Методический семинар "Формирование навыков смыслового чтения на уроках". Из опыта работы.
статья
Методический семинар "Формирование навыков смыслового чтения на уроках". Обобщенный опыт моей педагогической деятельности в начальной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование навыков смыслового чтения на уроках
Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности.
Своё выступление я хочу начать словами Алексея Алексеевича Леонтьева «Мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом».
Умеют ли современные школьники ориентироваться в каждодневном потоке информации? А умеем ли это делать мы – взрослые? Сегодняшняя жизнь требует от нас информационной грамотности, а большая часть умений и навыков работы с информацией приобретается через чтение. Т.е. тут возникает необходимость в формировании у детей не просто чтения, а смыслового чтения.
Навык чтения имеет две стороны – смысловую и техническую.
Мы с вами знаем, что техническая сторона включает в себя способ, темп, правильность и выразительность чтения.
В последние годы, я столкнулась со следующей проблемой.
В первый класс приходит много уже читающих детей, но при этом они не понимают, и как следствие, не могут применять и рефлексировать, текстовую информацию.
Хочется отметить, что навык смыслового чтения не зря относится к метапредметным результатам обучения и входит в состав универсальных учебных действий. Он может и должен формироваться при обучении на всех школьных предметах, а не только на литературном чтении.
И тут я понимаю, что в первую очередь, мне необходимо, продумать работу как максимально точно и полно научить детей понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлеченную информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность, потому что если я не буду этого делать, то будут неизбежны проблемы.
Я бы хотела рассмотреть возможные проблемы и представить пути их решения из курса начальной школы.
По математике – у детей возникают трудности при решении задач, а именно, при понимании текста задач; они могут не научиться обращать внимания на союзы, частицы, при этом будет меняться смысл самого задания. Не смогут выполнить логические действия на анализ и классификацию; не сумеют оценить информацию для проверки правильности решения задач, не смогут отделить условие задачи от вопроса, т.о. развитие математической грамотности напрямую связано с развитием смыслового чтения и функциональной грамотности.
Работа с ключевыми словами.
Коллеги, предлагаю для сравнения две задачи для 1 класса.
У Пети было 4 игрушки для ёлки. Ему подарили ещё 3 такие же игрушки. Сколько игрушек стало у Пети? (Ответ: 7)
У Пети было 4 игрушки для ёлки. Ему подарили ещё 3 такие же игрушки. На сколько больше игрушек стало у Пети? (Ответ: 3)
Мы конечно, с вами видим очевидную разницу как при формулировке задачи, так и Для первоклассников проблемно увидеть разницу как при формулировке, так и при решении задачи.
Затем, прочитать вслух, выделяя голосом числовые данные. У Пети было 4 игрушки для ёлки. Ему подарили ещё 3 такие же игрушки. Сколько игрушек стало у Пети?
Затем, ведется обсуждение всей найденной информации.
Прочитайте и найдите допущенные ошибки:
Поспорь с Незнайкой, который рассказал о себе следующее: «Я хорошо знаю математику! Я выучил таблицу умножения, умею складывать, вычитать и делить. Я знаю, что самое большое двузначное число 100 можно разделить без остатка на 2, 3, 4 и 5. Я умею проверять, правильно ли я выполнил действия, и находить ошибки. Например, чтобы проверить, действительно ли 4:2=2, нужно к частному 2 прибавить делитель 2, 2+2=4 – мы получили делимое. Значит, деление выполнено верно. А ты знаешь математику так же хорошо, как и я?
(Ответы групп)
Задание было предложено 3 классу на уроке повторения и закрепления знаний. Достаточно большой текст задания затруднял его восприятие на слух. Поэтому для организации эффективной работы над заданием, текст был у учеников перед глазами. Они должны были найти все ошибки, допущенные Незнайкой. Некоторые из этих ошибок лежат на поверхности, например, 100 – это не двузначное число, а трёхзначное число. Другие ошибки требовали более внимательного прочтения текста, вдумчивого и критичного отношения к его содержанию, тщательной проверки имеющейся в тексте информации.
