Развитие речи с помощью синонимов.
статья по русскому языку на тему

Развитие речи – это основа школьного обучения детей языку. Одним из продуктивных способов толкования слов является подстановка к незнакомому слову соответствующего синонима.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_s_pomoshchyu_sinonimov.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи с помощью синонимов.

Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Развитие речи – это основа школьного обучения детей языку. Одним из продуктивных способов толкования слов является подстановка к незнакомому слову соответствующего синонима. Изучение синонимов в начальных классах должно осуществляться путем разнообразных упражнений, например, выделение и сопоставление слов, близких по значению, подбор словам их синонимов, самостоятельное употребление детьми синонимов в своей речи.

«Умение разграничивать синонимы, - пишет Л.Н. Гвоздев, - выбирать из них наиболее уместный и точный представляет важный стилистический навык. Синонимы в речи могут замещать друг друга, и умелое использование их позволяет избежать повторения в речи одних и тех же слов и тем самым устраняет однообразие и монотонность речи делает высказывание разнообразным, точным и выразительным».

Работа над синонимами в начальных классах будет достаточно эффективной при наличии следующих условий:

- упражнения над синонимами должны проводиться систематически и планомерно;

- должен быть определен круг синонимов, которые могут использоваться учителем в качестве практического материала для упражнения.

Можно составить словарик синонимов, например, из 15 «гнезд».

  1. Дети, малыши, детвора, ребята;
  2. Веселые, радостный;
  3. Дом, здание;
  4. Дорога, путь;
  5. Дремучий, густой, глухой;
  6. Забава, развлечение, потеха;
  7. Ласковый, нежный, приветливый;
  8. Метель, вьюга, буран, пурга;
  9. Мокрый, сырой, влажный;
  10. Неловкий, неуклюжий;
  11. Свидание, встреча;
  12. Старательный, прилежный, усердный;
  13. Спешить, торопиться;
  14. Холод, стужа, мороз;
  15. Мало, немного, кот наплакал, капля в море.

Например, при изучении темы «Безударные гласные, проверяемые ударением» можно предложить текст, в котором были бы слова синонимы (дети, малыши…).

Зимой.

Пришла зима. Выпало много снегу. Дети выб…жали на улицу. Малыши катаются на санках. Р…бята постарше бегают на лыжах или коньках. Вес…ло д…творе зимой!

Детям можно предложить следующие задачи:

  1. Вставить пропущенные буквы.
  2. Подчеркнуть в тексте слова – синонимы, близкие по смыслу.
  3. Выписать слова с безударными гласными и приписать к ним проверочные слова.
  4. Устно ответить на следующие вопросы:

- Каким словом лучше всего назвать детей, которых отдают в ясли? (малыши).

- Какими словами можно назвать учеников 1 – 4 классов? (дети, ребята, детвора).

5.  Назвать словарное слово (малыши, дети, ребята, детвора).

Можно использовать такие упражнения:

  1. Подобрать синонимы к данным словам:

Лес густой, …, ….

Снег мокрый, …, … .

Ученик усердно, … , … .

Спешить, … , … .

Ласковый, …, … .

Праздник, … , … .

Медведь - …, … .

  1. К данным синонимам подобрать подходящее слово.

Ласковый, нежный, приветливый … .

Неловкий, неуклюжий – (кто?) … .

  1. Составить предложение со словом развлечение и подобрать к нему синонимы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""

Подробный конспект урока с электронной презентацией....

Формирование коммуникативных УУД на уроках развития речи с помощью игровых технологий

Методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД с помощью игр....

Дидактические игры по развитию речи в помощь родителям

Приведены примеры игр, которые можно проводить в домашней обстановке....

Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на базе МАОУ «СОШ № 1 с УИОП»

Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья  с тяжелыми нарушениями речи  при помощи развития мелкой моторики  через реализацию проекта «М...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проект...