"Формирование навыка смыслового чтения как одно из главных направлений работы с текстом"
презентация к уроку (1 класс)

Дульцева Татьяна Николаевна

В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Поэтому развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание в начальной школе.  Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Формирование навыков смыслового чтения как одно из главных направлений работы с текстом» Дульцева Т.Н. МБОУ СОШ №6 Г.Урай

Слайд 2

Смысловое чтение в начальной школе – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Слайд 3

Цель смыслового чтения- максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Работа с текстом должна быть организована на каждом уроке, и это может быть не только урок литературного чтения, так как тексты присутствуют на уроках и по другим учебным предметам ( русский язык, окружающий мир, математика или музыка, физкультура или изобразительная деятельность), а также и в процессе проведения воспитательной работы, например в рамках классного часа.

Слайд 4

В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения : понимать текст; анализировать; сравнивать; видоизменять; генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).

Слайд 5

Виды смыслового чтения просмотровое ; ознакомительное; изучающее (исследовательское); функциональное (поисковое); рефлексивное.

Слайд 6

Этапы работы с текстом Работа с текстом до чтения 1 Работа с текстом во время чтения 2 3 3 Работа с текстом после чтения

Слайд 7

Система специальных упражнений при работе с текстом и словом - работа с незнакомыми словами; - работа со словами-ключиками; - работа со словами образами.

Слайд 8

У пруда утенок-крошка в страхе кличет утку-мать: «Ой, боюсь! Укусит мошка, помоги мне убежать». Ф.Бобылев - Что обозначает данное слово? -Какими другими словами можно его заменить. -Придумайте предложение со словом «кличет». Работа с незнакомыми словами Азбука, стр.38

Слайд 9

Работа с многозначными словами Слово одно, а значения разные. (Азбука, стр.30)

Слайд 10

Работа с ключевыми словами В тексте стихотворения автор спрятал важную информацию. Отыскать ее помогут « слова-ключики ». ФУТБОЛ Сказала тетя: - Фи, футбол! Сказала мама: - Фу, футбол! Сестра сказала: - Ну, футбол … А я ответил: - Во, футбол! ( Г.Сапгир ) « Слова-ключики » здесь такие: фи, фу, ну, во. С их помощью автор показал разное отношение людей к футболу.

Слайд 11

Игра «Буква заблудилась»

Слайд 12

Работа с пословицами

Слайд 13

Отгадай пословицы

Слайд 14

Ассоциативный куст Азбука, стр.52 А.С.Пушкин . Сказки кот ученый волшебный мудрый добрый

Слайд 15

Работа со словами-образами Знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении. По мере развития читательского воображения детей через обсуждение роли сравнения в создании образов можно переходить к введению терминов, называющих художественные средства. Однако цель обучения должна оставаться прежней: показать, что образность текста подчинена замыслу автора и помогает читателю « сблизиться » с текстом. Нужно обращать внимание не только на слова-образы, но и на звуки, части слов, на формы или порядок слов.

Слайд 16

Прочитай стихотворение. Какой увидел березу автор? С чем сравнивается снег? Составь небольшой рассказ о березе. Азбука, стр.100 Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. С.Есенин

Слайд 17

«Игра в прятки» Учитель начинает читать не сначала, а где попало, называя только страничку, остальные должны найти и подстроиться под чтение. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает учитель.

Слайд 18

Спасибо за внимание. Желаю творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков смыслового чтения младших школьников с художественным текстом

На современном этапе в соответствии с требованиями федеральногогосударственного образовательного стандарта учащиеся начальной школыдолжны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоват...

ПРОЕКТ «Формирование навыка смыслового чтения и работы с информацией»

Реально ли выйти на оптимальное чтение, ведь разные ученики имеют разный темперамент?...

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...

Приемы работы над формированием навыков смыслового чтения на коррекционных занятиях учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ

Овладение навыком чтения – одно из основных условий успешности обучения в школе. Понятие «уметь читать» включает в себя умение складывать слоги в слова, читать и осознавать прочитанн...

Формирование навыка смыслового чтения у младших школьниках на основе научно-познавательного текста на уроках окружающего мира.

В данной статье  говорится о формировании навыка смыслового чтения у младших школьниках на основе научно-познавательных текстов на уроках окружающего мира. Приводятся методы и приемы  технол...

"Формирование навыков смыслового чтения у учащихся через организацию работы с текстом с использованием современных педагогических технологий"

В статье раскрывается опыт работы по формированию читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения с применением современных педагогических технологий. ...