Открытое занятие по вокалу: "Работа над дикцией и артикуляцией с начинающим вокалистом".
материал по музыке

Бондаренко Ольга Викторовна

Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам

           отработки правильного произношения слова во время исполнения

           музыкального произведения.

Задачи:

Образовательные:

  • Обучение правильному произношению скороговорок.
  • Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкального произведения.
  • Познакомить с понятиями : дикция, артикуляция.

Развивающие:

  • Развитие певческого и артикуляционного аппарата.
  • Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.

Воспитательные:

  • Формирование речевой культуры.
  • Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.
  • Воспитание осознанного подхода к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._otk_zan_rabota_nad_diktsiey.docx32.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытое занятие по вокалу.

Тема занятия: Работа над  дикцией и артикуляцией с начинающим  

                           вокалистом.

 

Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам

           отработки правильного произношения слова во время исполнения

           музыкального произведения.

Задачи:

Образовательные:

  • Обучение правильному произношению скороговорок.
  • Обучение пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении музыкального произведения.
  • Познакомить с понятиями : дикция, артикуляция.

Развивающие:

  • Развитие певческого и артикуляционного аппарата.
  • Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения с опорой на дикционный оборот.

Воспитательные:

  • Формирование речевой культуры.
  • Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.
  • Воспитание осознанного подхода к обучению.

Методы обучения:

    *наглядный (слуховой и зрительный);

    * словесный (рассказ, объяснение,  диалог);

    * иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальный показ педагогом и воспроизведение услышанного обучающимся).

Методические приёмы:

    *творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность;

    * побуждение к самоконтролю;

    * проговаривание текста песни «нараспев»;

    *поощрение, как способ вызвать положительные эмоции.

Оборудование и материалы:

- фортепиано;

- компьютер.

Методическое обеспечение занятия:

- плакат  по теме «Дикция и артикуляция» или «Строение голосового аппарата».

Ход занятия.

I. Организационный момент.  (1-2 минуты)

Педагог:  Здравствуйте! Тема нашего занятия – «Работа над  дикцией и артикуляцией с начинающим вокалистом».

Сегодня на занятии мы будем работать над развитием артикуляционного аппарата, над четким и правильным произношением слов при исполнении песни.

II. Объяснение темы. (3 -5 мин.)

    Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствуют  посторонние дополнительные звуки.

   Формирование речи осуществляется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.

( Показ плаката: строение голосового аппарата).

   Работа артикуляционного аппарата (далее - АА) для достижения хорошей дикции называется артикуляцией.  Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым. Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка.

III. Практическая часть.

1.Распевание (15 мин.)

1.1    Дыхательные упражнения. 

Цель – развитие навыка  продолжительного певческого дыхания.

  • Упражнение на тренировку брюшного пресса: активные движения передней стенки живота (“выпячивание” – при вдохе, “втягивание” – при выдохе). Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.
  • Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения: «Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.
  • Распевка Комара: «з» с разной динамикой

1.2 Артикуляционные упражнения.

Цель - активизировать артикуляционный аппарат.

  • Артикуляционная гимнастика («улыбка», «трубочка», «окошка», «вкусное варенье», «иголочка», «качели»).

Скороговорки:

  • «Щуку я тащу, тащу, щуку я не отпущу».
  • «Слон сломал случайно стенку”

Каждую скороговорку проговорим по очереди (по одному, хором- громко, тихо, медленно, быстро...).

1.3 Вокальные упражнения

  • Вокальное упражнение «Мо-о-о-о»
  • Вокальное упражнение «Музыкальные лягушки»
  • Песенка- попевка «Горошина»
  • Вокальное упражнение «Часики» 

                            Что помогает развивать это упражнение? (дикцию и артикуляцию)

                            Как лучше исполнить его: стоя на одном месте или с движением?

                            Конечно, если мы подключим танцевальные движения, выразительные жесты и

                            мимику, упражнение прозвучит гораздо интереснее.

