Открытое занятие по теме самообразования «Лаборатория чудес и интересных открытий»
опыты и эксперименты на тему

В ходе занятия воспитанники погружаются в опытно-экспериментальную деятельность,это способствует формированию интереса к познавательно-исследовательской деятельности, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях.  А также положительно влияет на эмоциональную сферу, на развитие творческих способностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_teme_samoobrazovaniya.docx433.27 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по теме самообразования «Опытно-экспериментальная деятельность как средство повышения познавательной активности воспитанников детского дома»

«Лаборатория чудес и интересных открытий»

Цель: формирование у воспитанников интереса к познавательно-исследовательской деятельности через включение в экспериментальную деятельность.

Задачи:

  1. Познакомить с химическими (некоторыми) свойствами крахмала.
  2. Научить воспитанников применять основы физики в повседневной жизни.
  3. Развивать интерес воспитанников к экспериментальной деятельности.

Оборудование: презентация, ребус и надпись «Крахмал», рисунок крахмала под микроскопом, карточки овощей, карточки «ТБ в лабораториии», магниты оборудование и материалы для проведения опытов, одежда (перчатки, очки)

Опыт №1 Пипетки, овощи, карточки овощей, тарелки, йод.

Опыт№2. Теплая вода, 3 стакана, з ложечки, крахмал, йод, витамин С, перекись. Палочки для смешивания.

Опыт №3 Вареное и сырое яйцо.

Опыт №4 Тарелочка, вода, свеча, спички, стакан, ключ.

Опыт № 5 Газировка, 6 стаканчиков, тарелочки с изюмом -6 шт

Опыт №6 «Хендгам». 6 стаканчиков, клей ПВА – 3 флакона, красители, ароматизаторы, тетраборат натрия

Используемые методы и приемы: демонстрационные опыты, фронтальные опыты, работа в парах, беседа, экспериментальная деятельность.

Ход занятия:

1 слайд

Приветствие.

Воспитатель: Добрый день ребята, мы с вами находимся на улицах современного научного города «Открывашкино». Здесь живут известные ученые, исследователи и изобретатели. Каждый день они спешат в лабораторию чтобы открыть что-то новое, изобрести полезное.

В городе «Открывашкино», на самой большой башне находится научный прибор - часы. Как только часы пробьют один раз, все жители города здороваются, пожав друг другу руку, если часы пробьют два раза – поднимают шляпу, если часы пробьют три раза – здороваются, похлопав друг друга по плечу.

Давайте и мы поприветствуем, друг друга так, как это делают ученые.

(Под звон часов ребята здороваются друг с другом)

А теперь попрошу занять свои места.

2 слайд

Воспитатель: Ребята, вы любите экспериментировать? Тогда сегодня я приглашаю вас в научно-исследовательскую «Лабораторию чудес и интересных открытий». Мы посмотрим, чем занимаются там ученые, и сами немного поэкспериментируем. Вы хотите попасть туда? Тогда добро пожаловать!

3 слайд

Чтобы попасть в лабораторию нам нужно открыть двери, а для этого нужно правильно ответить на вопросы. Вы готовы?

Итак, первый вопрос:

  1. Продолжите фразу: Лаборатория – это…? (Дети отвечают: лаборатория — Лаборатория - специально оборудованное помещение для проведения всевозможных исследований, наблюдений и опытов. Для чего ученые занимаются исследованиями, проводят опыты и эксперименты? (ученые хотят разгадать загадки природы, занимающееся решением определенных вопросов или разработкой нового продукта узнать физические и увидеть, как разные вещества взаимодействуют друг с другом.
  2. Правила техники безопасности в лаборатории. Давайте вспомним как нужно вести себя в лаборатории. Я вам раздам карточки, а вы по изображению должны определить о каком правиле идет речь, затем вывесить изображения на доску. (Работа с карточками).

Молодцы, ребята, вы справились с заданиями, и теперь мы можем попасть в лабораторию.

4 слайд

Сегодня в научной лаборатории доцент Почемучкин и профессор Всезнайкин, изучают новое вещество, а какое вы сможете узнать, разгадав ребус: (Рисунок1)

Да, ребята, сегодня ученые изучают одно из свойств «крахмала»,

  • Ребята, кто знает как выглядит крахмал? И что это за вещество

Крахмал выглядит как белый порошок и похож на муку. (Показ крахмала)

Все мы знаем, что наша пища состоит из белков, жиров и углеводов. Так вот крахмал — это растительный углевод, он накапливается в клубнях, стеблях, семенах растений. Если посмотреть на него в микроскоп, то можно увидеть, что крахмал находится в клетках растений в виде зерен (Рисунок 2 на слайде) 

  • Вы знаете, в каких растениях, в каких овощах и фруктах находится крахмал? (картофель, кукуруза, зерно пшеницы)
  • А как можно определить есть в растении крахмал или нет?

Оказывается, крахмал очень интересно реагирует на йод, да, да на обыкновенный йод, который находится в наших домашних аптечках. И в результате взаимодействия с йодом, крахмал окрашивается в темно-синий цвет.

