Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме "Части речи. Предложение" (4 класс VIII вид)
план-конспект занятия по логопедии (4 класс)

Аверкина Галина Николаевна

Цель занятия: Обобщить знания о частях речи, о роли их в предложении. Закреплять знания о структуре предложения.  Развивать связанную речь, обогащать лексикон.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_chasti_rechi.docx72.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия учителя-логопеда Аверкиной Г.Н.

Тема: Части речи. Предложение.

Цель: Обобщить знания о частях речи, о роли их в предложении. Закреплять знания о структуре предложения.  Развивать связанную речь, обогащать лексикон.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.ОРГ.МОМЕНТ

Логопед: Составьте слово из рассыпанных букв:

С Л О О Е Й В (СОЛОВЕЙ)

Л.: Кто такой «соловей»

У.:Соловей – это название птицы.

Л.: На какой вопрос отвечает слово «соловей»? Какая часть речи?

У.: Отвечает на вопрос «Кто?», Значит это – существительное. Существительное называет предметы.

Л.: Что делают птицы?

У.: Летают, поют, клюют, птицы – санитары леса.

Л.: Каким термином  называют слова-действия,  отвечающие на вопросы: что делают?, что делать?

У.: Слова,  отвечающие на вопросы: что делают?, что делать? Называют ГЛАГОЛОМ.

Л.: Угадайте по описанию птицу: маленький, коричневый, суетливый, шустрый.

У.: Это – воробей.

Л.: я называла признаки птицы, как она выглядит, благодаря словам-признакам вы угадали. Назовите часть речи, обозначающая признак предмета.

У.: Прилагательное показывает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? Какая? Какие?

Показ иллюстрации

 

3’

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

Л.: Сегодня на занятии мы будем с вами закреплять ваши знания о частях речи и  предложении.

Л.: Посмотрите на доску .

На доске написаны названия птиц.

Внизу доски – карточки – глаголы, как каждая из этих птиц поёт. Расположите слова-глаголы напротив названия птицы, которая таким образом поёт.

Только сначала, я показываю вам иллюстрацию птицы (или даю послушать пение птицы), затем, вы – называете птицу и – подбираете глагол.

На доске:

Иллюстрация

Название птицы

Глагол

Ласточка

соловей

воробей

кукушка

жаворонок

ворон

петузх

В низу доски: глаголы – карточки: поёт (заливается), чирикает, кукует, щебечет, кукарекает, каркает, звенит

Итог задания. На доске:

Название птицы

Глагол

Иллюстрация

Ласточка

Щебечет

Иллюстрация

соловей

Поёт, заливается

Иллюстрация

воробей

Чирикает

Иллюстрация

кукушка

Кукует

Иллюстрация

жаворонок

Звенит

Иллюстрация

Ворон

Каркает

Иллюстрация

петух

Кукарекает

Л.: Посмотрите на названия птиц. Назовите в этом списке «лишнюю» птицу.

У.: Петух, так как это – домашняя птица.

Л.: На какие группы можно поделить остальных птицы (не включая петуха)?

У.: Перелетные (ласточка, соловей, жаворонок, кукушка) и зимующие (воробей, ворон) птицы.

Отгадайте ребус:     Гн    ’’поезд  О

(гнездо)

Л.:  Для чего птицы строят гнёзда?

У.: Птицы строят гнёзда для выведения потомства.

Л.: Из каких материалов птицы строят гнёзда? И каким способом?

У.: Птицы строят гнёзда из веточек, пуха, сухой листвы. Носят материалы в клюве.

Л.: Таким образом, строительство гнезда для выведения потомства очень трудная кропотливая работа.

Ваше следующее задание «Собери яйцо». Вам выдаю разрезанное на части фигуру яйца. Соберите детали, чтобы получилось «яйцо».

Л.: Какие словосочетания вы можете прочитать на яйце.

У.: Шустрый воробей, голосистый петух, звонкий соловей, мрачный ворон, быстрая ласточка, беззаботная кукушка.

Л.: Слова «шустрый, голосистый, звонкий» являются какой частью речи?

