"Формирование навыков смыслового чтения у учащихся через организацию работы с текстом с использованием современных педагогических технологий"
статья

Хомяченко Елена Александровна
В статье раскрывается опыт работы по формированию читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения с применением современных педагогических технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хомяченко Елена Александровна,

ТМК ОУ «Диксонская средняя школа», пгт Диксон

"Формирование навыков смыслового чтения у учащихся через организацию работы с текстом с использованием современных педагогических технологий"

 (Из опыта практической работы)

В статье раскрывается опыт работы по формированию читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения с применением современных педагогических технологий.

Ключевые слова: читательская грамотность, смысловое чтение, современные педагогические технологии, речевые высказывания, учебный диалог, анализ и интерпретация художественного произведения, коммуникативная компетенция, творческая мастерская.

Список литературных источников:

  1. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. – М.: Просвещение., 1977.;
  2. Леонова Н. С. Интерактивные технологии обучения как средство реализации творческих способностей учащихся//Педагогическая мастерская. Все для учителя!- 2013 г. № 6 (18) июнь, с. 9-15;
  3. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2005.-240с.- (Мастерская учителя).

"Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера." 

Д. Дьюи

Как любой учитель, я мечтаю видеть своих учеников понимающими, думающими читателями. Нет ничего важнее для начинающего читателя, уметь самостоятельно открывать в произведении смысл, который задуман писателем, поэтом. Поэтому, задача, которая стоит перед учителем заключается в  формировании смыслового чтения, что является важным слагаемым читательской грамотности младших школьников.

Ежегодные внутришкольные диагностические работы, направленные на проверку уровня сформированности читательской грамотности учеников показали, что большинство детей недостаточно владеют смысловым чтением; не справляются с задачами на интерпретацию информации; затрудняются в решении задач, требующих анализа и обобщения; не умеют высказывать предположения, строить доказательства.

На сегодняшний момент, методических рекомендаций по обучению детей смысловому чтению достаточно много. Учебно-методические комплекты по литературному чтению включают разнообразные задания и упражнения, формирующие умения смыслового чтения, но обучающиеся не могут выполнить весь объем требований. Быстрый темп работы для многих является непосильным, у многих снижена мотивация к процессу чтения в связи с нарастающей неуспешностью. Поэтому, возникает вопрос: «Как научить каждого ученика в классе максимально точно и полно понимать  содержание текста, улавливать все детали, практически осмысливать информацию и не быть пассивным слушателем?».

Это побудило меня подобрать наиболее эффективные приемы, подходы, методы, для развития читательской грамотности младших школьников на разных этапах урока литературного чтения, объединить их в своеобразный методический конструктор и апробировать его.

 В данной статье представлен опыт работы по формированию читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения с применением современных педагогических технологий.

  1. Основная часть

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. Поэтому, основной задачей учителя является научить ребенка работать с информацией, научить учиться. Как говорил Элберт Грин Хаббард «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя»[1]. С помощью современных образовательных технологий интеллектуальная информация переводится на язык практических решений.

Уже в период обучения грамоте необходимо формировать навык смыслового чтения. В этот период мною  используются в работе с текстом:

-  приемы игровой технологии: чтение с хлопками, чтение текста с прикрытой половиной строки, чтение с выбрасыванием кулачков, чтение половины каждого слова в предложении и т.д.;

 - приёмы технологии «Развития критического мышления»: чтение перевёрнутого текста, чтение строчек с закрытой нижней половиной, поиск в тексте заданных слов, чтение строчек в обратном порядке, по словам, восполнение пропусков букв в словах и т.д.

 Эти приёмы помогают формировать у учащихся навыки чтения, позволяющие воспринимать текст, а затем анализировать его уже на начальном этапе обучения.

Одним из самых эффективных методов познавательной деятельности в обучении я считаю – диалог. Это приём проблемно-диалоговой технологии.  Деятельность педагога и учеников концентрируется на исследовании «внутреннего мира» текста и его структуре. С первой минуты вхождения в пространство авторского замысла учитель ставит вопросы или вызывает детей на вопрошание, чтобы заинтересовать поиском непонятных мест, авторских находок, причин поступков героев. Ученики, задавая вопросы, самостоятельно учатся искать ответы на них у автора, в самом тексте.

