Методическая разработка: "Формирование вокально-хоровых навыков. Работа над дикцией и артикуляцией"
методическая разработка по музыке (1, 2, 3, 4 класс)

Елена Анатольевна Тихонова

Методическая разработка

Формирование вокально-хоровых навыков. Работа над дикцией и артикуляцией

Тихонова Елена Анатольевна

учитель музыки

 Гимназии №116

Приморского района

города Санкт-Петербурга

 

 

План методической разработки

Введение:

Работа над дикцией и артикуляцией. Применение вокально-хоровых навыков в практической деятельности.

Приобщение к музыке -важный элемент эстетического воспитания учащегося. Музыка воздействует не только на чувства ребёнка, но и формирует духовный рост, способствует формированию интереса к творчеству. В том числе, занятия вокалом способствует улучшению речи обучающегося.

Д. Шостакович «Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир великих чувств, страстей и мыслей. Оно сделает Вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдёте в себе совершенно новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках»

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Формирование вокально-хоровых навыков. Работа над дикцией и артикуляцией

Тихонова Елена Анатольевна

учитель музыки

 Гимназии №116

Приморского района

города Санкт-Петербурга

План методической разработки

Введение:

Работа над дикцией и артикуляцией. Применение вокально-хоровых навыков в практической деятельности.

Приобщение к музыке -важный элемент эстетического воспитания учащегося. Музыка воздействует не только на чувства ребёнка, но и формирует духовный рост, способствует формированию интереса к творчеству. В том числе, занятия вокалом способствует улучшению речи обучающегося.

Д. Шостакович «Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир великих чувств, страстей и мыслей. Оно сделает Вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдёте в себе совершенно новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках»

Важнейшими звеньями певческого процесса является артикуляция и дикция. Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи.  

(лат.Articulo – разделяю) – это совокупность работ отдельных произносительных органов при образовании звуков речи.

 К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щёки, губы, язык, зубы, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, гортань).

Артикуляция - это активная работа рта в речи и в пении, тогда, как дикция является средством донесения текстового содержания до слушателей.

(лат. Diction -произнесение речи), ясность, разборчивость произнесения речи.

Хорошая дикция -важное условие для вокального исполнения. Чёткость дикции зависит от уровня натренированности активных органов речи (язык, губы). Дикция показывает, на сколько учащийся правильно произносит слова и слоги, как произносит звуки. Нечёткое произношение будет мешать правильному восприятию исполняемого произведения, а невнятно произнесённая фраза может лишить смысла всё музыкальное произведение в целом. Поэтому, очень важно начинать работу с тренировки мышц -артикуляционной гимнастики.

Также, важны и другие аспекты, а именно:

Осанка.

В первую очередь следует обратить внимание учащихся на осанку. Это важнейшее условие хорошего вокального звука, широкого дыхания и внешнего эстетического вида хорового коллектива в целом. Осанка -первый шаг на пути к правильной речи, хорошему вокальному дыханию, чёткости артикуляционного аппарата.

Работа над дыханием, дикцией и произношением.

Развитие артикуляционного аппарата необходимо начинать с правильного дыхания. Это влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Благодаря правильному певческому дыханию, происходит обеспечение нормального звукообразования, создаётся база для подержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Элементы дыхательной гимнастики:

  1. Стоя прямо, руки вытянуты параллельно полу, делаем шумные вдохи, сжимая кулачки. Выдох пассивный, руки опускаем, кулачки разжимаем.
  2. Следует стать прямо, ноги на ширине плеч, руки следует расположить на поясе. После этого необходимо приоткрыть рот, и, якобы преодолевая сопротивление, сделать медленный выдох. После тренировки следует усложнить упражнение прочтением на выдохе нескольких строк любимого стихотворения.
  3. Следует вернуться в исходное положение, а затем медленно наклоняясь вперед сделать вдох. Спину следует держать ровной, а на выдохе начать подниматься и продолжительно тянуть «гм-м-м».

Гимнастика для языка

  1. «Язычок -иголочка»

 Языком «прокалываем» поочерёдно правую и левую щёку.