У.:  Эти слова – прилагательные, так как отвечают на вопросы: какой? Какая?

Л.: Для чего нам нужны прилагательные? Какую роль прилагательные играют в нашей речи, в жизни?

У.: Прилагательные описывают предмет, делают наш язык более красочным.

 

Л.: Я выдаю вам карточку с заданием.

Вставьте слова в соответствии со схемой, изображенной на карточке.  

Задания в карточке:

Образец:

               Голосистый петух кукарекает во дворе.

Выполнение:

  1. Голосистый петух кукарекает во дворе.

  1. На соседней крыше чирикает шустрый воробей.

  1. Беззаботная кукушка кукует в лесу.

  1. Над крутым берегом реки щебечет быстрая ласточка.

  1. Звонкий соловей заливается в густых зарослях.

  1. На дереве каркает мрачный ворон.

Л.: Проверим, что у вас получилось.

У.: (ученик читает получившиеся предложения)

Л.: До того, как вы вписали слова, в карточке были только отдельные слова или словосочетания. А после выполнения задания - получились предложения.

Объясните, что мы называем предложением.

У.: Предложение – это слова, которые связаны друг с другом по смыслу. Предложение – это до конца высказанная мысль.

Л.: Как на письме мы оформляем предложение?

У.: На письме начало предложения пишем с большой буквы, в конце предложения ставим точку или другой знак по цели высказывания.

Л.: До конца выполните синтаксический разбор получившихся предложений.

Л.: Проверяем первые три предложения.  

ФИЗМИНУТКА:

Встали дружно – потянулись.

Раз прогнулись,

Два – прогнулись.

Дружно сели,

Дружно встали.

Голова устала то же

Голове сейчас поможем

Наклоняем вперед-назад.

Раз-два, раз-два –

Думай, думай, голова.

Глазки закрываем,

До пяти считаем.

Открываем и моргаем. (раз-два-три)

И работать продолжаем.

Л.: выполните рисунок по точкам-цифрам. Начиная от цифры 1 и заканчивая самой большой цифрой.

Л.: Контур какой птицы у вас получился?

Л.: Посмотрите на иллюстрацию этой птицы. Раскрасьте контур. Как эта птица называется?

Л.: На доске – для вас новое задание: Расставьте точки (магниты) так, чтобы получились предложения.

По тропе осторожно ступал волк неожиданно застрекотала сорока птица громким криком предупредила обитателей леса об опасности.

Л.: Проверяем, что у нас получилось.

По тропе осторожно ступал волк. Неожиданно застрекотала сорока. Птица громким криком предупредила обитателей леса об опасности.

Л.: Спишите. Выполните синтаксический разбор первого предложения. (у доски) Подпишите название части речи над словами в предложении.

Далее – проверка выполнения синтаксического разбора

Л.: Сорока - необычная птица. У нее - много прозвищ: " сорока-белобока", "сорока- стрекотуха", "сорока-воровка".

Л.: Как вы думаете, от чего сорока получила прозвище «сорока-стрекотуха»

У.: Сороку так прозвали, так как она громким голосом стрекочет, сообщая лесу о надвигающейся опасности.

Характер у сороки пугливый, близко к себе человека в лесу не подпустит. Улетая от опасности, сорока своим громким стрекотанием переполошит весь лес, предупреждая обитателей о неожиданной опасности. Поэтому сороку и величают «Стрекотухой»

Л.: Как вы думаете, от чего сорока получила прозвище «сорока-воровка»?

У.: Сорока получила прозвище «сорока-воровка» из-за того, что ей нравятся блестящие предметы. Сорока их утаскивает в своё гнездо.

Своё прозвище "сорока-воровка" птица получила за то, что  очень любит всё яркое, блестящее. В гнезде сороки можно найти  блестящую пуговицу, бусинки,  даже чайную ложечку.

Л.: Как вы думаете, из-за чего сорока получила прозвище «сорока-белобока»?

У.: Белобока, потому что по бокам перышки у сороки совсем белые. Голова и крылья черные. Хвост тоже черный, длинный и прямой, как стрела.

