Использование современных педагогических технологий как способ формирования речевых умений учащихся
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Горбачева Ирина Владимировна

Технология РКМЧП, диагностика для выявления уровня развития речевых умений учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9

Технология «Развитие

критического мышления

через чтение и письмо»

как способ формирования

 речевых умений учащихся.

     

                         

г. Ковров

2021г.

Информационно – педагогический модуль опыта

учителя начальных классов Горбачёвой И. В.

1.Тема:  Формирование речевых умений учащихся путём использования технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

2.Актуальность и перспективность опыта:

В последнее время наблюдается  снижение интереса обучающихся к чтению и  изучению русского языка в школе. Соответственно, снижается грамотность учащихся, их общая культура; речь у многих бедна, учащиеся не могут правильно и логично выразить свою мысль. Кругозор не расширяется, грамотность не повышается. Всё это  снижает активность их мыслительной деятельности.

В моём классе 55% детей с низким и ниже среднего уровнем интеллектуального развития. По результатам психолого – педагогического исследования самыми низкими были показатели устной и письменной речи учащихся. Такие    особенности класса потребовали особой работы по развитию речи и мышления. Первые два  года работы по развитию речи не дали желаемых результатов.

 На конец второго года обучения показатели развития речи были следующими:

  • уровень связности речи низкий и ниже среднего у   63% учащихся,
  • уровень умений по восстановлению деформированного текста у  55%,
  • уровень умений составления текста в соответствии с заданным жанром у 82% детей.

Таким образом, возникло противоречие между низким уровнем развития речи учащихся, создающим проблемы в обучении, и необходимостью успешного овладения речевыми умениями в соответствии с государственной программой. 

Для решения данных проблем необходимо было создать условия, которые способствуют активному развитию речи учащихся. Анализируя информацию о современных образовательных технологиях и методиках, пришла к выводу, что  технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» станет условием и средством развития речевых умений учащихся. Это технология, которая дает реальную возможность создать в классе атмосферу партнерства, позволяет детям высказать свою точку зрения, постоянно поддерживает необходимый уровень внимания и интереса.

Существующий опыт апробации технологии РКМЧП свидетельствует о  повышении уровня речевых умений учащихся, а высокий уровень развития речи определяет успех в работе по всем предметам. Эта технология  способствует формированию умения работать с информацией и повышению орфографической грамотности.

3.Теоретическая база:  

По поводу понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, так как предполагает спор, конфликт; с другой стороны, объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», « творческое мышление» и т.д. Хотя термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Бруннер, Л. С. Выготский,  в профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно.

Сегодня в различных научных исследованиях можно найти определение термина «критическое мышление». Дж. А. Браус и Д. Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критики пытаются понять и осознать свое собственное «Я», быть объективными, логическими, пытаются понять другие точки зрения. Критическое мышление, по их мнению, - поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений. Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении проблем.

Д. Халперн определяет  критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» как направленное  мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата.

При всем разнообразии определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл, который отражает оценочные и рефлексивные свойства мышления. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой  информации на жизненный личный опыт. В этом и есть его отличие от творческого мышления. Критическое мышление – отправная точка для развития творческого мышления, они развиваются в синтезе, взаимообусловлено.

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:

  1. Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.
  2. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.
  3. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
  4. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
  5. Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
  6. Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.

  Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер,- являются членами консорциума “За демократическое образование”. С 1996г. технология распространяется совместно институтом “Открытое общество”, Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и прошла апробацию в школах многих стран. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года.

Создатели технологии модифицировали идеи свободного воспитания (А.Ковальчукова) и творческого  саморазвития  личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой,  Дж. Дьюи,  Ж. Пиаже, М. Монтессори),    деятельностного подхода к обучению (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н.Гусинский,  В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи эвристического обучения (А.В. Хуторской) и довели их до уровня технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Технология РКМЧП - универсальная,  проникающая,  “надпредметная”  технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом украсить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.

Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии РКМЧП, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии. (Приложение 2.)

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективного подхода к окружающему его информационному полю.

4. Ведущая педагогическая идея.

Отвечая на вопрос: «Что же такое критическое мышление?», приведу цитату её авторов: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление»  

Цель моей работы -  развитие речевых умений и мыслительных навыков учащихся , необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Содержание опыта направлено на создание условий для развития речи учащихся, которые преобразовывают личность ученика из «объекта» в «субъект», когда каждый участник образовательного процесса станет условием и средством развития другого.

5 .Новизна опыта. 

Новизна опыта заключается в использовании технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

  • для достижения позитивных результатов у учащихся с низким уровнем развития речевых умений;
  • в создании конструктора урока;
  • в видоизменении  некоторых приёмов технологии с целью эффективности её реализации.

