Проблемы чтения и понимания у детей с расстройствами аутистического спектра
статья по логопедии

Чупрова Кристина Евгеньевна
Несмотря на недостаточность пространственного гнозиса и, как следствие, фокусирование на деталях, а не на целом, на проблемы с кратковременной памятью, на неумение выстроить логические цепочки и установить связи слов в предложении и тексте, детей с РАС можно научить читать, и не только на уровне декодирования слов, но и на уровне понимания смысла прочитанного. Всего этого можно добиться, если использовать правильные методики и опираться на индивидуальное развитие и сферу интересов каждого отдельного ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_chteniya_i_ponimaniya_u_autistov27.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

Чупрова Кристина Евгеньевна

учитель-логопед

ГБОУ Гимназия 642 «Земля и Вселенная»

Василеостровского района

г. Санкт-Петербург

kristinakrotova@inbox.lv

Проблемы чтения и понимания у детей

 с расстройствами аутистического спектра

2019

В акте чтения принимают участие зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Оно начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. Затем буквы соотносятся с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукового образа слова. Когда звуковой образ в нашем мозгу соотносится со своим значением, осуществляется понимание прочитанного.

«Таким образом, в процессе чтения можно условно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую, которая является основной целью процесса чтения» (Лалаева, 1983).

После того, как дети научаются распознавать буквы и слова, наступает новый этап в жизни маленького читателя –этап, на котором возникает целостное понимание смысла всего прочитанного.

Понимание текста – это комплексный процесс, который зависит от знания значений написанных слов, навыков анализа синтаксических и семантических структур, от предшествующего читательского опыта, от уровня владения темой текста, от работы логического мышления и от когнитивных способностей читателя. Для того, чтобы понять прочитанное, читатель должен уметь делать логические выводы, обладать хорошим вниманием, правильной установкой цели чтения, достаточным запасом слов и примерными знаниями контекста.

Ребенок владеет навыками чтения, когда он распознает буквы, собирает эти буквы в слова, превращает слова в звуковые образы, понимает значение этих слов, умеет собрать их в единое «послание», принять это «послание», проанализировать его и сделать правильные выводы.

Все это и происходит в норме, когда нет сбоев ни на одном из данных этапов, а значит, читатель здоров. А что же происходит, если читатель страдает аутизмом или другими расстройствами аутистического спектра?

Расстройства аутистического спектра (РАС) — это «спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов (Гилберг, Питерс, 1998). К ним относятся:  классический аутизм или синдром Каннера (для постановки диагноза аутизма должна присутствовать триада симптомов: недостаток социального взаимодействия (сложно понять чувства и  эмоции других людей, а также выразить свои собственные, что затрудняет адаптацию в обществе), недостаток взаимной коммуникации (вербальной и невербальной) и недоразвитие воображения, которое проявляется в ограниченном спектре поведения), синдром Аспергера (данный синдром устанавливается, следуя тому же набору диагностических критериев, относящихся к аутизму, но исключая критерии, относящиеся к нарушению коммуникации), Синдром Ретта (одно из наиболее распространенных патологий в ряду наследственных форм умственной отсталости, встречающееся исключительно у девочек), атипичный аутизм (тип общего расстройства развития, который отличается от аутизма либо возрастом начала, либо отсутствием хотя бы одного из трех диагностичеких критериев) и детское первазивное (дезинтегративное) расстройство (существует небольшая группа людей, которые развиваются без явных аномалий в возрасте от 1,5 до 4 лет, а затем у них появляются тяжелые симптомы аутизма).

У детей с такими расстройствами могут быть нарушения фонематического слуха (неспособность дифференцировать фонемы и выделять их в потоке речи), а также проблемы со зрительно – пространственными восприятием. «Учитывая типичную для аутичных детей недостаточность пространственного гнозиса, проявляющуюся в трудностях слияния частей, фрагментов в целое, можно было бы предположить определенные трудности уже на этапе ознакомления с буквами: для определения буквы необходимо синтезировать все ее элементы в гештальт » (Костина, 2005). Ребенку с РАС трудно воспринимать слово как сочетание звуков или букв, поэтому его легче научить воспринимать слово целиком как знак или идеограмму.

