Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП
презентация к уроку по логопедии

Яценко Ольга Александровна

В фале представлены этапы моторного развития детей, особенности моторного развития у детей разных форм ДЦП, а также упражнения, способствующие развитию моторики.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом дома

Слайд 2

Развитие движений кистей и пальцев рук в онтогенезе Возраст Последовательность появления врожденных движений рук у ребёнка (безусловно-рефлекторных) Последовательность появления условно-рефлекторных движений рук 0-1 мес. Хаотичные. Хватательный рефлекс Робинзона. Пальцы сжаты в кулачок 2 мес. Вложенный в руку предмет удерживает всей ладонью 2-3 секунды. Сжимание и разжимание пальцев во время сосания. В покое пальцы сжаты в кулачок. Вскидывает ручки при оживлении. 3 мес. Удерживает предмет до 10 секунд, тянет в рот. Очень энергично сжимает и разжимает пальцы во время сосания. Размахивает руками без зрительного контроля. 4 мес. Ладони часто раскрыты - складывает их вместе, переплетает пальцы. Удерживает предмет 20 секунд. Хлопает руками по воде в ванне. Ощупывает свои руки. Попытки повторных размахиваний руками под зрительных контролем Протягивает руки к предмету, цепляется за него. Движения пальцев недифференцированные.

Слайд 3

Развитие движений кистей и пальцев рук в онтогенезе Возраст Последовательность появления врожденных движений рук у ребёнка (безусловно-рефлекторных) Последовательность появления условно-рефлекторных движений рук 5 мес. Противопоставляет большой палец другим. При схватывании предмета доминирует участие пальцев. На протяжении нескольких минут ритмически взмахивает руками и издаёт неопределённые звуки. Протягивает руки к близкому предмету, но не тянется к удалённому. Протягивает руки к матери. 6-7 мес. Ритмически взмахивает руками, размахивает вложенной в руку игрушкой. Перекладывает предметы из одной руки в другую. Размахивает руками при виде ванны с водой. Обороняется руками при приближении руки с мылом. 8-9 мес. Крепко сжимает отбираемую игрушку. Берёт мелкими предметы двумя пальцами, а большие всей ладонью. Показывает нос, глаза и т.д. у другого человека. Машет рукой при прощании. Начинает проявляться превалирование функций одной руки.

Слайд 4

Формирование манипулятивной деятельности После 9-ти мес. Начало формирования манипулятивной деятельности 10-11 мес. Накладывает один предмет на другой. Манипулирует с двумя предметами: всовывает палочку в отверстие, снимает и надевает крышку с коробочки. Появление повторных действий - выбрасывает игрушки из кроватки на пол. Подражает предметным действиям взрослого. 12 мес. Охотно играет вкладышами. Держит чашку, когда пьёт. Отмечается обобщение и перенос действий на новые объекты. 1 год 3 мес. Пользуется ложкой. При одевании помогает одевать себя. Чертит карандашом (обычно круги). Манипулирует несколькими предметами; отмечается правильная последовательность действий (зачерпывает песок совочком, насыпает в ведёрко). Показывает глаза, нос и т.д. у себя. Перелистывает страницы книги. Развертывает бумажку на конфете.

Слайд 5

Формирование манипулятивной деятельности После 9-ти мес. Начало формирования манипулятивной деятельности 10-11 мес.- 1 г. 3 мес Появление функциональных действий (определяют назначение предмета) Наблюдаются совершенствование действий, выработанных ранее, обобщение и перенос их на новые объекты. Дети целенаправленно используют предметы: из чашки угощают куклу чаем, прокатывают машинку, укачивают куклу, строят дом из кубиков. Совершенствуются действия рук: кулачок разжался, пальцы действуют самостоятельно и автономно. В 1 год 1 мес. - 1 год 3 мес. активизируется кончик большого пальца, затем указательный палец.

Слайд 6

Что такое детский церебральный паралич? Детский церебральный паралич (ДЦП) неврологическое заболевание, тяжесть которого варьируется от легкой степени до тяжелой, и, которое может также привести к пожизненной инвалидности В нашей стране пользуются классификацией К.А Семеновой, которая выделяет следующие формы ДЦП:

Слайд 7

Спастическая диплегия Самая распространенная форма ДЦП. Обычно это тетрапарез , но ноги поражаются больше, чем руки. Прогностически благоприятная форма в плане преодоления речевых и психических нарушений и менее благоприятная в двигательном отношении. 20% детей передвигаются самостоятельно, 50% — с помощью, но могут себя обслуживать, писать, манипулировать руками.