6. Технология опыта.

 Для эффективной работы в  технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»  с учащимися с низким уровнем развития речевых умений важно расположение детей во время проведения образовательного мероприятия.   Рассаживаю их  таким образом, чтобы в паре за одной партой оказались учащиеся с высоким (I вариант) и низким (II вариант) уровнем развития речи. Такая посадка способствует более  продуктивной работе пары. Считаю, что  работа в паре - это условие активной позиции ученика. В течение года детей  несколько раз пересаживаю. Работая с другим учеником, дети попадают в новые условия, которые зависят от личностных и познавательных качеств собеседника и развитие речевых умений идёт более высокими темпами.

Апробирование выбранной мною технологии началось с её использования  на  уроках литературного чтения и окружающего мира  в 3 классе.

Главная цель урока литературного чтения – воспитание вдумчивого читателя, развитие читательского вкуса, умения видеть текст и осмысливать его. Учащимся с низким уровнем развития речи трудно дать детальную оценку происходящим событиям, поступкам действующих лиц после восприятия  целостного текста. Для меня в ходе работы стало понятно, что наиболее эффективен здесь прием чтения с остановками. Главным требованием считается следующее: произведение должно быть незнакомым для учащихся, обладать динамичным сюжетом, небольшим объемом. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположенного, а что – нет, и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для целостного видения произведения, позволяет понять характер  героя,  погружает в его внутренний мир.

Например, после чтения первой части рассказа В. Дурова «Наша Жучка», когда ребята собрались в укромном уголке коридора и стали придумывать, как отомстить дядьке, задаю вопрос, как мальчики могут это сделать?  После слов «Я выпустил верёвку, и собака тяжело упала на землю», спрашиваю о том, что мог почувствовать человек, который убил собаку. Для того, чтобы дать возможность высказаться большему количеству детей ввожу в данный приём  работу в парах ,  и за 1 минуту предлагаю вынести общее суждение, если мнения совпали или различное, если дети не согласились друг с другом. (1 ученик из пары: «Света сказала, что мальчик сразу же пожалел о своём поступке. Я согласен с ней (или не согласен) и хочу добавить, что …»)   

 Наблюдая за своими учениками в процессе обсуждения, вижу, как переживают ребята, хотят дочитать рассказ до конца, понять, почему мальчики так поступили.  После прочтения делаем вывод: каждый  должен хорошо усвоить для себя и определенно точно понять, что прежде чем совершить какой-либо поступок, надо хорошо подумать и взвесить. Нельзя поддаваться временным обидам и слабости своего характера.

Достоинства данного приема сложно переоценить: ученики с большим интересом вносят свои предположения о дальнейшем развитии сюжета, становясь внимательным и вдумчивым читателем (слушателем). Неважно, что их предположения могут не подтвердиться (здесь в принципе нет правильных и неправильных ответов), важно другое: каждый ученик вдумчиво относится к тексту произведения, тогда оно становится ему ближе, понятнее, ему хочется читать и слушать дальше, чтобы понять, почему именно так разворачиваются события, почему именно эти чувства испытывает герой. Интересно, что во время обсуждения начинают говорить даже те дети, которые обычно предпочитают отмалчиваться. Ребята учатся слушать друг друга, отстаивать свою точку зрения. На мой взгляд, такой прием работы и является основным признаком осмысленного и вдумчивого чтения, стимулирующим к работе на уроке учащихся разного уровня мышления, имеющих различный словарный запас.

 При изучении рассказа Виктора Астафьева «Капалуха»,  перед чтением предлагаю  прочитать слова и   подумать, кто будет главный герой в тексте, попробовать по  этим словам определить, о чём будет рассказ?  Приём ключевые термины   очень нравится ребятам, развивает творческое мышление, дети стремятся прочитать рассказ и сравнить с собственным вариантом.

Тайга, просека, ребята, глухарка (капалуха), гнездо, светло – коричневые яйца, металась, испуг, отошли, слетела, сердце билось сильными толчками, настороже.  

 На этапе рефлексии  составляем синквейн. Группа детей, которая справляется с таким заданием, выполняет его самостоятельно. Остальные ребята работают с карточками – помощницами, где из множества качеств выбирают самые точные, яркие или заполняют строки при помощи учителя. Мне очень помогает список глаголов эмоционального состояния и отношения (Приложение 3.), которым я давно пользуюсь, чтобы совершенствовать речевые умения учащихся. (Пример синквейна  Булановой Д. и Яшновой Ю.)

Капалуха.

Бесстрашная, заботливая.

Прикрывала, защищала, сохраняла.

Наполняла теплом и жизнью.

Мама.

