Логопедическая работа с детьми с ЗПР
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3 класс)

Гусейнова Роза Гаджиевна

Организация данной работы предполагает включенность каждого ребенка на основе понимания его возможностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Логопедическая работа
с детьми с задержкой   психического развития»  

Гусейнова Роза Гаджиага кызы
учитель-логопед  МАОУ МО г.Нягань «НОШ №9»

У детей с ЗПР школа обычно вызывает негативное отношение. Это происходит из-за того, что такие дети часто терпят неудачу.  При проведении коррекционно-развивающих мероприятий, необходимо стремиться к тому, чтобы исключить у ребенка, насколько это возможно, ситуацию неудачи. Необходимо что бы учение вызвало положительные эмоции: Чтобы приучать ребёнка к мыслительной работе, надо учитывать предпочтение ребенком того или иного содержания обучения на учебном материале, который ему интересен.

Необходимо  отбирать те задания, которые ребенок  может выполнить хорошо,  это повысит его самооценку, улучшит настроение, поднимет готовность участвовать в учебной работе, что способствует формированию положительного отношения к учению. Задания при этом не должны быть слишком легкими, не требующими  усилий. После выполнения задания   необходимо оценивать только конкретную работу, а не самого ученика.

Осознание ребенком ошибки – первый шаг в его развитии, движении вперед.  Для этого реакция на ошибки ребенка должна быть формой помощи ему. Важно – не порицание, а разъяснение ошибки.-  Надо научить ребенка не делать из ошибок трагедию, считать их нормальным явлением, ведь на ошибках учатся.

Еще одним условием успешного обучения детей с ЗПР  является организация групповых и индивидуальных занятий, которые направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ЗПР.

1)Работа в парах — объясняют друг другу какой-либо вопрос, защищают свою тему, оценивают результаты работы товарища.

2)Групповая работа по одной теме — объяснение материала, обсуждение, выступление, оценка работы.

 3)Ученик вместо учителя ( объясняют тему).

  На занятии четко формулируется задание (главное слово — существительное), затем распределяет задания случайным образом: чем является в предложении, род , число, падеж, подчеркнуть и т.д. (выбор остается за ребенком). Задание обязательно предоставляется  каждому ученику (это формирует адекватную самооценку);  

Даются  задания типа «Исправь ошибку», «Вставь пропущенную букву», тесты,  Подобные работы  выполняются индивидуально, либо совместно с логопедом. Каждая допущенная ошибка анализируется  совместно с ребенком, проговаривается, обязательно сравнивается ошибочное написание/выполнение и правильное выполнение. Упражнение «Повторяем с контролем». Данное задание направлено на развитие у детей умений задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения. Ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга.

Затем  оценивается  работа каждого ее участника (активность, результат).

Обучение детей с ЗПР предполагает, что эта работа будет строиться в рамках коррекционно-развивающих технологий, при этом методы, применяемые логопедами, вполне могут вписываться в существующие в общей педагогике классификации. Словесные (беседа ,объяснение, сообщение, рассказ) обязательно в сочетании с наглядными и практическими методами. Рассказ дается  небольшой по объему, не больше 10 минут; доступный по содержанию; эмоционально окрашенный; иллюстрированный, т.е. предлагать зрительный образ слова (схема, таблица, рисунок, словарная работа). Объяснение – обязательно внимание на главных моментах темы (выделяя интонационно, графически/цветом, иллюстрациями/образами); по длительности до 5 минут. Сообщение- интересно подобранная тема, близка ученику, понятна( наглядность, схемы, алгоритм чтения сообщения) Беседа – качество беседы зависит от задаваемых вопросов логопеда, больше задавать вопросов на сравнение. Темп беседы ниже, чем при рассказе. Обращать внимание на речь учащихся – исправлять грамматические ошибки, неточности, наращивать словарный запас, требовать полных ответов.

