Коррекционное сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
материал по логопедии

Седлецкая Виктория Юрьевна

В данном материале систематизируется информция об обучении детей с ОВЗ, проблемы, перспективы, возможности... Дается один из "обходных путей" донесения информации для "особых детей" - это применение метода наглядного моделирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnoe_soprovozhdenie.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционное сопровождение обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

(методические рекомендации)

Седлецкая Виктория Юрьевна,

учитель - логопед

МКОУ «Школа – интернат»

Кемеровская область, город Юрга

Отношение общества к людям с особыми потребностями – показатель морального здоровья общества.

В настоящее время происходят положительные изменения в сознании людей, формируется позиция толерантного отношения к людям, отличающимся от всех, изменилась  политика государства, что отразилось в принятии следующих нормативных документов:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ОВЗ".

Данные документы направлены на обеспечение:

-  равных возможностей получения качественного образования обучающимися с  ОВЗ и детьми – инвалидами вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей;

- максимального расширения доступа обучающимся с ОВЗ к образованию, отвечающему их возможностям и особым образовательным потребностям;

- определение содержания обучения  с учетом особых образовательных потребностей и способностей обучающихся;

- создания условий для эффективной реализации и освоения обучающимися с ОВЗ образовательных программ, в том числе условий для индивидуального развития всех обучающихся.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» регламентирует организацию  получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья через следующие статьи: ст. 5, 28, 34, 42,43,44, 48, 54, 60, а так же отдельная  
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья).

Особое внимание следует обратить на ст.44 п.3 –причина, почему проблемы обучения детей с ОВЗ должны волновать теперь не только специализированные, но и другие общеобразовательные учреждения.

Статья 44. п. 3.Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право «выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы  обучения..

Из нее следует, что заключения ПМПК носят рекомендательный характер и только родители (законные представители) имеют право выбирать образовательное учреждение до завершения ребенком основного общего образования.        

Можно отноститься к этому по разному,  но один мудрец сказал:

«Дай мне сил ИЗМЕНИТЬ то, что я МОГУ изменить,

Дай мне терпения ПРИНЯТЬ то, что я НЕ  МОГУ изменить,

Дай мне МУДРОСТИ отличить одно от другого»

Давайте будем мудрыми и примем то, что пока для нас, возможно, еще не для всех приемлемо, но что уже активно входит в нашу жизнь, а именно – интеграция обучающихся с ОВЗ в обычные школы, и связанные с ней вопросы – КАК? ЧЕМУ? ВОЗМОЖНО ЛИ? учить таких особых детей.

        

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, дети с задержкой психического развития, умственной отсталостью, выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая нарушение аутистического спектра (РДА), множественными нарушениями развития.

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик от практически нормально развивающихся, но испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности до детей с тяжелым поражением центральной нервной системы, умственной отсталостью и множественными нарушениями развития. Одни дети  способны при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, другие нуждаются в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе обучения или специальной индивидуальной программе развития. 

Поэтому введение ФГОС для ОВЗ было разграничено двумя приказами:

-  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ОВЗ" предполагает требования к образованию детей с ограниченными возможностями зддоровья:

- глухих детей

для слабослышащих и позднооглохших детей

для слепых детей

для слабовидящих детей

для детей с тяжелыми нарушениями речи

для детей в нарушением опорно-двигательного аппарата

для детей с задержкой психического развития

 - для детей с расстройствами аутистического спектра.

В связи с тем, что дети с ОВЗ могут иметь вторичные нарушения (например, глухой ребенок имеет ЗПР или умственную отсталость), в данном стандарте предусмотрены 4 варианта освоения программы.

Дети с данными нарушениями могут получить  цензовое образование, то есть при создании необходимых условий они получают образование, которое по итоговым достижениям полностью соответствует образованию здоровых сверстников в те же, либо пролонгированные сроки.

Если нарушения значительны и осложнены умственной отсталостью легкой степени и ТМНР, ребенок получает нецензовое образование, то есть образование, которое по итоговым достижениям не соотносится с образованием здоровых школьников.

