Развитие речи и формирование активного словаря обучающегося с ОВЗ
методическая разработка по логопедии

Нечаева Ольга Александровна .

Основные направления работы по развитию речи и формированию активного словаря школьника с ОВЗ следующие:

-  словарная работа; обогащение словарного запаса

 - развитие речевого аппарата

 - дыхательная гимнастика

- работа с деформированным текстом, неоконченными рассказами

-  творческие задания

Кратко остановимся на каждом направлении работы. Их содержание определяется лингвистическими понятиями и психологическими особенностями овладения языком.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_razrabotki.docx33.01 КБ

Предварительный просмотр:

Методические разработки

по развитию речи у младших школьников с ОВЗ

Содержательность речи обеспечивается связью процесса овладения языком с процессом познания окружающего мира. Язык является средством логического познания, именно с овладением языком связано развитие мыслительных способностей ребенка. Усвоение детьми всех сторон языка рассматривается с позиций развития у них связной речи, коммуникативной целесообразности.

Язык – это продукт общественно-исторического развития, важнейшее средство общения и социального взаимодействия людей тесно связан с мышлением. В нем отражаются история народа, его традиции, система социальных отношений, культура в широком смысле. Без языка принципиально невозможно подлинное человеческое общение, а следовательно, и развитие личности.

  Язык и речь возникли в деятельности и являются одним из условий существования человека и осуществления его деятельности. В языке, как продукте этой деятельности, отражены ее условия, содержание, результат.

Овладение языковыми формами; развитие речи и навыков общения у детей с ОВЗ происходит в деятельности, а движущей силой является потребность в общении, возникающая в процессе этой деятельности.

Общение с окружающими людьми, социальная среда выступают факторами, определяющими речевое развитие. В процессе общения ребенок не пассивно принимает речевые модели взрослого, а активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта.

Как всякая деятельность, речь характеризуется определенным мотивом, целью и состоит из последовательных действий. Детей с ОВЗ следует обучать речевой деятельности, т.е. учить правильно выполнять отдельные акты, речевые действия и операции. В результате правильного выполнения речевых операций формируются автоматизированные речевые навыки (произносительные, лексические, грамматические). Но для речевой деятельности этого недостаточно. У детей следует формировать не только речевые навыки, но и коммуникативно-речевые умения . Развитие этих умений позволит высказать свои мысли, станет основой для перехода образцов в собственную активную речь ребенка.

Основные направления работы по развитию речи и формированию активного словаря школьника с ОВЗ следующие:

 словарная работа; обогащение словарного запаса

 развитие речевого аппарата

 дыхательная гимнастика

работа с деформированным текстом, неоконченными рассказами

 творческие задания 

Кратко остановимся на каждом направлении работы. Их содержание определяется лингвистическими понятиями и психологическими особенностями овладения языком.

1. Развитие словаря.

Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. Кроме того, важно, чтобы дети освоили сочетаемость слова, его ассоциативные связи (семантическое поле) с другими словами, особенности употребления в речи. Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи, развитием  речевого аппарата ребёнка.

2. Развитие речевого аппарата 

Способствует развитию речевого аппарата работа со скороговорками.   Такая работа позволяет вырабатывать чёткое произношение звуков, развивает речевой аппарат, монологическую и диалогическую речь. Цель работы – упражнять артикуляционный аппарат и речевой слух, чтобы научить детей четко и внятно, без смягчения произносить звуки и правильно их воспринимать. Специалисты-дефектологи рекомендуют также использовать задания на составление детьми чистоговорок (бы-бы-бы – идет дым из трубы; за-за-за – к нам идет коза и     т. п.).

3.Дыхательная гимнастика.

Важным качеством детской речи является выразительность.

«Выразительность речи - умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя», – писал Н. С. Рождественский [Рождественский Н. С. Речевое развитие младших школьников.– М.: Просвещение, 1970. – С. 10.]

