Методический семинар "Формирование навыков смыслового чтения на уроках". Из опыта работы.
статья

Методический семинар "Формирование навыков смыслового чтения на уроках". Обобщенный опыт моей педагогической деятельности в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков смыслового чтения на уроках

Уважаемые коллеги! В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности.

Своё выступление я хочу начать словами Алексея Алексеевича Леонтьева «Мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом».

Умеют ли современные школьники ориентироваться в каждодневном потоке информации? А умеем ли это делать мы – взрослые? Сегодняшняя жизнь требует от нас информационной грамотности, а большая часть умений и навыков работы с информацией приобретается через чтение. Т.е. тут возникает необходимость в формировании у детей не просто чтения, а смыслового чтения.

Навык чтения имеет две стороны – смысловую и техническую.

Мы с вами знаем, что техническая сторона включает в себя способ, темп, правильность и выразительность чтения.

В последние годы, я столкнулась со следующей проблемой.

В первый класс приходит много уже читающих детей, но при этом они не понимают, и как следствие, не могут применять и рефлексировать, текстовую информацию.

Хочется отметить, что навык смыслового чтения не зря относится к метапредметным результатам обучения и входит в состав универсальных учебных действий. Он может и должен формироваться при обучении на всех школьных предметах, а не только на литературном чтении.

И тут я понимаю, что в первую очередь, мне необходимо, продумать работу как максимально точно и полно научить детей понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлеченную информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность, потому что если я не буду этого делать, то будут неизбежны проблемы.

Я бы хотела рассмотреть возможные проблемы и представить пути их решения из курса начальной школы.

По математике – у детей возникают трудности при решении задач, а именно, при понимании текста задач; они могут не научиться обращать внимания на союзы, частицы, при этом будет меняться смысл самого задания. Не смогут выполнить логические действия на анализ и классификацию; не сумеют оценить информацию для проверки правильности решения задач, не смогут отделить условие задачи от вопроса, т.о. развитие математической грамотности напрямую связано с развитием смыслового чтения и функциональной грамотности.

Работа с ключевыми словами.

Коллеги, предлагаю для сравнения две задачи для 1 класса.

У Пети было 4 игрушки для ёлки. Ему подарили ещё 3 такие же игрушки. Сколько игрушек стало у Пети? (Ответ: 7)

У Пети было 4 игрушки для ёлки. Ему подарили ещё 3 такие же игрушки. На сколько больше игрушек стало у Пети? (Ответ: 3)

Мы конечно, с вами видим очевидную разницу как при формулировке задачи, так и Для первоклассников проблемно увидеть разницу как при формулировке, так и при решении задачи.

Затем, прочитать вслух, выделяя  голосом числовые данные. У Пети было 4 игрушки для ёлки. Ему подарили ещё 3 такие же игрушки. Сколько игрушек стало у Пети?

Затем, ведется обсуждение всей найденной информации.

Прочитайте и найдите допущенные ошибки:

Поспорь с Незнайкой, который рассказал о себе следующее: «Я хорошо знаю математику! Я выучил таблицу умножения, умею складывать, вычитать и делить. Я знаю, что самое большое двузначное число 100 можно разделить без остатка на 2, 3, 4 и 5. Я умею проверять, правильно ли я выполнил действия, и находить ошибки. Например, чтобы проверить, действительно ли 4:2=2, нужно к частному 2 прибавить делитель 2, 2+2=4 – мы получили делимое. Значит, деление выполнено верно. А ты знаешь математику так же хорошо, как и я?

(Ответы групп)

Задание было предложено 3 классу на уроке повторения и закрепления знаний. Достаточно большой текст задания затруднял его восприятие на слух. Поэтому для организации эффективной работы над заданием, текст был у учеников перед глазами. Они должны были найти все ошибки, допущенные Незнайкой. Некоторые из этих ошибок лежат на поверхности, например, 100 – это не двузначное число, а трёхзначное число. Другие ошибки требовали более внимательного прочтения текста, вдумчивого и критичного отношения к его содержанию, тщательной проверки имеющейся в тексте информации.