 Показ, наблюдения, использование ИТК (презентации) , картинки, иллюстрации, что способствует повышению мотивации, развитию внимания, речи и памяти учащихся.  Зрительное восприятие (размер иллюстрации, качество). Показывать, на что необходимо смотреть (указкой, словесно). Отмечать детали изображение. После показа объект убрать. Наблюдение – целенаправленное восприятие детьми по ходу урока. Наиболее доступно наблюдение натуральных предметов или явлений. Для лучшего восприятия необходимо использовать муляжи или объемные пособия.

 Обязательно связывать изучаемый материал с практической деятельностью, личным опытом ребенка.  

Проблемно-поисковый: логопед создает проблемные ситуации; самостоятельная деятельность детей , работа в группах (объединять детей условной нормы и с ОВЗ) по изучению нового материала, подготовке мини-сообщений, презентации, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении; - творчество — от подражания взрослому в действии и выразительном слове к совместному составлению словесных описаний; - эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове; - произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений Репродуктивный: используется при отработке приобретенных знаний, умений и навыков, работа по образцу.

Необходимо поощрять любое проявление чувства ответственности обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками. Использовать при проведении коррекционного занятия  игровые методы : дидактические игры (на этапе актуализации опорных знаний) и ролевые игры (на этапе закрепления).С помощью игровых моментов на разных этапах урока материал интереснее и лучше усваивается. Дети с удовольствием перевоплощаются в зверюшек, этому способствуют различные «превращалки». Такие игры позволяют детям чувствовать себя более раскрепощенно, раскрыться в образе и почувствовать свою индивидуальность. Использование театрализованной деятельности в обучении школьников с ЗПР развивает: - активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии; - самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности. Применяемые речевые игры, упражнения и тренинги позволяют повысить уровень и качество речи, научить детей общаться, позволяют формировать и корректировать коммуникативные УУД.

Организация данной работы предполагает включенность каждого ребенка на основе понимания его возможностей. Логопед  подбирает необходимый наглядный материал – картинки, схемы, иллюстрирующие содержание задания. У детей формируются умения самообучения, контроля и оценки, что в свою очередь является условием развития в учебной деятельности. В то же время ученик, в процессе совместной работы с группой усваивает необходимый учебный материал и приобретает опыт преодоления трудностей.

При этом работа над преодолением чужих трудностей помогает понять собственные проблемы. В такой ситуации выигрывают все ученики.

Необходимо  оценить возможности ребенка с ЗПР и его успехи, заметить прогресс (пусть незначительный), а не думать, что, взрослея, он сам всему научится.

Основные результаты обучения детей с ЗПР в начальной школе— это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка с ЗПР должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

У детей с ЗПР с большим трудом формируются важнейшие и необходимые умения, универсальные учебные действия

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий: - формирование УУД на всех этапах учебного процесса;  выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сопоставлять и сравнивать,; - побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью; - установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием; - использование более медленного темпа обучения, возвращения к изученному материалу; - максимальное использование сохранных анализаторов ребенка; - разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их по отношению друг к другу; - использование упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления , восприятия.

Ребенок, овладевший УУД, в процессе осуществления учебной деятельности может отвечать себе и другим на следующие вопросы: - Для чего я это делаю? –

Что я делаю и в каком порядке? - Как я это делаю? - Верным ли путем я двигаюсь? - Как оцениваю свою работу? - Какие новые задачи передо мной встают теперь?

Рекомендации по развитию универсальных учебных действий помните, что каждый ребенок – индивидуален, помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения, поддержка и развитие сформированного уровня оценки, создание ситуации успеха на уроках построение работы, исключающей разрыв между знаниями коррекционные занятия, пошаговый контроль со стороны логопеда, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия включить в занятие упражнения на развитие объема и концентрации внимания организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика, используйте данные психологической диагностики научите ребенка контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу, исправлять ошибки постараться  помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться и применять свои знания научите ребенка высказывать свои мысли и во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы, составьте алгоритм пересказа текста научите ребенка задавать уточняющие вопросы по материалу (например: Кто? Почему? Зачем? ), переспрашивать, уточнять изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития

Именно по тому, как сформированы учебные действия можно и должно судить об образовательном результате: если успешно формируются УУД, значит идет процесс развития личности и достигаются цели образования.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития» Гусейнова Роза Гаджиага кызы учитель-логопед МАОУ МО г.Нягань «НОШ №9»

Слайд 2

«К детям с отклонениями в развитии нужно относиться так же, как и ко всем остальным детям, только педагогически щедрее и разнообразнее».