 Данная методика используется мною с первого класса. Из практики преподавания могу выделить основные трудности в реализации этого метода: некоторые ребята, работая в группе, не могут свободно выражать свои идеи, а только наблюдают за процессом. Проблема:

1) низкая самооценка. Они боятся сказать что-нибудь «не то»,  не желают, «чтобы над ними посмеялись». Учитывая этот факт, я стараюсь создать условия для терпеливого, медленного чтения. Именно такое чтение приводит к пониманию. Затем, вместе с учениками строим весь ход будущего диалога. Поиск ответов на заданные к тексту вопросы обязательно происходит в коллективной деятельности учеников. Обсуждение точки зрения автора и героев идёт на уроках в дискуссионной форме. Многоголосие мнений приводит к пониманию произведения: один ученик поставил вопрос, другие дают ответы на него, опираясь на текст, анализируют его и высказывают индивидуальную точку зрения. Ребята  воспринимают новую информацию от своих сверстников, они не просто слушают, а действительно слышат друг друга, соотносят свое впечатление с другими, выявляют общее и отличное в нём.

2) разный уровень обученности. Для решения данной проблемы, я использую  в своей практике технологию дифференцированного обучения.    Она способствует формированию положительной мотивации у школьников. Все дети могут достигнуть планируемых результатов обучения по  каждой теме.

Каждое новое произведение для ребёнка - это встреча с новым миром. Проникнуть в этот «мир» позволяет технология продуктивного чтения. Знакомство с текстом происходит в три этапа:

- первый этап - работа с текстом до чтения. Она направлена  на развитие антиципации: читая фамилию автора, заглавие произведения, рассматривая рисунки, иллюстрации, дети высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Затем читают ключевые слова, которые учитель заранее вычленил из текста, вновь уточняют свои предположения о героях, теме, содержании. В 1-2 классе ключевые слова может предлагать учитель, а во 3-4 классах эту работу выполняют дети.

- второй этап – работа с текстом в процессе чтения. Он состоит из двух фаз:

1) фаза «восприятие» - это первые эмоции от прочитанного. Я ставлю вопросы, ориентированные на осознание основного смысла текста: что осталось непонятным, что удивило, какие чувства вызвало. Это фаза начального самоопределения.

На данном этапе я использую прием «Словарики: при первичном чтении произведения обучающие читают текст, выписывая те слова в тетрадь, значение которых им непонятны. Затем, встают те ребята, кому все слова в тексте понятны  и организовывают разъяснение непонятных слов. Это «Словарики». При необходимости оказываю помощь, предлагаю различные словари;

2) фаза «разбор текста». На этом этапе происходит анализ текста, цель которого - понять главную идею автора. В этом помогают методы критического мышления. Например:

- приём «Чтение в кружок» помогает управлять процессом осмысления текста во время чтения. Я  озвучиваю задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, а задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст". Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или неточен, слушающие его поправляют.

 Чтобы ученик научился понимать текст, я учу его всматриваться в каждое слово, высказывание, абзац, текст и наоборот, идти от общего к деталям. Грамотный анализ исследуемого текста невозможен без определения основных и ключевых моментов. Поэтому, важно учить детей:

  • понимать текст (ответить на вопрос: о чём это произведение?);
  • вникнуть в смыслы (ответить на вопрос: какаю, важную мысль высказал в тексте автор?);
  • найти языковые средства, приёмы способы создания образа (ответить на вопрос: как «сделан» образ?).

На этапе анализа необходимо научить детей открывать литературоведческие понятия, они важны для адекватного понимания текста. Мною применяется поисково-исследовательский метод обучения. Ученики становятся исследователями, выдвигая в процессе диалога собственные гипотезы смысла.

«Тонкие” вопросы

«Толстые” вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Что?

Дайте три объяснения, почему...?

Кто?

Объясните, почему...?

Когда?

Почему  вы думаете ...?

Как зовут ...?

Почему вы считаете ...?

Было ли ...?

В чём различие ...?

Где…?

Что, если ...?

Согласны ли вы ...?

Предположите, что будет, если ...?

Совместно, мы намечаем поиск ответов на поставленные во время анализа текста вопросы, которые обязательно фиксируем на доске или в тетради, с применением технологии критического мышления, например: приёма «Тонкие и толстые вопросы». Этот приём   учит детей  различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить  определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

В процессе поиска ответов внедряется технология обучение в сотрудничестве: у каждого ученика рождается свое мнение, он им делится с другими читателями, становясь участником совместной работы. То, что было не понятно на начальном этапе знакомства с текстом, стало понятным  благодаря мнению, версиям,  предположениям других читателей. На данном этапе я часто использую систему блоков и опорных таблиц, ментальные карты (технология майндмэппинга), которые приучают детей мыслить, кодируя большой текстовый материал, и ведёт к пониманию его. Например:

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится»  2 класс

 

Третий этап работы с текстом – интерпретация. Это творческий уровень, на этом этапе я применяю приёмы:

  • технологии «Развития критического мышления»

- интонирование произведения вслух отрывка (позволяет представить личную точку зрения чтеца);

- приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

- приём «Чтение с остановками». После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей точки зрения, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными, а так же участвовать в диалоге;

- приём «Вопрос автору». Учащиеся, работая в группах, самостоятельно продумывают и формулируют вопросы, которые они хотели бы задать автору, если бы он находился в классе. Другая часть класса отвечает на вопросы, представляя себя авторами произведения.