Возможности этого приема ценны тем, что создание его заставляет сворачивать информацию до заданного минимума. Еще одно достоинство синквейна состоит в том, что он может являться и материалом для написания сочинения-миниатюры: в нем каждая строка позволяет удерживать мысль ученика в одном направлении, помогая раскрыть тему последовательно, логично, связно. Это актуально, так как дети не всегда умеют сосредоточить мысль на главном, уходят от темы. 

При изучении темы  по окружающему миру «Мир глазами астронома» детям было предложено, используя  приём «Инсерт», во время чтения текста,  сделать на полях пометки: «V» – уже знал;  «+» – новое;  « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.  Часто подбираю тексты, которых нет в учебнике. Это благоприятно сказывается на развитии речи учащихся. Тексты обязательно должны быть интересными для детей, т. к. учащиеся с низким уровнем развития речи  обычно не любят читать. Был предложен следующий текст:

       «Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: «астрон» – звезда  и «номос» – закон. Значит, астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом. Специалиста по астрономии называют астрономом. А первых астрономов называли звездочетами. Астрономия – одна из самых древних наук. Еще первобытные люди наблюдали звездное небо и изображали космические тела в своих рисунках на стенах пещер. Позднее на помощь астрономам пришли приборы. За 150 лет до нашей эры древнегреческий астроном Гиппарх изобрел прибор «астролябия», который позволял вычислять высоту солнца, луны и звезд над горизонтом, а также расстояния между ними.

До изобретения телескопа астролябия оставалась основным прибором у астрономов. Первый телескоп был изготовлен в 1608 г. голландцем по фамилии Липпершей. Это был линзовый телескоп. А в 1668 г. Исаак Ньютон предложил телескоп, в котором вместо линз употреблялись зеркала. Телескопы, изготовленные И. Ньютоном, используются в современной астрономии.

Самый большой в России телескоп был установлен в 1969 г. на Кавказе. Диаметр самого крупного его зеркала равен 6 метрам.

Сейчас самым большим телескопом является телескоп, зеркало которого имеет диаметр 10,4 метра. Он установлен на горной вершине Мучачос  на Канарских островах. Первый свет телескоп увидел 13 июля 2007 года».

Данный прием позволяет развивать навык членения текста на знакомое, незнакомое, непонятное (то, что требует дополнительного пояснения или работы с дополнительными источниками).

В качестве рефлексии, после чтения статьи учебника, (с.6,7.)  учащиеся работают в парах с карточками, где необходимо вписать в текст недостающие данные.

«Солнце – ближайшая к Земле … (звезда). Это огромное … (раскаленное) космическое тело. Солнце имеет форму … (шара). Диаметр Солнца в … (109) раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в … (330 тысяч) раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца – … (150 миллионов) километров. Температура на поверхности Солнца – … (6 тысяч) градусов, а в его центре – … (15–20 миллионов) градусов».

 Данный приём приучает детей к внимательному детальному прочтению текста, возможно возвращения к прочитанному, развивает навыки сотрудничества.  

Часто использую приём  «Круги по воде», когда опорное  слово-это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

П – плодородие

О – обработка

Ч – частица

В – воздух

А – агротехника

Эффективен приём Концептуальная таблица”.  Его использую, когда предполагается сравнение объектов. По горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – критерии, по которым сравнение происходит.

Изучая тему “Разнообразие растений” дети работают в парах со статьёй учебника и заполняют таблицу.

Линии сравнения

водоросли

мхи

папоротники

хвойные

 растения

цветковые

растения

Корень

 

 

Стебель

 

 

Листья

 

 

Цветы

 

 

Плоды

 

 

Также практикую приём «Кластер» на этапе вызова и рефлексии. Получается по сути дела опорный конспект по изучаемой теме. Использую на этапе рефлексии и более сложный приём «Перепутанные логические цепочки», когда «грозди» нужно расположить в правильном порядке.

   

В 4-м классе стало возможным использовать приём «Зигзаг». Для введения  такого приёма проводилась большая подготовительная работа. Сначала   после ознакомления с отрывком дети получали готовый план в качестве помощника, позже коллективно учились выделять главное в  отрывке, с помощью условных обозначений,  составления кластера или таблицы учились готовить  свою часть текста для представления другой группе.  Изучая тему «Наши подземные богатства», дети знакомились с разнообразием полезных ископаемых в группах. Материал был разбит на части. Учащиеся читали текст, собирались в группах экспертов, преподносили информацию детям других групп по предложенному плану:

1) название полезного ископаемого;

2) его свойства;

3) условное обозначение;

4) способы добычи;

5) значение и применение;

6) месторождения.

Для особой группы учащихся с низким уровнем развития речи видоизменяю этот приём таким образом, что учащиеся сразу же объединяются в отдельную группу и по готовой опорной схеме и тексту выстраивают свою часть темы. Количество детей в группе соответствует числу групп учащихся, т. к. на конечном этапе они рассаживаются в первоначальные группы остальных детей.

Для активизации мыслительной деятельности детей, мною разработан  приём «Собери пирамидку».  Этот приём можно использовать на этапе осмысления. Дети работают в группе. Каждой группе   выдаются шаблоны колец пирамидки.  При анализе стихотворного лирического произведения учащиеся записывают на шаблонах колец средства выразительности, которые использует автор (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения), строки, которые вызвали наиболее эмоциональный отклик, слова определённой части речи, если они оказывают влияние на характер произведения. Этот приём эффективен и на обобщающих уроках после изучения произведений поэтической тетради. Детям с низким уровнем развития речи, находящимся в одной группе, предлагаю найти сравнения и олицетворения как наиболее «видимые» для восприятия детей средства выразительности.  При изучении стихотворений  Ф. И. Тютчева на кольца «пирамидки» «Олицетворения» группа детей выписала строки: воздух дышит, ветви шевелит, природа не проснулась, улыбнулась, весну послышала, вонзила, за облака ушла, обхватила, изнемогла.

Обновлённая организация  обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребёнка как личности, активизирует умственную деятельность детей, даёт возможность плодотворно использовать особенности младшего школьного возраста для полноценного развития речевых способностей учащихся.

Изменения в организации процесса обучения связаны с реализацией ряда новых принципов проведения уроков, изменением методики проведения каждого структурного этапа урока.

Приёмы становятся эффективными, если на уроке чувствуется атмосфера сотрудничества и  делового партнёрства учителя и учащихся.

Использование технологии привело меня  к разработке конструктора урока, который позволил упорядочить использование приёмов критического мышления на уроке (Приложение 4.).

  1. Результативность.

Для определения результативности работы мною были разработаны диагностики, позволяющие судить об уровне развития речевых умений учащихся. (Приложение 1.)

 Показатели развития устной и письменной речи в контрольном и экспериментальном (работа в технологии РКМЧП) классах.

На конец          1 класса

На конец          2 класса

На конец          3класса

На конец          4 класса

Эксп.

Контр.

Эксп.

Контр.

Эксп.      

Контр.

Эксп.

Контр.

Уровень связности речи

24%

40%

 37%

 48%

 48%

 58%

61%

62%

Уровень умений по восстановлению деформированного текста

20%

39%

45%

 50%

 58%

 62%

70%

70%

Уровень умений составления текста в соответствии с заданным жанром

11%

23%

18%

 29%

 26%

 40%

56%

58%

 В показателях развития устной и письменной речи учащихся прослеживается положительная динамика.

Показатели уровня связности речи в контрольном классе выросли на 22%,

                                                            в экспериментальном  на 37%

Уровень умений по восстановлению деформированного текста вырос

                                                            в контрольном классе  на 31%,

                                                            в экспериментальном  на 50%

Уровень умений составления текста в соответствии с заданным жанром вырос

                                                            в контрольном классе вырос на 35%,

                                                            в экспериментальном  на 45%

Значит, использование приемов технологии РКМЧП, направленных на развитие  речи учащихся, оказалось достаточно эффективным.  

Использование приемов технологии РКМЧП позволяет мне решать ряд важных педагогических задач:

  •  Технология дает возможность определять и ставить личные цели;
  • Поддерживает активность на уроке;
  • Способствует тому, чтобы учащиеся сами формулировали и задавали вопросы;
  • Помогает выражать собственное мнение;
  • Поддерживает мотивацию к чтению;
  • Воспитывает уважительное отношение к чужому мнению;
  • Дает возможность развивать в себе сочувствие к персонажам, к людям;
  • Создает условия для размышлений о том, что ценно;
  • Формирует личную ответственность за собственное образование;
  • Развивает навыки работы с текстами, идеями, большим объемом информации;

А значит, и дает возможность сказать, что задачи формирования речевых умений учащихся мною решаются. Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности работы.

8. Адресная направленность. Опыт может быть использован учителем начальной школы любого общеобразовательного учреждения.

Уровень развития связной  устной и письменной речи.

   

Диагностика связной речи в 3 классе показала, что менее половины класса (от 4 до 9 по разным показателям) имеют высокий уровень связной речи, 7 – 8 детей -  средний уровень и 10 - 16 - ниже среднего. Основная мысль текста детьми передается, но они иногда нарушают последовательность событий. Отмечаются трудности в построении высказывания. Наблюдались многочисленные паузы, словарный запас ограничен. В результате проведенной работы к итоговой диагностике в 4 классе  показатели низкого уровня сместились в сторону среднего и высокого уровней.   100 % детей предложения в речи  выстраивают последовательно, (12ч. /высокий уровень/ + 13 человек /средний уровень/) 92% определяют основную мысль текста, (5 человек /высокий уровень/ + 17 человек /средний уровень/) 78% используют средства выразительности в своей речи.