А сейчас я предлагаю провести опыт и определить в каких растениях есть крахмал, а в каких нет.

Опыт №1

Воспитанникам раздаются пипетки, йод и тарелочки с картофелем, рисом, пшеном, морковью, яблоком, банан. Каждый капает на овощ йодом и определяет окрасился ли овощ в темно синий цвет.

(Воспитанники делают вывод что во многих овощах и фруктах находится йод).

Итак, зная свойство крахмала окрашиваться под воздействием йода в темно синий цвет можно делать настоящие чудеса. Чтобы провести следующий опыт, мне понадобятся 3 ассистента.

Опыт №2

Для проведения следующего опыта нам понадобятся следующие реактивы:

  • Картофельный крахмал;
  • 9% уксус;
  • 3% перекись водорода;
  • Йод;
  • Витамин С (Аскорбиновая кислота) - 3 шт.
  • 3 стакана.
  • Теплая вода

Подготовка растворов:

1 стакан. (1 раствор)

Наливаем полстакана теплой воды и растворяем в ней 1 столовую ложку крахмала.

2 стакан. (2 раствор)

Наливаем полстакана теплой воды. 3 таблетки витамина С измельчаем и растворяем их в воде.

3 стакан. (3 раствор)

Наливаем полстакана теплой воды, добавляем немного йода и 2 ложки уксуса.

Проведение опыта:

  1. Второй раствор (с витамином С) смешиваем с третьим раствором.
  • Что произошло? (йод и витамин С вступили в реакцию, и витамин окрасил йод в белый цвет - раствор стал прозрачным, подробнее вы узнаете на уроках химии)

  1. Вливаем раствор из 1 стакана и добавляем 5 ложек перекиси водорода. Ждем несколько минут. Ребята, смотрите мы смешали два белых раствора, а у нас получился в итоге черный цвет.
  • Как вы думаете почему так произошло? Правильно крахмал и йод вступили в реакцию и йод окрасил крахмал в темно-синий, почти черный цвет.

5 слайд

Ребята, в научную лабораторию приходят письма с просьбой помочь. Сегодня у них накопилось много писем. И они просят вас помочь им.

Итак, первое видеописьмо от жительницы из города «Поварихино».

6 слайд

Видеописьмо №1.

«Здравствуйте, дорогие ученые. Меня зовут Таисия… и я работаю поваром в детском доме, готовлю для ребят вкусные завтраки и обеды. Сегодня мне нужно сделать салат «Оливье» для ребят, но кто-то смешал свежие яйца с вареными. Помогите мне и подскажите как отличить вареное яйцо от сырого».

7 слайд

  1. Итак, нам нужно определить: где вареное яйцо, а где сырое, при этом не разбивая его? (ученые выдвигают гипотезы)
  2. Как мы можем это сделать? (проводят опыт)
  3. Скажите, почему так происходит, почему вареное яйцо крутится быстрее сырого?

8 слайд

А теперь внимание правильный ответ:

«Сваренное вкрутую яйцо вращается как твердое тело, в сыром жидкое и вязкое содержимое играет роль тормоза».

9 слайд

«Спасибо вам дорогие ученые, теперь я точно знаю где какое яйцо и сегодня приготовлю ребятам очень вкусный салат».

10 слайд

На одно письмо мы смогли дать практичный совет. Давайте попробуем помочь и другим людям. Смотрим следующее видеописьмо из города «Мастерилкино»

12 слайд

Видеописьмо №2.

«Здравствуйте, наши юные ученые. Меня зовут Иван… я работаю слесарем и сегодня, когда я ремонтировал кран - устранял течь, у меня из рук выпали гайки и упали в воду.

Подскажите мне пожалуйста, как достать гайки из этой лужицы, при этом не замочив руки».

13 слайд

Итак, вам нужно придумать способ как достать гайки из лужицы, при этом не замочив руки.

Чтобы вам легче было понять, как найти решение этой проблемы я для вас смоделирую ситуацию. В тарелочку наливаем воды (это будет наша лужица) и бросаем туда монетку (вместо гайки).

Давайте поразмышляем как достать монету, не намочив руки и не выливая воду из тарелки. Вы можете пользоваться предметами-помощниками (На столе стоят пустой стакан, свеча, зажигалка, лимон, пищевая сода, масло, красители сахар), (ребята выдвигают свои варианты я задаю им наводящие вопросы).

 Подсказка! Вспомните, опыт яйцо в бутылке, что мы делали. Так, в стеклянный сосуд мы кинули горящую бумажку, на горлышко бутылки поставили яйцо, и оно туда втянулось. Что помогло яйцу попасть в бутылку. Может попробуем этот способ применить и в нашем случае, попробуем втянуть воду в стакан с помощью горящей свечи.

Скажите, а почему так произошло, почему вся вода оказалась в стакане.

14 слайд

А теперь внимание правильный ответ:

«Под действием огня воздух в стакане нагревается, расширяется и часть его выходит наружу. Как только свеча гаснет, воздух охлаждается, давление воздуха в стакане падает и становится меньше атмосферного, поэтому вода под действием наружного атмосферного давления «вдавливается» - всасывается в стакан».

