Методическая разработка «Формирование навыков XXI века»
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Косенок Ирина Васильевна

Данный урок относится к теме «Глагол» в 4 классе  – первый в изучении всей темы. Тип урока – вводный. Отсюда вытекает логика поставленных на уроке целей.

Для реализации поставленных целей использовались приёмы и методы технологий проблемно-диалогического обучения и технологии критического мышления.

Урок имеет классическую структуру, характерную технологии критического мышления:

  • Стадия вызова (вызов интереса к теме, актуализация имеющихся знаний, побуждение к активной работе)
  • Стадия осмысления (попытка систематизировать знания)
  • Стадия рефлексии (осмысление полученной информации, формирование у обучающихся собственного отношения к изучаемому материалу).

На уроке развиваются учебно-языковые, общеучебные, речевые умения, реализуются сквозные линии курса:

  • овладение умениями и навыками устной учебно-научной и разговорной речи (задания на выяснение лексического значения слов);
  • формирование навыка грамотного письма слов с изученной орфограммой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka_navyki_xxi_veka.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Формирование навыков XXI века»

Данный урок относится к теме «Глагол» в 4 классе – первый в изучении всей темы. Тип урока – вводный. Отсюда вытекает логика поставленных на уроке целей.

Для реализации поставленных целей использовались приёмы и методы технологий проблемно-диалогического обучения и технологии критического мышления.

Урок имеет классическую структуру, характерную технологии критического мышления:

  • Стадия вызова (вызов интереса к теме, актуализация имеющихся знаний, побуждение к активной работе)
  • Стадия осмысления (попытка систематизировать знания)
  • Стадия рефлексии (осмысление полученной информации, формирование у обучающихся собственного отношения к изучаемому материалу).

На уроке развиваются учебно-языковые, общеучебные, речевые умения, реализуются сквозные линии курса:

  • овладение умениями и навыками устной учебно-научной и разговорной речи (задания на выяснение лексического значения слов);
  • формирование навыка грамотного письма слов с изученной орфограммой.

Цели урока:

Обучающие: проверка прочности фундамента знаний – повторение, систематизация и расширение знаний обучающихся о глаголе как о части речи;

Развивающие:

  • развитие умения вести диалог, умения целостно представить уровни и перспективу освоения учебного материала;
  • развитие способностей правильно формулировать мысли в процессе обсуждения;
  • развивать мотивацию и самосовершенствование личности;

Воспитательные: на основе содержания заданий повторить правила поведения в определённых ситуациях;

Задачи:

  • формировать умение распознавать часть речи «глагол»;
  • способствовать развитию творческого мышления, внимания, речи, орфографической зоркости;
  • содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, в паре, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности;
  • воспитывать уважительное, бережное и заинтересованное отношение к русскому языку,
  • прививать любовь к Родине, уважительное отношение к ветеранам и участникам Великой отечественной войны.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся распознавать часть речи «глагол»; характеризовать как часть речи существительное, прилагательное и глагол; осознавать их роль в речи.

На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать УУД:
Познавательные:
- умение извлекать информацию из учебника, энциклопедий, словарей, текстов;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке,

- умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

Регулятивные:
- умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
- умение слушать и понимать других, вести диалог,
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,
- воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, взаимопонимание и взаимопомощь.

Предметные:
- повторение и выявление характерных признаков частей речи, их роли в речи.

Личностные:
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Оборудование: учебник «Русский язык» В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий– 4 класс, мультимедиапроектор, мультимедийная презентация к уроку; раздаточный материал, карточки для групповой и парной работы; карточки со словами (ветеран, робкая, защищает, грустные, парад, охраняет, солдат, светлый, праздник, отмечают, долгожданная, воевали), магниты для самооценки (желтый, зеленый, красный).

Методы: репродуктивный, объяснительно - иллюстративный, проблемный, коммуникативный, метод стимулирования и мотивации.

Формы работы на уроке: самостоятельная, фронтальная, работа в паре, работа в группе, работа по карточкам, работа с деформированным текстом, работа со стихотворением, работа со словарём, презентация (ИКТ).

Межпредметные связи: литературное чтение.

Основной продукт урока – схема актуализированных знаний по теме «Глагол». Отбор содержания заданий основан на самых ключевых понятиях: роль и многообразие глаголов в речи, начальная форма глагола, правило правописания. Основные знания были получены из отрывков художественных произведений, имеющих ценность для формирования нравственной личности.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, и особенно – близких людей.

Такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “трудовой подвиг” и т. д., необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старших членов семьи – участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести обучающегося к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Дидактическая игра: «Найди «лишнее» слово»

На доске группа слов. Обучающиеся должны найти «лишнее» слово и записать группу слов.

СМЕЛЫЙ, ХРАБРЫЙ, ГЕРОЙ, ОТВАЖНЫЙ. (Фронтальная проверка работы)

- Прочитайте слова, которые записали в тетрадь. (Смелый, храбрый, отважный)

- Что общего между этими словами? (все имена прилагательные, слова синонимы)

- Какого человека можно назвать смелым, храбрым, отважным? (человека, который готов встать на защиту слабого, на защиту Родины, способного на подвиг)

- Как можно назвать такого человека? (ГЕРОЙ)

- Каких героев можете назвать? (Герой произведения, герой – человек, совершивший подвиг.

Вывод: слово «герой» - многозначное слово)

Составьте и запишите предложение с одним из слов. Укажите грамматическую основу предложения.

Формируемые навыки (группы навыков) – ценности. Направление оценки – ценности. Задание содержит эмоционально-ценностный компонент. Обучающиеся решают задачу, которая имеет морально-этическую составляющую: они решают, какие качества присущи герою.

  1. Закрепление изученного материала.

Работа с деформированным текстом по карточке № 4.

1. У каждого из них была с..мья, дом.

2. В В(в)еликой О(о)течественной войне погибло более двадцати шести мил(л)ионов человек.

3. Они отдали свои жизни за О(о)тчизну, чтобы п..дарить нам чистое небо, светлое солнце!

- Прочитайте предложения. О чем вы прочитали?

- Можно ли сказать, что вы прочитали текст? Почему нет?

- Обсуждая в группах

  • определите порядок предложений,
  • запишите предложения с комментированием,
  • во 2 предложении определите, и укажите все знакомые части речи.

Ответы обучающихся.

Нет.

Предложения стоят не в последовательности.

Самопроверка по заданию.

Самооценка на полях: если задание выполнено верно – «+»,

если есть ошибки, замечания к работе – «?»,

если задание выполнено неверно – «-».

Работа в группах и самостоятельно.

  1. Рефлексия.
  2. Самооценка своей деятельности.

1) - Что интересного узнали на уроке?

- Какое задание вам запомнилось, понравилось больше всего?

- Что для вас было сложным, трудным?

- Чему научились на уроке?

На доске три фразы, каждый обучающийся определяет ту, которая соответствует его оценке, выходит к доске и ставит магнит:

  • «всё понятно, урок прошел интересно» – желтый,
  • «урок интересный, но есть вопросы или затруднения» – зеленый,
  • «много вопросов, тему не понял» – красный.

Формируемые навыки (группы навыков) – ценности. Направление оценки – ценности. Задание содержит эмоционально-ценностный компонент. Обучающиеся решают задачу, которая имеет морально-этическую составляющую: они решают, почему мы победили в ВОВ?

Важно подвести обучающихся к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение «Формирование навыков культурного общения»

Методическое сообщение на методобъединении воспитателей среднего звена...

методическая разработка "Формирование навыков литературного произношения у младших школьников"

Язык — фундамент национального самосознания. Наша речь становится все более примитивной. Тем самым мы теряем русский язык, который и есть гарант сохранения культурной идентичности народа, страны. Это ...

Методическая разработка "Формирование у младших школьников навыков здорового образа жизни в группе продленного дня»

Все знают, что здоровье – это самый ценный дар, который дается нам в этой жизни. И беречь этот дар нужно смолоду: правильно питаться, соблюдать режим дня, заботиться о гигиене тела, и, самое гла...

Методическая разработка: "Формирование вокально-хоровых навыков. Работа над дикцией и артикуляцией"

Методическая разработкаФормирование вокально-хоровых навыков. Работа над дикцией и артикуляциейТихонова Елена Анатольевнаучитель музыки Гимназии №116Приморского районагорода Санкт-Петербурга...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по программе Начальная школа XXI века»

Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения математике по программе "Начальная школа XXI века»...

Методическая разработка.Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста

Методическая разработка.Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС.Задачи:-Определить сущность понятия «коммуникативные навыки»;-Расс...