Слайд 8

Гиперкинетическая форма Связана с поражением подкорковых отделов мозга. Двигательные нарушения проявляются в виде гиперкинезов (насильственных движений), которые возникают непроизвольно, усиливаясь от волнения и утомления. Произвольные движения у детей размашистые, дискоординированные , что несомненно приводит к нарушению навыка письма и речи. Прогноз зависит от характера и интенсивности гиперкинезов.

Слайд 10

Гемипаретическая форма При этой форме поражаются руки и ноги с одной стороны. Связано это с поражением полушария мозга (при правостороннем гемипарезе нарушается функция левого полушария, при левостороннем — правого). Прогноз двигательного развития при адекватном лечении благоприятный. Дети ходят сами, их обучаемость зависит от психических и речевых нарушений.

Слайд 11

Атонически-астатическая форма Возникает при нарушении функции мозжечка. При этом отмечается низкий мышечный тонус, нарушение равновесия в покое и ходьбе, нарушение координации движений. Движения несоразмерны, неритмичны, нарушено самообслуживание, письмо. Руки удерживаются в положении разгибания.

Слайд 12

Двойная гемиплегия Самая тяжелая форма ДЦП с тотальным поражением больших полушарий. Это также тетрапарез с тяжелыми поражениями как верхних, так и нижних конечностей, но руки «страдают» больше, чем ноги. Цепные установочные выпрямительные рефлексы могут не развиться вообще. Произвольная моторика резко нарушена, дети не сидят, не стоят, не ходят, функция рук не развита. Речевые нарушения грубые, по принципу анартрии , в 90% наблюдается умственная отсталость, в 60% случаев судороги, дети необучаемы . Прогноз двигательного, речевого и психического развития неблагоприятный.

Слайд 13

Особенности развития моторики у детей с разными формами ДЦП Спастическая диплегия – повышен тонус в кистях и пальцах рук, руки в кулачке, затруднен захват предмета. Атонически-астатическая форма – мышечный тонус низкий, руки вялые, не может удержать предмет в руке (выпадает или легко можно забрать). Гиперкинетическая форма – у детей отмечаются гиперкинезы (насильственные движения), трудности в захвате предмета, так как ребенку сложно захватить предмет из-за нарушения зрительно-моторной координации.

Слайд 14

Упражнения для формирование функциональных возможностей рук 1 Этап. Опора на раскрытую кисть Пока у ребёнка сохраняется хватательный рефлекс, или до тех пор, пока большой палец приведён к ладони, научиться правильно захватывать предметы ребенок не сможет. Поэтому, прежде чем учить его действовать руками, необходимо: Раскрыть ладонь так, чтобы пальцы были выпрямлены, большой палец отведён, а запястье разогнуто (рис. 1).

Слайд 15

Учить ребёнка опираться на раскрытую ладонь При приведении большого пальца рекомендуется использовать фиксатор

Слайд 16

Упражнения 1. Раскрытая кисть. 2. Хватание предметов кистью. 3. Пальцевый захват, противопоставление пальцев. 4. Развитие соотносящих действий. 5. Дифференцированные движения пальцев рук: - подражание движениям рук; - развитие движений пальцев; - развитие кистей рук.

Слайд 17

2 Этап Хватательные движения кистью При работе с ребёнком с ДЦП сначала необходимо заняться поиском позы, удобной для ребёнка, и только потом развитием хватательных движений. Ребёнок, прежде чем схватить игрушку, смотрит на неё. Поэтому нужно следить за тем, чтобы она находилась в поле его зрения. Один из способов заниматься с ребёнком – держать его руки, учить хватательным движениям, следя за тем, чтобы его запястье было разогнуто.

Слайд 18

3этап. Пальцевый захват, противопоставление пальцев В онтогенезе существуют следующие типы хватания: кулаком (всеми пальцами); щепотью (противопоставление большого пальца кончикам пальцев); пинцентный (противопоставление большого и указательного пальцев). Важно обучать ребёнка не только захвату, но и его высвобождению (отпусканию).

