Консультация для родителей, имеющих детей с ОВЗ
консультация по логопедии

Ялаудинова Юлия Анатольевна

Консультация учителя-логопеда  для родителей, имеющих детей с ОВЗ. Советы роддителям неговорящих детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditelyam_negovoryashchih_detey.docx494.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация по теме:

Советы родителям неговорящих детей

Уважаемые родители! Помните, что подражание - одно из основных средств воспитания и обучения. Если хотите обучить ребенка выполнять какое-либо действие, выполняйте его сами на глазах у ребенка.

·        «Именная книжка - малышка». Изготовьте совместно с ребенком личную книжку-малышку ребенка. На первой странице книжки - малышки можно наклеить фотографию ребенка и подписать, например «Ванюшкина книжка». В эту же книжку наклеить фотографии ребенка, запечатленного в момент выполнения различных действий: Ваня умывается, Ваня кушает, Ваня плачет и т.д. Для изготовления фотоальбома: просите ребенка выполнить какое-то действие (сесть, встать, лечь и т.д.), фотографируйте его в спонтанной деятельности. Вместе просматривайте фотографии, сопровождайте просмотр эмоциональным комментарием: «Что ты делаешь? Ты сидишь? А здесь? Ты стоишь». Просматривайте вместе с ребенком фотографии из семейного архива и подобным образом разбирайте действия других лиц на фотографиях.

·        «Участие в домашних делах, поддержание порядка». Важно не ограничивать ребенка от домашних дел, считая, что он не говорит и/или не понимает, а следовательно выполнить ничего не может. Для формирования обобщающей функции мышления, закрепления обобщающих понятий игрушки ребенка необходимо разложить в красивые цветные коробки: в отдельную коробку - животных, в отдельную - посуду и т.п. Приучайте ребенка убирать игрушки в соответствующие коробки, поначалу помогайте ему в этом, процесс сортировки сопровождайте речевым комментарием: «В эту коробку сложим животных, а в эту - машинки». Поощряйте ребенка, если он смог разобрать игрушки самостоятельно. После того, как ребенок поиграл с конструкторами, не спешите собирать его в одну коробку. Для закрепления прилагательных разложите наборы конструкторов по коробкам (в одну коробку - самые высокие бруски; в другую - самые маленькие кубики, в третью - самые толстые цилиндры и т.д.).

·        Покажите ребенку две коробки: большую и маленькую. Договоритесь с ребенком, где будут храниться эти коробочки, объясните, что вы будете собирать в них «клад». «Кладом» станут все вещи, найденные вами или ребенком, лежащие не на своих местах. Большие вещи будут складываться в большую коробку, маленькие - в маленькую. Этот игровой прием поможет не только приучить ребенка к поддержанию порядка в доме, но и позволит практически усвоить понятия «больше» - «меньше», повлияет на развитие регулирующей и планирующей функций речи.

·        Замечательно, если ребенок участвует в совместной бытовой деятельности вместе с взрослыми: вместе с ними покупает продукты, убирает дом, готовит пищу, шьет и т.д. Все совместные действия необходимо сопровождать четким, продуманным комментарием. Привлекайте ребенка к работе по дому: закладывая белье в стиральную машину, сопровождайте свои действия комментарием - пусть малыш подаст вам необходимые вещи; по возможности старайтесь готовить пищу совместно - позвольте ребенку бросить овощи в суп, расставить посуду и т.п. Такие совместные действия способствуют не только развитию навыков самообслуживания, но и развивают понимание речи, обогащают лексикон ребенка прилагательными, наречиями и др.

·        Совместное приготовление пищи поможет закрепить в словаре ребенка многие глаголы, в том числе с близким значением: жарить-варить-печь; кипятить, чистить, солить и т.д. Обращайте внимание ребенка на запахи при приготовлении пищи, в следующий раз попросите угадать ребенка по запаху, что готовится на кухне.

·        Если в семье есть младший ребенок, то привлекайте неговорящего ребенка к пению ему колыбельных песен с повторяющимися элементами: баю-баю, люли-люли и т.д.

·        Безречевые дети часто не могут контролировать, планировать свою деятельность, у них не развита регулирующая функция речи. Родителям целесообразно на невербальном материале учить ребенка планированию. Перед походом в магазин составьте наглядный (например, с помощью вырезок из каталогов и газет) список покупок, поручите ребенку, руководствуясь этим списком находить товары: подобная деятельность также способствует развитию социализации ребенка. Привлеките ребенка к разбору сумок после похода в магазин, пусть ребенок поможет вам в классификации предметов на группы: «еда» и «напитки». Предложите ребенку сложить купленные яблоки в вазу по очереди, при этом приговаривайте эмоционально: «я, ты, я, ты». Повторяя эту игру несколько дней, добивайтесь того, чтобы ребенок начал повторять за вами эти простые слова.

·        «Игры-поручения». Совершенствованию понимания речи, обучению понимания многоступенчатых инструкций способствуют игры-поручения. Поручение ребенку выполнение «важных дел» способствует развитию положительного отношения к себе, выработке самооценки. Поручайте ребенку те действия, которые значимы и которые он может выполнить, при этом следует давать ребенку четкие инструкции, сопровождая их видимой яркой артикуляцией. Когда ребенок выполнит поручение, объясните ему, чем именно хорошего в том, что он сделал.

·        «Как общаться с неговорящим ребенком». В общении с ребенком целесообразно использовать насыщенную эмоционально-волевыми интонациями побудительную форму речи: побудительные предложения стимулируют собеседника к активному действию. Речевым комментарием взрослый может сопровождать как собственные действия, за которым наблюдает ребенок, так и действия ребенка. Речевой комментарий не должен быть избыточным, содержать сложные для восприятия ребенка слова, фразы.