Л.: Какую стишок -потешку родители поют детям про «сороку-белобоку»?

У.:

Сорока-сорока, 
Сорока-белобока.
Кашку варила, 
Деток кормила.
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости на двор-
Кашицу на стол.
Этому дала,
Этому дала
Этому дала,
А этому не дала.
Он по воду не ходил,
Дрова не рубил,
Печки не топил,
Каши не варил.

Л.: Слышали ли вы выражение «Сорока на хвосте принесла»? В каких случаях человек использует фразу «Сорока на хвосте принесла»

У.: Люди давно заприметили такую особенность поведения сороки: перелетать с мета на место и громко часто стрекотать, то есть новость разносить «Волк идет! Волк идет!» Хвост у сороки длинный, поэтому и сравнили, что новости сорока на хвосте носит)))

 Человек же  использует фразу: «Сорока на хвосте принесла».

в том случае, если хочет  скрыть источник информации. То есть человек не хочет говорить от кого узнал какую-то новость.

-Откуда ты это знаешь?

-Сорока на хвосте принесла.

Л.: Считается, что сорока сплетница и разносит новости по лесу. Возможно это мнение связано с тем, что крикливое стрекотание сорок не очень приятное на слух для человека. В быту человека сравнивают с сорокой, если он много громко говорит или сплетничает. А на самом деле, в лесу сорока своим криком предупреждает об опасности.  

Л.: Прочитайте о том, как сорока устраивает гнездо, чем питается и где зимует.

Л.: Итак, ответьте на вопросы:

• Как выглядит сорока?

• Какие прозвища есть у нее? Почему?

• Чем питаются сороки?

• Где зимуют сороки?

Показ иллюстрации.

Прослушивание голоса птицы.

Выдаются карточки с заданием.

Выполняем упр-я

Выдаются карточки с рисунком по точкам

Показ иллюстрации сороки

Прослушивание аудиозаписи – стрекотание сорок

Выполнение в тетради

Постановка вопроса ученикам.

Если ученик не знает ответа, то выдаются тексты для того, чтобы они ответ нашли в тексте.

Показ-выполнение пальчиковой гимнастики под потешку

Чтение вслух учеником.

Затем ученик пересказывает прочитанное.

Обобщение знаний о сороке

1

3

2

1

2

1

10

1

3

1

2

3

2

2

2

2

3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Л.: Что такое предложение?

У.: Предложение – это группа слов, связанных друг с другом по смыслу. В предложении мысль высказана до конца.

Л.: Мы закрепляли знания о существительных, прилагательных и глаголах. Расскажите об этих частях речи.

У.: Существительное отвечает на вопросы КТО? ЧТО?, обозначает названия предметов, предложении часто бывает подлежащим, дополнением или обстоятельством.

Глагол – отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЮТ?, обозначает действие предметов, в предложении является – сказуемым.

Прилагательное – часть речи отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? Обозначает признак предмета, в предложении – определение.

2’

Образец: Голосистый петух кукарекает во дворе.

  1.                 крыше чирикает                          __________.

  1.                                       кукушка                                                    лесу.

  1.              крутым берегом реки                            быстрая  _______________.

  1. Звонкий ____________                                          зарослях.

  1.                   дереве каркает                               _______________.

Образец: Голосистый петух кукарекает во дворе.

  1.                 крыше чирикает                          __________.

  1.                                       кукушка                                                    лесу.

  1.              крутым берегом реки                            быстрая  _______________.

  1. Звонкий ____________                                          зарослях.

  1.                   дереве каркает                               _______________.

Образец: Голосистый петух кукарекает во дворе.

  1.                 крыше чирикает                          __________.

  1.                                       кукушка                                                    лесу.

  1.              крутым берегом реки                            быстрая  _______________.

  1. Звонкий ____________                                          зарослях.

  1.                   дереве каркает                               _______________.

Сорока - необычная птица. У нее - много прозвищ: " Сорока-белобока", "Сорока- стрекотуха", "Сорока-воровка".

От чего сорока получила прозвище «Cорока-стрекотуха» .

