ДОКЛАД Тема: «Игровые психологические разгрузки»
статья по зож

 Селищева Татьяна Викторовна

Рассматривая школьный период развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями, необходимо отметить тот факт, что структура индивидуального потенциала детей данной типологической группы имеет сниженный либо незрелый уровень эмоционально-поведенческого и межличностного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_igrovye_psihologicheskie_razgruzki.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

 "Специальная (коррекционная) школа города Усть-Илимска"

ДОКЛАД

Тема: «Игровые психологические разгрузки»

Представила:

педагог-психолог

Татьяна Викторовна Селищева

высшая квалификационная категория

г. Усть-Илимск, 2018 год

Рассматривая школьный период развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями, необходимо отметить тот факт, что структура индивидуального потенциала детей данной типологической группы имеет сниженный либо незрелый уровень эмоционально-поведенческого и межличностного развития.

Сложность и многообразие дизонтогенеза обучающихся с умственной отсталостью обусловливают интеграцию и разносторонность образовательных потребностей в условиях коррекционного учреждения.

Ведь известно, что школьная программа ориентирована в основном на развитие интеллектуальной сферы. Эмоциональная и в особенности телесная сферы обучающихся не получают адекватной нагрузки и развития. В процессе обучения нагрузка также в основном дается на зрительный и слуховой каналы восприятия, тем самым обедняется сенсорное обеспечение процесса обучения.

Потребность обучающихся с интеллектуальными нарушениями в эмоциональной и двигательной разгрузки с помощью игры является доступной, естественной и гармоничной.

Изучение научно-методической литературы по проблеме в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с интеллектуальной недостаточностью, позволило определить роль и возможности использования игровых психологических разминок в образовательном процессе. Обобщив опыт отечественных педагогов по данной теме, были изучены виды, структуры организация и проведение игровых психологических разминок.

В современной психолого-педагогической практике возможности использования игровых психологических разминок в образовательном процессе весьма разнообразные, во-первых выступают, как средство обучения (учимся, играя), во-вторых позволяет созданию эмоционально приподнятой обстановке комфортной обстановке, релаксации (отдыхаем, играя) и в - третьих способствует воспитанию коммуникативных, волевых качеств личности помогает решать проблемы в игре содействует коррекции (развиваем, играя).

Игровые психологические разминки - игры, направленные на повышение эмоционального и телесного тонуса обучающихся, повышения групповой активности и сплоченности в классном коллективе.

Психологическими разминками называют небольшие упражнения, по длительности (обычно от 2 до 7 минут), которые снимают напряжение, создают комфортную, дружелюбную и творческую обстановку, сплачивают участников, помогают разделить их на группы. Часто одна разминка решает сразу несколько из указанных выше целей. Данные упражнения называют разминками, потому что они всегда эмоциональные, и часто, позволяют получить  физическую «встряску».

Игровая психологическая разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние обучающихся, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность в урочной и внеурочной деятельности. Дополнительное включение в процесс обучения эмоционального и телесного анализаторов, безусловно, позволит облегчить процесс усвоения материала.

Кроме того, известно, что активизация сенсомоторики, актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

Игровые психологические разминки могут проводиться в начале, середине или конце урока, коррекционного занятия, а также во время прогулки или перемене. В начале учебного дня или перед уроком они помогут детям собраться, настроиться на работу в классе, а в середине и конце урока - восстановить внимание и работоспособность, активизировать память, снять напряжение и расслабиться.

Соответственно, игровые разминочные упражнения необходимо выбирать с учетом актуального состояния обучающихся и задач предстоящей деятельности. Определенные разминочные упражнения позволяют активизировать обучающихся, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения. Если актуальное состояние обучающихся вполне отвечает задачам занятия, можно проводить тематические разминки: они помимо психофизического и эмоционального настроя выполняют роль введения в тему занятия или урока, т.е. происходит естественная подмена с учебных мотивов на игровые.

 Игровые психологические разминки всегда начинаются с упражнения-приветствия, затем выполняются одно-два упражнения на активизацию тела и расслабление (самомассаж, упражнения на снятие телесного напряжения). Разминка заканчивается выполнением релаксационным упражнением.

Таким образом, можно сделать вывод: игровые психологические разминки – именно тот метод, который создает не только спонтанную, легкую, безопасную атмосферу, но и целенаправленные условия для того, чтобы обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью получили новый опыт, который способствует

успешной социальной адаптации личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью в обществе.

Литература

1.Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей / А. Д. Андреева // Журнал практического психолога. – 2008 - № 5. – С. 101—114.

2. Глушкова Л. Вижу, действую, познаю: игры-занятия с детьми младшего дошкольного возраста / Л. Глушкова // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 9. – С. 59-63

3.Смирнова, Е. О. Детская психология : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Е. О. Смирнова. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2006. – 366 с.

4.Репина, О. К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников / О. К. Репина // Психологическая наука и образование. – 2006. - № 2. – С. 55-69.

5.Юзбекова, Е. А. Ступеньки творчества: Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника: методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 128 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя психологической разгрузки в начальной школе

Мне бы хотелось поделиться с вами опытом проведения Недели психологической разгрузки для обучающихся начальной школы под названием  «Разноцветная неделя».  Идею провести  такую Неделю я...

Кабинет психологической разгрузки

Описание целей и задач данного кабинета, общего списка необходимого оборудования...

Комната психологической разгрузки

Что включает в себя комната психологической разгрузки в нашем детском саду....

Доклад. Тема:"Психологическая база речи."

Формирование психологической базы речи у детей с ДЦП....

«Игровые психологические разгрузки»

Игровые психологические разминки - игры, направленные на повышение эмоционального и телесного тонуса обучающихся, повышения групповой активности и сплоченности в классном коллективе....