Рабочая программа логопедических занятий для обучающихся 3-7 классы
рабочая программа по логопедии

Васкевич Оксана Владимировна

Рабочая программа

логопедических занятий

для обучающихся 3-7 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_3-7_klassy.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

КРАЕВОЕ ГОСУДАСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

 ПРОГРАММЫ «ШКОЛА – ИНТЕРНАТ №9» р.п. ПЕРЕЯСЛАВКА

«Рассмотрено»                                             «Согласовано»                               Утверждаю:

на МО педагогов психологов               зам. директора по УВР                    директор ШИ №9

учителей - логопедов                             _________________                          _____________                                                                                        

от_____. 20____г.                                    ____.  20____г.                                   «___» ______2017г.

протокол №___                                      
____________

Рабочая программа

логопедических занятий

для обучающихся 3-7 классы

                                                Составила:

                                                                    Учитель – логопед: Васкевич О.В.

р.п. Переяславка 2017г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Составление программы руководствуется действующим законодательством Российской Федерации по вопросам образования и охраны здоровья граждан, приказами Минздрава России, Минобразования России, Письмом Министерства образования РФ от 20 июня 2002 года № 29/2194-6, приказами органов управления образованием и здравоохранением, Положением о логопеде данного учреждения.

Рабочая программа  составлена на основе:

•  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 3-7 классы - под ред. В.В.Воронковой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Владос", 2012 г.

• АООП  1-4, 5-9  классов

• Учебного плана КГКОУ ШИ  9 на 2017/2018 учебный год

• Годового календарного графика КГКОУ ШИ 9 на 2017/2018 учебный год

• Положения о рабочей программе учебных предметов в КГКОУ ШИ 9

• Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017 / 2018  учебный год.

   Логопедическая работа в школе с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)  занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с общим недоразвитием речи.

    Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

    Нарушения речи у большинства детей, поступающих в данное учреждение, носят характер системного недоразвития, для которого характерно:

- нарушение звукопроизношения;

- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушение сложных форм словообразования;

- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

- нарушение чтения;

- нарушение письма.

Исходя из этого, логопедическое воздействие должно быть, направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

        

  1. Методологические и теоретические основы программы.

Как и любая программа, «Программа логопедических занятий для обучающихся 3 – 7 классов VIII вида» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие реализацию программы и организацию работы по ней:

- принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, позитивный подход;

- принцип системности – рассмотрение ребёнка как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- принцип реалистичности – учёт реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- принцип деятельностного подхода – опора коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

- принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Теоретической основой  для создания данной программы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.

  1. Цель данной программы: 

        Коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.

  1. Основные задачи программы:
  1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.
  2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
  3. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.
  4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

  1. Организация работы по программе.

Коррекция нарушений речи обучающихся требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.

Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала. Наполняемость групп для логопедических занятий составляет 2 – 4 обучающихся.

На групповые логопедические занятия по расписанию. На занятие с группой обучающихся отводится, как правило, 25 – 30 минут.

Занятия проводятся:

         В 3 классе -  3 часа в неделю;

         В 4 - 5 классах – 3 часа в неделю;

         В 6 - 7 классах – 2 часа в неделю.

Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

  1. Программа состоит из следующих разделов:

 -  коррекция звукопроизношения;

 -  коррекция фонематических процессов;

 -  коррекционная работа на лексическом уровне;

 -  коррекционная работа на синтаксическом уровне;

 -  совершенствование связной речи.

  1. В структуру занятия могут входить:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики    пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением;

- обогащение и активизация словарного запаса;

- развитие связной речи.

Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится с 3 по 4 классы. Задачей этого раздела является:

  • устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза.

Программа включает разделы, направленные на:

  • формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов;
  •  дифференциацию твёрдых и мягких согласных, звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных, сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптическое сходство.

           проводится работа по устранению семантической дислексии.

Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 5-7 классах. Которая направлена на:

  • коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как:  «Ударение», «Безударные гласные», «Формирование навыков морфемного анализа и синтеза слов».

Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную деятельность значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

Программа рассчитана на групповые и подгрупповые занятия.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

                                       3 класс

        (3 часа в неделю - 102 часов в год)

  • Обследование.
  • Предложение. Звуки речи.
  • Слоговая структура слова. Ударение.
  • Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными.
  • Мягкий знак в слове.
  • Дифференциация звонких и глухих парных согласных. Дифференциация согласных.
  • Слова, обозначающие предметы. Слова, обозначающие действие предмета. Слова, обозначающие признак предмета.
  • Предложение.
  • Текст.
  • Предлоги.
  • Обследование.

Приемы работы над дифференциацией смешиваемых звуков:

1.Определить звуки по беззвучной артикуляции

  1. Повторение,   записывание слогов, с одинаковыми гласными, с разными гласными.
  2. Чтение слов, запись слов под диктовку.
  1. Преобразовать слоги, заменяя один звук другим.
  2. Определить место звуков в словах.
  1. Подобрать слова с заданным звуком в начале, конце, середине слова.
  2. Сравнить звучание слов-паронимов, найти отличия.
  1.  Игра в лото.
  2.  Диктанты.
  1.  Вставка пропущенных букв в тексте.
  2.  Дополнение предложений  пропущенным словом с заданным звуком.

12.        Составление  рассказа с использованием слов, включающих смешиваемые звуки.

Лексические темы с учётом регионального компонента:      

  1. «Осень» - особенности дальневосточной осени.
  2. «Овощи и фрукты» - ознакомление с разнообразием овощей и фруктов, выращиваемых на Дальнем Востоке.
  3. «Мебель» - ознакомление с продукцией мебельной фабрики.
  4. «Посуда».
  5. «Насекомые».
  6. «Профессии».
  7. «Семья».
  8. «Животные леса», «Детёныши диких животных» - ознакомление с животными, проживающими в дальневосточной тайге.
  9.  «Зимующие птицы» - ознакомление с птицами, проживающими в дальневосточном лесу.
  10. «Зима» - особенности зимы родного края.
  11. «Весна» - особенности весны родного края.
  12.  «Растения весной» - растительный мир дальнего Востока.
  13.  «Труд на селе» - ознакомление с трудом местных жителей.
  14.  «Домашние животные».

                                 

                                               4 класс

                    (3 часа в неделю - 102 часа в год)

  • Обследование.
  • Звуковой анализ. Слоговая структура слова.
  • Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными.
  • Мягкий знак в слове.
  • Дифференциация звонких и глухих парных согласных.
  • Ударение.
  • Слова, обозначающие предметы. Слова, обозначающие действие предмета. Слова, обозначающие признак предмета.
  • Родственные слова.
  • Предлоги.
  • Текст.
  • Обследование.

Приемы работы:

  1. Развитие зрительного восприятия и узнавания зрительного гнозиса.
  2. Формирование буквенного гнозиса.
  3. Развитие зрительной памяти.
  4. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.

              5.Устранение семантической дислексии.

              6.Коррекционная   работа   на лексическом уровне.

             7. Ударение в слове. Схемы слого-ритмической структуры слов.                            

Подведение итогов: написание детьми диктанта, логопедический утренник.

Рекомендуется использование следующих наглядных пособий:

  • для слогового синтеза: слоговые кубики;
  • для дифференциации акустически сходных звуков - лото на соответствующую пару звуков;
  • для устранения оптической дисграфии - при изучении каждой буквы сравнивать образец буквы с наложенным  и зашумленным изображением, отличать правильное изображение на карточке от сходного.