Работа с таким текстом формирует умение соотносить информацию, содержащуюся в нём, со своими знаниями и оценивать её, анализируя и сопоставляя с имеющимися знаниями.

Многолетняя практика показывает, что при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня, по русскому языку, обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания. Проще говоря «дети не вчитываются в задание», не могут озаглавить текст и выделить основную идею текста. Поэтому я провожу систематическую работу по анализу учебных заданий, инструкций, которые имеются в современных учебниках. И использую различные приемы технологий обучения смысловому чтению.

Очень интересно прошел урок русского языка во 2 классе. Детям было предложено выполнить  задания с опорой не на текст,  а, на серию картинок:

Задания были разными:

- найти на картинках слова – названия предметов, действий предметов и признаков предметов и записать их по группам в таблицу (при работе с частями речи);

- даны схемы слов, подбери к ним по 3 (4,5) слова, которые относятся к картинкам (при работе с составом слова);

- задай вопросы к картинкам (развитие речи);

- ответь на вопросы к картинкам и разгадай кроссворд..

Еще, на уроках русского языка для стимулирования более внимательного чтения, я использую приём «Пометки на полях» (Инсерт)

Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал; + – новое;  – думал иначе; ? – не понял, есть вопросы.

Например, на одном из уроков повторения и систематизации знаний об имени существительном было дано следующее задание. На листочках был записан текст. Дети при его прочтении должны были  расставить знаки V, ?, !.

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? V

Имена существительные бывают мужского, женского или среднего рода. V

Имена существительные изменяются по числам и падежам. ? 

В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.!

Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонение. V 

Есть имена существительные, которые не склоняются: пальто, метро, радио, кино, шоссе. ? 

Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения. !

Во множественном числе существительные не различаются по склонениям !

Вопрос, как научить детей читать научные тексты на уроках окружающего мира, интересует меня давно.  В настоящее время при построении урока я предполагаю активную самостоятельную деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение ребенка в учебный процесс в соответствии с его способностями и возможностями, а чтобы научить детей читать осознанно научные тексты у меня возникла идея преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Приемы по формированию смыслового чтения много, но на уроках окружающего мира я использую такие:

  • Приём «тонкие и толстые вопросы». Этот приём использую для осмысления информации, постановки вопросов к тексту и нахождение ответов на них. В начале урока ребята чертят таблицу, состоящую из двух колонок. По ходу урока в левую колонку записываем вопросы, требующие простого ответа, а в правую – вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. Например,

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто …?

Когда …?

Может …?

Почему вы считаете, что …?

Дайте объяснение, почему …?

Что будет, если …?

Этот приём способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивается умение задавать «умные» вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

При проведении Недели начальных классов, одним из заданий было составить синквейн на тему «Природа».

Мой первый набор первоклассников, на данный момент – это учащиеся 9 класса. В первом полугодии этого учебного года, они приняли участие в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся – PISA, но это не единственное исследование качества образования. В соответствии с циклами исследования PIRLS, 2021 год – это год, когда нынешние. четвероклассники пройдут международные исследования качества чтения и понимания текста.

Таким образом, в начальной школе смысловому чтению можно обучать не только на уроках литературного чтения, и не только при работе с текстом. Таблицы, афиши, предметные картинки, географические карты, показания различных приборов, графики и диаграммы – это тоже источники информации, и умение работать с ними – одно из требований к выпускнику начальной школы.

Закончить свое выступление, я бы хотела, словами Александра Сергеевича Пушкина: «Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство».

Спасибо, Вам коллеги, за внимание, с которым вы меня выслушали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

Доклад на тему «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному чтению-одна из задач начального обучения....

«Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образован...

Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе (из опыта работы)

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для д...

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...