·        Недопустима ультимативная форма общения с безречевым ребенком, словесные понукания: «скажи», «повтори» усиливают речевой негативизм.

·        Во время совместных поездок на машине, прогулок, походов в поликлинику краткими, четкими, но подчеркивающими различные интересные детали окружающей обстановки, предложениями рассказывайте ребенку о том, что вас окружает.

·        Ребенок постепенно должен вовлечься в диалог, стимулированный взрослым с удлинением пауз после вопросов, поощрением любой речевой реакции ребенка. Целесообразно использовать альтернативные вопросы, подсказывая тем самым ребенку ответ.

·        На начальных этапах всякая речевая реакция ребенка подхватывается, поощряется, допущенные ошибки не исправляются.

·        Не следует удовлетворять все потребности ребенка, не дожидаясь какого-либо проявления просьбы, если предвосхищать все желания ребенка, не давая ему хотя бы криком, одним звуком выразить их, у него так и не появится стимул заговорить. Если ребенок выразил свои желания с помощью жестов или мимики, обязательно вербализируйте его сообщения.

·        Обращайте внимание ребенка на словесное обозначение характера различных звуков: шуршание, скрип, бульканье, звон, шелест, стук, крик и т.п. Прислушивайтесь к звукам комнаты, звукам за окном, на улице; сопровождайте этот процесс комментарием. Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов, обозначающих услышанное им: шум, шаги, стук и т.д.; звукоподражательно обозначайте их.

·        Чтобы сделать речь более понятной и интересной для ребенка, выделяйте ключевые слова интонацией или жестами, например выразительно мотайте головой.

·        Во время лепки из пластичных материалов (теста, глины, пластилина) обращайте внимание ребенка на действия и их обозначения: мнем, отщипываем, катаем, надавливаем, размазываем, скатываем, раскатываем и т.д. Спрашивайте ребенка, что вы делаете, пока он не может ответить, отвечайте за него. Например, «Что мы делаем?» выдерживаете небольшую паузу - «Правильно, мы мнем».

·        Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов: «да», «нет». Для этого регулярно в течение дня задавайте ребенку короткие вопросы, предоставляя вариант короткого ответа: «Ты попил воды? Да? Да!», «Ты убрал игрушки? Нет? Нет!». При этом оставляйте паузу между вопросом и ответом, чтобы у ребенка было время для ответного слова, однако не задавайте этих вопросов требовательным тоном, не заостряйте на них внимание; задавайте их «невзначай».

·        Не требуйте от ребенка повторения сложных слов, не заставляйте несколько раз повторять ставшее доступным для ребенка слово. Подобные действия способствуют усилению речевого негативизма ребенка. Родители не должны на начальных этапах работы добиваться четкого произнесения какого-либо звука, слова. Следует поощрять любое проявление речевой активности, при этом демонстрируя верный образец речи.

·        Для развития слухового восприятия ребенка полезно, если иногда родители будут разговаривать с ребенком шепотом, играя, например, в разведчиков. Полезно чередовать «игру в поручения», давая инструкции то громкой, то шепотной речью.

·        Желательно, чтобы родители организовали в детской комнате (детском уголке) коррекционно-развивающую среду, которая бы системно использовалась с целью речевого развития ребенка. В детском уголке (комнате) необходимо создать комфортную для ребенка обстановку, вызывающую у него положительные эмоционально-двигательные реакции.

·        Не следует стремиться окружать ребенка множеством игрушек и оставлять его одного на длительное время. Каждую новую игрушку и действия с ней нужно показывать малышу, затевая совместную игру.

·        Используйте большое количество обычных, бытовых, природных материалов для игр, зачастую они вызывают у детей больший интерес, чем «промышленные» игрушки. Например, для закрепления названий цветов и оттенков можно использовать различные резинки для волос. Когда ребенок чем-то расстроен, плачет, успокойте его, предложив ему старую сумку с «волшебными» вещами: детям, как правило, нравится разглядывать разные предметы, собранные в таких сумках; если предметы будут иметь простые названия, рано или поздно ребенок на эмоциональном подъеме захочет повторить их. Не оставляйте эту сумку в досягаемости ребенка, не используйте ее слишком часто, и тогда ребенок не потеряет к ней интерес.

·        Активно включайте в игры с ребенком природные материалы: разложите камушки, пусть малыш пройдет по ним босиком - гуляем по дну озера; разложите ракушки - по дну моря; одновременно показывая мультимедийную презентацию или картинки с изображением этих водоемов, можно закрепить у ребенка представление об их сходствах и различиях. Советуем также прогуливаться босиком по собранным листьям, траве (используя специальное ковровое покрытие), можно совершать прогулки по жарким странам (нагретой ткани) и Крайнему Северу (холодной грелке). Такие упражнения стимулируют ощущения в стопах ног, подошвы стоп - скопления активных точек, рефлекторно связанных с внутренними органами.

·        Если есть возможность, приобретите батут: прыжки на нем способствуют снятию негативизма, в то же время «батут» - достаточно простое слово для усвоения, ребенок на эмоциональном подъеме будет стараться повторить за взрослым. Прыжки на батуте снимают агрессию и уменьшают тревожность.

·        Для речевого развития ребенка родители могут использовать не только книги, предназначенные для детей. Например, для закрепления лексических тем: «овощи», «фрукты», «продукты» целесообразно использовать кулинарные энциклопедии (безусловно, иллюстрированные), журналы с рецептами приготовления блюд. Ребенку будет интересно рассматривать «мамины» журналы и книги. Иллюстрации в рекламных изданиях крупных магазинов позволят закрепить названия мебели, посуды и т.п.

·        Включенный телевизор (часто в фоновом режиме), радио и т.п. мешают ребенку сосредоточиться, отрицательно сказываются на балансе нервных процессов. Во время занятий и игр с ребенком все посторонние источники шума были исключены. Постоянный шум лишает ребенка важнейшей предпосылки для начала развития речи - возможности подражать речи взрослого, поскольку ребенок не может сконцентрироваться на ней.