Лексические темы с учётом регионального компонента:      

  1. «Осень» - особенности дальневосточной осени.
  2. «Овощи и фрукты» - ознакомление с разнообразием овощей и фруктов, выращиваемых на Дальнем Востоке.
  3. «Мебель» - ознакомление с продукцией мебельной фабрики.
  4. «Посуда».
  5. «Насекомые».
  6. «Профессии».
  7. «Семья».
  8. «Животные леса», «Детёныши диких животных» - ознакомление с животными, проживающими в дальневосточной тайге.
  9.  «Зимующие птицы» - ознакомление с птицами, проживающими в дальневосточном лесу.
  10. «Зима» - особенности зимы родного края.
  11. «Весна» - особенности весны родного края.
  12.  «Растения весной» - растительный мир дальнего Востока.
  13.  «Труд на селе» - ознакомление с трудом местных жителей.
  14.  «Домашние животные».

 

                                   

 5 класс

            (3 часа в неделю – 102 часа в год)

  • Обследование.
  • Предложение.
  • Предлоги.
  • Звуковой анализ. Твёрдые и мягкие согласные.
  • Состав слова. Словосочетание. Предложение. Текст.
  • Обследование.

Подведение итога - написание диктанта, выполнение грамматического задания.

Методическое обеспечение программы для 5 класса:

Работа по восполнению пробелов в развитии лексических средств ведется не в контексте определенных тем (овощи, фрукты, домашние и дикие животные, сезонные явления и т. д.) в русле формирования у детей представлений о лексических, семантических полях, динамической структуризации слов. Восполнение пробелов в области лексических средств следует увязывать с отработкой предложений различных синтаксических конструкций. На каждом занятии проводится работа по формированию навыка чтения.

                              6 класс -7 класс

              (2 часа в неделю – 68 часов в год)

6 класс.

  • Обследование
  • Гласные первого и второго ряда.
  • Дифференциация звонких и глухих согласных.
  • Состав слова.
  • Имя прилагательное.
  • Обследование.

Подведение итога - написание диктанта.

На каждом занятии по совершенствованию связной речи:

- выполнение учащимися следующих упражнений: расчленение сложных предложений на простые;

  • составление сложных предложений из простых;
  • переконструирование   простых предложений в сложные;
  • конструирование     сложных предложений по союзному слову, по данному придаточному, главному предложению и т.д.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

3        класс.

Обучающиеся должны знать (с учетом индивидуальных особенностей):

  • Алфавит;
  • Гласные и согласные;
  • Знать названия предметов, действий, признаков;
  • Правописание предлогов;
  • Правила написания предложений;
  • Наизусть 4-5 стихотворений.

Обучающиеся должны уметь (с учетом индивидуальных особенностей):

Узнавать существенные признаки связного высказывания, сравнивая:

  • текст и набор предложений;
  • текст и его искаженные варианты (пропуск начала, середины, конца текста;

Строить различные виды синтаксических конструкций, а именно:

  • предложения по данным словам в начальной форме, по вопросам;
  • распространять  предложения; восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
  • находить предложения в сплошном тексте.
  • Анализировать слова по звуковому  и слоговому составу, различать гласные и согласные, сходные согласные.
  • списывать предложения, небольшие тексты; писать под диктовку слова, предложения, тексты (20-25 слов).
  • понимать содержание прочитанного.

4        класс.

 Обучающиеся должны научиться:

  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемую в самостоятельной речи;
  • понимать содержание прочитанного, владеть элементарными навыками пересказа;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и т.п.;
  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;
  • владеть навыком плавного осознанного чтения;
  • уметь писать под диктовку слова с безударными гласными, парными согласными; предложения, тексты (25-35 слов), знать и применять на практике изученные правила орфографии;
  • владеть навыками диалогической речи.

5        класс.

Обучающиеся должны уметь:

   Строить различные виды синтаксических конструкций, а именно:

Анализировать текст:

  • определять тему и основную мысль текста;
  • делить текст на части;
  • озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
  • пользоваться      суффиксальными и приставочными  способами  словообразования;
  • выделять      родственные слова из текста;
  • писать под диктовку (35 – 45 слов).