На этапе распознавания слов аутистический ребенок может достичь хороших результатов (в случае гиперлексии эти результаты превышают норму) – ему нравится фокусировать внимание на деталях, поэтому освоив навык чтения слов (путем глобального чтения (сразу словами) или все-таки классическим путем) он можно серьезно увлечься этим процессом. Но большие сложности возникают на этапе понимания предложения и тем более всего текста. Такому ребенку тяжело согласовать слова в предложении и предложения в тексте (все потому, что у него трудности в слиянии частей в целое). А если слова в сознании ребенка не согласовываются, то и смысл прочитанного остается для него загадкой. К тому же у аутистического ребенка дефицит рабочей памяти. А это, вместе с тенденцией фокусироваться на деталях, и создает трудности для соединения текста в нечто целостное, связное и согласованное.

Исследования мозга детей с РАС на МРТ показали, во время чтения предложений у них происходит активность в теменной и затылочной областях, что свидетельствует о том, что для понимания смысла всего предложения им нужно представить все прочитанное в визуальных образах.

Еще одно исследование показало, что таким людям легче понимать научно-описательные тексты, чем художественные, так как мотивы и эмоциональные переживания героев для них останутся абсолютно непонятыми из-за отсутствия модели психического (Theory of mind).

Теперь стоит вернуться в такому часто наблюдаемому явлению у детей с РАС как гиперлексия. Если всем известная классическая дислексия проявляется в том, что ребенок плохо справляется с механической стороной чтения (декодирование слов), но понимание смысла при этом соответствует норме, то гиперлексия – это полностью противоположный процесс (слова легко декодируются, а вот с пониманием возникают серьезные проблемы). Гиперлексию можно рассматривать как отдельное специфическое нарушение чтения, а можно считать одной из разновидностей дислексии.

«По современным данным понятие гиперлексия характеризуется следующими категориями:

      Развитие навыка чтения слов раньше хронологического возраста или интенсивное увлечение буквами и/или числами (до 5 лет).

       Выраженные речевые нарушения (отсроченные и непосредственные эхолалии, высокие показатели механической слухоречевой памяти (как и зрительной), лучшее понимание отдельных слов (в основном, существительных), чем предложений и текстов, использование одних и тех же фраз-штампов в сходных ситуациях, выраженные трудности инициации речевого контакта при спонтанной многоречивости.

       Трудности переноса, потребность в соблюдении ритуалов, обонятельная и/или тактильная гиперсензитивность, аутостимуляции; специфические, необычные страхи.

       Наличие регресса или задержки речевого развития.

       Трудности понимания вопросительных наречий и местоимений («Где», «Когда», «Куда», «Что», «Кто»).

       Конкретное, буквальное понимание ситуаций.

       Трудности с абстрактными понятиями» (Костина, 2005).

У детей с гиперлексией может быть превосходная слуховая и зрительная память, но на изолированные слова, а не на слова, употребляемые в контексте. Эти дети обнаруживают трудности с операциями категоризации и ассоциации, они не ориентируются на синтаксические и семантические аспекты. Они способны получать и сохранять изолированные единицы информации, скорее, механически, но с трудом организуют и используют смысловую информацию, что согласуется с теорией нарушения центрального связывания при аутизме.

Как же научить ребенка с РАТ читать и понимать прочитанное?