·        Лучше читать детям сказки, доступные для их понимания и самостоятельного произнесения простых повторяющихся элементов: «Бабка за дедку, дедка за репку»; «Я от бабушки ушёл, Я от дедушки ушёл» и т.д. При этом не следует знакомить ребенка с более, чем одной сказкой в неделю: целесообразнее использовать многообразие книг (с наклейками, с сенсорными вставками, объемные, стилизованные и др.), но с одинаковым речевым материалом.

·        Экспериментируйте с ребенком во время чтения сказок. Например, при чтении сказки «Золушка» предложите ребенку помочь Золушке выполнять ее работу. Смешайте муку с кофе. Покажите ребенку, как можно использовать сито для сортировки кофе от муки. Проведите подобные опыты несколько раз, эмоционально произносите слова: «мука», «кофе», «сито» - ребенок начнет повторять их, подражая вам.

·        Во время чтения различных сказок, просмотра мультфильмов можно использовать психогимнастические упражнения.

·        «Буратино». «Превратиться» в Буратино: напрячь все мышцы, улыбнуться. Обратить внимание ребенка, что Буратино сделан из дерева, значит он деревянный. «Превратиться» в Пьеро: расслабить все мышцы, на лице изобразить грусть. Обратить внимание ребенка на противоположность: веселый Буратино - грустный Пьеро. Перед зеркалом несколько раз поменять выражение лица, одновременно сопровождая действия ребенка экспрессивным проговариванием слов-антонимов. Пьеро - тряпичная кукла, сделана из тряпок. Если есть возможность, целесообразно продемонстрировать ребенку два материала: тряпки (мягкие) и дерево (твердое), привлечь внимание ребенка к их свойствам. Перед зеркалом с ребенком можно изобразить и других героев сказок: хитрую лису Алису (прищурить глаза, поджать губы), злого Карабаса Барабаса (нахмурить лоб, сжать губы, кулаки).

·        Посетите с ребенком небольшие выставки пейзажей или детских рисунков, фотографий. Остановитесь у каждой картины, спросите: «Что на картине нарисовано ближе, что дальше?», «Что желтое?» и т.д. Поднимите ребенка на руки, пусть он покажет пальчиком, а вы озвучите его ответ. Не забывайте всегда демонстрировать ребенку верный образец ответа.

·        Знакомьте ребенка с системой измерения и словесным обозначением, гуляя по парку: измеряйте количеством шагов расстояние от одного дерева до другого, стимулируйте произнесение слов: дальше, ближе. Не требуйте на первых этапах четкого произнесения этих слов. Ваша задача - добиться от ребенка понимания значения этих слов. На прогулке по осеннему лесу соберите листья от разных деревьев и разных цветов, покажите ребенку «листопад», изобразите вместе с ребенком «листопад» в танце.

·        Если вы с ребенком посетили детский спектакль, цирк, придя домой поиграйте в героев, которых видели в этот день: например, превратитесь в силачей (поднимайте воображаемые гири), клоунов (попрыгайте, улыбаясь), факиров (дудите в дудочку, чтобы выползла змея (ребенок дудит, а вы изображаете змею или наоборот), акробатов (пройдитесь по воображаемому канату), дрессировщиков (пусть ребенок произносит «Алле!», а вы изображайте животных). Подобные игры помогут ребенку закрепить полученные представления, расширят его внутренний лексикон, позволят пережить снова яркие эмоции. Несколько дней играйте в получившуюся игру, не давая ребенку новых ярких переживаний, а закрепляя полученные.

·        Нервная система ребенка с речевыми нарушениями требует бережного отношения. Если ребенок боится громких звуков, то, прежде чем идти с ним в театр, взрослому следует убедиться, что в спектакле отсутствуют моменты, способные напугать его. Если ребенок плохо понимает речь, то лучше сводить его на музыкальный праздник, и не ходить на представление, где читаются лишь стихотворные тексты. Однако, безусловно, совместные походы в театр, поездки на природу при правильной их организации пойдут лишь на пользу ребенку, расширят его речевой и социальный опыт.

·        Гуляя с ребенком утром (до полудня) или ближе к закату, обратите его внимание на солнце, предложите ребенку посмотреть несколько минут на солнце. Такое упражнение позволяет укрепить зрение ребенка, улучшить его зрительное восприятие, формирует у ребенка стойкий чувственный образ, необходимый для возникновения слова.

·        Следует избавлять ребенка от возникших у него страхов, не фиксироваться на них: например, в виде каких-то пятен можно изобразить то, что испугало ребенка на кафеле в ванной комнате, чтобы затем ребенок смыл струей душа это изображение.

·        Обязательно отмечайте любой речевой успех ребенка, появление нового слова, звукоподражания.

·        Стимулируйте речевую активность ребенка, совершая нелепые действия (например, пытайтесь надеть брюки на голову ребенка), делайте вид, что забыли, как правильно. Чем необычнее действия взрослого для ребенка (например, знакомя ребенка с фруктом, можно попросить ребенка прыгнуть на него, сделать «фруктовый» массаж), тем возможнее его заинтересовать, вызвать ответную реакцию.

·        Встречайте старания ребенка с преувеличенным восторгом: хвалите его, рассказывайте при ребенке друзьям и родственникам о его достижениях.

·        Помните, что правила поведения, установленные в семье, должны быть постоянными и применяться всеми членами семьи. Установив какое-то правило необходимо строго его придерживаться, если вчера было удобнее, чтобы ребенок три часа сидел у телевизора, ребенку не понять, почему сегодня этого делать не нужно, в результате возникает резкая негативная реакция. Для управления поведением ребенка можно использовать визуализированную систему поощрений: например, в начале дня заведите две коробочки и горсть пуговиц двух цветов: в зависимости от характера поведения (условно говоря, хороших или плохих поступков) в коробку опускается пуговица определенного цвета, в конце дня подсчитываются пуговицы обоих цветов, если набирается определенное количество пуговиц, то ребенок получает поощрение.