15 слайд

 «Спасибо, ребята, очень интересный способ, пойду-ка я удивлю своих коллег».

16 слайд

Видеописьмо №3

Шапокляк подглядывает в видеокамеру.

«И чего это вы тут делаете, а кто вы такие вообще, ученые что ли, точно ученые. А меня вы узнали? Да я Шапокляк, я люблю делать всякие подлости и гадости, а еще я люблю танцевать. А ну-ка, великие ученые, сделайте так, чтобы начали танцевать изюм и кукуруза.

17 слайд

Итак, ребята, проведем с вами опыт:

Вам понадобится: прозрачный стакан, газированная вода и изюм.

Налейте в стакан газированный напиток и бросьте в него горсть изюма.

А теперь давайте немного понаблюдаем и порассуждаем:

  • Что произошло с изюмом в газировке?
  • Почему так произошло?
  • Что случилось с изюмом и кукурузой на поверхности воды?
  • И какой можно сделать вывод?

18 слайд

Итог: Изюм в газированной воде, сначала утонут, но потом пузырьки газа облепили его и изюм поднялся на поверхность газировки. Достигнув поверхности, пузырьки газа лопнули и изюм падает обратно на дно стакана.

19 слайд

Шапокляк (удивленно с радостью): «Ой, действительно, танцуютКакие молодцы, эти юные ученые».

20 слайд

Ребята вы помогли Нашим ученым разобраться с почтой и в знак благодарности они делятся с вами секретом изготовления современной детской игрушки под названием «Хендгам» Вы знаете что это такое?

21 слайд

Handgum - что это?! 

Изобрел его в 1943 году химик из Шотландии. Его творческая мысль была направлена на создание синтетического каучука, но получилась субстанция, которой длительное время во всем мире искали применение.

Это прикольная и приятная на ощупь масса. Предназначена для развития мелкой моторики, разминки кисти, расслабления мозга и снятия стресса.

Это жвачка для рук и очень необычный полимер: твердый и жидкий одновременно. Пластичная масса, приятно мять и растягивать. Хендгам пахнет, рвется, прыгает, тянется, капает.

В длительных промежутках времени хендгам ведет себя подобно жидкости, он медленно стекает, капает и растекается по поверхности. Если сделать шарик и положить на стол, то через некоторое время шарик станет лужицей. При быстром воздействии handgum - это твердое тело - шарик, кинутый об пол подпрыгнет, как каучук. Настоящий прыгающий пластилин. Хендгам можно разорвать резким движением или даже забить им гвоздь! Жвачка для рук хендгам обладает свойствами неньютоновской жидкости. Хендгам - полезный подарок школьнику, студенту, офисному менеджеру.

Жвачка для рук Хендгам.

1.Клей ПВА –  100 мл.

2. Краситель – 3 капли.

3. Ароматизатор - 5 капель.

Тщательно перемешать.

4. Натрия тетраборат. 2 ч. л.

Хорошо перемешать, выложить

в пакет, хорошо вымесить

и можно пользоваться.

22 слайд. Рефлексия

Ну а на сегодня наша лаборатория закрывается.

  • Скажите мне что нового вы сегодня узнали?
  • Чем занимаются ученые в лаборатории? (проводят исследования, делают новые открытия, изобретают интересные и полезные вещи, чтобы сделать нашу жизнь комфортней и интересней)
  • Что вам особенно понравилось?

Я хочу пожелать вам всегда оставаться такими же любознательными. Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы, экспериментируйте и открывайте для себя что-то новое! 

И помните, наука - это не только полезно, но и еще и очень интересно! До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по теме: "Число и цифра 5"

Данное занятие разработано мной и проведено для детей, готовящихся пойти в школу. Занятие разработано на основе деятельностного подхода. Прошло занятие интересно, все ушли очень довольные....

Открытое занятие по теме: "Игры с буквами и словами"

Открытое занятие по теме: "Игры с буквами и словами" Цель:1) Интеллектуальное развитие детей2) Развитие коммуникативных навыков3) Эмоциональное развитие Задачи:1) Тренировка навыка чтения2) ...

Открытое занятие по теме: "Настольные игры"

Цели:1) Познакомить детей с разнообразием настольных игр2) Интеллектуальное развитие3) Эмоциональное развитие4) Развитие коммуникативных навыковЗадачи:1) Расширение знаний и умений детей о богатстве и...

Подготовка будущих первоклассников. Открытое занятие по теме "Понятие звери"

Разработка занятия и презентация к ней рассказывают доступным языком о животном мире, о признаках, по которым мы выделяем группу животных - ЗВЕРИ....

Конспект открытого занятия по теме: "Формирование правового поведения и юридической ответственности у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации"

«Правовой турнир»Педагогические задачи:1.Обобщить знания детей об основных правах ребенка, разделить понятия – « права и обязанности».2.Способствовать формированию отрицательного отношения к про...

Конспект открытого занятия по теме: « Домашние животные. Звук Р в открытых слогах» ( логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)

Цель: автоматизировать звук Р в открытых слогах. Задачи: коррекционно -развивающие: корригировать произношение; корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложени...