Доклад. Тема:"Психологическая база речи."
учебно-методический материал по логопедии

Красносельская Любовь Геннадиевна

Формирование психологической базы речи у детей с ДЦП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.psihologicheskaya_baza_rechi.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование психологической базы речи 

Младенческий возраст является самым сензитивным периодом для психического развития ребенка. В этот период формируется психологическая база речи: внимание, восприятие, память, познавательные процессы, а также фонематический слух, который является основой для развития импрессивной стороны речи, а в дальнейшем и экспрессивной.

Формирование психологической базы речи происходит на основе развития анализаторных функции. (слайд 2)

Нарушение процесса формирования речи у детей первых лет жизни является актуальной проблемой,  так по данным ВОЗ, около 4% новорожденных имеют ту или иную врожденную патологию, которая приводит к серьезным речевым нарушениям уже в раннем возрасте. 

Сегодня я остановлюсь на формировании психологической базы речи у детей с ДЦП. Детский церебральный паралич (ДЦП) возникает в результате недоразвития или повреждения мозга в раннем онтогенезе. При этом наиболее тяжело страдают молодые отделы мозга, которые развиваются после рождения: премоторно-лобная, теменно-височная области коры головного мозга, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции [2].

Отставание в развитии речи при ДЦП связано с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметно-практической деятельности и социальных контактов. При ДЦП не только замедляется, но и патологически искажается процесс формирования речи. В результате нарушения функций артикуляционного аппарата недостаточно развита фонетическая сторона речи, стойко нарушено произношение звуков [2].

У детей ограничены лексические возможности, беден словарь. Особенно ограничен запас слов, обозначающих действия, признаки и качества предметов. Дети испытывают трудности в употреблении предлогов, слов и словосочетаний, обозначающих пространственно-временные отношения, абстрактные понятия. Вследствие нарушения слухового восприятия, внимания, низкой речевой активности, недоразвития познавательной деятельности дети крайне медленно и с трудом усваивают грамматические формы (при построении предложений, согласовании слов в предложении, употреблении правильных падежных окончаний) [5].

Л.С. Выготский и А.Р. Лурия [1, 3] отмечали существование первичной психологической базы для формирования речи: внимания, восприятия различной модальности (зрительное, пространственное, тактильное, кинестетическое и т.д.), памяти, мышления, поэтому в  работе со школьниками мы используем  методы, разработанные А.Р. Лурией и его сотрудниками (Л.С. Цветковой, Е.Н. Винарской и др.). Возрастная положительная динамика в речевой коррекции во многом зависит от ранней диагностики предпосылок нарушения чтения и письма, а именно уровня сформированной психологической базы речи. И поскольку нарушение речи вторично и находится в прямой зависимости от степени нарушения более элементарных функций у детей с недоразвитием речи коркового генеза. Поэтому развитие речи у детей должно начинаться с развития и коррекции психологической базы речи, её основы: восприятия, внимания, памяти, мышления [5].

Л.С. Выготский доказал, что речь и мышление в развитии ребёнка взаимосвязаны. Речь зависит от уровня развития всех мыслительных операций, а формирование умственных действий зависит от развития речи. Таким образом, развивая речь, мы развиваем мозг ребёнка, помогаем ему подняться на новый уровень развития. Дети с речевыми нарушениями всегда задерживаются в общем развитии. И чем быстрее будут преодолены речевые нарушения, тем быстрее будет компенсирована задержка развития ребенка.

Для этого должны быть сформирована у детей  необходимая                                                                                            психологическая база речи (восприятие, внимание, память, мышление).Эти формируется по мере развития ребёнка, и это формирование проходит последовательно, поэтапно. Образовательная деятельность при формировании, воспитании и развитии психических процессов проходит в игровой форме.(слайд 3)

Восприятие – основной познавательный процесс отражения предметов и явлений в целом при непосредственном воздействии на органы чувств (слух, зрение, осязание, обоняние). Это основа ориентации человека в окружающем мире. Восприятие опирается на ощущения, без них оно не возможно. Ощущение -  простейший психический процесс отражающий в мозгу свойства, качества предметов и явлений, действующих на разные органы чувств: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, двигательные, ощущение равновесия.