·        Соблюдение режима дня необходимо для всех детей дошкольного возраста, для детей с нарушениями нервной системы, к которым относятся неговорящие дети, режим дня является залогом речевого развития.

·        У детей с нарушениями речи обычно наблюдается более низкая работоспособность ЦНС, поэтому они нуждаются в достаточной продолжительности сна. Ребенок 3-4 лет должен спать не менее 14-15 часов в сутки. Укладывать ребенка спать следует в одно и то же время. Не следует перед сном перегружать нервную систему ребенка: играть в подвижные игры, смотреть телевизор, читать новые сказки и т.п.

·        Начинайте утро ребенка с ласковых слов, сделайте ребенку легкий активизирующий массаж: проговаривая ласково названия всех частей тела, сопровождая действия различными потешками - такое пробуждение ребенка будет способствовать снижению негативизма и отрицательного фона настроения.

·        Прием пищи для ребенка не должен быть «на лету», старайтесь организовать традиционный для семьи прием пищи (с большинством членом семьи). Для стимуляции развития органов артикуляционного аппарата поощряйте ребенка облизывать еду (мороженое, конфеты), слизывать крошки с губ; для тренировки мышц кормите ребенка твердой пищей. Во время кормления ребенка не забывайте сопровождать ритуал комментарием; обогащайте представления ребенка о вкусе и запахе продуктов, многократно повторяйте слова в соответствии с тем, что ест ребенок: приторный, душистый, ароматный, сочный, освежающий, бодрящий.

·        В процессе купания ребенка используйте резиновые игрушки - рассуждайте, кто на самом деле может плавать: утка, рыбка, кораблик и т.п.; а что (или кто) умеет плавать только, если он игрушечный (самолет, попугай). Придумывайте разные названия для ванной (бассейн, море, озеро, река, пруд) и играйте в разные игры: пароход по морю плывет и гудит: «у-у-у»; в бассейне купаем кукол - «куп-куп» и т.д.

·        Обращайте внимание на разницу температурных ощущений, включая воду различной температуры, побуждайте ребенка к произвольным эмоциональным восклицаниям «Ой! Ай! Ух! Ох! Ах!».

·        Полезно при купании ребенка включать классическую музыку - это способствует развитию слухового внимания, являясь предпосылкой для развития речи. Обращайте внимания ребенка на мелодию, какая она - веселая, быстрая, грустная, медленная и т.п. Наиболее благотворно на малышей действует музыка Моцарта, Шуберта, Гайдна, Баха.

·        Совместные прогулки с ребенком - уникальный и в то же время естественный для ребенка обучающий процесс. Гуляя с ребенком, обращайте внимание на пение птиц, шелест деревьев, пофантазируйте (не забывайте, что при этом ваши высказывания должны быть простыми, конкретными, понятными ребенку), о чем думают птицы и деревья, что они говорят друг другу. Рассматривайте с ребенком облака, снежинки, листья - на что они могут быть похожи? Старайтесь подбирать для сравнения простые образы, выражаемые простыми словами, которые бы ребенок мог повторить. Обращайте внимание ребенка на качественные признаки природных материалов: гладкость ствола у осины и шершавость у сосны; пышный, роскошный, яркий, пестрый букет из листьев. Позвольте ребенку притронуться к различным по фактурным и температурным явлениям и предметам: дотронуться до камней, мокрых лавочек, поиграть с песком в луже. Безусловно, в момент таких экспериментов ребенок не должен быть предоставлен сам себе, родители следят за ним и сопровождают действия ребенка эмоциональным комментарием. Поиграйте с ребенком в прятки во время прогулки: эта игра позволит незаметно закрепить понимание предлогов: добеги до дерева, спрячься за скамейкой и т.д. Для закрепления названий цветов возьмите на прогулку набор цветных карандашей, пусть ребенок постарается найти такие ясе цвета и оттенки в природе.

·        Необходимо чередовать специальные занятия и упражнения со свободной деятельностью, игрой ребенка; интеллектуальные игры с двигательными.

·        Все игры и упражнения, проводимые с детьми, должны вызывать их радость, чаще стимулируйте детский смех. Повышенная активность лицевых мышц усиливает кровоснабжение мозга, он получает больше кислорода.

·        Мощным стимулом для развития речи является совместная подготовка к традиционным праздникам. Красите яйца к Пасхе - запоминаете цвета, закрепляете новые слова: скорлупа, шелуха (если красить яйца луковой шелухой). Печете блины к Масленице - изучаете продукты (выложите продукты на стол, пусть ребенок самостоятельно смешает их по вашей инструкции).

·        Для ознакомления ребенка с режимными моментами, развития предикативного словаря полезно изготовить специальный фотоальбом «Режим дня», в который помещаются фотографии, отображающие типичную деятельность ребенка в течение дня. Использование подобного фотоальбома стимулирует развитие навыков освоения пространственных и временных представлений, позволяет в доступной для ребенка форме наглядно объяснить понятия о времени суток.

Советы родителям неговорящих детей

Уважаемые родители! Помните, что подражание - одно из основных средств воспитания и обучения. Если хотите обучить ребенка выполнять какое-либо действие, выполняйте его сами на глазах у ребенка.

