Рабочая программа логопедических занятий для обучающихся 3-7 классы
рабочая программа по логопедии
Рабочая программа
логопедических занятий
для обучающихся 3-7 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_3-7_klassy.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАЕВОЕ ГОСУДАСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ПРОГРАММЫ «ШКОЛА – ИНТЕРНАТ №9» р.п. ПЕРЕЯСЛАВКА
«Рассмотрено» «Согласовано» Утверждаю:
на МО педагогов психологов зам. директора по УВР директор ШИ №9
учителей - логопедов _________________ _____________
от_____. 20____г. ____. 20____г. «___» ______2017г.
протокол №___
____________
Рабочая программа
логопедических занятий
для обучающихся 3-7 классы
Составила:
Учитель – логопед: Васкевич О.В.
р.п. Переяславка 2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Составление программы руководствуется действующим законодательством Российской Федерации по вопросам образования и охраны здоровья граждан, приказами Минздрава России, Минобразования России, Письмом Министерства образования РФ от 20 июня 2002 года № 29/2194-6, приказами органов управления образованием и здравоохранением, Положением о логопеде данного учреждения.
Рабочая программа составлена на основе:
• Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 3-7 классы - под ред. В.В.Воронковой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Владос", 2012 г.
• АООП 1-4, 5-9 классов
• Учебного плана КГКОУ ШИ 9 на 2017/2018 учебный год
• Годового календарного графика КГКОУ ШИ 9 на 2017/2018 учебный год
• Положения о рабочей программе учебных предметов в КГКОУ ШИ 9
• Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017 / 2018 учебный год.
Логопедическая работа в школе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с общим недоразвитием речи.
Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Нарушения речи у большинства детей, поступающих в данное учреждение, носят характер системного недоразвития, для которого характерно:
- нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушение сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- нарушение чтения;
- нарушение письма.
Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть, направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
- Методологические и теоретические основы программы.
Как и любая программа, «Программа логопедических занятий для обучающихся 3 – 7 классов VIII вида» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие реализацию программы и организацию работы по ней:
- принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, позитивный подход;
- принцип системности – рассмотрение ребёнка как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- принцип реалистичности – учёт реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- принцип деятельностного подхода – опора коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Теоретической основой для создания данной программы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.
- Цель данной программы:
Коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.
- Основные задачи программы:
- Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.
- Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
- Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.
- Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
- Организация работы по программе.
Коррекция нарушений речи обучающихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.
Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала. Наполняемость групп для логопедических занятий составляет 2 – 4 обучающихся.
На групповые логопедические занятия по расписанию. На занятие с группой обучающихся отводится, как правило, 25 – 30 минут.
Занятия проводятся:
В 3 классе - 3 часа в неделю;
В 4 - 5 классах – 3 часа в неделю;
В 6 - 7 классах – 2 часа в неделю.
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
- Программа состоит из следующих разделов:
- коррекция звукопроизношения;
- коррекция фонематических процессов;
- коррекционная работа на лексическом уровне;
- коррекционная работа на синтаксическом уровне;
- совершенствование связной речи.
- В структуру занятия могут входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением;
- обогащение и активизация словарного запаса;
- развитие связной речи.
Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится с 3 по 4 классы. Задачей этого раздела является:
- устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза.
Программа включает разделы, направленные на:
- формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов;
- дифференциацию твёрдых и мягких согласных, звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных, сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптическое сходство.
проводится работа по устранению семантической дислексии.
Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 5-7 классах. Которая направлена на:
- коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как: «Ударение», «Безударные гласные», «Формирование навыков морфемного анализа и синтеза слов».
Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную деятельность значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
Программа рассчитана на групповые и подгрупповые занятия.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
3 класс
(3 часа в неделю - 102 часов в год)
- Обследование.
- Предложение. Звуки речи.
- Слоговая структура слова. Ударение.
- Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными.
- Мягкий знак в слове.
- Дифференциация звонких и глухих парных согласных. Дифференциация согласных.
- Слова, обозначающие предметы. Слова, обозначающие действие предмета. Слова, обозначающие признак предмета.
- Предложение.
- Текст.
- Предлоги.
- Обследование.
Приемы работы над дифференциацией смешиваемых звуков:
1.Определить звуки по беззвучной артикуляции
- Повторение, записывание слогов, с одинаковыми гласными, с разными гласными.
- Чтение слов, запись слов под диктовку.
- Преобразовать слоги, заменяя один звук другим.
- Определить место звуков в словах.
- Подобрать слова с заданным звуком в начале, конце, середине слова.
- Сравнить звучание слов-паронимов, найти отличия.
- Игра в лото.
- Диктанты.
- Вставка пропущенных букв в тексте.
- Дополнение предложений пропущенным словом с заданным звуком.
