Работа над дикцией в жанре художественного слова
статья по логопедии

Макарова Александра Константиновна

Дикция – это четкость произношения. Понятие не новомодное, оно уходит корнями в  глубокую древность. Еще М. В. Ломоносов говорил: «Всем, кто хочет добиться успеха, нужно начать с чистоты выговора». Что же значит говорить чисто? Говорить без запинок, не допускать небрежности в употреблении и произнесении слов, правильно выговаривать звуки бороться с шепелявостью, картавостью. Нужно осознать, что дикция  это коммуникативное  качество речи- без нее невозможно осуществить словесное действие, отсутствие ее затрудняет общение, говорит о вас, как о собеседнике. Каждое слово учителя или исполнителя должно быть произнесено ясно, отчетливо, так чтобы обеспечить себе  благоприятное понимание со стороны собеседника или слушателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_diktsiey.docx72.42 КБ

Предварительный просмотр:

Городской обучающий семинар для педагогов дополнительного образования
«Конкурс художественного слова: от мастерства педагога – к успеху конкурсанта»

Работа над дикцией в жанре художественного слова.

(Макарова А.К.)

Дикция – это четкость произношения. Понятие не новомодное, оно уходит корнями в  глубокую древность. Еще М. В. Ломоносов говорил: «Всем, кто хочет добиться успеха, нужно начать с чистоты выговора». Что же значит говорить чисто? Говорить без запинок, не допускать небрежности в употреблении и произнесении слов, правильно выговаривать звуки бороться с шепелявостью, картавостью. Нужно осознать, что дикция  это коммуникативное  качество речи- без нее невозможно осуществить словесное действие, отсутствие ее затрудняет общение, говорит о вас, как о собеседнике. Каждое слово учителя или исполнителя должно быть произнесено ясно, отчетливо, так чтобы обеспечить себе  благоприятное понимание со стороны собеседника или слушателя.

«Каждый артист должен обладать превосходной дикцией, он должен чувствовать не только слова, фразы, но и каждый слог, каждую букву» - утверждал К. С. Станиславский. Эта ясность зависит от устройства и четкой работы всех подвижных частей речевого аппарата.

Наличие органических недостатков, обусловленных индивидуальными нарушениями в строении речевого аппарата (неправильный прикус, короткая уздечка, отсутствие зубов и т.д.) требует обращения к специалистам-медикам. Неорганические недостатки (вялость губ, слабая подвижность речевого аппарата, челюстная зажатость, неправильная постановка при произнесении звука, небрежность произношения, замена одних звуков другими, проглатывание окончаний слов и склеивание слов во фразе и т.д.) делают речь неразборчивой, трудно воспринимаемой и требуют систематического упорного собственного труда. Древнегреческий оратор Демосфен, чьи речи играли большую роль в жизни народа, в детстве был косноязычным и самостоятельно исправил дикцию, оставив нам «упражнение с камешками». Рассмотрим отдельные шаги на пути  работы над дикцией.

Мельчайшим элементом речи является звук. Каждому звуку соответствует определенная установка частей речевого аппарата. Отклонение в этой установке ведет к искажению звука, а в свою очередь – к искажению слова, искажению его смысла: «дело» превращается в «тело», «Марина» в «малину», «жалость» в «шалость», а вытянутые больше чем надо губы превращают «стол» в «стул». Поэтому занимаясь артикуляционной гимнастикой, мы тренируем подвижность частей речевого аппарата, делаем его послушным исполнителю, развиваем гибкость и подвижность всех его частей, добиваемся дрожания кончика языка (звук «Р»), смыкания и размыкания губ («Б», «Ц»), отрабатываем упор («Д», «Т») и отрыв языка от верхних зубов.

Далее мы подробно разбираем положение послушного нам речевого аппарата при образовании того или иного  звука с теми учениками, чьи речевые недостатки или дурные привычки  влияют на дикцию (прекрасно, если этим занимаются на уроках родного языка или на занятиях с логопедом).

По способу образования звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки  образуются, если выдыхаемая струя свободно проходит между языком и нёбом, а связки вибрируют – И, Э, А, О, У, Ы.  Отдельно прорабатываем произношение йотированных гласных  – Е, Ё, Я, Ю. Тренируйте звучание каждой гласной в сочетании с другими гласными звуками, в словах, пословицах, загадках.

Произношение согласных звуков  (на пути выдыхаемой струи возникает преграда) вызывают больше трудностей, а ведь психологическая значимость их выше, чем значимость гласных звуков, потому что они несут больше информации, выполняя главную смыслоразличительную функцию.

По способу образования согласные делятся на пары звонких и глухих: Б-П, В-Ф, Д-Т, З-С, К-Г, Ж-Ш, и составные: Ц-Ч.

  • Работу над звуком начинаем параллельно с дыхательными упражнениями: вспоминаем и воспроизводим звуки, окружающие нас (свистит ветер – «с-с-с», шумит лес – «ш-ш-ш», звенит комар – «з-з-з», пульверизатор – «ф-ф-ф», мотоцикл  – «р-р-р» с  переходом в мягкое «рь»…).
  • Произносим поочередно звонкие и глухие согласные Б-П, В-Ф, Г-Х-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С и их слитное сочетание. БП, КГ (таблица 2.) 
  • Тренируем мягкие согласные: БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, ПЬ, ФЬ,КЬ,ТЬ, СЬ.
  • Прорабатываем трудные звукосочетания (таблица 3.)

