Главные вкладки

    Развитие речи с помощью расширения словаря у детей с ТНР
    статья на тему

    Статья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie_rechi_s_pomoshchyu_rasshireniya_slovarya.doc31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Терентьева Ирина Анатольевна

    Учитель начальных классов ГБОУ РМЭ «Семеновская школа – интернат»

    Расширение словаря у детей с нарушениями речи в начальной школе.

    Язык усваивается ребенком в общении, в процессе речевой деятельности. Но стихийно усвоенная речь нередко бывает, примитивна и неправильна.

    В связи с этим школа решает ряд задач:
    1) усвоение литературной языковой нормы

     2) усвоение навыков чтения и письма
    3) совершенствование культуры речи учащихся

    Бедность словарного запаса у детей с нарушениями речи, затрудняет развитие связного высказывания, мышления.

    Словарь - это слова, обозначающие предметы, явление, действие и признаки окружающей действительности.

    Различают словарь пассивный (понимание слов) и активный (употребление их в речи).

    Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.

    Задачи словарной работы:  создать условия  количественного накопления слов.

    Сделать возможным  освоение социально закрепленного содержания слов через овладение значением слов, освоение обобщающего значения слова, проникновение в образный строй речи и умение пользоваться ими.

    Обеспечить активизацию словаря,  т.е. ввести их в практику общения.

    Условия речевого развития:

    1-  потребность в общении

    2-  создание речевой среды

    В работе по обогащению словаря и развитию речи выделяю три направления:

    1.Работа над словом.
    2.Работа над словосочетанием и предложением.
    3.Работа над связной речью.

    Первое даёт материал для предложения, а первое и второе подготавливают связную речь. Рассказы и сочинения служат средством обогащения словаря.

    Для создания развивающей среды мною используются:

    - наборы картинок по лексическим темам

    - художественная литература и энциклопедии

    - плакаты

    - учебные презентации

    - научно - популярные и художественные фильмы

    - экскурсии

    - посещение театров и кинотеатров

    - методическая литература

    Таким образом, работа на уроках  планируется мною так, чтобы на каждом уроке вводились новые слова, и ещё с несколькими словами проводилась бы работа по уточнению значений, выявлению их оттенков. Эффективность расширения словаря достигается не только вводом новых слов, но и доступностью и применением различных видов заданий.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок чтения и развития речи в школе V вида для детей с ТНР. Тема: «Скороговорка. Даниил Хармс «Иван Топорышкин».

    Урок чтения и развития речи в школе Vвида для детей с ТНР.Тема: «Скороговорка.  Даниил Хармс «Иван Топорышкин».Учебник «Литературное чтение» Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова Цели: Выя...

    Тема: Развитие речи. Сочинение по картине К.Маковского «Дети, бегущие от грозы»

    Класс:4УМК: «Школа России»Продолжительность: 2 урокаЦель урока:Продолжить обучение написанию сочинений по картинеХод урока 1....

    Формирование коммуникативных УУД на уроках развития речи с помощью игровых технологий

    Методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД с помощью игр....

    Развитие речи и формирование активного словаря обучающегося с ОВЗ

    Основные направления работы по развитию речи и формированию активного словаря школьника с ОВЗ следующие:-  словарная работа; обогащение словарного запаса - развитие речевого аппарата - ...

    Развитие речи с помощью синонимов.

    Развитие речи – это основа школьного обучения детей языку. Одним из продуктивных способов толкования слов является подстановка к незнакомому слову соответствующего синонима. ...

    Дидактические игры по развитию речи в помощь родителям

    Приведены примеры игр, которые можно проводить в домашней обстановке....