Статья "Роль словарного запаса и наглядно-образного мышления в речи младших школьников"
статья по логопедии (1, 2, 3 класс)

Федорова Екатерина Дмитриевна

В статье представлены мысли по возникшей проблеме у школьников представить и изобразить текстовый материал в виде рисунка и пересказать его.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль словарного состава и наглядного-образного мышления в речи школьников начальной школы часто бывает недооцененной. Некоторые родители сталкиваются с тем, что до первого класса ребенок знает много слов, может рассказать о своих впечатлениях, поделиться эмоциями, найти общий язык с другими детьми. Однако в школу приходят дети с разным социальным статусом и разным уровнем владения словарным запасом.

Школа учит детей выражать свои мысли не только устно, но и письменно. К сожалению, недостаточно знать 50 слов существительных, 100 прилагательных и 50 глаголов. Нужно уметь это применить на практике, а у школьников, будь то 1-классники или даже 4-классники, с этим возникают трудности. На уроках по развитию речи школьникам предлагают обдумать свои мысли, впечатления от прочитанного, увиденного. Их обучают гибкости, перефразированию идей, подбору качественных синонимов и антонимов.

В процессе своей работы я заметила, что многие дети сталкиваются с проблемой визуализации текста. Если предложить школьнику 3 класса текст и попросить пересказать после троекратного прочтения, то у ребенка возникают трудности. Ему сложно представить этот текст с героями и их действиями самому в голове. В данной ситуации я предлагаю ребенку нарисовать то, что он прочел на бумаге. Школьники редко прирожденные художники, но их схемы и зарисовки помогают им разобраться кто главный герой, что он делает, как, где, зачем и почему. У школьника рождается в голове целый образ, который помогает не только запомнить текст, но подталкивает к рождению новых мыслей, слов.

Возникает вопрос: почему у современных школьников, которым открыт доступ в яркую киноиндустрию, возникает проблема с представлением образов? Ответ прост: глаза и мозг школьника настолько перенасыщены современным видеоконтентом, что теперь их собственная визуальная обработка и представление ситуаций не может правильно работать. Она подавлена искусственностью. Поэтому, лучше читать книги, которые позволяют ребенку самому фантазировать и узнавать много новых слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Участие в студенческой научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями - 2012" факультета специальной педагогики и психологии ...

Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".

Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....

Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи

Из опыта коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи...

Конспект занятия "Расширение и актуализация словарного запаса у обучающихся с системным недоразвитием речи".

Конспект занятия по расширению  и актуализации словарного запаса у обучающихся с СНР имеющих УО по теме: "Человек. Части тела"...

Консультация для родителей. Тема: «Особенности формирования словарного запаса у детей с тяжелыми нарушениями речи»

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. По мнению многих учёных - выдающихся психологов, педагогов и лингвистов Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.А. Леонть...

Комплект заданий для развития мышления и речи младших школьников

В период дистанционного обучения для проведения занятия с обучающими по ДОП "Психолого-педагогическое сопровождение детей, испытывающих трудности в развитии, освоении общеобразовательных программ...