6         - 7 классы.
Обучающиеся должны уметь:

 Строить различные виды синтаксических конструкций, а именно:

Анализировать текст:

  • определять тему и основную мысль текста;
  • делить текст на части;
  • устанавливать связь между частями текста (восстанавливать деформированный повествовательный  текст из трёх частей);
  • определять последовательность и связность предложений в тексте;
  • устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
  • озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
  • составлять план связного высказывания.

Самостоятельно строить связные высказывания:

  • устанавливать последовательность  развёртывания высказывания (план);
  • отбирать языковые средства, необходимые для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки);
  • составлять и записывать небольшой текст по картине, серии картин, на заданную тему, по наблюдениям;
  • составлять рассказ по заданному началу, середине, концу;
  • писать изложения по коллективно или самостоятельно составленному плану.

Вести диалоги по учебной теме:

  • самостоятельно формулировать и задавать вопросы;
  • сравнивать, обобщать и делать вывод, доказывать и рассуждать.
  • формировать умение вычленять главное и второстепенное в объекте, сравнивать его  с другими объектами, выделять в них общее и различия.

  • согласовывать   слова   в словосочетании  и  предложении;
  • пользоваться   различными предлогами в устной и письменной речи, различать    предлоги    и приставки;
  • определять тему рассказа, основную мысль текста;
  • составлять план связного высказывания;
  • конструировать    повествовательное сообщение;
  • различать части речи; образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, сложные слова с соединительными гласными о, е.

 

Список используемой литературы в работе над программой:

1. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.

2. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.

3. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.

4. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.

5.Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.

7.М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.

8. Логопедическая гимнастика. – СПб.: «Детство», 1999.

9. Е. Косинова. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Эксмо», 2003.

10. Т.А.Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: Пособие для логопеда. – М., 2005.

11. Е.Н.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб., 2009.

Учебные пособия для работы с детьми:

  1. И.А.Смирнова. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. – СПб., 2004.
  2. И.Д.Коненкова. Обследование речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал. – М., 2005.
  3. Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация гласных. – М., 2004.
  4. Л.Н.Ефименкова. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М., 2005.
  5. А.В.Ястребова, Т.П.Бессонова. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М., 2007.
  6. Т.А.Ткаченко. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. Пособие для логопеда. – М., 2005.
  7. С.Д.Дмитриев, В.С.Дмитриев. Занимательная коррекция письменной речи. Сборник упражнений. – М., 2005.
  8.  Л.Н.Ефименкова, Н.Н.Садовникова. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М.: «Просвещение», 1970.
  9. А.И.Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – СПб., 1994.
  10.  В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Домашняя тетрадь для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц. Пособие для логопедов, родителей и детей. – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабоча программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по технологии для обучающихся 1 класса

     Адаптированная рабочая программа по предмету "Технология" в 1-ом классе разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта образования обуч...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по литературному чтению для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

Рабочая программа для обучающихся 2 Г класса на 2020-2021 учебный год по предметам: русский язык чтение речевая практика математика мир природы и человека музыка рисование физическая культура ручной труд

Рабочая программа по предметам: русский язык, чтение, речевая практика, математика, мир природы и человека, музыка, рисование, физическая культура, ручной труд разработана для обучающихся 2 Г класса О...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ I-IV КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОТНЕСЕННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ «А»

Рабочая учебная программа по предмету "Физическая культура" адресована обучающимся  1-4 классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Программа составлена ...

Рабочие программы для обучающихся 4 А класса на 2022-2023 учебный год

Рабочие программы для обучающихся 4 А класса на 2022-2023 учебный год...

Рабочие программы для обучающихся 3 А класса на 2021-2022 учебный год

Рабочие программы для обучающихся 3 А класса на 2021-2022 учебный год...

Рабочая программа для обучающихся 2 А класса на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа для обучающихся 2 А классана 2020-2021 учебный год...