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" предполагает требования к образованию детей с легкой умственной отсталостью и  тяжелыми множественными нарушениями развития ТМНР), дети получают нецензовый уровень образования,  то есть образование, которое по итоговым достижениям не соотносится с образованием здоровых школьников.

         

цензовый уровень образования

нецензовый уровень образования

  • Глухие
  • Слепые
  • Дети с нарушениями опорно – двигательного аппарата
  • Дети с расстройствами аутистического спектора
  • Слабослышащие
  • Слабовидящие
  • Дети с тяжелыми нарушениями речи
  • Дети с задержкой психического развития
  • Глухие с УО и ТМНР
  • Слепые с УО и ТМНР
  • Дети с нарушениями опорно – двигательного аппарата с УО и ТМНР
  • Дети с расстройствами аутистического спектора с УО и ТМНР
  • Слабослышащие с УО
  • Слабовидящие с УО
  • Умственно отсталые дети
  • Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

 

Дети, для которых предусмотрен цензовый  уровень образования, могут получить его в  обычном общеобразовательном учреждении, при создании специальных условий, либо в специальном учреждении

Для детей, которым определен нецензовый уровень образования, лучшим условием будет специализированное образовательное учреждение соответствующего профиля.

Стандарты предъявляют новые требования, определяют специальные условия освоения образовательной программы для каждой категории обучающихся с ОВЗ:

- Финансовые, материально – технические: специальные приспособления, специальные учебники, специальные средства обучения;

- Методические и дидактические: специальные методы и приемы обучения, технологии коррекционного сопровождения.

- Специальная пространственно – временная организация воспитательно – образовательной деятельности.

- Кадровые ресурсы – наличие специалистов (тифло –,  сурдо – , олигофренопедагогов, учителей – логопедов, специальных психологов).

               Факторы и проблемы, препятствующие успешной инклюзии

Трудностей, которые сопровождают обучение данных категорий детей и мешают реализовать на деле то, что так хорошо получается на бумаге, много:

  • наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде и обществе

вцелом по отношению к инвалидности¸ к другим особым детям;

  • неготовность широкой общественности признавать право ребенка с

особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности;

  • недостаток информации у школьников об инвалидности и о

возможностях их сверстников-инвалидов;

80/20 -  30/70          жестокость/толерантность

  • отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации,

облегчающих образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями;

  • недостаточное материально – техническое оснащение (высокая стоимость

специальных учебников, пособий, дидактических материалов);

  • полное отсутствие или формальный характер индивидуальной

программы реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования;

  •  не соблюдаются нормы СанПиН для детей с ОВЗ по наполняемости

классов, что сказывается на качестве обучения;

  • недостаток специалистов, подготовленных кадров;
  • отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы

педагогов с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения по месту жительства

Тем не менее, совместное обучение имеет свои положительные стороны, при правильной его организации дети, обучаясь среди здоровых сверстников, получают образование и полноценное общение. У каждого ребенка с ОВЗ должно быть такое право, но вопрос об инклюзивном образовании конкретного ребенка должен решаться с учетом всестороннего изучения именно его возможностей и той образовательной среды, в которую он интегрируется, обучение должно быть комфортным для всех участников образовательных отношений.

Коррекционная педагогика России, как ее приемников, СССР и   РФ, имеет богатую историю и традиции, отлаженную систему и опыт коррекционного сопровождения,  которую необходимо изучать, применять и включать в работу с особыми детьми.

Положительные стороны есть так же в обучении ребенка с ОВЗ в специализированном учреждении:

- наличие специальных средств обучения, учебников, необходимых технических приспособлений;

- образовательное пространство адаптировано под конкретное  ограничение здоровья (доступная образовательная среда);

- наличие подготовленных кадров (тифло –,  сурдо – , олигофренопедагогов, учителей – логопедов, специальных психологов), проведение в учреждениях обучения педагогов через методическую службу;

- более толерантное отношение всех участников  образовательной деятельности (детей, родителей, педагогов, администрации);

- углубленная диагностика и взаимодействие специалистов через организацию деятельности ПМПк;

- наличие навыка составления специальных индивидуальных  программ развития для детей  – инвалидов (СИПР), индивидуальных учебных планов (ИУП), наличие в учреждении действующей Программы коррекционной работы;

- ограниченная наполняемость классов способствует реализации  индивидуального и личностно – ориентированного  подхода в обучении*;

Категория детей

с ОВЗ

В условиях инклюзии

В коррекц.