Уровень сформированности коммуникативных умений 3 -  4 класс.

Результаты итоговой диагностики показали достаточное овладение учащимися класса всеми видами коммуникативных умений. Это позволяет сделать вывод об овладении детьми коммуникативной компетентностью, необходимой для решения большинства учебных задач и для овладения продуктивной исследовательской деятельностью.

Приложение 1.

Диагностика.

Для определения уровня связности речи предлагалось  письменное  задание:

 

3 класс.

4 класс.

Составьте текст из пяти - шести предложений на тему: «Дятел - полезная птица». Начни свой рассказ со слов: Не зря дятла лесным доктором называют! 

Составьте текст  на тему:  «Белка - хлопотунья». Начни свой рассказ со слов: Не страшна белке холодная зима .

Проведя анализ выполненной работы можно сделать вывод, что уровень развития связной  речи детей делится на три группы:

  1. Высокий уровень- в речи ребенка прослеживается содержательность, свои предложения в речи учащийся выстраивает последовательно, логично, точно, а также употребляет в своей речи выразительные слова, словосочетания.
  2. Средний уровень- в речи ребенка прослеживается коммуникативная целесообразность, ясность, но отсутствует содержательность, логичность, последовательность.
  3. Низкий уровень- в письменной речи отсутствует точность. В рассказе ребенка логичность, ясность, коммуникативная целесообразность, языковая правильность речи, выразительность, ясность не прослеживается. А также в своей речи ребенок употребляет простые предложения.

Уровень умений по восстановлению деформированного текста определялся на следующем материале. 

3 класс.

4 класс.

Убегала лиса от собак. 
Охотник отогнал собак. 
А плутовка вскочила и была такова. 
Выбилась лисица из сил. 
Положил мёртвую лису во дворе. 
Упала она и притворилась мёртвой. 
Повёз он лису домой.
 

Серые птицы что - то искали в жёлтой траве. 
Когда здесь накопится яиц двадцать, другой самец устраивает новое гнездо. 
О них Фёдор рассказал нам много интересного. 
К нам медленно приближалась стайка страусов. 
И самки и самцы живут коммуной. 
Один из самцов копает в степи ямку, и все самки кладут в неё яйца. 
Насиживают, воспитывают, охраняют и защищают птенцов заботливые папаши.
 



Оценка составления текста: 
1.    
Высокий уровень  -  все логико - смысловые связи установлены правильно. 
2.    
Средний уровень -  большинство связей установлено правильно. 
3.    
Низкий уровень  -  большинство связей установлено неправильно.  

Уровень умений составления текста в соответствии с заданным жанром.

3 класс.

4 класс.

Напиши о самом радостном дне в твоей жизни.

План:
1. Когда это было?
2. Что произошло в тот день?
3. Почему он самый радостный?
4. С кем ты поделился своей радостью?

Вообрази зимний день. Много снежинок опускается на землю, одна красивее другой. Каждая из них о чём -  то думает, чего – то ждёт, с каждой из них что – то произойдёт.

А теперь представь себе свою снежинку. Можешь даже нарисовать её на листе белой бумаги, а потом вырезать. Найди слова, которыми можно её описать. Что её ждёт на земле: куда она попадёт, что увидит, понравится ли ей, что с ней станет? Сочини историю своей снежинки. Начни свою историю со слов: Летели две снежинки, две подружки. Обе красивые, нарядные. Платьица кружевные, серебром покрытые. Снежинки очень торопились. Они боялись опоздать на бал.

Уровень умений составления текста в соответствии с заданным жанром  оценивается в  соответствии с данными критериями :

1. Содержательность (в повествовании — умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании — раскрытие основных признаков и действий).

Высокий уровень  -  придуман интересный сюжет.

Средний уровень - сюжет заимствован

Низкий уровень  - признаки перечисляются

2. Синтаксис: 

 Высокий уровень   -  грамматическая правильность построения простых и         сложных предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях.

Средний уровень  -  использование только простых предложений.

Низкий уровень  -  употребление однотипных конструкций (назывных предложений).

3. Словарь: 

Высокий уровень   - разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов).

Средний уровень  -некоторое нарушение точности словоупотребления.

 Низкий уровень   - однообразие лексики, повторение одних и тех же слов.

 Приложение 2.

Этапы технологии.

       В основу технологии РКМЧП положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).  

Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции) которого:

  • актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
  • пробудить к ней интерес;
  • активизировать обучаемого, дать ему возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
  • структурировать последующий процесс изучения материала.

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

  • получение новой информации;
  • ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
  • соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
  • поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ:(рефлексия)

  • выражение новых идей и информации собственными словами;
  • целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
  • анализ всего процесса изучения материала;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

Приёмы, используемые на трёх стадиях образовательного мероприятия.

I. Стадия вызова

«Кластер»        

«Загадка»        

«Корзина идей»        

«Отсроченная догадка»        

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

«Театрализация»

«Верите ли вы, что…»        

«Интеллектуальная разминка (опрос) или тест»

«Дискуссия»

«Перепутанные логические цепочки»

«Проблемный вопрос»

 «Лови ошибку»

«Ключевые термины»

«Дерево предсказаний»

           Приём «Кластер»  

Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в  виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.

Приём «Корзина идей»

Метод организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.

  • Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по теме.
  • Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает об этом.
  • Строго индивидуальная работа, (продолжительность 1-2 минуты).
  • Затем происходит обмен информацией в парах или группах.
  • Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа 3 минуты) .
  • В обсуждении ученики выясняют, в чем совпали мнения, из-за чего     возникли разногласия.
  • Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного  (составляется список идей).

  • Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны.
  • В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.

  • Далее в ходе урока эти разрозненные факты или мнения, проблемы

или понятия могут быть связаны в логические цепи.

  • Все ошибки исправляются далее, по мере освоения  новой информации.

- Мы говорим почва. А что же такое почва?

Приём «Корзина идей»

Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Почва – это …

… земля

… растительная земля

… вещество

… суша, а не вода

… место обитания, дом животных

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Постановка целей урока.

- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит  найти научный ответ на вопрос, что такое почва.

Приём «Таблица «толстых» и   «тонких» вопросов»

В левой части –простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто…?

Что…?

Когда…?

Может…?

Будет…?

Как звали…?

Было ли…?

Дайте три объяснения, почему…

Объясните, почему…

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Что, если…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

Приём «Отсроченная догадка»

Дети высказывают предположения по заявленной теме. Но все же вопрос остаётся открытым почти до конца урока. В конце урока дети должны самостоятельно дать на него ответ.

Приём «Верите ли вы, что»

Учитель зачитывает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде : «да» или «нет».

Урок «Окружающий мир» 3класс, «Почва»

Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как  на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

  • … ветер может разрушить горы?
  • … опавшие осенью листья вредят почве?
  • … 1см почвы образуется за 300 лет?
  • … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
  • … растения участвуют в образовании почвы?
  • … почва и камень родственники?
  • … почва – наша кормилица?

- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.

Приём“Лови ошибку”

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

 

  • явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

  • скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Прием «Ключевые термины»

 Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.

Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.

Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.

При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют «свою» версия и версию «оригинального текста». Описанное задание обычно используется на стадии «вызова», однако на стадии «рефлексии» целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала.

Приём «Перепутанные логические цепочки»

Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку.

Приём «Дерево предсказаний»

Данный прием заимствован из рекомендаций американского педагога Д. Баланка для работы с художественным текстом. В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
Правила работы с данным приемом таковы: «ствол дерева» – тема; «ветви» – предположения (количество «ветвей» не ограничено); «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

II. Стадия осмысления

«Зигзаг»

«Инсерт или «Чтение с пометами»        

«Круги по воде»        

«Чтение с остановками»

«Сводная таблица»

«Двойной дневник»

«Бортовой журнал»

«Карусель»

«Собери пирамидку»

Приём «Зигзаг»

  • Ученики работают вместе и лучше усваивают весь материал за короткое время.
  • Это упражнение может заменить объяснение нового материала.
  • Метод поощряет участников помогать друг другу в получении нужной информации.
  • Школьники сами участвуют в процессе преподавания.

1.Новый материал разделить на равные части.

Например: тема «Биография» может быть разбита на фрагменты:

  • ранние годы жизни,
  • первые достижения,
  • средние и поздние годы жизни,
  • влияние на историю.

2. Все учащиеся делятся на группы

  • Групп столько, сколько частей материала.
  • Каждый участник получает одну из частей материала.

Он становится экспертом по данному вопросу.

  • Каждый член группы самостоятельно находит материал по своей части

и изучает 10 минут.

3.Эксперты по одному вопросу собираются в тематические группы

для обсуждения того, как этот материал можно преподнести другим (конспект, план ответа, выводы)

Работают 15 минут. Это называется «встречей экспертов».

4. Затем все собираются в первоначальные группы и в необходимом порядке преподносят друг другу то, что изучили самостоятельно и в экспертной группе.

5. Контрольный опрос.