Слайд 19

4этап. Развитие соотносящих действий Соотносящие действия – это такие действия, когда нужно совместить два предмета или две части предмета. Принцип соотносящих действий лежит в основе игровых задач многих дидактических игрушек (башенки, матрёшки, пирамидки). Играя с ними, у ребёнка совершенствуется ловкость рук, глазомер, согласованность действий рук. 5этап. Дифференцированные движения пальцев рук: - подражание движениям рук; - развитие движений пальцев; - развитие кистей рук.

Слайд 20

Для чего необходимо развивать мелкую моторику и как это влияет на речевое развитие ребенка? Связь движений руки с речью была отмечена еще в 1928 году В.М. Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движений руки на развитие речи. На основе специально проведенных исследований М.М. Кольцовой (1973) было высказано предположение, что движение пальцев рук стимулирует созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Слайд 21

Методы и приемы развития мелкой моторики у детей с ДЦП раннего и дошкольного возраста На начальном этапе развитие навыков мелкой моторики происходит в четырех направлениях, каждое из которых представляет собой отдельный аспект развития ребенка. Это разделение несколько искусственно, так как абсолютно ясно, что направления имеют множество точек пересечения. Рассмотрим эти направления:

Слайд 22

1) тактильная интеграция исследование предметов пальцами, нахождение предметов спрятанных в сыпучих материалах, игры с мягкими на ощупь материалами, размазывание мягких материалов пальцами, игры с глиной

Слайд 23

дотягивание , хватание и выпускание предмета из рук – захватывание предмета, вложенного в руку; способность тянуться к предмету, распложенному вблизи (далеко) от ребенка и его захват; сгребание и захват мелких предметов раскрытой ладонью с раздвинутыми пальцами; умение выпускать один предмет, чтобы взять другой; умение брать предмет, зажав его между большим пальцем и указательным и средним; умение брать предмет, зажав его между большим пальцем и боковой поверхностью указательного (неполный пинцетный захват); умение брать предмет, зажимая его между большим пальцем и кончиком указательного (полный пинцетный захват); умение строить из кубиков по подражании; умение захватывать несколько предметов одной рукой; умение опускать предмет в емкость 2) Дотягивание , умение брать предмет

Слайд 24

3)манипулирование умение смотреть на предмет и контролировать движение руки к предмету; манипуляция с предметами с помощью рук и пальцев; умение вставлять и вынимать предметы различной величины и формы; умение разворачивать спрятанный в упаковку предмет; умение перелистывать страницы;

Слайд 25

4) билатеральные навыки перекладывание предметов из одной руки в другую; хлопанье в ладоши; использование обеих рук в деятельности; умение надевать кольцо на палочку одной рукой, когда вторая ее удерживает; отвинчивание крышек; собирание бусин и нанизывание их на веревку

Слайд 26

Что можно использовать? Для коррекции функциональных возможностей кистей и пальцев рук у детей с двигательной патологией способствуют:  пальчиковая и кистевая гимнастика;  массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;  контрастные ванночки;  коррекционные игры;  использование в играх различных по качеству материалов (пластилин, глина, тесто, бумага разной плотности, бисер, ткани и т. д.).

Слайд 27

Игры и наборы игры с мозаикой (мелкая и крупная), наборы коробочек для собирания в них мелких предметов; наборы пористых губок для тренировки мускулатуры кисти руки; пособия по застегиванию пуговиц различной величины, кнопок и молний, а также шнуровки, наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия «узнавание на ощупь»; нанизывание бус; лепка из глины и пластилина.

Слайд 29

Работа с клеем и ватными дисками

Слайд 30

Собери домик (работа с опорными точками)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в условиях детского дома"

Развитие мелкой моторики на занятиях изобразительной деятельностью способствует улучшению освоения школьных программ....

« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIII вида» .

Выступление на заседании м.о. учителей начальных классов« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIIIвида» ....

Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С(к)ОУ VIII вида

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактил...

Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С(к)ОУ VIII вида (презентация)

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактил...

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста

программа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста разработана с учетом отработки  звукового ряда.  В ситему собранный материал по развитию общей и мелко...

Обучение технике письма и развитие мелкой моторики у детей со сложным дефектом развития (ДЦП).

Анализ процесса обучения письму детей со сложным дефектом развития (ДЦП) показал, что успешное формирование техники письма у них возможно при специально направленном внимании на это учителя, воспитате...