учреждении

Глухие обучающиеся

Не более 2 глухих обучающихся в классе. Общая наполняемость класса: при 1 глухом - не более 20 обучающихся, при 2 глухих - не более 15 обучающихся

6

Слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся

Не более 2 слабослышащих или позднооглохших обучающихся в классе. Общая наполняемость класса: при 1 слабослышащем или позднооглохшем - не более 25 обучающихся, при 2 слабослышащих или позднооглохших - не более 20 обучающихся

I отделение: 8

II отделение: 6

Слепые обучающиеся

Не более 2 слепых обучающихся в классе. Общая наполняемость класса: при 1 слепом - не более 20 обучающихся, при 2 слепых - не более 15 обучающихся

9

Слабовидящие обучающиеся

Не более 2 слабовидящих обучающихся в классе. Общая наполняемость класса: при 1 слабовидящем- не более 25 обучающихся, при 2 слабовидящих - не более 20 обучающихся

12

Обучающиеся с тяжелыми наруш. речи (ТНР)

Не более 5 обучающихся с ТНР. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся.

12

Обучающиеся с нарушениями опорно-двигател аппарата (НОДА)

Не более 2 обучающихся с НОДА в классе.

 Общая наполняемость класса: при 1 обучающемся с НОДА - не более 20, при 2 - не более 15 обучающихся.

5

Обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР)

Не более 4 обучающихся с ЗПР в классе. Общая наполняемость класса - не более 25 обучающихся

12

Обучающиеся с УО (интеллект. нарушениями)

 Не предусмотрена

12 – легкая УО

5 - ТМНР

*Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

- применение специальных технологий обучения.

           Технологии коррекционного сопровождения направлены на изучение ребенка, подбор необходимых методик, поиск «обходных путей», совместное коррекционное сопровождение, определение потенциальных возможностей конкретного ребенка

Коррекционные  учреждения всех видов более 50 лет используют в практике технологии, методы и приемы, которые стали активно внедряться в образовательное пространство всех школ, как новые и инновационные, такие как личностно-ориентированное обучение, дифференцированный подход,

 системно-деятельностный подход в обучении  и трудно сказать, что здесь инновация, а что классика специальной педагогики.

Успешное обучение детей с ОВЗ  невозможно без учета их специфических особенностей, выявленных на основе диагностики специалистов:

  • Учет первичного дефекта и вторичных нарушений;
  •  Учет потенциальных возможностей ребенка («зона ближайшего развития»);
  •  Учет междисциплинарного взаимодействия;
  • Опора на сохранные анализаторы (тактильный, речеслуховой, зрительный, речедвигательный, кинестетический)

На уроках в системе используются::

  • Технология дифференцированного обучения
  • Технология личностно-ориентированного обучения
  • Технология поэтапного усложнения заданий
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технология проблемного обучения
  • Системно-деятельностный подход в обучении
  • Индивидуальный подход с учетом возможностей обучающихся

Более подробно я хочу остановиться  на одном из «обходных путей», который помогает решать образовательные задачи, эффективно  задействует сохранные функции ребенка, это технология  наглядного моделирования.

Данная технология широко разработана и активно применяется в коррекционном логопедическом сопровождении, но может использоваться при изучении любого предмета, в отношении детей со всеми ограничениями здоровья.

        Моделирование - это наглядно-практический метод обучения, позволяющий обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях и скрытых характеристиках предметов, объектов окружающего мира, о связях и отношениях, имеющихся между ними.

Метод наглядного моделирования – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно, поскольку мыслительные задачи у детей с проблемами в обучении  решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Словесный метод для детей с проблемами в обучении без опоры на наглядность малоэффективен.

     Ученые отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности школьников.

