Методическое сообщение «Формирование навыков культурного общения»
методическая разработка по теме

Методическое сообщение на методобъединении воспитателей среднего звена

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое сообщение

«Формирование навыков культурного общения»

Всем известна старинная пословица «По одежке встречают, а по уму провожают». В наши дни, когда проблема модной одежды перестала быть проблемой, лучше было бы сказать «По разговору встречают, а по уму провожают». В большинстве случаев, именно манера человека говорить, позволяет судить о степени его культуры и воспитанности.

Конечно, не каждый может поразить собеседника глубиной и оригинальностью своих суждений, да это и не обязательно. Умение хорошо говорить – одно из величайших радостей жизни, приносящее наибольшее удовлетворение. Но это не всегда легко. Требовать от других можно только то, что ты способен дать и даешь сам. К сожалению, очень часто эту простую истину забывают, особенно дома,  в отношениях с близкими людьми. Умение вести себя в узком семейном кругу – показатель благовоспитанности человека. Не подлежит сомнению тот факт, что член семьи, соблюдающий правила хорошего тона в стенах собственного дома, почти застрахован от всякого рода оплошностей в окружении посторонних, поскольку он привык следить за собой и за своим поведением. Воспитанный человек  всегда пользуется любовью и уважением близких.

Человек, который не научился быть благодарным, может не рассчитывать на помощь окружающих. Вряд ли кто-то захочет помогать невеже и общаться с ним. Самое главное правило гласит: «Уважай окружающих, считайся с ними».

Умение хорошо, т.е. образно, умно и тактично говорить в какой-то степени является мерилом социального положения собеседника и основой уважения и почтительности к нему. Деликатность, тактичность в обращении со словами, как известно, являются одним из основных правил этикета. Таким образом, отличительными чертами собеседников должны быть, по нашему глубокому убеждению, доброжелательность, тактичность, высокое чувство человеческого достоинства. Не следует забывать, что доброе слово, сказанное вовремя, продлевает жизнь. Все это очень метко подметил поэт В.Боков:

Друзья мои, внушайте людям веру

И чаще говорите людям «Добрый день!»,

И следуйте хорошему примеру,

Продляйте добрым словом жизнь людей!

Людям приятно, когда о них говорят хорошо или то, что они хотели бы услышать о себе. Говорите больше любезностей, приятных слов. И делайте комплименты. Делать комплименты – большое искусство, потому что не все могут естественно и тонко говорить уместно красивые и приятные слова в адрес других. Но! Важно знать, что комплименты – это еще и искусство потому, что каждый воспринимает их по-своему.

«Люди, при всех своих недостатках, остаются достойнейшими в мире существами» (И.Гете).

Хороших слов заслуживает каждый, и не только за красивую одежду. Можно похвалить за сообразительность, за умение вовремя оказать поддержку, за способности. Давно известно, что смех продлевает жизнь, но также надо помнить, что шутка в разговоре позволительна только в таком случае, если она отличается тонким смыслом, легка и никого из присутствующих не оскорбляет. Как говорил Н.В.Гоголь, «…помни, что «насмешки» боится даже тот, кто уже ничего не боится на свете».

Вдруг в разговоре вы обидели соседа,

И прервалась веселая беседа…

Сей факт, вы осознайте чутко,

Уладит все и  все исправит шутка!

В.Андреев

Шутка – это остроумное и деликатное изречение о каких-либо маловажных предметах. Шутка должна действовать на окружающих увеселяющее при непременном условии, что она будет понята окружающими и употреблена с умеренностью. Позволять себе шутки можно только с людьми вежливыми и добродушными, умеющими отличить шутку от оскорбления, т.к. есть много таких лиц, которые всегда готовы принять шутку за насмешку, за доказательство неуважения к их личности и очень легко могут обидеться. Шутка, переходящая в грубость, нетерпима в порядочном обществе, и это вполне справедливо. Приличие и миролюбие общества дозволяют шутку только деликатную, сказанную, кстати, и то лишь между равными.

Каждый из нас так устроен, что тянется к тем, кто способен выслушать нас. Другими словами, люди обожают, когда их слушают. В то же время, вести разговор – это целая наука, со своими правилами и границами.

Мы живем среди людей, и мы одни из всех живых существ имеем уникальную возможность говорить, слушать, делиться впечатлениями, спорить, высказывать свое мысли, шутить, т.е. общаться друг с другом при помощи речи. Это очень здорово, но в то же время и очень трудно. Слушающий должен не только воспринимать информацию, но и понимать эмоции, чувства и переживания собеседника.

Правила ведения беседы четко сформулированы в одном из мудрых высказываний:

 «Кто от беседы с вами уходит довольный собою и своим умом, тот и вами доволен». (Ж.Лабрюйер).

Основные критерии умения правильно построить разговор:

  • Совсем необязательно быть красноречивым. Просто стоит быть таким, каков ты есть на самом деле.
  • Важно отношение. Следует помнить, что естественность поведения сама по себе достигается не так просто. Необходимо контролировать себя, что можно делать. А что нельзя.
  • Помните о соблюдении очередности. Умение хорошо слушать помогает говорить. Отличительная черта хорошего собеседника -  умение задавать вопросы в ходе разговора. Если вы хотите чему-то научиться, вы должны слушать.
  • Расширяйте свой кругозор. Самые интересные собеседники те, кто умеют говорить о событиях и впечатлениях за пределами собственной повседневной жизни. Можно больше узнать о мире, отправившись в путешествие, а можно и остаться дома. Общение с людьми, чье прошлое сильно отличается от нашего, обогащает содержание беседы и пополняет ваш багаж знаний.
  • Нужна легкость в общении. Одно из главных правил ведения беседы – никогда не оставайтесь долгое время серьезным. Не теряйте чувство юмора.
  • Будьте также открыты и честны со своими собеседниками, как вы бы хотели, чтобы они были с вами. Не будьте скрытными, рассказывайте о себе, о своих симпатиях и антипатиях. Так возникает доверительная беседа, так вы узнаете людей. Беседуете ли вы с одним человеком или с аудиторией, правила одинаковые: все сводится к налаживанию контакта. Высказывайте сочувствие, заинтересованность и готовность слушать – и вы непременно станете мастером беседы.

Слово – тончайшее прикосновение к сердцу, оно может стать и нежным благоуханным цветком и живой водой, а может и стать острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, раскаленным железом и комком грязи. Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять безнадежность и сомнение или вселить веру в человека.

Помните! 

  • Необходимо быть вежливым и уважительным человеком. В репертуар общения должны входить вежливость, доброжелательность, отзывчивость. Тактичность. Приветливость – это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец.
  • Говорите больше любезностей, приятных слов. Делайте уместные комплименты. Не забывайте, что доброе слово, сказанное вовремя – продлевает жизнь.
  • Шутка в разговоре позволительна  только в том случае, если она отличается тонким смыслом, легка и никого не оскорбляет.
  • Умение слушать – важнейший критерий коммуникабельности, а коммуникабельность начинается с внимания к людям.

Используемая литература:

1. «Энциклопедия этикета»,  Мим – экспресс, СПб 1996г.

2. «Как завоевать друзей и оказать влияние на людей», Д.Карнеги

3. «Как надо себя вести», М.Ходаков

4. «Из жизни слов», Э.Вартанян

5. Классный руководитель №2, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Формирование навыков литературного произношения у младших школьников"

Язык — фундамент национального самосознания. Наша речь становится все более примитивной. Тем самым мы теряем русский язык, который и есть гарант сохранения культурной идентичности народа, страны. Это ...

«Формирование навыков культурного поведения для учащихся с ОВЗ»

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится...

«Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ, как средство дальнейшей социализации»

При  формировании коммуникативных умений детей с нарушением слуха необходимо учитывать следующие условия:- взаимодействие школы и  семьи (и особенно важно взаимодействие с матерью, так как е...

Методический семинар "Формирование навыков смыслового чтения на уроках". Из опыта работы.

Методический семинар "Формирование навыков смыслового чтения на уроках". Обобщенный опыт моей педагогической деятельности в начальной школе....

Методическая разработка «Формирование навыков XXI века»

Данный урок относится к теме «Глагол» в 4 классе  – первый в изучении всей темы. Тип урока – вводный. Отсюда вытекает логика поставленных на уроке целей.Для реализации пос...