Развитие психологической базы речи при помощи ребусов.Виды ребусов.
консультация (1 класс)

Ужакова Ксения

Все дети очень любят играть, а игры, в которых они познают что-то новое дети любят вдвойне. Существует масса вариантов, практически на все случаи жизни и для каждого возраста. Однако и тут многие родители допускают серьёзную ошибку, подбирая для своего ребёнка развивающие игры не по возрасту. Большинству кажется, что их ребёнок слишком смышлёный для тех игр, которые предлагаются для детей его возраста и, соответственно, выбирают варианты рассчитанные на детей старших лет. Вариантов игр очень много, но одними из интересных и развивающих психологическую базу речи являются ребусы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_ves_-_kopiya.docx401.97 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая база речи

Л.С. Выготский доказал, что речь и мышление в развитии ребёнка взаимосвязаны. Речь зависит от уровня развития всех мыслительных операций, а формирование умственных действий зависит от развития речи. Таким образом, развивая речь, мы развиваем мозг ребёнка, помогаем ему подняться на новый уровень развития. Дети с речевыми нарушениями всегда задерживаются в общем развитии. И чем быстрее будут преодолены речевые нарушения, тем быстрее будет компенсирована задержка развития ребёнка.

Необходимая психологическая база речи (восприятие, внимание, память, мышление) формируется по мере развития ребёнка, и это формирование проходит последовательно, поэтапно. Образовательная деятельность при формировании, воспитании и развитии психических процессов проходит в игровой форме.

Ощущение -  простейший психический процесс отражающий в мозгу свойства, качества предметов и явлений, действующих на разные органы чувств: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, двигательные, ощущение равновесия.

Основными задачами сенсорного воспитания являются:

- повышение абсолютной чувствительности анализаторов (различение не только сильных, но и слабых раздражителей);

- повышение чувствительности к различению (различение не только основных, но и промежуточных цветов, соблюдение речевого режима, чтобы дети реагировали не только на громкий голос, но и на тихий и шепотную речь и т.д.);

- знакомство детей с отдельными свойствами предметов (величиной, цветом, формой) и обучение обобщенным приемам обследования предметов окружающей действительности. При знакомстве детей с новыми предметами необходимо подключать как можно больше анализаторов, дать возможность потрогать, понюхать, попробовать.

Восприятие – основной познавательный процесс отражения предметов и явлений в целом при непосредственном воздействии на органы чувств (слух, зрение, осязание, обоняние). Это основа ориентации человека в окружающем мире. Восприятие опирается на ощущения, без них оно не возможно. Важную роль в восприятии играет речь, она делает его осмысленным.

Зрительное восприятие – быстрое опознание окружающих предметов и предметных картинок; узнавание условных и символических изображений предметов (изображения контурными линиями, пунктирными линиями, перечеркнутые линиями различных конфигураций, наложенные друг на друга); зрительный подбор части к целому (выборки типа «мозаика» с таким же количеством отсутствующих элементов, с большим количеством  вырезок, чем нужно); зрительно-конструктивная деятельность (собрать предмет из отдельных деталей; собрать предметную или сюжетную картинку, разрезанную на определенное количество частей).

Тактильное восприятие – по контуру и фактуре опознать знакомые предметы, что способствует и обогащению словаря признаков предметов.

(Игра «Чудесный мешочек»).

Слуховое восприятие – как правило, у детей-логопатов грубо нарушено. Необходимо развить способность различать неречевые звуки (Игра «Что звучит?») и звуки речи, развивать звуковысотный слух, внимание к тембровой окраске звука, начиная с грубых дифференцировок и постепенно сближая их («Кто позвал?»), учить определять направление звука («Жмурки с колокольчиком») и т.д.

Память (зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, двигательная) – процесс запоминания, сохранения, забывания, воспроизведения впечатлений, полученных об окружающем мире. По мере развития механическая память заменяется логической, непосредственное запоминание уступает место опосредованному, а непроизвольное запоминание сменяет произвольное. Развитие объема памяти как никогда стало важным с учетом усвоения дошкольниками возросшего объема информации. Для дошкольного возраста наиболее развитой является непроизвольная память. К началу обучения и в начале школьного обучения преобладает механическая память. Дети запоминают материал за счет многократных повторений, овладения различными вспомогательными средствами, приемами и способами запоминания и припоминания.

Существует кратковременная и отсроченная память.

