Развитие речи с помощью расширения словаря у детей с ТНР
статья на тему

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_s_pomoshchyu_rasshireniya_slovarya.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Терентьева Ирина Анатольевна

Учитель начальных классов ГБОУ РМЭ «Семеновская школа – интернат»

Расширение словаря у детей с нарушениями речи в начальной школе.

Язык усваивается ребенком в общении, в процессе речевой деятельности. Но стихийно усвоенная речь нередко бывает, примитивна и неправильна.

В связи с этим школа решает ряд задач:
1) усвоение литературной языковой нормы

 2) усвоение навыков чтения и письма
3) совершенствование культуры речи учащихся

Бедность словарного запаса у детей с нарушениями речи, затрудняет развитие связного высказывания, мышления.

Словарь - это слова, обозначающие предметы, явление, действие и признаки окружающей действительности.

Различают словарь пассивный (понимание слов) и активный (употребление их в речи).

Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.

Задачи словарной работы:  создать условия  количественного накопления слов.

Сделать возможным  освоение социально закрепленного содержания слов через овладение значением слов, освоение обобщающего значения слова, проникновение в образный строй речи и умение пользоваться ими.

Обеспечить активизацию словаря,  т.е. ввести их в практику общения.

Условия речевого развития:

1-  потребность в общении

2-  создание речевой среды

В работе по обогащению словаря и развитию речи выделяю три направления:

1.Работа над словом.
2.Работа над словосочетанием и предложением.
3.Работа над связной речью.

Первое даёт материал для предложения, а первое и второе подготавливают связную речь. Рассказы и сочинения служат средством обогащения словаря.

Для создания развивающей среды мною используются:

- наборы картинок по лексическим темам

- художественная литература и энциклопедии

- плакаты

- учебные презентации

- научно - популярные и художественные фильмы

- экскурсии

- посещение театров и кинотеатров

- методическая литература

Таким образом, работа на уроках  планируется мною так, чтобы на каждом уроке вводились новые слова, и ещё с несколькими словами проводилась бы работа по уточнению значений, выявлению их оттенков. Эффективность расширения словаря достигается не только вводом новых слов, но и доступностью и применением различных видов заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения и развития речи в школе V вида для детей с ТНР. Тема: «Скороговорка. Даниил Хармс «Иван Топорышкин».

Урок чтения и развития речи в школе Vвида для детей с ТНР.Тема: «Скороговорка.  Даниил Хармс «Иван Топорышкин».Учебник «Литературное чтение» Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова Цели: Выя...

Тема: Развитие речи. Сочинение по картине К.Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Класс:4УМК: «Школа России»Продолжительность: 2 урокаЦель урока:Продолжить обучение написанию сочинений по картинеХод урока 1....

Формирование коммуникативных УУД на уроках развития речи с помощью игровых технологий

Методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД с помощью игр....

Развитие речи и формирование активного словаря обучающегося с ОВЗ

Основные направления работы по развитию речи и формированию активного словаря школьника с ОВЗ следующие:-  словарная работа; обогащение словарного запаса - развитие речевого аппарата - ...

Развитие речи с помощью синонимов.

Развитие речи – это основа школьного обучения детей языку. Одним из продуктивных способов толкования слов является подстановка к незнакомому слову соответствующего синонима. ...

Дидактические игры по развитию речи в помощь родителям

Приведены примеры игр, которые можно проводить в домашней обстановке....