Характер у сороки пугливый, близко к себе человека в лесу не подпустит. Улетая от опасности, сорока своим громким стрекотанием переполошит весь лес, предупреждая обитателей о неожиданной опасности. Поэтому сороку и величают «Стрекотухой».

От чего сорока получила прозвище «Cорока-воровка»?

Своё прозвище "сорока-воровка" птица получила за то, что  очень любит всё яркое, блестящее. В гнезде сороки можно найти  блестящую пуговицу, бусинки,  даже чайную ложечку.

Почему сороку называют  «Cорокой-белобокой»?

Белобока, потому что по бокам перышки у сороки совсем белые. Голова, крылья и хвост черные.

В каких случаях человек использует фразу «Сорока на хвосте принесла»

Люди давно заприметили такую особенность поведения сороки: перелетать с места на место и громко часто стрекотать, то есть новость разносить: «Волк идет! Волк идет!»

Хвост у сороки длинный, поэтому и сравнили, что новости сорока на хвосте носит.

Человек же  использует фразу: «Сорока на хвосте принесла» в том случае, если хочет  скрыть источник информации. То есть человек не хочет говорить, от кого узнал какую-то новость.

- От куда ты это знаешь?

- Сорока на хвосте принесла.

Сороки строят сразу несколько гнезд, а потом выбирают из них лучшее. В этом гнезде скоро появляются пять или восемь яиц, которые насиживает самочка. Через три недели из яиц вылупляются маленькие птенцы. Родители целый день без передышки кормят малышей гусеницами, мошками, жуками и комарами. Кроме насекомых сороки клюют ягоды и фрукты, семена растений, могут поймать маленького зверька.

Осенью сороки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам. В южные края длиннохвостые трещотки от нас не улетают. Зимой птицы перебираются ближе к людям. Рядом с человеком сытнее и теплее. С приближением весны птицы перелетают обратно в леса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного логопедического занятия «Слово, словосочетание, предложение»

Конспект коррекционного логопедического занятия "Слово, словосочетание, предложение" для учащихся 3-го класса общеобразовательной школы, имеющих нарушение лексико-грамматического строя речи составлен ...

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация твердых согласных звуков [г-к] и мягких согласных звуков [г’-к’]" (4 класс VIII вид).

Конспект занятия будет полезен в работе учителю начальных классов, учителю-логопеду, воспитателю. Задачи занятия: Повторить с детьми звуки [г, г’] и [к,к’]. Развивать навыки фонематическог...

Конспект коррекционно-логопедического занятия. Тема: "Дифференциация оптически сходных букв Л и М" (4 класс VIII вид).

Задачи: Закреплять у детей знания об элементах букв занятия. Учить соотносить  звук и букву, дифференцировать буквы занятия изолированно, в слогах, в словах и предложениях. Продолжать учить дават...

Конспект коррекционно-логопедического занятия для учащихся 2 класса обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития) Тема: «Обозначение мягкости согласных на письме посредством мягкого знака»

Грамматическая тема: Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.Лексическая тема: Обобщение словаря учащихся.Коррекционно-образовательные задачи:1.Познакомить  с обозначение мягкости со...

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "ЗВУКИ [Г - Г\'] И БУКВЫ Г,г" (1 дополнительный класс VII вид).

Тема: ЗВУКИ [Г - Г'] И БУКВЫ Г,г.ЦЕЛЬ: познакомить со звуками [Г - Г'] и графическим изображением буквы на письме. Задачи: учить дифференцировать звуки в [Г - Г'] слогах, словах. Тренирова...

Конспект коррекционного логопедического занятия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития в 1 классе по теме: Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме "Зимний пейзаж". Звук [И].

Конспект  коррекционного логопедического занятия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития в 1 классе по теме:Развитие речи и речемыслитель...

Конспект коррекционно-логопедического занятия с учащимися с задержкой психического развития, 4 класс. Тема: Развитие функциональной грамотности на логопедических занятиях.

Этот учебный материал по развитию функциональной грамотности можно использовать в работе логопедам, учителям-дефектологам, учителям начальных классов....