Зрительную кратковременную память у дошкольников развиваем на материале игрушек, предметных картинок, геометрических форм, цифр и букв. (Игры: «Чего не стало?», «Что появилось?», «Что изменилось?», «Какие игрушки были?»). Рекомендуется начинать с трех предметов и проговаривать их названия.

Слуховая память у наших деток снижена, нужно научить запоминать и воспроизводить определенное количество слов разных грамматических категорий (Игры: «Повтори, не ошибись», «Последовательные поручения», «Выполни инструкцию» («Тетрадь положи на книгу, а карандаш справа от книги»), предложив ребёнку не только выполнить последовательность, но и рассказать о том, что и как делал. Хорошо развивается слуховая память посредством метода распространения предложения (Например: «Наступила зима. У нас наступила зима. У нас наступила холодная зима. У нас наступила холодная и снежная зима.)

Внимание – форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на определенный объект. Внимание разделяют на непроизвольное (основное у детей дошкольного возраста) и произвольное (формируется у ребёнка при его общении со взрослыми. Взрослый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, а ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно). Существует еще один вид внимания. Это так называемое послепроизвольноевнимание, которое подобно произвольному, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий. Если ребёнку предложена трудное задание, он постоянно отвлекается и должен прилагать усилие воли, чтобы вернуться к его решению. И когда процесс увлекает ребенка, а решение становится доступным, появляется интерес к самому процессу работы. Важно увлечь ребенка, заинтересовать его.

В структуру логопедического занятия с дошкольником включаются задания на развитие и мыслительных процессов:

- обобщение — способ группировки предметов по определенным признакам («Живой - не живой», «Четвертый лишний»),

- сравнение — сопоставление предметов (сначала «Чем не похожи?», а потом «Чем похожи?»),

- умение располагать предметы последовательно соответственно нарастанию или убыванию ведущего признака,

- умение соотносить предметы по ведущему признаку: величине, цвету, форме.

 

Таким образом, работая над произношением звуков, одновременно учим ребёнка запоминать, думать, выделять главное, находить сходное, должен определять место звука в слове (мало уметь произносить звук, нужно уметь определить его позицию), слов в предложении. Это уже умственные действия, которые требуют умения анализировать, удерживать в памяти линейный порядок звуков, синтезировать слово из отдельных элементов.

И, наконец, требуется умение обобщать конкретный накопленный опыт и переносить его в свою жизнь. А для этого необходимо повышать мотивацию, заинтересованность ребёнка к занятию и результатам.

 Когда ребёнку исполняется 7 лет, он идёт в школу и нагрузки увеличиваются в разы. Безусловно, учёба необходима, но, не стоит перегружать малыша, школьной программы и домашних заданий, более чем достаточно. Большинству учеников младших классов нравится учиться в школе, но дома они категорически против обучения.

Однако все понимают, что детям очень важно повторять пройденный материал, изучать что-то новое, узнавать новые слова, развивать логическое мышление и т. д. Многие родители, полагая, что в 7 лет ребёнок уже достаточно взрослый, пытаются подавать новую информацию в виде очередного урока, удивляясь, что их старания не приносят никаких результатов.

На самом деле всё просто, ребёнок переутомляется в школе и дома он хочет отдохнуть и поиграть, а значит, что всё кажущееся ребёнку скучным и утомительным, он будет подсознательно отбрасывать, обоснованно сопротивляясь лишению его законного отдыха. Так как же помочь ребёнку познавать мир, развивать логику, мышление, чтобы это было максимально эффективно и, при этом, не было для малыша утомительным и скучным? Ответ прост – развивающие игры.

Все дети очень любят играть, а игры, в которых они познают что-то новое дети любят вдвойне. Существует масса вариантов, практически на все случаи жизни и для каждого возраста. Однако и тут многие родители допускают серьёзную ошибку, подбирая для своего ребёнка развивающие игры не по возрасту. Большинству кажется, что их ребёнок слишком смышлёный для тех игр, которые предлагаются для детей его возраста и, соответственно, выбирают варианты рассчитанные на детей старших лет. Важно понимать, что, безусловно, есть и вундеркинды, но среднестатистический ребёнок развивается по определенным и хорошо изученным законам, на основании которых и разрабатываются развивающие игры для того или иного возраста.

Вариантов игр очень много, одним из них являются ребусы.