Во-первых, следует ориентироваться на интересы такого ребенка. Известно, что аутистические дети имеют необычные пристрастия и интересы. Если ему нравится, скажем, разглядывать кредитные карточки, то нужно построить процесс обучения вокруг этих карточек (читать на них буквы, находить статьи про карты и т.д.) Во- вторых, важно не допускать сенсорной перегрузки, так как многие дети с аутизмом страдают от сенсорной дезинтеграции (слишком сильной реакции на сенсорные раздражители). Поэтому важно создать подходящие для занятий условия. Ну и конечно же, важно выбрать правильные  педагогические методики и материалы, подходящие конкретному ребенку (сейчас эти х материалов очень много, например, Reading Mastery, PCI Education, Special Reads и т.д.)

Определить, понимает ли ребенок текст, можно только путем обсуждения текста с ним лично. Но многие дети с РАТ, даже если и понимают прочитанное, часто просто не могут подобрать нужные слова для выражения своих мыслей или просто не в состоянии напрямую отвечать на вопросы учителя. Поэтому для извлечения информации можно использовать разные игровые методики (напр., задавать вопросы голосами персонажей из мультиков) или другие способы ответов на вопросы, исключающие прямой контакт и серьезный стиль общения (например, можно попросить нарисовать ответы, написать знаками, показать пантомимой, сделать коллаж и т.д.)

Занятия чтением с таким ребенком должны проходить индивидуально и в приятной и комфортной ему обстановке. Только когда ребенок сумеет по-настоящему заинтересоваться чтением, он сможет добиться в этом деле каких-то результатов.

Подводя итоги, хочется еще раз отметить, что, несмотря на недостаточность пространственного гнозиса и, как следствие, фокусирование на деталях, а не на целом, на проблемы с кратковременной памятью, на неумение выстроить логические цепочки и установить связи слов в предложении и тексте, детей с РАС можно научить читать, и не только на уровне декодирования слов, но и на уровне понимания смысла прочитанного. Всего этого можно добиться, если использовать правильные методики и опираться на индивидуальное развитие и сферу интересов каждого отдельного ребенка.

Список литературы:

  1. http://autism.lovetoknow.com/teaching-autistic-children-reading
  2. Kluth P. Tell Me About the Story: Comprehension Strategies for Students with Autism // http://www.paulakluth.com/readings/
  3. Randi J., Newman N, Grigorenko E.L. Teaching Children with Autism to Read for Meaning: Challenges and Possibilities // http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2892026/citedby/
  4. Гилберг К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты / К. Гилберг, Т. Питерс. – СПб.: ИСПиП, 1998. – 312 с.
  5. Костина И.А. Гиперлексия (краткий обзор по истории изучения вопроса) // "Аутизм и нарушения развития", № 1, 2005, с. 7-14.
  6. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. –– М.: Просвещение, 1983.
  7. Семянникова А.А.Расстройства аутистического спектра: классификации, определение понятий, симптомы //http://www.integration.com.ua/ter_theater/158.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование способов психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра в целях достижения личностных результатов ФГОС

Ключевые слова: аутизм, личностные результаты, терапия средой, терапевтический коллектив, котерапевт....

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ VIII ВИДА И СЕМЬИ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

Социальное партнерство в образовании – особый тип взаимодействия образовательных учреждений с различными институтами социума, то есть с органами культуры и здравоохранения, физической культуры и спорт...

Подготовка к школе неорганизованных детей с расстройствами аутистического спектра

Организация учебного поведения – неотъемлемая часть коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения развития. Но ни с одной категорией детей учителю-дефектологу не приходится работать ...

Средства альтернативной коммуникации, как условия организации инклюзивного образования для детей с расстройством аутистического спектра

в данной статье раскрыты трудности в организации обучения детей с аутизмом и создание специальных условий в рамках класса и школы....

Важные аспекты обучения глобальному чтению детей с расстройством аутистического спектра

Опыт показывает, что использование традиционных приёмов обучения чтению при работе с обучающимися с РАС не всегда эффективно. Традиционный подход во многом опирается на уже сформированные речевые и ко...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В презентации рассматриваются проблемы инклюзивного образования и его реализации с детьми с расстройством аутистического спектра, а также с детьми с умственной отсталостью младшего школьного возраста ...