Выразительностью речи называют такое ее качество, в котором выраженное суждение связано с отношением к нему говорящего. Выразительность речи основывается на осознанной передаче мысли.

В связи с воспитанием звуковой культуры речи следует говорить о фонетико-интонационном аспекте выразительности. Под интонацией понимается целый комплекс компонентов: ударение, мелодика, темп, ритм, сила, тембр. Интонационно-звуковая выразительность важна для связной речи. От того, как ребенок владеет произношением звуков и какие просодические единицы использует, будет зависеть стиль его связной речи.

Выразительная речь зависит также от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.

Зачастую в процессе речи дети, не владеющие дыханием, умением постепенно расходовать воздух, теряют звучность голоса, комкают слова, преждевременно заканчивают фразу, начинают говорить на вдохе, «захлебываются».

4. Работа с деформированным текстом 

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Продуктом, результатом этой деятельности является умение строить высказывание, текст. Для достижения связности речи необходим ряд умений, а именно: умений понимать и осмысливать тему, определять ее границы; отбирать необходимый материал; располагать материал в нужной последовательности; пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания; строить речь преднамеренно и произвольно.

В современной методике программа развития связной монологической речи значительно уточнена и дополнена. В ней предусматривается формирование таких умений, как умения отбирать содержание для своих рассказов, располагать его в определенной последовательности. Кроме того, важно сообщать детям элементарные знания о построении текста и способах связи предложений.

5. Творческие задания 

Творческие задания способствуют развитию логического мышления школьников, обогащению речи, развивают культуру общения, способствуют развитию навыков самостоятельной работы.

Словесное творчество детей выражается в различных формах: составление слов и из букв, дополнение предложений подходящими по смыслу словами, в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований). Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.

Речь – основа мыслительной деятельности, способ коммуникации. Умение учащихся сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения речевыми знаниями  и проявляется также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь учащегося  - показатель его умственного развития.  Предложенные задания для обогащения лексики и развития речи дают возможность преодолеть недостаток изучения речи в «чистом виде», отделенной от реальной речевой деятельности учащихся, привлечь к педагогическому процессу разнообразные жизненные впечатления детей, воплощённые в речевом материале как последствия освоения ими окружающей действительности. При таком подходе коммуникативная инициатива учащихся опирается на единство речевого и фактического жизненного материала, который является условием успешного выполнения заданий, направленных на использование детьми связных устных высказываний. В реализации таких заданий комплексно воплощены все функции речи: быть способом познания и осмысления действительности, общения, самореализации и саморазвития личности.

По мере того, как ребёнок развивает речь, пополняет активный словарь, овладевает навыками чтения и письма у него возникает дальнейший интерес к обучению.


ПРИЛОЖЕНИЕ №1

К – 9

шар             шея             шарик           шалаш            шкала

шил             шары          шумок           шатёр             шкура

шок             шило          шашки           шалун             штурм

шум             шина          ширма           штыри            шелест

шоу             шест           шутка            штора             шнурок

шик             шёлк           шакал           школа             шкатулка

шут             шанс           шишки          шмели            штукатур  

___________________________________________________

К – 10

вол              Вова            волк              вишня             верёвка

вал              вино            вкус               валун              василёк

вар              вата             весна             ватман            великан

век              Вася            висок             волосы            вымысел

вес              веер             волна             витрина          вершина

воин            воск            внуки             валенки          веретено

___________________________________________________

К – 11

жар              жало           желток          жаркое          журавли

жир              жена           жилет            жертва          животное

жук              живот         жесты            журнал         жужжание

жюри           жатва          жасмин         жмурки        жаворонок

желе            жутко          жители          желание       журналист

___________________________________________________

К – 12

дом             дети             дама              дожди             детёныш

дед              дядя             диета             длина             деревня

дар              дело             двор              дюжина          дневник

душ             доля             джин             доктор            директор

дым             дыня            диван            дёшево           давление

дно              дали             десна            девушка         древесина

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

К -1

Вместо выделенных букв читай звук [а]

а)  Говорила им горилла, приговаривала.