ЗАГАДКА-РЕБУС ДЛЯ ДЕТЕЙ

Что же такое ребусы? Ребус, это загадка, в которой зашифровано слово или целая фраза. Загадка может быть представлена в виде картинок, цифр, букв и запятых. Читаются ребусы слева направо. Для решения ребусов, детям необходимо выдать тетрадку с ручкой, чтобы они могли записать разгаданные части и, в итоге, составить слово или фразу.

Разгадывать ребусы очень увлекательное занятие, которое затягивает не только детей, но и самих взрослых.

Польза для детей от этой замечательной игры огромна. Развивается логика мышления, ведь нужно составлять слова из набора букв и слогов.(ВПФ)

Ребусы зачастую намеренно составляют так, чтобы картинки читались неоднозначно, а это способствует развитию нестандартного мышления у ребёнка.

И, разумеется, разгадка ребусов дарит детям отличное настроение.

Огромное количество разнообразных ребусов для детей в картинках можно найти на различных сайтах интернета, можно купить красочный сборник ребусов, а можно составлять их самостоятельно.

Как составить ребус и как их решать

Картинку переворачивают вверх ногами, это будет значить, что слово необходимо читать задом наперёд.

Возле картинки справа или слева, или же и там и там, ставятся запятые, означающие, что с той стороны слова, с которой находится запятая, необходимо удалить букву. Количество запятых означает количество букв, необходимое убрать, чтобы разгадать ребус. Например, на картинке изображено облако, слева стоят 2 запятые и справа 1, получается, что убрать нужно 2 первые буквы и 1 последнюю, таким образом, разгадкой этого нехитрого ребуса станет слово «лак».

Также справа и слева картинки можно ставить буквы, в таком случае необходимо добавить указанные буквы, соответственно в начало или в конец слова. Например, на картинке изображены усы, а слева стоит «+б», получаем «бусы».

Над картинкой ставится зачёркнутая буква, означая, что из слова нужно эту букву исключить, если же рядом с зачёркнутой буквой стоит другая, это означает, что буква заменяется. Например, картинка где изображён лист, а над картинкой зачёркнутая И, а рядом А, ответом будет «ласт». Также замена одной буквы другой может быть обозначена знаком «=». В данном случае И=А.

Самостоятельно подбирать картинки для ребусов не всегда просто, ведь на картинках чаще всего изображён не только один предмет. Выход из этой ситуации прост, составляя ребусы для детей в картинках, на картинках рисуются стрелочки, указывающие на предмет, участвующий в ребусе.

Цифрами рядом с картинкой указывается, из каких букв состоит загаданное слово и какие они по счёту. Например, на картинке сено, а рядом цифры 3, 4, 1, получится слово нос.

Для более сложных ребусов используют горизонтальную черту между буквами и картинками. Черта означает предлог «на», «под», «над».

Картинки можно заменять цифрами. Например, буква О и цифра 5, получаем слово опять. 100 и Л, получаем стол.

Одинаковые буквы, которые идут подряд, означают, что их необходимо посчитать и цифру объединить с буквой. Например, яяяяяяя, это 7 букв Я и слово будет «семья».

Ребус может состоять исключительно из букв, положение которых относительно друг друга и будет означать необходимый предлог для расшифровки слова. Предлоги могут быть самые разные: «в», «у», «за», «из», «по», «и» и пр.

Ребусы составляются для разных возрастов, существуют даже ребусы для взрослых, однако, очень важно, чтобы выбранные ребусы соответствовали возрасту ребёнка.

Основные виды ребусов

Ребус(определение из словаря Ожегова)-это

-а, м. Загадка, в к-рой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков. Разгадать р. Говорить ребусами (перен.: непонятно, с намёками). II прил. ребусный, -ая, -ое.

Ушаков- Большой толковый словарь современного русского языка

РЕ́БУС, ребуса, ·муж. (от ·лат. rebus, ·букв. вещами, при помощи предметов).

1. Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков, напр. написанная над буквой "к" буква "у" - ребус, обозначающий "наука" (на-"у"-"ка").

2. перен. Что-нибудь загадочное, непонятное, замысловатое. Не человек, а ребус.!