  1. «Обезьянка и бульдожик»

Поочерёдно язычком отодвигать губы над верхними, а потом над нижними зубами.

  1. «Лошадка»

Цокаем язычком

  1. «Покусываем язычок»

С кончика до середины языка покусываем зубами язык.

  1. «Мотоцикл»

 «ррр» -без звука, «ррр» -со звуком.

  1. «Улыбка»

Удерживание улыбки на сомкнутых губах.

  1. «Уточка»

Вытягиваем вперёд губы, не разжимая их, затем «расплываемся» в улыбке.

  1. «Проверка всех зубов».

Поочерёдно языком провести по нижним и верхним зубам.

Скороговорки.

Прекраснейшим средством развития дикции являются скороговорки.

Однако существуют определённые правила для их чтения, при нарушении которых они приносят не пользу, а вред. Правила эти очень просты - сначала надо прочесть все скороговорки очень медленно и правильно произнося все звуки, предоставив, таким образом, возможность вашему подсознанию ознакомиться со спецификой этого текста. Затем скороговорки читают ещё раз, постепенно увеличивая скорость чтения, однако не следует читать быстрее, чем обучающиеся способны совершенно правильно произносить слова, и при малейшем признаке того, что чтение превращается в бормотание, надо возвратиться к медленному прочтению и вновь постепенно увеличивать скорость.

Работая со стихотворениями и скороговорками, очень важно  увеличивать интенсивность их чтения постепенно с тем, чтобы не превысить возможности и не сорваться на прежнее, малоэмоциональное или неразборчивое чтение, а также для того, чтобы не утратить сочность голоса, поэтому при первых же признаках усталости необходимо делать достаточный перерыв в работе.

Необходимо обращать особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию, но опять-таки надо помнить правило: согласные не укрупнять, не тяжелить, а активизировать. Важно произносить скороговорки на одном дыхании.

Произнесение скороговорок способствует тому, чтобы речь становилась чище, ярче, выразительней.

Скороговорки очень хороши для тренировки голосового аппарата вокалиста.

Как на горке, на пригорке

Стоят тридцать три Егорки.

Собрала Маргарита маргаритки на горе,

Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

У ежа-ежата, у ужа-ужата.

Зимним утром от мороза

На заре звенят берёзы

Все озёра-зеркала

Из зелёного стекла

Только Таня утром встанет

Танцевать Танюшу тянет.

Что тут долго объяснять?

Таня любит танцевать!

У Фани -фуфайка, у Феди-туфли.

Утят учила утка-мать

Улиток на лугу искать.

Улитки на лугу без шуток

Учились прятаться от уток.

Шесть смешинок из шести корзинок

И три смешка из пушистого мешка.

Вокальные упражнения и распевки- скороговорки.

  1. Распевки на одном звуке. «Ма-мэ-ми-мо-му, да-дэ-ди-до-ду, ра-ре-ри-ро-ру». Задействованы мышцы губ и языка. Необходимо следить за чётким произнесением согласных звуков, гласные при этом не укорачивать. Дыхание свободное, ровное. Воздух берём носом, свободно выдыхаем ртом.
  2. Вверх по звукам трезвучия на слоги «ля-лё-лю», вниз - поступенное движение от 5 ступени к 1 на слоги «ля-ли-лё-ли-лю» - упражнение на работу кончика языка.
  3. В пределах терции – «бра-брэ-бри-бро-бру». Необходимо следить за активным и чётким произношением согласных , но при этом не укорачивать гласные звуки. Внимание на дыхание – не выталкивать воздух вместе со звуком.
  4. Распевки-скороговорки:

Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.

И матросы три недели, карамель на мели ели.

Петя шёл, шёл, шёл и горошину нашёл,

А горошина упала, покатилась и пропала,

Ох-ох-ох-ох, скоро вырастет горох.

Думал-думал, думал-думал

Думал-думал, думал-думал

В это время ветер дунул

И забыл, о чём я думал!

Дикция в хоровом коллективе.