-приём «Уголки». Данный приём используем для составления характеристики героев произведения после полного его прочтения. Работа проводится как в парах (тогда при проверке можно сравнить работу разных пар), так и  разделив класс пополам. Суть работы в том, что одни готовят доказательства положительных качеств героев, используя текст и личный жизненный опыт, другие – находят отрицательные качества героев, опять же подкрепляя свои ответы цитатами из текста. Этот приём учит ребят диалогу. Умению выслушать противоположную сторону, не прерывая их выступление, даже если они с чем-то не согласны. То есть учит культуре общения. В конце урока все вместе делаем вывод, учитывая всё, что ребята сказали на уроке.

-  Метод контрольных вопросов: «А если сделать наоборот?», «Если изменить концовку произведения?».

- Мозговой штурм. Этот приём позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

 - драматизация произведения (постановка спектакля по произведению);

- чтение по ролям.

- Приём «Синквейн». В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению   уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

  • Приемы проектной технологии:

- приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

- устное выступление с сообщением об авторе, по поводу прочитанного;

- иллюстрации к произведениям, викторина или кроссворд по прочитанным произведениям иллюстрирование произведения, прочитанного на уроке;

- создание диафильма, презентации.

  • Игровые технологии

- приём «Мим-театр». Один человек или группа ребят с помощью мимики и жестов должна изобразить одного из героев произведения. Все остальные должны отгадать этого героя. Можно провести это в виде соревнования между командами. Побеждает команда, которая более точно смогла изобразить героя.

- приём «крестики-нолики», предполагающий проведение работы в парах: одни ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления младшие школьники задают друг другу вопросы. Победителем становится тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков;

-  приём «древо мудрости», которое заключает в том, что сначала быстро, но внимательно младшие школьники читают текст. Далее каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске).

На каждом  этапе работы с текстом использую технологию оценивания. Она способствует развитию у учащихся умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивации на успех.  Ученики избавляются от страха перед школьным контролем и оцениванием, что позволяет сберечь их психическое здоровье.

В основе каждого урока лежит личностно-ориентированный подход, позволяющий формировать и реализовать личностные особенности младших школьников.  При использовании данной технологии в процессе формирования читательской грамотности создаётся эмоционально положительный настрой школьников на работу.

Для понижения утомляемости младших школьников на уроках литературы применяю здоровьесберегающие технологии: физкультминутки, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика (прямая зависимость между развитием мелкой моторики и развитием функций головного мозга), цветотерапию: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом, что способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости. При чтении текста делаем выводы, связывая их жизненной ситуацией.

Например:

-  К.И. Чуковский «Путаница»- правила безопасного поведения с огнём;

- В.В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел?», Л.Н.Толстой «Акула», «Прыжок» - какой вред здоровью могли нанести поступки главных героев? и.т.д.

Современный урок немыслим без ИКТ - технологий, которые позволяют мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся:

  • Создание презентаций к урокам.
  • Работа с ресурсами Интернет.
  • Использование готовых обучающих программ (тренажеры).
  • Средство наглядности.
  • Звуковое оформление уроков.
  • Тесты.
  • Участие в онлайн – конкурсах.

II. Заключительная часть

Целенаправленная работа по формированию  навыков смыслового чтения в течение четырёх лет дала свои результаты:

-  внутришкольная стартовая диагностическая работа учеников 4 класса показала положительную динамику развития читательской грамотности по всем уровням: поиск информации; отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию; отвечать на вопросы, используя неявно заданную в тексте информацию; интерпретировать информацию; строить оценочные суждения на основе текста;

- мои ученики активно участвуют в исследовательских работах по литературному чтению на муниципальном и региональном уровнях:

  • «Чем похожи сказки русского народа и народов Таймыра?»;
  • «Богатыри – миф или реальность?»;
  • «Сравнение образа лисы в русских народных сказках и сказках народов Севера с её прототипом в живой природе»;
  • «Может ли ученик начальных классов быть мультипликатором?».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий как способ формирования речевых умений учащихся

Технология РКМЧП, диагностика для выявления уровня развития речевых умений учащихся....

Формирование навыков смыслового чтения младших школьников с художественным текстом

На современном этапе в соответствии с требованиями федеральногогосударственного образовательного стандарта учащиеся начальной школыдолжны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоват...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...

Методический семинар "Формирование навыков смыслового чтения на уроках". Из опыта работы.

Методический семинар "Формирование навыков смыслового чтения на уроках". Обобщенный опыт моей педагогической деятельности в начальной школе....

"Формирование навыка смыслового чтения как одно из главных направлений работы с текстом"

В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Поэтому развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание в начальной школе....