Убедитесь в правильности артикуляции, закрепите навык правильного произнесения, читая небольшие тексты (очень хороши  «Азбуки в стихах» С. Маршака,
Б. Заходера, М. Яснова).

Следующий этап работы на дикцией – работа со скороговорками. Скороговорки – это маленькие тренировочные тексты, содержащие максимальное количество «трудных» и «скользких» мест для произнесения. Хорошо начинать работу перед зеркалом для самоконтроля правильной артикуляции. Начинать работу надо в медленном темпе, постепенно убыстряя (объясняем незнакомые понятия, нельзя пробалтывать слова, они должны иметь определенный смысл).

Работа со скороговорками должна быть разнообразна и увлекательна, строиться на игровых методиках:

  • «Вопрос-утверждение» («Около кола колокола?», «Шила в мешке не утаишь!»)
  • Как реплики в диалоге (первый спрашивает, сомневается или утверждает, второй, понимая цель словесного действия собеседника, отвечает, «подыгрывает ему)
  • Ставим логическое ударение каждый раз на следующее слово, изменяя смысл  сказанного.
  • Правильно логически интонируем: «От топота копыт пыль по полю летит» (вопрос-восхищение,
    а ответ – сомнение).
  • Утверждение - восхищение, а ответ - сомнение («Стоит поп на копне…»)

В таких упражнениях включается уже весь актерский аппарат (мимика, жест, поза...)

  • Можно попробовать  собрать отдельные скороговорки в скороговорочный рассказ. Здесь отдельные фразы связаны друг с другом смысловыми отношениями, в них есть развитие мысли, которая заканчивается только на последней точке. Это уже сценический этюд. Такой рассказ можно прочесть с листа, как информационное сообщение (главная задача - передать основные факты четко, спокойно, выверено) или рассказать как историю, похожую на сказку (появляется сказовая интонация - неторопливости, загадочности, мудрого наставления).
  • Следующий этап работы со скороговорками – работа с предметом: скакалкой, мячом.

Длительность работы над каждым этапом  зависит от индивидуальных качеств речи каждого учащегося (в зависимости от потребности, останавливаемся на той или иной работе дольше).

«…Каждый  артист  должен  обладать  превосходной дикцией. Он  должен чувствовать  не только  фразы, слова, но и каждый   слог, каждую  букву… Слова с  подмененными  буквами   подобны  человеку с ухом  вместо рта, глазом вместо уха, пальцем вместо носа… Слово со скомканным началом, подобно человеку с расплющенной головой, слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами…  Выпадение отдельных звуков- то же,  что выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо и другие подобные уродства… От вялости и небрежности слова  слипаются в одну бесформенную массу, напоминают мух, попавших в мед, осеннюю слякоть и распутицу… Плохая речь создает одно недоразумение за другим, нагромождаясь,  они заслоняют смысл…» (К.С. Станиславский)

Давайте же бороться с подобными словесными уродствами при помощи систематической работы по улучшению дикции.

Список использованной литературы

  1. Антонова Л. Г., «Развитие речи. Уроки риторики», Ярославль, «Академия развития», 1997
  2. Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В, «Искусство речи», М., Искусство, 1977
  3. Горбушина Л.А., «Выразительное чтение и рассказывание», М., «Просвещение», 1975
  4. Савкова З.В., «Техника звучащего слова», СПБ., 1997


Таблица 1
Произносим поочередно
звонкие и глухие согласные

Таблица 2
Прорабатываем
сочетания согласных с гласными

Таблица 3
Прорабатываем
трудные звукосочетания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт о работе кружка "Художественное слово"

Выступление на ШМО учителей начальных классов...

Буклет "Жанры художественных произведений"

Описание жанров художественных произведений,представлен план анализа худ.произведения,схема анализа худ.произведения...

Методическая разработка: "Формирование вокально-хоровых навыков. Работа над дикцией и артикуляцией"

Методическая разработкаФормирование вокально-хоровых навыков. Работа над дикцией и артикуляциейТихонова Елена Анатольевнаучитель музыки Гимназии №116Приморского районагорода Санкт-Петербурга...

Работа над дикцией на уроках литературного чтения

В данном материале представлены упражнения для работы над дикцией, которые можно использовать на уроках литературного чтения для обучающихся начальной школы....

Открытое занятие по вокалу: "Работа над дикцией и артикуляцией с начинающим вокалистом".

Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам           отработки правильного произношения слова во время исполнения...

2 класс литературное чтение "Работаем над дикцией"

Скороговорки использую на уроке литературного чтения на этапе подготовки к чтению речевого аппарата....

Словарь (жанры художественных произведений, язык художественной литературы, малые жанры фольклора)

Словарь (жанры художественных произведений, язык художественной литературы, малые жанры фольклора)...