Слайд 3

Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.

Слайд 4

Речь ребёнка с ЗПР характеризуется специфическим недоразвитием всех компонентов: -звукопроизношения -фонематического слуха - лексико – грамматического строя -связной речи

Слайд 5

Сначала преодолеваются нарушения фонетической стороны речи. Дефекты звукопроизношения у детей с ЗПР встречаются чаще и характеризуются большим количеством нарушенных звуков.

Слайд 6

При коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слова ведется работа над активизацией словаря. Например, при изучении темы «Слоги» подбирается лексический материал на тему «Одежда». Дети учатся делить на слоги многосложные малоупотребительные слова: комбинезон, водолазка и т.д.

Слайд 7

При работе над формированием речевого высказывания используются наглядные опоры: карточки – схемы, картинки, таблицы – опоры, иллюстрации. Например, детям предлагается задание: придумать предложение по схеме.

Слайд 8

Предварительно проводилась следующая работа: слово « собака» заменяли другими словами (пес, щенок, овчарка, Шарик и т.д.), слово «грызет» заменяли словами «нюхает», « прячет», «видит» и т.д. В итоге дети придумали по схеме следующие предложения: Собака грызет кость. Цезарь нюхает кость. Пес прячет кость. Дальше ведется работа над распространением предложений с использованием схем.

Слайд 9

Схема предложения

Слайд 11

Использование метода наглядного моделирования при формировании речевого высказывания позволяет представить абстрактные понятия ( слово, текст). Это особенно важно для детей с ЗПР, поскольку мыслительные задания у них решаются с преобладающей ролью внешних средств.

Слайд 12

Развитию диалога уделяется большое внимание уже с самого начала логопедической работы в первом классе. Овладение диалогической речью осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложения, с формированием словоизменения и словообразования.

Слайд 13

При работе над диалогом закрепляется правильное речевое дыхание, формируется правильная интонация, выразительность речи, дети учатся слушать и понимать вопросы. Приемами развития диалогической речи являются беседы, театрализации.

Слайд 14

С детьми на занятиях проводятся игры – драматизации коротких стихотворных текстов, которые сначала заучиваются, а затем воспроизводятся по ролям. Диалоги сопровождаются наглядным материалом: картинками, макетами, вырезанными из картона фигурками животных, масками, игрушками и т.д. Воспроизводятся инсценировки по известным детям коротким сказкам.

Слайд 15

При подведении итогов занятия проводится ролевая игра «Разговор по телефону». Ученик, используя схему – опору, рассказывает маме или другу о том, чем занимался на занятии.

Слайд 16

Дети с ЗПР довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно – ответной формы речи (диалога). Переход к самостоятельному высказыванию очень труден и затягивается до старших классов.

Слайд 17

Работа по формированию умения излагать свои мысли начинается с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, составление плана и пересказ по плану, пересказ по отдельным фрагментам (началу, середине, концу). Затем дети учатся выборочному пересказу: например, расскажи сначала о кошке, потом о собаке и т.д.

Слайд 18

Использование зрительных опор при коррекции звукопроизношения, наглядного моделирования при формировании речевого высказывания, а так же бесед, игр - драматизаций, инсценировок стимулирует речевую активность детей с ЗПР, способствует адекватному ведению диалога, побуждает к более объемным высказываниям.

Слайд 19

Специфика работы с детьми с ЗПР предполагает тесное взаимодействие с учителем – логопедом. На своих занятиях логопед автоматизирует поставленные звуки, ведется работа над расширением и систематизацией словаря, над развитием мелкой и артикуляционной моторики.