Донесение до слушателей поэтического текста зависит от дикции хора - произношения гласных и согласных (соблюдения произносительных норм - фонетических и грамматических), принятых в данном литературном языке. Основная задача -это полноценное усвоение содержания исполняемого произведения аудиторией. Мелодия в песне неразрывно связана с текстом. Если в хоровом исполнении невозможно разобрать слова, то такое пение нельзя считать художественным. Чёткое произношение слов является непременным условием хорового пения. Совокупность всех факторов: осанки, правильного дыхания, звукоизвлечения (пение на опоре, певческий купол), чёткости дикции и артикуляции, верное интонирование и эмоциональная выразительность -даёт возможность к художественно верному исполнению произведений.

Хоровое произношение способствует формированию важнейших качеств певческого звука, активизирует дыхание, помогает формированию звука, достижению яркого звучания. Ясность и чёткость произношения слов и даже отдельных слогов в большей мере зависит от подвижности артикуляционного аппарата певца (рот, губы, язык, мягкое и твёрдое нёбо).

Хоровая дикция имеет свои специфические особенности. Во-первых, она певческая, вокальная, что отличает её от речевой (бытовой, и сценической). Во-вторых, она коллективная. Поэтому будет более точным определять её как вокально-хоровую.

Работая над дикцией с хоровым коллективом, необходимо стараются научить, как можно чётче и яснее произносить согласные. Но не менее важно научить юных исполнителей, правильно формировать и произносить гласные. Шесть первых согласных русского алфавита - звонкие, произносятся с участием голосовых связок, остальные, кроме сонорных, - глухие, в их произношении голосовые связки не участвуют. Большинство звонких и глухих согласных произносятся твёрдо и смягчённо. Глухие ц, х, ч не имеют парных звонких.

Отличительной особенностью вокально-хоровой дикции является использование всеми участниками хора единых правил и приёмов артикуляции.

Некоторые из них.

  1. Красивое, выразительное звучание гласных обеспечивает красоту вокального звука, и наоборот, плоское звучание гласных приводит к плоскому, некрасивому, невокальному звуку.
  2. Если в слове или на стыке слов две гласных стоят рядом, то в пении их нельзя сливать - вторую гласную нужно спеть на новой атаке, как бы произнести вновь, например: ни огня; не увидит; но остался.
  3. В отличие от гласных, которые поются максимально протяжённо, согласные должны произноситься в самый последний момент. Согласная, завершающая слог, присоединяется к следующему слогу, а заканчивающая слово при тесном стыке слов, - к следующему слову. Это правило относится в первую очередь к произведением, исполняемым легато; при стаккато согласные не переносятся.
  4. Согласные в пении произносятся на высоте гласных, к которым они примыкают. Невыполнение этого правила ведёт в хоровой практике к так называемым «подъездам», а иногда и к нечистому интонированию.
  5. Нечёткое, невнятное произношение заканчивающих слово согласных затрудняет понимание текста.
  6. В целях лучшего донесения до слушателей поэтического текста и достижения большей художественной выразительности пения иногда полезно использовать несколько подчёркнутую артикуляцию согласных. Однако приём «удвоенного» и даже «утроенного» их произнесения, уместен только в особых случаях (произведениях драматического характера, торжественных гимнах). При исполнении хоровых пьес в быстром темпе следует произносить слова легко, «близко» и очень активно, с минимальными движениями артикуляционного аппарата. В целом же характер певческой дикции при условии соблюдения чёткого произношения зависит от особенностей музыки, содержания произведения, его образного строя, стиля, жанра. В спокойных, распевных, лирических сочинениях текст произносится мягко; в драматических - энергично, жёстко, экспрессивно; в маршевых - твёрдо, скандировано.
  7. Вокальная дикция требует повышенной активности артикуляционного аппарата. Все участники хора должны овладеть навыком единообразной артикуляции. Нарушение ритмического ансамбля и отсутствие единых принципов произношения ведёт к заглушению слова, к плохой хоровой дикции.
  8. Работа над дикцией освободит и разовьёт весь артикуляционный аппарат детей, который у них часто бывает крайне вял и пассивен. Внимание к выразительности слова на ряду с напевностью и всегда в связи с содержанием данного произведения поможет учащимся добиться хороших результатов в повышении вокального мастерства.