2. Работа над дикцией и артикуляцией в песне «Бум-бум» муз. В.Осошник, сл. Н.Осошник. (15 -17 мин.)

Педагог:  Давай вспомним песню «Бум-бум», которую мы разучили на предыдущем занятии.  

а) Беседа о настроении песни ( радостная, ….).

б) Проверка домашнего задания 

Цель – отработать правильное произношение текста.

-Дома вам нужно было отработать текст песни, как скороговорку.

«Бум-бум»

Странный-странный человек шел куда-то с попугаем.

Он искал себе друзей в городах и разных странах.

Он на старых площадях, где фонтаны просыпались

Песню смело запевал, всем прохожим улыбаясь!

И снежной зимой и когда все растает -

В окна врывалась песня простая:

Припев:

Бум-бум! Ла-ла! Хорошая песенка!

Бум-бум! Ла-ла! Без слов, но так весело!

Бум-бум! Ла-ла! Хорошая песенка!

Бум-бум! Ла-ла! Бум-бум! Ла-ла-ла!

Он идет за горизонт, ветер с ним шагает рядом

Не всегда и не везде в городах бывали рады…

Если в городе туман - солнце вдруг его покинет.

Все сидели по домам, были улицы пустыми…

И в серые дни, когда он заскучает,

Вместо него попугай запевает:

- Проговаривают текст.

- Исполнение 1 куплета и припева сначала в медленном темпе, без музыки (следить за выполнением предыдущего задания), а затем под музыку в темпе песни, обращая внимание на смысловую нагрузку фраз.

- Исполнение 2 куплета и припева сначала в медленном темпе, без музыки (следить за выполнением предыдущего задания), а затем под музыку в темпе песни, обращая внимание на смысловую нагрузку фраз.

IV. Заключительный этап. Подведение итогов. (3 мин.)

Педагог:        Подведём итоги нашего занятия.

Сегодня мы уделили внимание развитию речевого и голосового аппарата, работали  над скороговорками и распевками, над текстом новой песни. Познакомились с новыми понятиями. Назови их.

Формулировка домашнего задания:

- К следующему занятию так же проработайте  всю песню,   выучите ее наизусть.  

- До свиданья!

 

           

Приложение №1.

           Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

  Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой.

      Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

  • восстанавливают нарушенное носовое дыхание,
  • улучшают дренажную функцию бронхов,
  • положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,
  • повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,
  • улучшают нервно - психическое состояние организма.

     Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Вдох должен быть шумным, резким, сравнимым с ударом в ладоши.  Мы делаем по 8 движений  дыхательного упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:

     Упражнение «Обними плечи» (Вдох на сжатии грудной клетки).

 Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.

     Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.

    Упражнение «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами - движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие с дошкольниками на дне "Открытых дверей"

Данное открытое занятие позволяет познакомиться с будущими первоклассниками и ознакомить детей в игровой форме с новой для них учебной деятельностью....

Конспект открытого занятия для родителей обучающихся в «День открытых дверей»

Конспект открытого занятиядля родителей обучающихсяв «День открытых дверей» 23 апреля 2016 годас группой учащихся 1 а класса в МАОУ «СОШ №48»....

Открытое занятие "День открытых дверей. Дорогою добра".

Данное занятие проводится с детьми подготовительной группы к школе, обучающимися 1 класса, для нравственного воспитания, социализации и формированию толерантности....

Открытое занятие по теме самообразования «Лаборатория чудес и интересных открытий»

В ходе занятия воспитанники погружаются в опытно-экспериментальную деятельность,это способствует формированию интереса к познавательно-исследовательской деятельности, развитию наблюдате...

Конспект открытого занятия по теме: « Домашние животные. Звук Р в открытых слогах» ( логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)

Цель: автоматизировать звук Р в открытых слогах. Задачи: коррекционно -развивающие: корригировать произношение; корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложени...

Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»

Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...