Основными задачами сенсорного воспитания являются:

- повышение абсолютной чувствительности анализаторов (различение не только сильных, но и слабых раздражителей);

- повышение чувствительности к различению (различение не только основных, но и промежуточных цветов, соблюдение речевого режима, чтобы дети реагировали не только на громкий голос, но и на тихий и шепотную речь и т.д.);

- знакомство детей с отдельными свойствами предметов (величиной, цветом, формой) и обучение обобщенным приемам обследования предметов окружающей действительности. При знакомстве детей с новыми предметами необходимо подключать как можно больше анализаторов, дать возможность потрогать, понюхать, попробовать Важную роль в восприятии играет речь, она делает его осмысленным.

Зрительное восприятие – быстрое опознание окружающих предметов и предметных картинок; узнавание условных и символических изображений предметов (изображения контурными линиями, пунктирными линиями, перечеркнутые линиями различных конфигураций, наложенные друг на друга); зрительный подбор части к целому (выборки типа «мозаика» с таким же количеством отсутствующих элементов, с большим количеством  вырезок, чем нужно); зрительно-конструктивная деятельность (собрать предмет из отдельных деталей; собрать предметную или сюжетную картинку, разрезанную на определенное количество частей).

Тактильное восприятие – по контуру и фактуре опознать знакомые предметы, что способствует и обогащению словаря признаков предметов.

(Игра «Чудесный мешочек»).

Слуховое восприятие – как правило, у детей-логопатов грубо нарушено. Необходимо развить способность различать неречевые звуки (Игра «Что звучит?») и звуки речи, развивать звуковысотный слух, внимание к тембровой окраске звука, начиная с грубых дифференцировок и постепенно сближая их («Кто позвал?»), учить определять направление звука («Жмурки с колокольчиком») и т.д. Внимание – форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на определенный объект. Внимание разделяют на непроизвольное (основное у детей дошкольного возраста) и произвольное (формируется у ребёнка при его общении со взрослыми. Взрослый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, а ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно). Существует еще один вид внимания. Это так называемое послепроизвольное внимание, которое подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий. Если ребёнку предложена трудное задание, он постоянно отвлекается и должен прилагать усилие воли, чтобы вернуться к его решению. И когда процесс увлекает ребенка, а решение становится доступным, появляется интерес к самому процессу работы. Важно увлечь ребенка, заинтересовать его.

Память (зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, двигательная) – процесс запоминания, сохранения, забывания, воспроизведения впечатлений, полученных об окружающем мире. По мере развития механическая память заменяется логической, непосредственное запоминание уступает место опосредованному, а непроизвольное запоминание сменяет произвольное. Развитие объема памяти как никогда стало важным с учетом усвоения детьми возросшего объема информации. Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная память. К началу обучения и в начале школьного обучения преобладает механическая память. Дети запоминают материал за счет многократных повторений, овладения различными вспомогательными средствами, приемами и способами запоминания и припоминания.

Существует кратковременная и отсроченная память.

Зрительную кратковременную память у дошкольников развиваем на материале игрушек, предметных картинок, геометрических форм, цифр и букв. (Игры: «Чего не стало?», «Что появилось?», «Что изменилось?», «Какие игрушки были?»). Рекомендуется начинать с трех предметов и проговаривать их названия.

Слуховая память у наших деток снижена, нужно научить запоминать и воспроизводить определенное количество слов разных грамматических категорий (Игры: «Повтори, не ошибись», «Последовательные поручения», «Выполни инструкцию» («Тетрадь положи на книгу, а карандаш справа от книги»), предложив ребёнку не только выполнить последовательность, но и рассказать о том, что и как делал. Хорошо развивается слуховая память посредством метода распространения предложения (Например: «Наступила зима. У нас наступила зима. У нас наступила холодная зима. У нас наступила холодная и снежная зима.)