  • Учитель проводит опрос, чтобы выяснить как усвоен учебный материал,
  • задать вопрос любому участнику,
  • выставить итоговую оценку группе.  

Приём «Инсерт»

Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки:

«V» – уже знал;

 «+» – новое;

« – » – думал иначе;

 «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

Приём «Чтение с остановками».

 Очень эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания. Он помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить  факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий.

 Примерные вопросы:

По названию предположите, о чем будет рассказ?

▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке?

▪ Какие ассоциации вызывают у вас

имена, фамилии героев?

▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?

▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его?

▪ Что будет с героем после событий рассказа?

Приём «Двойной дневник».

Фразы из текста, которые

произвели

наибольшее

впечатление

(согласие, протест или

непонимание)

Комментарий: что

заставило записать

именно эту фразу?

Какие мысли,

вопросы, ассоциации

и воспоминания она

вызвала?

Текст

Текст

Приём «Круги по воде».

Опорное  слово-это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой

теме. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

П – плодородие

О – обработка

Ч – частица

В – воздух

А – агротехника

Приём «Карусель»

Групповая работа.

 Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/.

По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке.

Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.

Приём «Собери пирамидку» (автор: Горбачева И. В.)  Этот приём  используется на этапе осмысления. Дети работают в группе. Каждой группе   выдаются шаблоны колец пирамидки.  При анализе стихотворного лирического произведения учащиеся записывают на шаблонах колец средства выразительности, которые использует автор (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения), строки, которые вызвали наиболее эмоциональный отклик, слова определённой части речи, если они оказывают влияние на характер произведения. Этот приём эффективен и на обобщающих уроках после изучения произведений поэтической тетради.

III. Стадия рефлексии

«Синквейн»

«РАФТ»

«Шесть шляп»

«Психорисунок»

«Последнее слово за мной»

Приём «Синквейн»

Правила написания синквейна:

Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
Два слова.  Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

Почва
Живая, плодородная
,
Разрушается, впитывает, выращивает 
Солнце, ветер и вода разрушают горы

Земля.

                           Почва
                          Живая, неживая,
                          Разрушают, беречь, выращивать
                          1см образуется за 300 лет!
                          Земля-матушка

Лес

Величественный, таинственный,

Живет, растет, радует,

Национальное богатство страны,

Кладовая природы

Приём РАФТ:

Учитель: Определим четыре параметра будущего текста.

Р – роль (любой человек нашей планеты)

А – аудитория (кому вы будете писать – жителям планеты Венера)

Ф - форма – рассказ

Т – тема «Нервная система человека»

Учитель предлагает ученикам:

-Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть  не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он будет для жителей планеты Венера.

Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их.

                       

Приём «Шесть шляп». 

Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.

Белая шляпа. Факты. Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные.

Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека и производства необходима добыча полезных ископаемых.

Черная. Проблема. При добыче полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды.

Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства.

Зеленая. Творчество. Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно. 

Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы.  

 

Приём «Психорисунок»

Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло, счастье и т.д., и затем объяснить свои рисунки.

Приём «Последнее слово за мной» 

На последней стадии спора учащимся предлагается записать из текста цитату, доказывающую его мнение, прокомментировать его. Прочитать цитату вслух, оппонент комментирует ее, а последний ученик читает свое объяснение. На этом спор заканчивается.

Приложение 3.

Глаголы, обозначающие душевное состояние человека.

Глаголы, обозначающие тяжелое душевное состояние:  грустить, кручиниться,  печалиться, горевать, скучать, тосковать, изнывать, страдать, терзаться, тяготиться, томиться, досадовать, сетовать, сокрушаться, измучиться,  огорчаться, обижаться, изнемогать, маяться, обидеться, хандрить, печалить, огорчать, удручать, омрачать, томить, докучать, досаждать, опечалить, опечалиться, расстроить, расстроиться.

Глаголы, обозначающие хорошее душевное состояние:

радоваться, ликовать, торжествовать, блаженствовать, млеть, веселиться.

                                                                                                           

 Глаголы, обозначающие возбужденное состояние:  волноваться, беспокоиться, тревожиться, переживать, возбуждаться,  всполошиться, взбудоражиться, опасаться, остерегаться,  разъяриться, рассвирепеть, злорадствовать,  взволновать, загореться,  рассердиться.

Глаголы, обозначающие неловкость, неуверенность в себесмущаться, конфузиться, тушеваться, трусить, робеть, пугаться, испугаться, нервничать, стесняться, устыдиться, бояться, стыдиться, смущать, конфузить, устыдить, усовестить, осудить, унижать, уязвить, изводить, трепетать.

