Использование системы дидактических игр в логопедической работе с детьми с ЗПР
учебно-методический материал по логопедии

Мухартова Любовь Александровна

Представлен опыт использования системы дидактических игр в логопедической работе с детьми с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_v_rabote_s_zpr.docx89.85 КБ

Предварительный просмотр:

Мухартова Л.А     учитель – логопед                                  

Использование  системы дидактических игр в логопедической работе с детьми с ЗПР

                                                                                                      12.01.2016г

Для детей с задержкой психического развития (ЗПР) характерны различные нарушения речевой функции. Дети с ЗПР, как правило, имеют недоразвитие речи от полного отсутствия речевых средств общения до развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-грамматического недоразвития. С учётом проявления нарушений речи можно выделить 3 группы с ЗПР:

I группа – немногочисленная группа детей с изолированным фонетическим дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков.

II группа – дети у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты произношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются чаще всего в заменах фонетически близких звуков. Кроме дефектов звукопроизношения наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонетического анализа. В этом случае неизбежны трудности в усвоении чтения и письма.

III группа – наиболее многочисленная, дети с системным недоравитием всех сторон речи – дети с общим недоразвитием речи. Кроме фонетико-фонематических нарушений у этих детей наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность и недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы.

Дети с задержкой психического развития очень часто пассивны и не проявляют желания активно действовать с дидактическим материалом. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Для этой цели и служат дидактические игры.

При проведении логопедической работы по коррекции и развитию лексической стороны использую игру «Развитие ассоциаций», «Классификация предметов по картинкам» , «Найди лишний предмет», «Чем отличаются предметы» , «Назови одним словом», «Доскажи словечко», «Отгадай предмет по названию  его частей», «Скажи наоборот»

Для развития функции словоизменения использую игры с мячом. Играем в игру «Один-много», «У меня - у тебя» «Научи Незнайку», «Скажи наоборот», «Найди пару», «Кто ушел- Кто пришел», «Кто больше подберет слов»

Для развития функции словообразования сделана целая подборка игр для учащихся 3Г класса. «Назови ласково», «Собери семью», «Гости», «Как назвать», «Кто ты?» , «Угадай, кто хозяин», «Деревья»

При работе по формированию грамматического строя речи использую игры: «Волшебное дерево», «Придумай слово», «Волшебный магазин», «Кто? Что?», «Будь внимательным», «Слушай и показывай», «Подбери картинку», «Лишнее слово», «Умная стрелка», «Ловкий мяч», «Умники и умницы»

Большое значение имеет проведение дидактических игр, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает детям ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты и т.п. Достаточно вспомнить, что по звуку можно определить приближение транспорта, направление его движения, сигнал тревоги, приближение грозы, по голосу можно различать своих и чужих людей, и сразу становится понятным, какое значение имеет слуховое восприятие. У детей с задержкой психического развития формирование слухового внимания, различения неречевых звуков и умения действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности. А в дидактических играх эта сторона развития может быть значительно скорректирована.

Развивая слуховое восприятие, надо также идти от различения к восприятию как при дифференциации неречевых звуков, так и при работе с речевым материалом. На первом этапе детям с ЗПР для различения неречевых звуков и речевого материала требуется зрительная или зрительно-двигательная, или просто двигательная опора. Там, где у детей уже появилось настоящее восприятие, сформировался нужный слуховой образ, дополнительная чувственная опора ему не нужна.

Таким образом, игры и упражнения по развитию фонематического восприятия создают необходимые предпосылки к формированию устной и письменной речи у детей с задержкой психического развития.

- Метод дидактических игр. Направлен на развитие познавательных способностей детей: памяти, внимания, мышления; развивает самоконтроль и произвольность. Позволяет максимально развивать способности каждого ребенка, а именно: совершенствовать умение различать и называть предметы ближайшего окружения, упражнять группировать однородные предметы, выделять и выбирать предметы с заданным свойством и пр.

- Метод коммуникативных игр. Способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов. Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру — способности чувствовать, понимать и принимать его. Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе, формируется способность к произвольной регуляции поведения, взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми, позволяет повысить уровень социализации.

Использование игровых методов обучения соответствует ведущей деятельности возраста и позволяет решать целый ряд коррекционных и воспитательных задач. С одной стороны, играющий выполняет реальные действия, связанные с изучением вполне конкретного лексико-грамматического материала; с другой — ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью, наказуемостью, снять барьеры страха быть смешным, получить плохую оценку. В игре легче усваивается изучаемое, быстрее вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, при изучении темы «Слова, обозначающие предметы» дети не просто учатся вычленять из речевого потока и подбирать такие слова, а учат говорить робота, недавно созданного учеными и знающего совсем мало слов (игра «Робот и конструкторы»). При знакомстве с темой «Простое двусоставное предложение» ученики превращаются в «разведчиков», которым необходимо разгадать шифровку (схемы предложений). При изучении любой лексико-грамматической темы игровые приемы и методы обучения оказывают педагогу неоценимую помощь в работе с детьми с ЗПР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа с детьми с ограниченными возможностями (ДЦП)

В работе рассказывается о основных проявлениях ДЦП, речевых нарушениях у детей с ДЦП, направлениях коррекционной работы....

Логопедическая работа с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с элементами методики Монтессори

В статье отражаются элементы Монтессори-педагогики, позволяющие более эффективно организовать коррекционно-образовательный процесс на логопедических занятиях с детьми, имеющих умеренную и тяжелую степ...

Логопедическая работа с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с элементами методики Монтессори

В статье отражаются элементы Монтессори-педагогики, позволяющие более эффективно организовать коррекционно-образовательный процесс на логопедических занятиях с детьми, имеющих умеренную и тяжелую степ...

Дидактическая игра, как методологический прием в логопедической работе с детьми ОНР

Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предме...

Особенности логопедической работы с детьми ЗПР младшего школьного возраста

      Соотношение речи и мышления на  этапах развития ребёнка можно рассматривать в различных аспектах.Прежде всего встает вопрос: Каким образом интеллекту­альное развитие р...

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики следует считать проблему изучения и коррекции нарушений речи у детей с ЗПР. Симптоматика, механизмы и степень проявления речевых расстройств у дете...