Наглядное моделирование  называют по- разному:

мнемотехнические дорожки, квадраты, таблицы

методика сенсорно-графических схем (В.К. Воробьёва);

предметно-схематические модели (Т.А.Ткаченко);

блоки-квадраты (В.П. Глухов), коллажи (Т.В.Большева),

схема составления рассказа (Л.Н. Ефименкова) и др.

Метод наглядного моделирования активно применяется:

-  при обучении грамоте, при формировании абстрактных понятий (звук, слог, слово, предложение, текст), при усвоении характеристик звуков;

- при дифференциации звуков (звонких – глухих, гласных – согласных, букв, которые дети путают по оптическому, кинетическому признаку),

- при работе со всеми видами текста (описание, сравнение, пересказ, стихотворения).

Приемы наглядного моделирования:

Замещение – вид моделирования, когда одни объекты замещаются другими, реально – условными.

Дети знакомятся с возможностью замены реального предмета на модель – картинку, условный заместитель – геометрическую фигуру, схему, силуэт, контур, пиктограмму.

В том числе с ними можно работать на ощупь, развивая мелкую моторику.

Пиктограммы – символические изображения предметов, признаков, действий, заменяющие слово. Применение данного приема способствует так же формированию  логических связей, развитию ассоциативной  памяти, аналитико – синтетической деятельности.

Мнемотехники – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, которые способствуют развитию памяти, пространственной ориентировки, формированию связного высказывания: 

- мнемотехнические дорожки,

- квадраты,

- мнемотаблицы.

        Моделирование включает три этапа:

 усвоение сенсорного материала,

 перевод на знаково-символический язык,

 работа с моделью.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

  - использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему утомляемости и потери интереса к занятию;

  - использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: « Когда учишь -  записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;

 -Графические изображения помогают ребенку увидеть главную мысль, систематизировать полученные данные.

Коррекционно-развивающие технологии, применяемые в нашем учреждении содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в

совершенствовании учебного процесса, следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

И хотя дети с ОВЗ ограничены  в возможностях, образовательная деятельность должна быть направлена на создание условий, чтобы они не были   ограничены в жизни.

        Список литературы

1. Балаева, В.И. Модельное обучение речевым навыкам старших дошкольников с задержкой речи [Текст]: хрестоматия по логопедии / В.И. Балаева – М.: Владос, 1997.

2. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций [Текст]/ Л.С. Выготский -  М.: Просвещение, 1960.

3. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи дошкольников [Текст]/ Л.Н. Ефименкова. -  М.: Просвещение, 1985.

4. Кудрова, Т.И.  Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи [Текст] / Т.И. Кудрова// Логопед в детском саду. - 2007. -№4. -С.51-54.

5. Леонтьев, А.А. Теория речевой деятельности [Текст]/  А.А. Леонтьев -  М.: Просвещение, 1968.

6. Нестерович, А. В. Методическое пособие по использованию метода наглядного моделирования в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / А.В. Нестерович // Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков».

7.Строгова,  С.Ю. Развитие связной речи детей с использованием метода моделирования [Текст]  /С.Ю. Строгова // Логопед.-2010. - №8.- С.10-16.

8.Смышляева,  Т.Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Т.Н. Смышляева // Логопед. - 2005. - №1.- С.16-19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10

Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обуче...

статья "Модель сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья , обучающихся в условиях общеобразовательной школы"

В статье рассказывается о системе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательной школе. На примере МБОУ "СОШ№2" города Лесосибирска показано ка...

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР....

Конспект коррекционно-развивающего занятия с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Тема: «Закрепление знаний временных представлений, через знаково-графическую аналогию, у детей младшего школьного возраста с ОВЗ» (1 класс).Цель: закрепление знаний о временных представлен...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида (из опыта работы)

Идея разработать комплексное психолого-педагогическое сопровождение УКП  возникла вследствие осознания необходимости объединить работу тех, кто призван создавать коррекционно - развивающее  ...

ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения детей сограниченными возможностями здоровья, обучающихся в условиях общеобразовательнойшколы, автором представлен алгоритм работы с...