«Именная книжка - малышка». Изготовьте совместно с ребенком личную книжку-малышку ребенка. На первой странице книжки - малышки можно наклеить фотографию ребенка и подписать, например «Ванюшкина книжка». В эту же книжку наклеить фотографии ребенка, запечатленного в момент выполнения различных действий: Ваня умывается, Ваня кушает, Ваня плачет и т.д. Для изготовления фотоальбома: просите ребенка выполнить какое-то действие (сесть, встать, лечь и т.д.), фотографируйте его в спонтанной деятельности. Вместе просматривайте фотографии, сопровождайте просмотр эмоциональным комментарием: «Что ты делаешь? Ты сидишь? А здесь? Ты стоишь». Просматривайте вместе с ребенком фотографии из семейного архива и подобным образом разбирайте действия других лиц на фотографиях.

«Участие в домашних делах, поддержание порядка». Важно не ограничивать ребенка от домашних дел, считая, что он не говорит и/или не понимает, а следовательно выполнить ничего не может. Для формирования обобщающей функции мышления, закрепления обобщающих понятий игрушки ребенка необходимо разложить в красивые цветные коробки: в отдельную коробку - животных, в отдельную - посуду и т.п. Приучайте ребенка убирать игрушки в соответствующие коробки, поначалу помогайте ему в этом, процесс сортировки сопровождайте речевым комментарием: «В эту коробку сложим животных, а в эту - машинки». Поощряйте ребенка, если он смог разобрать игрушки самостоятельно. После того, как ребенок поиграл с конструкторами, не спешите собирать его в одну коробку. Для закрепления прилагательных разложите наборы конструкторов по коробкам (в одну коробку - самые высокие бруски; в другую - самые маленькие кубики, в третью - самые толстые цилиндры и т.д.).

Покажите ребенку две коробки: большую и маленькую. Договоритесь с ребенком, где будут храниться эти коробочки, объясните, что вы будете собирать в них «клад». «Кладом» станут все вещи, найденные вами или ребенком, лежащие не на своих местах. Большие вещи будут складываться в большую коробку, маленькие - в маленькую. Этот игровой прием поможет не только приучить ребенка к поддержанию порядка в доме, но и позволит практически усвоить понятия «больше» - «меньше», повлияет на развитие регулирующей и планирующей функций речи.

Замечательно, если ребенок участвует в совместной бытовой деятельности вместе с взрослыми: вместе с ними покупает продукты, убирает дом, готовит пищу, шьет и т.д. Все совместные действия необходимо сопровождать четким, продуманным комментарием. Привлекайте ребенка к работе по дому: закладывая белье в стиральную машину, сопровождайте свои действия комментарием - пусть малыш подаст вам необходимые вещи; по возможности старайтесь готовить пищу совместно - позвольте ребенку бросить овощи в суп, расставить посуду и т.п. Такие совместные действия способствуют не только развитию навыков самообслуживания, но и развивают понимание речи, обогащают лексикон ребенка прилагательными, наречиями и др.

Совместное приготовление пищи поможет закрепить в словаре ребенка многие глаголы, в том числе с близким значением: жарить-варить-печь; кипятить, чистить, солить и т.д. Обращайте внимание ребенка на запахи при приготовлении пищи, в следующий раз попросите угадать ребенка по запаху, что готовится на кухне.

Если в семье есть младший ребенок, то привлекайте неговорящего ребенка к пению ему колыбельных песен с повторяющимися элементами: баю-баю, люли-люли и т.д.

Безречевые дети часто не могут контролировать, планировать свою деятельность, у них не развита регулирующая функция речи. Родителям целесообразно на невербальном материале учить ребенка планированию. Перед походом в магазин составьте наглядный (например, с помощью вырезок из каталогов и газет) список покупок, поручите ребенку, руководствуясь этим списком находить товары: подобная деятельность также способствует развитию социализации ребенка. Привлеките ребенка к разбору сумок после похода в магазин, пусть ребенок поможет вам в классификации предметов на группы: «еда» и «напитки». Предложите ребенку сложить купленные яблоки в вазу по очереди, при этом приговаривайте эмоционально: «я, ты, я, ты». Повторяя эту игру несколько дней, добивайтесь того, чтобы ребенок начал повторять за вами эти простые слова.

«Игры-поручения». Совершенствованию понимания речи, обучению понимания многоступенчатых инструкций способствуют игры-поручения. Поручение ребенку выполнение «важных дел» способствует развитию положительного отношения к себе, выработке самооценки. Поручайте ребенку те действия, которые значимы и которые он может выполнить, при этом следует давать ребенку четкие инструкции, сопровождая их видимой яркой артикуляцией. Когда ребенок выполнит поручение, объясните ему, чем именно хорошего в том, что он сделал.

«Как общаться с неговорящим ребенком». В общении с ребенком целесообразно использовать насыщенную эмоционально-волевыми интонациями побудительную форму речи: побудительные предложения стимулируют собеседника к активному действию. Речевым комментарием взрослый может сопровождать как собственные действия, за которым наблюдает ребенок, так и действия ребенка. Речевой комментарий не должен быть избыточным, содержать сложные для восприятия ребенка слова, фразы.

Недопустима ультимативная форма общения с безречевым ребенком, словесные понукания: «скажи», «повтори» усиливают речевой негативизм.

Во время совместных поездок на машине, прогулок, походов в поликлинику краткими, четкими, но подчеркивающими различные интересные детали окружающей обстановки, предложениями рассказывайте ребенку о том, что вас окружает.

Ребенок постепенно должен вовлечься в диалог, стимулированный взрослым с удлинением пауз после вопросов, поощрением любой речевой реакции ребенка. Целесообразно использовать альтернативные вопросы, подсказывая тем самым ребенку ответ.

На начальных этапах всякая речевая реакция ребенка подхватывается, поощряется, допущенные ошибки не исправляются.

Не следует удовлетворять все потребности ребенка, не дожидаясь какого-либо проявления просьбы, если предвосхищать все желания ребенка, не давая ему хотя бы криком, одним звуком выразить их, у него так и не появится стимул заговорить. Если ребенок выразил свои желания с помощью жестов или мимики, обязательно вербализируйте его сообщения.