В структуру логопедического занятия с детьми  включаются задания на развитие и мыслительных процессов:

- обобщение — способ группировки предметов по определенным признакам («Живой - не живой», «Четвертый лишний»),

- сравнение — сопоставление предметов (сначала «Чем не похожи?», а потом «Чем похожи?»),

- умение располагать предметы последовательно соответственно нарастанию или убыванию ведущего признака,

- умение соотносить предметы по ведущему признаку: величине, цвету, форме.

  

Таким образом, работая над развитием психологической базы речи, одновременно учим ребёнка запоминать, думать, выделять главное, находить сходное. Это уже умственные действия, которые требуют умения анализировать, удерживать в памяти  инструкции, синтезировать слово из отдельных элементов и наконец, требуется умение обобщать конкретный накопленный опыт и переносить его в свою жизнь. А для этого необходимо повышать мотивацию, заинтересованность ребёнка к занятию и результатам.

Составляя для ребенка программу логопедической коррекции его речи, мы включаем задания на развитие мыслительных процессов в структуру логопедического занятия с ребенком, и, подавая их в игровой форме, повышаем мотивацию ребенка к занятию, что дает возможность получать хорошую динамику в коррекции речи детей.  .
Источник: http://logoportal.ru/rol-igryi-v-formirovanii-u-doshkolnikov-psihologicheskoy-bazyi-rechi/.html

Психологические упражнения и игры для развития речи ребенка

Игра на развитие речи "Позови Петрушку"

Цель: формировать интерес ребенка к звукам речи, инициировать речь ребенка.

Оборудование: игрушка би-ба-бо (Петрушка), экран.

Ход игры: взрослый говорит ребенку, что к нему в гости пришел Петрушка, его надо позвать: "Петрушка, иди к нам!" Появляется Петрушка, говорит: "Привет, (называется имя ребенка)!" Петрушка опять прячется, взрослый предлагает ребенку снова его позвать: "Иди к нам!" Петрушка появляется, гладит ребенка, протягивает ему руку, говорит (изменяя тембр голоса): "Какой хороший мальчик, позвал меня, будем играть!" Петрушка опять прячется, игра повторяется несколько раз.

Игра на развитие речи "Дружная семейка"

Цель: формировать у ребенка интерес к речи, учить его произносить слова по подражанию.

Оборудование: набор матрешек (папа, мама, сын, дочка).

Ход игры: взрослый показывает первую матрешку - папу и называет ее: "Это - папа. А где же мама?" Позовем маму: "Мама, иди к нам!" Показывает вторую матрешку-маму: "Вот мама. А где же дети? Иди, сынок, Дима, к нам!" Показывает новую матрешку-сыночка. "А еще кто есть? Дочка. Вот дочка. Ее зовут Даша. Иди к нам, Даша". Ребенок ставит каждую матрешку на отдельный стульчик у стола и раздает чашки. Затем в каждую чашку кладет "угощение" и говорит: "На, папа! На, мама! На, Дима! На, Даша!". Взрослый обобщает в конце игры: "Вот какая дружная семья!"

Упражнение на развитие речи "Моя семья"

Цель: формировать у ребенка интерес к речи, учить произносить слова по подражанию.

Оборудование: два набора вязаных напальчников с изображением персонажей семьи: папы, мамы, сына, дочки.

Ход игры: взрослый надевает себе на палец вязаный напальч-и говорит: "Вот папа. Здравствуй, Миша. Я - папа" и т.д. После того, как напальчники будут надеты, взрослый предлагает ребенку показать и назвать по очереди всех членов семьи. Игра проводится несколько раз.

Упражнение на развитие речи "Кто в домике живет?"

Цель: формировать у ребенка интерес к речи, учить произносить слова по подражанию.

Оборудование: игрушечные домики, игрушки: мышка, лягушата, петушок.

Ход игры: взрослый показывает домики, рассказывает, что в каждом живет зверушка: "В этом домике живет лягушка, она квакает - ква-ква; в этом домике живет мышка, она пищит - пи-пи;, в этом домике живет петушок, он кричит - ку-ка-ре-ку". Затем взрослый предлагает ребенку постучаться в домик и спросить, кто живет в домике: "Кто там живет?" Взрослый говорит: "Там лягушка живет, она квакает", предлагает ребенку повторить - ква-ква и т.д.