Глаголы, обозначающие храброе, уверенное состояниесмелеть, расхрабриться, ободриться, оживиться, развеяться, расшевелиться, утешиться, осмелиться, осмелеть, успокоиться, повеселеть.

Глаголы, обозначающие удивлениеудивляться, изумляться, недоумевать, опешить, оторопеть, дивиться, поразиться.

Глаголы, обозначающие положительное отношениелюбить, обожать, боготворить, симпатизировать, уважать, восторгаться, восхищаться, любоваться, очароваться, чтить, почитать, чествовать, увлекаться, интересоваться, нравиться, восхищаться, ласкать, нежить, обнимать, приголубить, влюблять, покорять, оберегать ,  располагать,  пленять,  очаровать.

Глаголы, обозначающие отрицательное отношение:

 ненавидеть, возненавидеть, невзлюбитьнедолюбливать, презирать, сердиться, обозлиться, злиться, брезговать, опротиветь, сердить, злить,  озлобить,  ожесточить,  раздражать, возмущать, гневить.

Глаголы, обозначающие переживание, сочувствиежалеть, сожалеть, сжалиться, сострадать, сочувствовать, сопереживать, соболезновать.

Приложение 4.

Конструктор урока в технологии РКМЧП.

  1. Оргмомент (готовность к уроку)

«Дерево предсказаний»

Перестановка, движение.

Стихи

  1. Эмоциональный настрой

 «Театрализация»

 «Лови ошибку»

Пословицы

Стихи

Загадки

  1. Мотивация

 «Мозговой штурм»

«Корзина идей»

Проблемный вопрос

Ассоциативный ряд

«Кластер»

Вопрос-размышление

ЗУХ (знаю, умею, хочу узнать)

 «Отсроченная догадка»        

  1. Актуализация знаний

Интеллектуальная разминка

«Ключевые термины»

«Верите ли вы, что…»

«Перепутанные логические цепочки»

  1. Объяснение нового материала

«Зигзаг»

Рассказ-эстафета

«Инсерт или «Чтение с пометами»

«Дерево предсказаний»

Игра «Верите ли вы что…»

Фиш -болл

«Чтение с остановками»

  1. Практическая работа

«Перепутанные логические цепочки»

«Кластер»

«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»

«Инсерт или «Чтение с пометами»

«Бортовой журнал»

«Сводная таблица»

Составить определение

Синквейн

  1. Закрепление

«Лови    ошибку»

«РАФТ»

Словарная работа

«Верю, не верю»

Кроссворды

  1. Обобщение

«Сводная таблица»

 Тест

Взаимопроверка

«Верите ли вы, что…»

Взаимопроверка

  1. Домашнее задание

«Синквейн»

Сочинить задачу

Составить тест

  1. Рефлексия

Закончи предложение

«Шесть шляп»

Цветотехника

«Психорисунок»

«Последнее слово за мной»

  1. Завершение урока

Итоговые слайды

Релаксация

Добрые пожелания

Положительная оценка

Сказать «Спасибо» за работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы. За период 2011-2013 год. Тема: Формирование и развитие универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС с использованием современных педагогических технологий

Работа представлена в двух документах текстовый "Опыт работы"  и фото, графики, грамоты "Приложения" Понятия УУД.Стандарты 2 поколения.Особенности развития детей в условиях реализации ФГОС.Соврем...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ. "Использование современных образовательных технологий как средство повышение познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочное время "

Мною представлен проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ в начальной школе. В работе сформулирована актуальность, представлен анализ ситуации, цели и задачи эксперимента, формы...

Использование современных педагогических технологий, как средство повышения качества знаний учащихся.

Эффективность обучения школьников во многом зависит от выбора форм организации учебного процесса....

Презентация результатов пед.деятельности Капустиной Ю.С. по теме "Использование современных педагогических технологий как средство формировании универсальных учебных действий..

Целью своей работы ставлю создание оптимальных условий для всестороннего развития каждого ребёнка с учётом его индивидуальных способностей, склонностей, интересов и возможностей. Достичь этой цели мне...

«Использование современных педагогических технологий в процессе формирования орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка в соответствии с ФГОС НОО»

laquo;Формирование прочных орфографических знаний, умений, навыков по русскому языку в начальных классах является важной задачей системы образования, так как грамотное письмо обеспечивает точность вы...

Использование современных педагогических технологий в процессе формирования метапредметных УУД у младших школьников.

В прикрепленном файле находится статья по теме "Использование современных педагогических технологий в процессе формирования метапредметных УУД у младших школьников (Из опыта работы)....

"Формирование навыков смыслового чтения у учащихся через организацию работы с текстом с использованием современных педагогических технологий"

В статье раскрывается опыт работы по формированию читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения с применением современных педагогических технологий. ...