12. Составление рассказа с использованием слов, включающих смешиваемые звуки.
Лексические темы с учётом регионального компонента:
- «Осень» - особенности дальневосточной осени.
- «Овощи и фрукты» - ознакомление с разнообразием овощей и фруктов, выращиваемых на Дальнем Востоке.
- «Мебель» - ознакомление с продукцией мебельной фабрики.
- «Посуда».
- «Насекомые».
- «Профессии».
- «Семья».
- «Животные леса», «Детёныши диких животных» - ознакомление с животными, проживающими в дальневосточной тайге.
- «Зимующие птицы» - ознакомление с птицами, проживающими в дальневосточном лесу.
- «Зима» - особенности зимы родного края.
- «Весна» - особенности весны родного края.
- «Растения весной» - растительный мир дальнего Востока.
- «Труд на селе» - ознакомление с трудом местных жителей.
- «Домашние животные».
4 класс
(3 часа в неделю - 102 часа в год)
- Обследование.
- Звуковой анализ. Слоговая структура слова.
- Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными.
- Мягкий знак в слове.
- Дифференциация звонких и глухих парных согласных.
- Ударение.
- Слова, обозначающие предметы. Слова, обозначающие действие предмета. Слова, обозначающие признак предмета.
- Родственные слова.
- Предлоги.
- Текст.
- Обследование.
Приемы работы:
- Развитие зрительного восприятия и узнавания зрительного гнозиса.
- Формирование буквенного гнозиса.
- Развитие зрительной памяти.
- Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.
5.Устранение семантической дислексии.
6.Коррекционная работа на лексическом уровне.
7. Ударение в слове. Схемы слого-ритмической структуры слов.
Подведение итогов: написание детьми диктанта, логопедический утренник.
Рекомендуется использование следующих наглядных пособий:
- для слогового синтеза: слоговые кубики;
- для дифференциации акустически сходных звуков - лото на соответствующую пару звуков;
- для устранения оптической дисграфии - при изучении каждой буквы сравнивать образец буквы с наложенным и зашумленным изображением, отличать правильное изображение на карточке от сходного.
Лексические темы с учётом регионального компонента:
- «Осень» - особенности дальневосточной осени.
- «Овощи и фрукты» - ознакомление с разнообразием овощей и фруктов, выращиваемых на Дальнем Востоке.
- «Мебель» - ознакомление с продукцией мебельной фабрики.
- «Посуда».
- «Насекомые».
- «Профессии».
- «Семья».
- «Животные леса», «Детёныши диких животных» - ознакомление с животными, проживающими в дальневосточной тайге.
- «Зимующие птицы» - ознакомление с птицами, проживающими в дальневосточном лесу.
- «Зима» - особенности зимы родного края.
- «Весна» - особенности весны родного края.
- «Растения весной» - растительный мир дальнего Востока.
- «Труд на селе» - ознакомление с трудом местных жителей.
- «Домашние животные».
5 класс
(3 часа в неделю – 102 часа в год)
- Обследование.
- Предложение.
- Предлоги.
- Звуковой анализ. Твёрдые и мягкие согласные.
- Состав слова. Словосочетание. Предложение. Текст.
- Обследование.
Подведение итога - написание диктанта, выполнение грамматического задания.
Методическое обеспечение программы для 5 класса:
Работа по восполнению пробелов в развитии лексических средств ведется не в контексте определенных тем (овощи, фрукты, домашние и дикие животные, сезонные явления и т. д.) в русле формирования у детей представлений о лексических, семантических полях, динамической структуризации слов. Восполнение пробелов в области лексических средств следует увязывать с отработкой предложений различных синтаксических конструкций. На каждом занятии проводится работа по формированию навыка чтения.
6 класс -7 класс
(2 часа в неделю – 68 часов в год)
6 класс.
- Обследование
- Гласные первого и второго ряда.
- Дифференциация звонких и глухих согласных.
- Состав слова.
- Имя прилагательное.
- Обследование.
Подведение итога - написание диктанта.
На каждом занятии по совершенствованию связной речи:
- выполнение учащимися следующих упражнений: расчленение сложных предложений на простые;
- составление сложных предложений из простых;
- переконструирование простых предложений в сложные;
- конструирование сложных предложений по союзному слову, по данному придаточному, главному предложению и т.д.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
3 класс.
Обучающиеся должны знать (с учетом индивидуальных особенностей):
- Алфавит;
- Гласные и согласные;
- Знать названия предметов, действий, признаков;
- Правописание предлогов;
- Правила написания предложений;
- Наизусть 4-5 стихотворений.