В конце игры взрослый активизирует звукоподражание у ребенка.

Упражнение на развитие речи "Поехали, поехали"

Цель: формировать у ребенка интерес к речи, учить произносить слова по подражанию.

Ход занятия: взрослый усаживает ребенка к себе на колени лицом к себе, произносит потешку:

Поехали, поехали с орехами, с орехами.

Поскакали, поскакали с калачами, с калачами

Вприпрыжку, вприскочку, по кочкам, по кочкам

В ямку - бух!

При произнесении последних слов наклоняет ребенка вниз, вызывая положительную эмоциональную реакцию. При повторном произнесении потешки взрослый активизирует звукоподражание у ребенка.

Упражнение на развитие речи "Лови мячик!"

Цель: учить ребенка произносить слова по подражанию.

Оборудование: мяч.

Ход игры: взрослый садится напротив ребенка, катит ему мяч и говорит: "Лови мячик!" При этом каждый раз взрослый оценивает результативность действий ребенка: "Молодец, поймал (не поймал, мимо)". Затем предлагает ребенку катить мяч обратно, активизирует речь малыша.

Упражнение на развитие речи "Мишка топает"

Цель: формировать интерес к речевым звукам и учить ребенка произносить слова по подражанию.

Оборудование: игрушка мишка.

Ход игры: взрослый показывает ребенку мишку. Говорит: "Посмотри, как Мишка топает: топ-топ-топ". Затем взрослый читает стихотворение А.Барто. И снова показывает, как мишка ходит, просит ребенка повторить движения и произнести слова - топ, топ, топ.

Упражнение на развитие речи "Дай игрушку"

Цель: формировать интерес к речевым звукам, учить ребенка произносить слова по подражанию.

Оборудование: игрушки - юла, пирамидка, заводная обезьянка.

Ход игры: взрослый показывает игрушки по очереди и обыгрывает их. Например: "Вот, юла, она крутится, гудит и сверкает. Хочешь с ней поиграть? Попроси у меня: "Дай юлу!". Затем обыгрываются другие игрушки и активизируется речь ребенка

Литература.

1.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1990. – 96 c.

2.Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. – М., 2001. – 176 с.

3.Лурия А.В. Основы нейропсихологии. – М., 2000. – 193 с

4.Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. – Екатеринбург, 1996.- 120 с.

5.Стандартизированный набор диагностических нейропсихологических методик. Под ред. Л.И.Вассермана. – Л., 1994.- 97 с.

6.Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М., 2001. – 153 с.

7.Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. – М., 2001. – 163 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Участие в студенческой научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями - 2012" факультета специальной педагогики и психологии ...

Доклад на педагогическом совете школы по теме "Психологическое здоровье учащихся и педагогов"

Конечно говорить по такой теме, как «Психологическое здоровье» можно многое, я постаралась выделить самое главное и интересное, полезное и известное всем! Мой доклад состоит из трех пункто...

Доклад на педагогическом совете школы по теме "Психологическое здоровье учащихся и педагогов"

Конечно говорить по такой теме, как «Психологическое здоровье» можно многое, я постаралась выделить самое главное и интересное, полезное и известное всем! Мой доклад состоит из трех пунктов: что такое...

Доклад на тему: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗПР В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом....

Методический доклад на тему: «Психологические особенности детей младшего школьного возраста»

Младший школьный возраст - возраст спокойного и равномерного физического развития...

Развитие психологической базы речи при помощи ребусов.Виды ребусов.

Все дети очень любят играть, а игры, в которых они познают что-то новое дети любят вдвойне. Существует масса вариантов, практически на все случаи жизни и для каждого возраста. Однако и тут многие роди...

ДОКЛАД Тема: «Игровые психологические разгрузки»

Рассматривая школьный период развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями, необходимо отметить тот факт, что структура индивидуального потенциала детей данной типологической группы имеет сниже...