Выработка подвижности голоса.

Подвижность голоса-основа, которая приобретается на основе ранее усвоенных навыков пения и чёткой дикции.

Подвижность голоса -это многогранное понятие, включающее в себя не только умение быстро произносить слова песни, но и умением использовать в практике агогику (замедления, небольшие ускорения), а также, динамическую нюансировку в произведениях. Здесь требуется постепенность в освоении вокально-хорового искусства.

Фразировка.

Также, условием хорошей дикции и выразительного пения является понимание музыкального образа произведения. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении. Важно обозначить кульминационный момент исполняемого произведения. Используемые приёмы:

  1. Выразительное чтение текста песни в процессе разучивания;
  2. Коллективное проговаривание текста нараспев, в умеренном темпе (так, чтобы все слова звучали ясно и выразительно);
  3. Коллективное произнесение текста шёпотом.

Чистота интонации.

Чистота интонации. Это самый сложный певческий навык, и здесь важна взаимосвязь артикуляции и чистоты интонации в исполняемом произведении. Акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, чёткости в озвучивании исполняемого произведения, следует стремиться к выразительности, мягком окончании фраз, динамическом и смысловом акцентировании. Именно тогда и выходит единое музыкальное исполнение и интерпретация. Работа над дыханием, дикцией, артикуляционным аппаратом впоследствии облегчает работу над пониманием текста, динамикой, метроритмом. Ведь в музыке всё очень взаимосвязанно.

«Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребёнка, активно формируются музыкально-сенсорные способности и особенно музыкально -слуховые представления звуковысотных отношений» (Н.А. Ветлугина «Музыкальное развитие ребёнка»)

Методическое обеспечение.

Литература:

  1. Воробъёва Т.А., Крупенчук О.И. «Логопедические упражнения, артикуляционная гимнастика» СПб, Литера, 2004г.
  2. Дмитриев Л. Б. «Основы вокальной методики» - Москва, Музыка.1968 г.
  3. Егорычева М. И. «Упражнения для развития вокальной техники». Киев. 1980 г.
  4. Емельянов В. В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». Спб.1996 г.
  5. Зебряк Т. «Музыкальные скороговорки» - «Кифара» 2006 г.
  6. Стулова Г. Н. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». «Прометей». 1992 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия вокально-хорового ансамбля "Певческое дыхание и дикция"

Разработка данного занятия посвящена формированию вокально-хоровых навыков на занятиях по вокально-хоровому ансамблю....

методическая разработка "Формирование навыков литературного произношения у младших школьников"

Язык — фундамент национального самосознания. Наша речь становится все более примитивной. Тем самым мы теряем русский язык, который и есть гарант сохранения культурной идентичности народа, страны. Это ...

Методическая разработка.Формирование нравственных ценностей младших школьниковчерез работу со сказками

В программу начальной школы включены различные сказки. Их воспитательное значение огромно. Они учат скромности, бескорыстию, вежливости, высмеивают пороки, что обусловило их сатирическую направл...

Методическая разработка "Формирование у младших школьников навыков здорового образа жизни в группе продленного дня»

Все знают, что здоровье – это самый ценный дар, который дается нам в этой жизни. И беречь этот дар нужно смолоду: правильно питаться, соблюдать режим дня, заботиться о гигиене тела, и, самое гла...

Методическая разработка.Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста

Методическая разработка.Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС.Задачи:-Определить сущность понятия «коммуникативные навыки»;-Расс...

Открытое занятие по вокалу: "Работа над дикцией и артикуляцией с начинающим вокалистом".

Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам           отработки правильного произношения слова во время исполнения...

Методическая разработка «Формирование навыков XXI века»

Данный урок относится к теме «Глагол» в 4 классе  – первый в изучении всей темы. Тип урока – вводный. Отсюда вытекает логика поставленных на уроке целей.Для реализации пос...