Обращайте внимание ребенка на словесное обозначение характера различных звуков: шуршание, скрип, бульканье, звон, шелест, стук, крик и т.п. Прислушивайтесь к звукам комнаты, звукам за окном, на улице; сопровождайте этот процесс комментарием. Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов, обозначающих услышанное им: шум, шаги, стук и т.д.; звукоподражательно обозначайте их.

Чтобы сделать речь более понятной и интересной для ребенка, выделяйте ключевые слова интонацией или жестами, например выразительно мотайте головой.

Во время лепки из пластичных материалов (теста, глины, пластилина) обращайте внимание ребенка на действия и их обозначения: мнем, отщипываем, катаем, надавливаем, размазываем, скатываем, раскатываем и т.д. Спрашивайте ребенка, что вы делаете, пока он не может ответить, отвечайте за него. Например, «Что мы делаем?» выдерживаете небольшую паузу - «Правильно, мы мнем».

Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов: «да», «нет». Для этого регулярно в течение дня задавайте ребенку короткие вопросы, предоставляя вариант короткого ответа: «Ты попил воды? Да? Да!», «Ты убрал игрушки? Нет? Нет!». При этом оставляйте паузу между вопросом и ответом, чтобы у ребенка было время для ответного слова, однако не задавайте этих вопросов требовательным тоном, не заостряйте на них внимание; задавайте их «невзначай».

Не требуйте от ребенка повторения сложных слов, не заставляйте несколько раз повторять ставшее доступным для ребенка слово. Подобные действия способствуют усилению речевого негативизма ребенка. Родители не должны на начальных этапах работы добиваться четкого произнесения какого-либо звука, слова. Следует поощрять любое проявление речевой активности, при этом демонстрируя верный образец речи.

Для развития слухового восприятия ребенка полезно, если иногда родители будут разговаривать с ребенком шепотом, играя, например, в разведчиков. Полезно чередовать «игру в поручения», давая инструкции то громкой, то шепотной речью.

Желательно, чтобы родители организовали в детской комнате (детском уголке) коррекционно-развивающую среду, которая бы системно использовалась с целью речевого развития ребенка. В детском уголке (комнате) необходимо создать комфортную для ребенка обстановку, вызывающую у него положительные эмоционально-двигательные реакции.

Не следует стремиться окружать ребенка множеством игрушек и оставлять его одного на длительное время. Каждую новую игрушку и действия с ней нужно показывать малышу, затевая совместную игру.

Используйте большое количество обычных, бытовых, природных материалов для игр, зачастую они вызывают у детей больший интерес, чем «промышленные» игрушки. Например, для закрепления названий цветов и оттенков можно использовать различные резинки для волос. Когда ребенок чем-то расстроен, плачет, успокойте его, предложив ему старую сумку с «волшебными» вещами: детям, как правило, нравится разглядывать разные предметы, собранные в таких сумках; если предметы будут иметь простые названия, рано или поздно ребенок на эмоциональном подъеме захочет повторить их. Не оставляйте эту сумку в досягаемости ребенка, не используйте ее слишком часто, и тогда ребенок не потеряет к ней интерес.

Активно включайте в игры с ребенком природные материалы: разложите камушки, пусть малыш пройдет по ним босиком - гуляем по дну озера; разложите ракушки - по дну моря; одновременно показывая мультимедийную презентацию или картинки с изображением этих водоемов, можно закрепить у ребенка представление об их сходствах и различиях. Советуем также прогуливаться босиком по собранным листьям, траве (используя специальное ковровое покрытие), можно совершать прогулки по жарким странам (нагретой ткани) и Крайнему Северу (холодной грелке). Такие упражнения стимулируют ощущения в стопах ног, подошвы стоп - скопления активных точек, рефлекторно связанных с внутренними органами.

Если есть возможность, приобретите батут: прыжки на нем способствуют снятию негативизма, в то же время «батут» - достаточно простое слово для усвоения, ребенок на эмоциональном подъеме будет стараться повторить за взрослым. Прыжки на батуте снимают агрессию и уменьшают тревожность.

Для речевого развития ребенка родители могут использовать не только книги, предназначенные для детей. Например, для закрепления лексических тем: «овощи», «фрукты», «продукты» целесообразно использовать кулинарные энциклопедии (безусловно, иллюстрированные), журналы с рецептами приготовления блюд. Ребенку будет интересно рассматривать «мамины» журналы и книги. Иллюстрации в рекламных изданиях крупных магазинов позволят закрепить названия мебели, посуды и т.п.

Включенный телевизор (часто в фоновом режиме), радио и т.п. мешают ребенку сосредоточиться, отрицательно сказываются на балансе нервных процессов. Во время занятий и игр с ребенком все посторонние источники шума были исключены. Постоянный шум лишает ребенка важнейшей предпосылки для начала развития речи - возможности подражать речи взрослого, поскольку ребенок не может сконцентрироваться на ней.

Лучше читать детям сказки, доступные для их понимания и самостоятельного произнесения простых повторяющихся элементов: «Бабка за дедку, дедка за репку»; «Я от бабушки ушёл, Я от дедушки ушёл» и т.д. При этом не следует знакомить ребенка с более, чем одной сказкой в неделю: целесообразнее использовать многообразие книг (с наклейками, с сенсорными вставками, объемные, стилизованные и др.), но с одинаковым речевым материалом.

Экспериментируйте с ребенком во время чтения сказок. Например, при чтении сказки «Золушка» предложите ребенку помочь Золушке выполнять ее работу. Смешайте муку с кофе. Покажите ребенку, как можно использовать сито для сортировки кофе от муки. Проведите подобные опыты несколько раз, эмоционально произносите слова: «мука», «кофе», «сито» - ребенок начнет повторять их, подражая вам.