    Говорила, говорила, приговаривала.

б) Три дроворуба на трёх дворах дрова рубят.

    Раз – дрова, два – дрова, три – дрова.

К -2

Назови слова с мягким согласным звуком [ с ]. Прочитай диалог в лицах.

   Сёма сома сам поймал,

    Сома Симе показал.

    Сима Сёме:

 -  Слышишь, Сём,

    Это  ж сомик, а не сом!

    Сёма Симе:

 -  Ты сама

     Меньше моего сома!

                        (А. Аулов)

К -3

Подчеркни буквы, которые обозначают твёрдые звуки.

          Шуба Шуре широка.

          Шуба Шуры шире.

          Шура шубу по бокам

          Перешить решила,

         ... Перешила, не спеша, -

          Ох и шуба хороша!

                                     (А. Аулов)

К -4

Поясни понимание слов «белоручка», «коврижки».

а)  У внучки кошка – белоножка.

     У деда внучка – белоручка.

б)  У Маришки и Серёжки

     есть коврижки и лепёшки.

К-5

Подчеркни орфограммы.

а) Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

    Волки рыщут, пищу ищут.

б)  Тащу, тащу, боюсь, что выпущу.

    В живом уголке жили ежи и ужи.

    Шапкой Миши сбили шишки.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

К - 6

Перестрой предложение так, чтобы обращение было в начале, в середине,

и в конце предложения. Прочитай выразительно.

Посмотрите, ребята, какая вокруг красота!

____________, посмотрите, какая вокруг красота!

Посмотрите, какая вокруг красота,  ____________!

К – 7

Перестрой предложения, добавив  в них обращения. Выделяй обращения голосом.

  1.  Катя рисует пейзаж.
  2.  Ребята пришли в библиотеку.
  3.  Папа повёз меня на выставку.
  4.  Птицы прилетают к нам весной.

К -8

Прочитай предложение. Какое оно по цели высказывания?

Перестрой предложение в вопросительное, в побудительное.

В библиотеке разговаривать нужно тихо.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

К -9

  1.  Восстанови порядок предложений. 

О     На тропинку выбежал колючий ёжик.

О     Мальчики гуляли в лесу.

О     Был тёплый день.

О     Вдруг в кустах они услышали шорох.

О     Ребята насторожились.

О     Вот так незнакомец!

К – 10

Прочитай текст.

Определи,  где в нём начало, основная часть, концовка. «Собери»текст.

(   ) Он весь в снегу. Снег блестит, будто сад посыпали серебром. Деревья все в инее,

а кустики у забора засыпало снегом. Кажется, что там  кто-то прячется.

(   ) Мне очень нравится гулять в саду.

(   ) Каждый вечер я выхожу в сад.

К -11

Составь текст по началу и концовке.

Вчера вот что произошло  …

… Вот такая смешная история!

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

С-1

ми                         Мая                         яма                            мы.                         мя. о

му                          моя                         ямы                           ми.                          Аму.

мы                         моё                         имя                            мо.                         . ом

ам                          мяу                         мама                          мё.                        . ама

ум                          мим                        мимо                         му. а                      . ума

Ом                         умы                        мумия                        мо. а                      . има

У мамы мимо.а.                                             Мы   … мимо  ямы.

Моё имя  …  .                                                 Я умы.     Маю.

С -2

сы                си                 усы               соус                Ася              су.

со                 сё                 осы               сумо               Яся               мас.о

са                 ся                  сом               сума               Сёма            мюс.и

су                 сю                 сам               сумма            Сима            са.о

мы               ми                 мыс              самса              Муся            сос.а

мо                мё                  мусс             сама                сы.               Са.а

ма                мя                  мисс             мясо                со.               Ма.а

му                мю                масса            миссия            са.              .осмос

У сома усы.                                  Ася сама мы.а  .осу.у.

У осы усы.                                    Сёма и Сима   …   самсу.

С-3

Дополни предложения, чтобы получился связный рассказ.

Первый снег

  Прошли дождливые  __________   __________. В воздухе запорхали ___________   ___________. Но вот снег повалил ____________     ___________. Пушистым ковром ложился он на  __________   __________ . На опушку ____________  вышел лесник. За ним весело бежит  ___________    __________.

С-4

Составь рассказ, используя следующие слова.

Друзья птиц

 Зимний денёк, липкий снег, большой сугроб, бегут в сад, кормушки для птиц, принесли сухих ягод, зимующие птицы.

С-5

Составь предложения из слов каждой строки. Напиши рассказ.

Подбери к нему название.

лесной, тихо, на, поляне, зимой

медведь, под, спит, большой, корягой, берлоге, в

заяц, на, белый, поляну, выскочил

стайка, пролетела, синиц, и, щеглов

Словарная работа, 3 класс [Исаенко О.В., Басова С.В., Чамата Н.Н., Мосаленко Л.Н.  

Словарные слова.3 класс. – Х.: Країна мрій, 2010. - Рабочая тетрадь, с.7 - 8]

БЕРЁЗА, ОСИНА

  1.  Прочитай загадки. Запиши отгадки. 

 а) Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а не голова.

б)  Какое дерево дрожит,

     хотя его никто не пугает?

  1.  Когда так говорят? Соедини стрелками фразеологизмы и их значение. 

Дрожать как осиновый лист                            ожидает наказание

Дать берёзовой каши                                            выпороть

На орехи достанется                                          очень сильно бояться

  1.  Допиши слова, обозначающие действия предмета. 

С берёзы …

На берёзу …

За берёзой …

На берёзе …

  1.  Расшифруй и выучи скороговорку 

     

1

2

3

4

5

6

7

8

А

м

а

и

н

в

з

п

к

Б

т

о

е

с

у

л

р

.

4А 2А       2Б 4Б 3А 4А 3Б

7Б 2Б 4Б 3А 4А 8А 3А

6А 2А 4Б 5А 3Б 7Б 8А 2А 6Б 3А

5Б 1Б 7Б 2Б 1А

7А 3Б 7Б 6Б 2А 1А 5Б 1Б 7Б 2Б 1А 8Б

  1.  Запиши родственные слова. 

                           НА

ПОД ---ОСИ---НО-------ВИК

                           НКА      ВЫЙ


Список использованной литературы

  1.  Методика преподавания русского языка как иностранного. / Под ред. А. А. Леонтьева. - М., 1988. С. 15
  2.  Рождественский Н. С. Речевое развитие младших школьников.– М.: Просвещение, 1970. – С. 10.]
  3.  Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку развития речи. Русский язык 3 класс. обучающее изложение.

Использование презентации на уроке развития речи - идеально для учителя и ученика. Нет надобности написания текста на доске, плана работы... Удобно использовать слайды в работе в парах, в группах. Не ...

"Формирование активного словаря у детей с ОВЗ на уроках развития устной речи с использованием дидактических игр".

Данная работа содержит теоретические основы проблемы формирования активного словаря у детей с ОВЗ на уроках развития устной речи и практические материалы для решения этой проблемы (дидактические игры ...

Конспект внеклассного занятия по развитию речи в 3 классе для обучающихся с ОВЗ (с нарушенным слухом). Тема занятия: «Семья. Сердце матери»

Цели: - Развитие речи и слухового восприятия, - расширение эмоционально - чувственной сферы учащихся.Задачи:  - развитие коммуникативных умений учащихся, расширение словарного запаса,- совершенст...

Формирование активного словаря у младших школьников средствами ДОТ

Научиться говорить на иностранном языке - это умение приходит только тогда, когда человек знает слова, точнее сказать, необходимое количество слов для создания самой простой коммуникации, письменной и...

Развитие культуры речи и формирование нравственных качеств обучающихся (доклад)

Развитие  культуры речи и формирование нравственных качеств обучающихся...