Виды ребусов Существует огромное множество различных головоломок. Все их можно разделить на категории:

- Ребусы-картинки. Головоломка скрывается в изображениях того или иного предмета. Название предмета при расшифровке следует читать исключительно в именительном падеже. Бывают ситуации, когда предмет, изображенный на картинке, имеет несколько названий или значений. Например, «автобус» и «транспорт», «кот» и «животное». В таком случае выбрать нужно то слово-разгадку, которое больше подходит по смыслу. Буквенные ребусы состоят исключительно из букв. Они могут быть расположены самыми различными способами, что и является основополагающим при составлении такой головоломки. -------

-Картинка+буква. Как разгадывать ребусы с буквами и картинками? Основным ключом к разгадке этого ребуса является изображение, а буквы свидетельствуют о том, что для получения единственно верного ответа нужно немного скорректировать название изображенного предмета.

Ребус «картинка+цифра» является аналогом ребуса «картинка+буква», только здесь дополняют картинку цифры, количество которых может варьироваться.

Ребусы с запятыми. Довольно часто в загадках-картинках используется запятая, обычная или перевернутая. Как же разгадывать ребусы с запятыми? Этот знак свидетельствует о том, что для получения ответа нужно укоротить название предмета, нарисованного на картинке, отбросив первую или последнюю букву.

Итак, какие же существуют варианты ребусов? Самым простым вариантом ребуса является набор букв и картинка. Например, на картинке изображается кот, а рядом буквами написано «лета». Это самые простые загадки, чаще всего их разгадывают с детьми дошкольного возраста, однако, можно усложнять задачу, делая подходящими эти ребусы для детей 7, 8, 9 лет.

Также очень интересный вариант ребусы для детей с ответами в картинках, позволяющий ребёнку решать задачки самостоятельно, а также размышлять в обратном направлении, от ответа к решению.

Как, для чего использовать?

Для детей младшего школьного возраста ребусы состоят из картинок, запятых, букв, цифр, очень популярны буквенные ребусы с предлогами. В ребусах может быть загадано как одно слово, так и целая фраза.  Пословицы и поговорки очень часто зашифровывают в ребусы, поэтому разгадка таких загадок позволяет не просто развивать мышление, но и изучать что-то новое.

-Для закрепления букв(чтения слов)(нарисован кот рядом написано лета)

-В начале занятия для введения в тему(в качестве орг.момента)

-Закрепление пословиц, поговорок

-Развитие, закрепление словаря(часто ограничен запас)(глаголы, предлоги)

РАЗВИВАЕМ ВПФ(важные функции развития логического мышления,анализа синтеза информации, развитие памяти,внимания)

rebusi-dly-detei-7-8-9-let

rebusi-dly-detei-7-8-9-let

rebusi-dly-detei-7-8-9-let

rebusi-dly-detei-7-8-9-let

rebusi-dly-detei-7-8-9-let

rebusi-dly-detei-7-8-9-let

rebusi-dly-detei-7-8-9-let

rebusi-dly-detei-7-8-9-letrebusi-dly-detei-7-8-9-let

rebusi-dly-detei-7-8-9-let

rebusi-dly-detei-7-8-9-let

rebusi-dly-detei-7-8-9-let

rebusi-dly-detei-7-8-9-let

rebusi-dly-detei-7-8-9-let

rebusi-dly-detei-7-8-9-let

rebusi-dly-detei-7-8-9-let

rebusi-dly-detei-7-8-9-let

rebusi-dly-detei-7-8-9-let

rebusi-dly-detei-7-8-9-let

rebusi-dly-detei-7-8-9-let

rebusi-dly-detei-7-8-9-let

rebusi-dly-detei-7-8-9-let

rebusi-dly-detei-7-8-9-let

rebusi-dly-detei-7-8-9-let

rebusi-dly-detei-7-8-9-let

rebusi-dly-detei-7-8-9-let

rebusi-dly-detei-7-8-9-let

rebusi-dly-detei-7-8-9-let


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных УУД на уроках развития речи с помощью игровых технологий

Методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД с помощью игр....

Развитие речи с помощью синонимов.

Развитие речи – это основа школьного обучения детей языку. Одним из продуктивных способов толкования слов является подстановка к незнакомому слову соответствующего синонима. ...

Дидактические игры по развитию речи в помощь родителям

Приведены примеры игр, которые можно проводить в домашней обстановке....

Доклад. Тема:"Психологическая база речи."

Формирование психологической базы речи у детей с ДЦП....

Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на базе МАОУ «СОШ № 1 с УИОП»

Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья  с тяжелыми нарушениями речи  при помощи развития мелкой моторики  через реализацию проекта «М...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проект...