Работа с таким текстом формирует умение соотносить информацию, содержащуюся в нём, со своими знаниями и оценивать её, анализируя и сопоставляя с имеющимися знаниями.
Многолетняя практика показывает, что при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня, по русскому языку, обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. Проще говоря «дети не вчитываются в задание», не могут озаглавить текст и выделить основную идею текста. Поэтому я провожу систематическую работу по анализу учебных заданий, инструкций, которые имеются в современных учебниках. И использую различные приемы технологий обучения смысловому чтению.
Очень интересно прошел урок русского языка во 2 классе. Детям было предложено выполнить задания с опорой не на текст, а, на серию картинок:
Задания были разными:
- найти на картинках слова – названия предметов, действий предметов и признаков предметов и записать их по группам в таблицу (при работе с частями речи);
- даны схемы слов, подбери к ним по 3 (4,5) слова, которые относятся к картинкам (при работе с составом слова);
- задай вопросы к картинкам (развитие речи);
- ответь на вопросы к картинкам и разгадай кроссворд..
Еще, на уроках русского языка для стимулирования более внимательного чтения, я использую приём «Пометки на полях» (Инсерт)
Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал; + – новое; – – думал иначе; ? – не понял, есть вопросы.
Например, на одном из уроков повторения и систематизации знаний об имени существительном было дано следующее задание. На листочках был записан текст. Дети при его прочтении должны были расставить знаки V, ?, !.
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? V
Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода. V
Имена существительные изменяются по числам и падежам. ?
В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.!
Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонение. V
Есть имена существительные, которые не склоняются: пальто, метро, радио, кино, шоссе. ?
Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения. !
Во множественном числе существительные не различаются по склонениям !
Вопрос, как научить детей читать научные тексты на уроках окружающего мира, интересует меня давно. В настоящее время при построении урока я предполагаю активную самостоятельную деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение ребенка в учебный процесс в соответствии с его способностями и возможностями, а чтобы научить детей читать осознанно научные тексты у меня возникла идея преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Приемы по формированию смыслового чтения много, но на уроках окружающего мира я использую такие:
- Приём «тонкие и толстые вопросы». Этот приём использую для осмысления информации, постановки вопросов к тексту и нахождение ответов на них. В начале урока ребята чертят таблицу, состоящую из двух колонок. По ходу урока в левую колонку записываем вопросы, требующие простого ответа, а в правую – вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. Например,
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Кто …? Когда …? Может …? | Почему вы считаете, что …? Дайте объяснение, почему …? Что будет, если …? |
Этот приём способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивается умение задавать «умные» вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.
При проведении Недели начальных классов, одним из заданий было составить синквейн на тему «Природа».
Мой первый набор первоклассников, на данный момент – это учащиеся 9 класса. В первом полугодии этого учебного года, они приняли участие в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся – PISA, но это не единственное исследование качества образования. В соответствии с циклами исследования PIRLS, 2021 год – это год, когда нынешние. четвероклассники пройдут международные исследования качества чтения и понимания текста.
Таким образом, в начальной школе смысловому чтению можно обучать не только на уроках литературного чтения, и не только при работе с текстом. Таблицы, афиши, предметные картинки, географические карты, показания различных приборов, графики и диаграммы – это тоже источники информации, и умение работать с ними – одно из требований к выпускнику начальной школы.
Закончить свое выступление, я бы хотела, словами Александра Сергеевича Пушкина: «Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство».
Спасибо, Вам коллеги, за внимание, с которым вы меня выслушали!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...
формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе
Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...
Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»
Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....
«Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образован...
Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе (из опыта работы)
Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для д...
Развитие навыка смыслового чтения на уроках математики и окружающего мира в начальной школе (из опыта работы)
Упражнения для развития навыка смыслового чтенияна уроках математики....
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять с...