Во время чтения различных сказок, просмотра мультфильмов можно использовать психогимнастические упражнения.

«Буратино». «Превратиться» в Буратино: напрячь все мышцы, улыбнуться. Обратить внимание ребенка, что Буратино сделан из дерева, значит он деревянный. «Превратиться» в Пьеро: расслабить все мышцы, на лице изобразить грусть. Обратить внимание ребенка на противоположность: веселый Буратино - грустный Пьеро. Перед зеркалом несколько раз поменять выражение лица, одновременно сопровождая действия ребенка экспрессивным проговариванием слов-антонимов. Пьеро - тряпичная кукла, сделана из тряпок. Если есть возможность, целесообразно продемонстрировать ребенку два материала: тряпки (мягкие) и дерево (твердое), привлечь внимание ребенка к их свойствам. Перед зеркалом с ребенком можно изобразить и других героев сказок: хитрую лису Алису (прищурить глаза, поджать губы), злого Карабаса Барабаса (нахмурить лоб, сжать губы, кулаки).

Посетите с ребенком небольшие выставки пейзажей или детских рисунков, фотографий. Остановитесь у каждой картины, спросите: «Что на картине нарисовано ближе, что дальше?», «Что желтое?» и т.д. Поднимите ребенка на руки, пусть он покажет пальчиком, а вы озвучите его ответ. Не забывайте всегда демонстрировать ребенку верный образец ответа.

Знакомьте ребенка с системой измерения и словесным обозначением, гуляя по парку: измеряйте количеством шагов расстояние от одного дерева до другого, стимулируйте произнесение слов: дальше, ближе. Не требуйте на первых этапах четкого произнесения этих слов. Ваша задача - добиться от ребенка понимания значения этих слов. На прогулке по осеннему лесу соберите листья от разных деревьев и разных цветов, покажите ребенку «листопад», изобразите вместе с ребенком «листопад» в танце.

Если вы с ребенком посетили детский спектакль, цирк, придя домой поиграйте в героев, которых видели в этот день: например, превратитесь в силачей (поднимайте воображаемые гири), клоунов (попрыгайте, улыбаясь), факиров (дудите в дудочку, чтобы выползла змея (ребенок дудит, а вы изображаете змею или наоборот), акробатов (пройдитесь по воображаемому канату), дрессировщиков (пусть ребенок произносит «Алле!», а вы изображайте животных). Подобные игры помогут ребенку закрепить полученные представления, расширят его внутренний лексикон, позволят пережить снова яркие эмоции. Несколько дней играйте в получившуюся игру, не давая ребенку новых ярких переживаний, а закрепляя полученные.

Нервная система ребенка с речевыми нарушениями требует бережного отношения. Если ребенок боится громких звуков, то, прежде чем идти с ним в театр, взрослому следует убедиться, что в спектакле отсутствуют моменты, способные напугать его. Если ребенок плохо понимает речь, то лучше сводить его на музыкальный праздник, и не ходить на представление, где читаются лишь стихотворные тексты. Однако, безусловно, совместные походы в театр, поездки на природу при правильной их организации пойдут лишь на пользу ребенку, расширят его речевой и социальный опыт.

Гуляя с ребенком утром (до полудня) или ближе к закату, обратите его внимание на солнце, предложите ребенку посмотреть несколько минут на солнце. Такое упражнение позволяет укрепить зрение ребенка, улучшить его зрительное восприятие, формирует у ребенка стойкий чувственный образ, необходимый для возникновения слова.

Следует избавлять ребенка от возникших у него страхов, не фиксироваться на них: например, в виде каких-то пятен можно изобразить то, что испугало ребенка на кафеле в ванной комнате, чтобы затем ребенок смыл струей душа это изображение.

Обязательно отмечайте любой речевой успех ребенка, появление нового слова, звукоподражания.

Стимулируйте речевую активность ребенка, совершая нелепые действия (например, пытайтесь надеть брюки на голову ребенка), делайте вид, что забыли, как правильно. Чем необычнее действия взрослого для ребенка (например, знакомя ребенка с фруктом, можно попросить ребенка прыгнуть на него, сделать «фруктовый» массаж), тем возможнее его заинтересовать, вызвать ответную реакцию.

Встречайте старания ребенка с преувеличенным восторгом: хвалите его, рассказывайте при ребенке друзьям и родственникам о его достижениях.

Помните, что правила поведения, установленные в семье, должны быть постоянными и применяться всеми членами семьи. Установив какое-то правило необходимо строго его придерживаться, если вчера было удобнее, чтобы ребенок три часа сидел у телевизора, ребенку не понять, почему сегодня этого делать не нужно, в результате возникает резкая негативная реакция. Для управления поведением ребенка можно использовать визуализированную систему поощрений: например, в начале дня заведите две коробочки и горсть пуговиц двух цветов: в зависимости от характера поведения (условно говоря, хороших или плохих поступков) в коробку опускается пуговица определенного цвета, в конце дня подсчитываются пуговицы обоих цветов, если набирается определенное количество пуговиц, то ребенок получает поощрение.

Соблюдение режима дня необходимо для всех детей дошкольного возраста, для детей с нарушениями нервной системы, к которым относятся неговорящие дети, режим дня является залогом речевого развития.

У детей с нарушениями речи обычно наблюдается более низкая работоспособность ЦНС, поэтому они нуждаются в достаточной продолжительности сна. Ребенок 3-4 лет должен спать не менее 14-15 часов в сутки. Укладывать ребенка спать следует в одно и то же время. Не следует перед сном перегружать нервную систему ребенка: играть в подвижные игры, смотреть телевизор, читать новые сказки и т.п.

