (громко);

 -Еще раз повторим это упражнение, произнося слогосочетания с разной силой голоса

«па по пу»

«ма мо му»

2.Работа над словесным ударением.

Послушай, повтори, отхлопай ритм:

ТАта                    ТАтата

татаТА               таТА

таТАта

3. Логопед: - Надя, посмотри на картинки  и скажи, кто на них изображен?

                                                                                                  - Надя: животные.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/3/40324_5983bc59b1915f891300b9b7120a2dc1.jpg.jpg http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/3/40324_02bcca025b6ed66d7729e16678fa7d4f.jpg.jpg

Пожалуйста, соотнеси  изображения животных с их местом обитания.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/3/40324_a4e92d7a3d6fdde858e5c5ef8f95b991.jpg.jpg http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/3/40324_c8851606810b4bfec6cbc517f9a1c275.jpg.jpg

Логопед:    - На какие группы мы разделили этих животных?  (Надя: на домашних и диких)

-Каких животных у нас получилось больше?  (Надя: диких животных)

II Сообщение темы.

- Надя,  разгадай,  пожалуйста,  ребус и тогда ты поймешь, о каком животном пойдет речь на сегодняшнем уроке.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/227/39457/1/img13.jpg

Логопед: молодец

- Надя, сегодня на занятии ты будешь учиться пересказывать рассказ с использованием предметных картинок. А рассказ у нас будет  о ком?

(о оленях)

III Изучение темы.

  1. Логопед читает рассказ:

Рассказ об олене.

Олени живут в лесах, в тундре. Держатся олени небольшими стадами.

Взрослые олени защищают малышей от волков.

Бывает, волки нападают на стадо. Тогда олени окружают оленят и выставляют вперёд рога. Рога у них острые. Волки опасаются оленьих рогов.

В стаде есть вожак. Это самый сильный олень. Все олени ему подчиняются. Вожак охраняет стадо. Увидит опасность и затрубит. Олени встанут и уйдут подальше от беды.

2. Работа над объяснением и значением слов по тексту

Логопед:  

Тундра –  http://worldgeography9.wikispaces.com/file/view/tundra%20mkuhn2.jpg/426031324/263x160/tundra%20mkuhn2.jpg это природная зона. Там нет леса.  Там растут только мхи и лишайники. http://bigslide.ru/images/46/45296/960/img1.jpg

Стадо - группа животных одного вида

Вожак - это животное, ведущее за собой стаю, группу. Он самый сильный, смелый.

Подчиняются -  слушаются  

3. Работа над содержанием текста.

  • Ответь на вопросы:
  1. Где живут олени?
  2. Кого защищают олени от волков? И как?
  3. Кто главный в стаде у оленей?

  • Сопоставь предложения с картинками.

Логопед: Надя, прочитай предложение и затем сопоставь их с картинкой.

  • Самостоятельный пересказ по предметным картинкам на фланелеграфе.

Логопед: Перед тобой лежат картинки. Из них, ты должна собрать сюжет рассказа.  И попробовать пересказать текст.

IV. Итог:

-Ты сегодня молодец!  Очень хорошо занималась.

Тебе понравилось занятие? (Да)

- О ком мы сегодня говорили? (об оленях)

1) Я научилась пересказывать текст по опорным картинкам  (умения по теме занятия)
оценка от 0 до 5

2) Я старалась

оценка от 0 до 5

3) Какую оценку я сама себе поставлю

оценка от 0 до 5

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с ребенком после кохлеарной операции. тема «Осень».

Цели:Коррекционно-образовательные:-формировать и расширять семантическое поле слова «Осень»;-закрепить навык отвечать на вопросы.Коррекционно-развивающие:-учить правильному произнесению звука [ц];-раз...

Методическая разработка "Последовательный пересказ текста с опорой на предметные картинки и вопросы"

Методическая разработка логопедического занятия для учащихся 2 классов с ОНРIII...

Карта индивидуального развития ребенка с кохлеарным имплантом.

Программа направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования (формирование и развитие слухового восприятия и устной речи, на развитие познавательных проц...

Технологическая карта логопедического занятия «Последовательный пересказ с опорой на вопросы и картинки»

Логопедическая тема: Последовательный пересказ с опорой на вопросы и картинки.Лексическая тема: Поздняя весна.Грамматическая тема: Предложение. Текст. Предлоги.Цель: Развитие умения пересказывать текс...

1 класс «Речевая практика» Тема: Рассказывание сказки учащимся с опорой на предметные картинки (с помощью учителя).

1 класс «Речевая практика» Тема: Рассказывание сказки учащимся с опорой на предметные картинки (с помощью учителя)....

Презентация к уроку Речевая практика 1 класс "Рассказывание сказки «Колобок» учащимися с опорой на предметные картинки (с помощью учителя)."

Презентация к уроку Речевая практика 1 класс "Рассказывание сказки «Колобок» учащимися с опорой на предметные картинки (с помощью учителя)."...