Обучающиеся должны уметь (с учетом индивидуальных особенностей):
Узнавать существенные признаки связного высказывания, сравнивая:
- текст и набор предложений;
- текст и его искаженные варианты (пропуск начала, середины, конца текста;
Строить различные виды синтаксических конструкций, а именно:
- предложения по данным словам в начальной форме, по вопросам;
- распространять предложения; восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- находить предложения в сплошном тексте.
- Анализировать слова по звуковому и слоговому составу, различать гласные и согласные, сходные согласные.
- списывать предложения, небольшие тексты; писать под диктовку слова, предложения, тексты (20-25 слов).
- понимать содержание прочитанного.
4 класс.
Обучающиеся должны научиться:
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемую в самостоятельной речи;
- понимать содержание прочитанного, владеть элементарными навыками пересказа;
- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и т.п.;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;
- владеть навыком плавного осознанного чтения;
- уметь писать под диктовку слова с безударными гласными, парными согласными; предложения, тексты (25-35 слов), знать и применять на практике изученные правила орфографии;
- владеть навыками диалогической речи.
5 класс.
Обучающиеся должны уметь:
Строить различные виды синтаксических конструкций, а именно:
Анализировать текст:
- определять тему и основную мысль текста;
- делить текст на части;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
- пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования;
- выделять родственные слова из текста;
- писать под диктовку (35 – 45 слов).
6 - 7 классы.
Обучающиеся должны уметь:
Строить различные виды синтаксических конструкций, а именно:
Анализировать текст:
- определять тему и основную мысль текста;
- делить текст на части;
- устанавливать связь между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный текст из трёх частей);
- определять последовательность и связность предложений в тексте;
- устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
- озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
- составлять план связного высказывания.
Самостоятельно строить связные высказывания:
- устанавливать последовательность развёртывания высказывания (план);
- отбирать языковые средства, необходимые для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки);
- составлять и записывать небольшой текст по картине, серии картин, на заданную тему, по наблюдениям;
- составлять рассказ по заданному началу, середине, концу;
- писать изложения по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Вести диалоги по учебной теме:
- самостоятельно формулировать и задавать вопросы;
- сравнивать, обобщать и делать вывод, доказывать и рассуждать.
- формировать умение вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать его с другими объектами, выделять в них общее и различия.
- согласовывать слова в словосочетании и предложении;
- пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи, различать предлоги и приставки;
- определять тему рассказа, основную мысль текста;
- составлять план связного высказывания;
- конструировать повествовательное сообщение;
- различать части речи; образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, сложные слова с соединительными гласными о, е.
Список используемой литературы в работе над программой:
1. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.
2. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.
3. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
4. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.
5.Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
7.М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.
8. Логопедическая гимнастика. – СПб.: «Детство», 1999.
9. Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003.
10. Т.А.Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: Пособие для логопеда. – М., 2005.
11. Е.Н.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб., 2009.
Учебные пособия для работы с детьми:
- И.А.Смирнова. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. – СПб., 2004.
- И.Д.Коненкова. Обследование речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал. – М., 2005.
- Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация гласных. – М., 2004.
- Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М., 2005.
- А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007.
- Т.А.Ткаченко. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для логопеда. – М., 2005.
- С.Д.Дмитриев, В.С.Дмитриев. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. – М., 2005.
- Л.Н.Ефименкова, Н.Н.Садовникова. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М.: «Просвещение», 1970.
- А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
- В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабоча программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по технологии для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа по предмету "Технология" в 1-ом классе разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обуч...
Рабочая программа для обучающихся 2 Г класса на 2020-2021 учебный год по предметам: русский язык чтение речевая практика математика мир природы и человека музыка рисование физическая культура ручной труд
Рабочая программа по предметам: русский язык, чтение, речевая практика, математика, мир природы и человека, музыка, рисование, физическая культура, ручной труд разработана для обучающихся 2 Г класса О...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ I-IV КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОТНЕСЕННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ «А»
Рабочая учебная программа по предмету "Физическая культура" адресована обучающимся 1-4 классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Программа составлена ...
Рабочие программы для обучающихся 4 А класса на 2022-2023 учебный год
Рабочие программы для обучающихся 4 А класса на 2022-2023 учебный год...
Рабочие программы для обучающихся 3 А класса на 2021-2022 учебный год
Рабочие программы для обучающихся 3 А класса на 2021-2022 учебный год...
Рабочая программа для обучающихся 2 А класса на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа для обучающихся 2 А классана 2020-2021 учебный год...
Рабочие программы для обучающихся 4 В класса на 2022-2023 учебный год по предметам: Русский язык Чтение Речевая практика Математика Мир природы и человека Рисование Ручной труд
Рабочие программыдля обучающихся 4 В класса на 2022-2023 учебный годпо предметам:Русский язык ЧтениеРечевая практика МатематикаМир природы и человека РисованиеРучной труд...