Слайд 20

Занятия

Слайд 21

Профессиональная деятельность предполагает поиск новых, оптимальных подходов, методов, дидактических средств. Поиск новых форм и методов работы с детьми с ЗПР подтолкнул к идее использования нетрадиционных методов воздействия: логопедически х досугов, коррекционно – развивающих игр, музыкотерапии и т.д.

Слайд 22

Нетрадиционные методы воздействия оптимизируют процесс коррекции речи детей, содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия, способствуют оздоровлению всего организма ребёнка.

Слайд 23

Участие детей с ЗПР в логопедических досугах помогает им раскрепоститься, приобрести опыт публичных выступлений, обогащает их новыми эмоциями, учит выполнять правила совместных игр или действий, в игровой форме закрепить полученные знания, умения и навыки.

Слайд 24

Логопедическая спартакиада

Слайд 25

Коррекционно – развивающая игра

Слайд 26

Коррекционно – развивающая игра «Весёлый алфавит»

Слайд 28

Для детей с ЗПР не разработаны специальные программы по преодолению нарушений устной и письменной речи. В 2015 – 2016 учебном году разработана «Программа логопедической работы с младшими школьниками с ЗПР». Данная программа разработана с использованием рекомендаций Л.М.Козыревой , Л.Н.Ефименковой , Г.Г.Мисоренко , И.Н.Садовниковой , Р.И.Лалаевой , В.В.Коноваленко , С.В.Коноваленко , Л.И.Тикуновой , Т.В.Игнатьевой , И.С.Лопухиной и общеобразовательной программы начальной школы по русскому языку.

Слайд 29

Весь материал, представленный в программе, рассчитан на четыре года и составлен с учетом возрастных особенностей учеников и требований общеобразовательной программы начальной школы. Продолжительность занятий составляет: в 1 – 2 классах – по 90 часов (3 часа в неделю), в 3 – 4 классах – по 60 часов (2 часа в неделю).

Слайд 30

Принцип комплексного построения позволяет организовать обучение блоками, выделение которых из целостной системы основывается на взаимосвязи между компонентами речевой системы.

Слайд 31

Продуктивная продуманная организация процесса обучения помогает детям с ЗПР успешно окончить школу, поступить в училища, колледжи, достойно служить в армии и стать неплохими специалистами, успешно социализироваться в обществе.

Слайд 32

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа с детьми с ограниченными возможностями (ДЦП)

В работе рассказывается о основных проявлениях ДЦП, речевых нарушениях у детей с ДЦП, направлениях коррекционной работы....

Логопедическая работа с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с элементами методики Монтессори

В статье отражаются элементы Монтессори-педагогики, позволяющие более эффективно организовать коррекционно-образовательный процесс на логопедических занятиях с детьми, имеющих умеренную и тяжелую степ...

Логопедическая работа с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с элементами методики Монтессори

В статье отражаются элементы Монтессори-педагогики, позволяющие более эффективно организовать коррекционно-образовательный процесс на логопедических занятиях с детьми, имеющих умеренную и тяжелую степ...

Дидактическая игра, как методологический прием в логопедической работе с детьми ОНР

Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предме...

Особенности логопедической работы с детьми ЗПР младшего школьного возраста

      Соотношение речи и мышления на  этапах развития ребёнка можно рассматривать в различных аспектах.Прежде всего встает вопрос: Каким образом интеллекту­альное развитие р...

Выступление на дефектологическом семинаре.Основные направления логопедической работы с детьми «Особый ребенок»

Цель работы учителя-логопеда: развитие полноценной речевой деятельности. Содержание логопедических занятий включает в себя направления: коррекция звуковой стороны речи, развитие общих речевых навыков,...

К ВОПРОСУ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики следует считать проблему изучения и коррекции нарушений речи у детей с ЗПР. Симптоматика, механизмы и степень проявления речевых расстройств у дете...