Начинайте утро ребенка с ласковых слов, сделайте ребенку легкий активизирующий массаж: проговаривая ласково названия всех частей тела, сопровождая действия различными потешками - такое пробуждение ребенка будет способствовать снижению негативизма и отрицательного фона настроения.

Прием пищи для ребенка не должен быть «на лету», старайтесь организовать традиционный для семьи прием пищи (с большинством членом семьи). Для стимуляции развития органов артикуляционного аппарата поощряйте ребенка облизывать еду (мороженое, конфеты), слизывать крошки с губ; для тренировки мышц кормите ребенка твердой пищей. Во время кормления ребенка не забывайте сопровождать ритуал комментарием; обогащайте представления ребенка о вкусе и запахе продуктов, многократно повторяйте слова в соответствии с тем, что ест ребенок: приторный, душистый, ароматный, сочный, освежающий, бодрящий.

В процессе купания ребенка используйте резиновые игрушки - рассуждайте, кто на самом деле может плавать: утка, рыбка, кораблик и т.п.; а что (или кто) умеет плавать только, если он игрушечный (самолет, попугай). Придумывайте разные названия для ванной (бассейн, море, озеро, река, пруд) и играйте в разные игры: пароход по морю плывет и гудит: «у-у-у»; в бассейне купаем кукол - «куп-куп» и т.д.

Обращайте внимание на разницу температурных ощущений, включая воду различной температуры, побуждайте ребенка к произвольным эмоциональным восклицаниям «Ой! Ай! Ух! Ох! Ах!».

Полезно при купании ребенка включать классическую музыку - это способствует развитию слухового внимания, являясь предпосылкой для развития речи. Обращайте внимания ребенка на мелодию, какая она - веселая, быстрая, грустная, медленная и т.п. Наиболее благотворно на малышей действует музыка Моцарта, Шуберта, Гайдна, Баха.

Совместные прогулки с ребенком - уникальный и в то же время естественный для ребенка обучающий процесс. Гуляя с ребенком, обращайте внимание на пение птиц, шелест деревьев, пофантазируйте (не забывайте, что при этом ваши высказывания должны быть простыми, конкретными, понятными ребенку), о чем думают птицы и деревья, что они говорят друг другу. Рассматривайте с ребенком облака, снежинки, листья - на что они могут быть похожи? Старайтесь подбирать для сравнения простые образы, выражаемые простыми словами, которые бы ребенок мог повторить. Обращайте внимание ребенка на качественные признаки природных материалов: гладкость ствола у осины и шершавость у сосны; пышный, роскошный, яркий, пестрый букет из листьев. Позвольте ребенку притронуться к различным по фактурным и температурным явлениям и предметам: дотронуться до камней, мокрых лавочек, поиграть с песком в луже. Безусловно, в момент таких экспериментов ребенок не должен быть предоставлен сам себе, родители следят за ним и сопровождают действия ребенка эмоциональным комментарием. Поиграйте с ребенком в прятки во время прогулки: эта игра позволит незаметно закрепить понимание предлогов: добеги до дерева, спрячься за скамейкой и т.д. Для закрепления названий цветов возьмите на прогулку набор цветных карандашей, пусть ребенок постарается найти такие ясе цвета и оттенки в природе.

Необходимо чередовать специальные занятия и упражнения со свободной деятельностью, игрой ребенка; интеллектуальные игры с двигательными.

Все игры и упражнения, проводимые с детьми, должны вызывать их радость, чаще стимулируйте детский смех. Повышенная активность лицевых мышц усиливает кровоснабжение мозга, он получает больше кислорода.

Мощным стимулом для развития речи является совместная подготовка к традиционным праздникам. Красите яйца к Пасхе - запоминаете цвета, закрепляете новые слова: скорлупа, шелуха (если красить яйца луковой шелухой). Печете блины к Масленице - изучаете продукты (выложите продукты на стол, пусть ребенок самостоятельно смешает их по вашей инструкции).

Для ознакомления ребенка с режимными моментами, развития предикативного словаря полезно изготовить специальный фотоальбом «Режим дня», в который помещаются фотографии, отображающие типичную деятельность ребенка в течение дня. Использование подобного фотоальбома стимулирует развитие навыков освоения пространственных и временных представлений, позволяет в доступной для ребенка форме наглядно объяснить понятия о времени суток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание и основные направления работы с родителями, имеющих детей-инвалидов.

Напрвления работы с родителями, имеющих детей-инвалидов, в рамках общеобразовательного учереждения....

Содержание и основные направления работы с родителями, имеющих детей-инвалидов

Была курсах где разработала выпускную работу, можете использовать в работе....

Родительский кейс с рекомендациями и советами для родителей, имеющими детей с СДВГ

Представлен родительский кейс с рекомендациями и  советами для родителей, имеющими детей с СДВГ. В нем описано понятие СДВГ, проявление гиперактивности, признаки  нарушений внимания у детей....

«Современные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями, имеющими детей младшего школьного возраста с ОВЗ»

Представленная статья о взаимодействии родителей и учителя-логопеда в работе с детьми имеющими нарушение речи...

Консультативная помощь учителя-логопеда родителям, имеющим детей с ОВЗ

Консультативная помощь ролителям, имеющим детей с ОВЗ. Успех коррекционного обучения прежде всего определяется содружеством специалистов школы, педагогов и родителей. Что не может сделать один, можно ...

Консультация для родителей, имеющих детей – левшей

Чем отличается мозг человека-левши от мозга правши? Интересные факты о левом и правом полушарии мозга. Как узнать левша ребенок или правша? Какие выводы сделали ученые о леворуких детях...

Рекомендации для родителей, имеющих детей с ОВЗ

Уважаемые родители! Помните, что успех коррекционного обучения прежде всего определяется содружеством всех специалистов детского сада, воспитателей и вас, родителей. Что не может сделать один, мы...