Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда
статья по логопедии

Материал поможет учителям - логопедам правильно организовать свою работу. В статье рассматривается вопрос о внедрении в коррекционно-логопедический процесс здоровьесберегающих технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

    Логинова Наталия Сергеевна, учитель-логопед

В процессе логопедических занятий в дошкольном возрасте закладываются полноценные предпосылки к обучению родному языку в школе. Восполнение пробелов в развитии языковых средств достигается с помощью особой формы подачи и проведения коррекционных занятий, цель которых активизация речевой и умственной деятельности ребёнка. Однако у многих детей-логопатов отмечается повышенная утомляемость, быстрая истощаемость, эмоционально-волевая незрелость. В этой связи особенно актуальным становится вопрос о внедрении в коррекционно -логопедический процесс здоровьесберегающих технологий.

В логопедической работе используются следующие здоровьесберегающие технологии обучения, как традиционные, так и нетрадиционные:

    артикуляционная гимнастика;

    дыхательная гимнастика;

    пальчиковая гимнастика;

    биоэнергопластика;

    глазодвигательные упражнения;

    су-джок терапия;

    игольчатый профилактико-лечебный ипликатор Кузнецова;

    фито и ароматерапия;

    психогимнастика;

    гимнастика для мозга (адаптированный вариант работы докторов Пола И. Деннисона и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга».

Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения помогают нормализовать работу гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Помимо традиционных методов логопеды используют фито- и ароматерапию для формирования кинестетических ощущении кончика языка, спинки, корня и боковых краев языка. Например, капнуть на кончик языка сок, мед, положить кусочек лимона. При гипотонусе языка детям предлагается удерживать и перекатывать языком у альвеол круглую конфетку, кусочек прополиса и т.п.

Биоэнергопластика и адаптированная программа «Гимнастика для мозга» (автор программы - Ильичева О.С.) призваны повысить продуктивность протекания психических процессов за счёт нормализации функционирования биосистемы ребёнка. [1]

Программа "Гимнастика Мозга" была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих "Долина" в Калифорнии. В 1987 г. результаты ГМ (гимнастики мозга) были оценены экспериментально. В этом эксперименте принимали участие 19 учеников специальной школы. Показатели прогресса учеников за 1 год показали, что их успеваемость повысилась на 50%.

Применение биоэнергопластики (сопряжённой гимнастики руки и языка, движения рук имитируют движения языка) позволяет достичь скорейших результатов в работе по постановке звуков, ускоряя исправление дефектов у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями. Биоэнергопластика способствует активизации естественного распределения энергии в организме. Упражнения формируют пластичность, раскрепощенность, ощущение контроля над своим телом.

Среди учащихся с нарушениями речи особое место занимают заикающиеся дети. Данный дефект проявляется в трудностях речевого общения. Преодолеть проблему помогают речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики. Регулярное проведение таких упражнений позволяет не только скорректировать различные сферы психики, но и выработать правильное речевое дыхание, стабилизировать общий тонус организма, ритмико-интонационную сторону речи, повысить речевую активность. Эти упражнения используются во время проведения динамических пауз.

Высокой эффективностью и простотой обладает су-джок терапия и ипликатор Кузнецова.

Ипликатор Кузнецова является мощным раздражителем рецепторных зон кистей рук, а также активизирует кровообращение, улучшает питание всех систем организма. Стимуляцию осуществляют прижатием подушечек пальцев ипликатору с одновременным проговариванием автоматизируемых звуков, при этом усиливаются афферентные ощущения тактильно-кинестетической модальности. Экспериментально доказана эффективность включения в структуру логопедических занятий упражнений с ипликатором Кузнецова. [2]

Под воздействием несложных массажных упражнений массажёра су-джок достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений. Благодаря воздействию афферентных и эфферентных потоков идущих к коре головного мозга и обратно к артикуляционному аппарату и пальцам рук, развивается речевая функция. Су-джоки активно используются для автоматизации поставленных звуков: прокатывая массажер между ладонями, ребенок проговаривает стихотворение.

Моторика глаз - неотъемлемый компонент всех видов познавательной деятельности. Формирование ВФП, как отмечал И.М. Сеченов, базируется на элементарном зрительно-моторном акте. Глазодвигательные упражнения расширяют пространство зрительного восприятия. [3] Движения глаз и руки развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга, способствуют профилактике моторной и оптической дисграфии.

Коррекционно-развивающая работа с применением здоровьесберегающих технологий приносит детям массу положительных эмоций. Автоматизация звуков, развитие моторики, пространственной координации и т.д. превращаются в занимательное занятие и способствует:

    сокращению сроков коррекционной работы;

    повышению работоспособности учащихся;

    активизируют познавательный интерес;

    способствуют поддержанию положительного эмоционального настроя учащихся на протяжении всего занятия;

    благотворно воздействуют на психику ребёнка, на его состояние физического и психического здоровья.

Библиографический список

    Зегебарт Г.М., Ильичёва О.С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков: методическое пособие. М.: Генезис, 2009. С. 32.

    Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии. М.: Астрель, 2008 г. С.256.

    Сиротюк. А.Л. Коррекция обучения и развития дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2001. С. 48.

    Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. С. 445.

25.02.2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

    Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя - логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционном обучении и воспитании....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Вопрос о внедрении в практическую деятельность учителя-логопеда здоровьесберегающих технологий становится весьма актуальным. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одн...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Рассмотрены основные здоровьесберегающие технологии, которые учитель-логопед может использовать в своей работе....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

В статье раскрыта роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы. Представлены методы и приемы, способствующие снятию напряжения и утомления, повышению активности ЦНС. Материал с...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы

Уважаемые коллеги! Данная статья содержит описание здоровьесберегающих технологий, используемых в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы....