«Сказкотерапия»
материал по логопедии

Дерезина Ольга Евгеньевна

      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazkoterapiya.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие  творческих способностей,  адаптивных  навыков,  речи дошкольников  в  процессе интегрированных  психолого-логопедических  занятий»

(метод  «Сказкотерапия»)

 В системе традиционных и нетрадиционных методов логопедической

коррекции все больше места занимают специальные техники, к которым относят такое направление как сказкотерапия.

Общепризнано значительное воздействие на эмоциональную сферу детей сказки, которая вызывает у детей удивление, желание познавать, развивает у  детей умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеливает на открытие нового и осознание своего опыта. Последние годы отмечены активными поисками психологов-практиков, ученых разнообразных направлений в сказкотерапии.

Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в сказке как реальность. Этого требует его внутренний мир. Перевоплощаясь в сказочных героев, в принцев и принцесс, в колдунов и фей, в птиц и животных, дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания, чем будучи просто Петей, Мишей, Галей, Таней.

Дети очень любят сказки, потому что в них — «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь» (А. Менегетти). Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

     Выбор данной темы не случаен и востребован современными актуальными проблемами обучения детей с речевыми нарушениями.

По мнению психологов, педагогов и логопедов, использование сказкотерапии облегчает процесс освоения связной речи (О.А. Шорохова, Н. Погосова, М. Кольцова и др.).  Так  М.  Кольцова  считает: "Рассказывая сказку, ребенок учится использовать ранее усвоенные фразы. Использует он их здесь не механически, а в новых комбинациях, создавая что-то свое, новое. В этом залог развития творческих способностей человеческого ума".

         Таким образом сказкотерапия  способствует  закреплению  положительного  эффекта не  только в  развитии  личности ,  но и   в  развитии  связной  речи  ребенка,   поэтому я успешно использую   элементы  сказкотерапии в практике. 

Сказкотерапия — интегративная  деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

         В сказкотерапии  развитие речи дошкольников осуществляется по следующим направлениям.

1. Активность: через самовыражение в активном действии — к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.

2. Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов — через обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве — к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.

3. Творчество: от подражания взрослому в выразительном слове — через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпо-ритма, музыкальной композиции — к словесному фантазированию по музыкальной композиции.

4. Эмоциональность: от эмоционального заражения образами сказки — через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове — к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный.

5. Произвольность: от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений — через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков — к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.

6. Связная речь: от продолжения фраз взрослого — через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов — к творческим импровизациям по сюжету.

         Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.

Система моей работы базируется на элементах  сказкотерапии, которые способствуют активизации коммуникативной деятельности ребенка, через формирование связной речи. В основе системы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой возрастной группе, учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности. Это позволяет ребёнку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения, и обеспечивает поступательное развитие.

Для более продуктивного обучения идет подача качественно новой информации, носящей практический характер, что дает возможность оперативно с ней работать, извлекая её строго применительно к конкретным условиям. Для этого ребёнку рекомендуется «подавать сведения в связи с ситуацией, в которой она может потребоваться, тогда использование сказкотерапии  становится эффективным методом, который облегчает процесс освоения связной речи» (Шорохова О.А.)      

Системообразующими в  моей  работе являются связи между разными видами занятий, реализация которых выступает одним из основных условий эффективности обучения.

   Овладение речевыми умениями происходит через разные виды репродуктивной и творческой деятельности.

Развитие связной монологической речи  посредством  использования  элементов  сказкотерапии  старших  дошкольников осуществляется через разнообразные формы  и виды организации занятий: фронтальные  и  подгрупповые  занятия  по  развитию  лексико-грамматических  категорий  и  связной  речи,  интегрированные  психолого-логопедические  занятия.   

 На занятиях  дети учатся:

  • пересказывать;
  • составлять  рассказы  описания;
  • составлять  рассказы  по  картине  и  серии  картин;
  •  составлять творческие рассказы;
  •  сочинять сказки;
  • придумывать загадки и небылицы.

Вместо «физкультурной минутки» на занятиях вводятся элементы психогимнастики по содержанию произведения, суть которых заключается в разыгрывании пантомимических этюдов на изображение отдельных эмоциональных состояний, черт характера персонажей. Дошкольники знакомятся с элементами выразительных движений, что в свою очередь является залогом успешного исполнения принятой на себя роли в игре-драматизации по литературному произведению.

В системе развития связной монологической речи нами выделены три этапа работы  со сказкам (Таблица 2) . В каждом  из которых  прослеживается  постоянное  повышение  доли  самостоятельного  участия  дошкольников. 

Таблица № 2

Этапы  работы  со  сказками

в системе  развития связной  монологической  речи

детей  старшего  дошкольного  возраста  с  ОНР  

Этап

Цели

Используемые  жанры

Период  обучения

1.

(подготовит.)

познакомить с жанровыми особенностями сказок, малых фольклорных форм; с принципами композиции;

способствовать возникновению интереса к языковым средствам выразительности.

 русская народная и авторская сказки о животных, метафорические и описательные загадки, частушки.

1.

2.

систематизировать знания о законах сказочного жанра; учить соотносить тему и название литературных произведений;

использовать средства лексической выразительности при создании связных высказываний.

украинская народная и авторская сказки о животных, загадки, частушки, басня.

В  течение  учебного  года

3.

учить придумывать сказки с использованием традиционных приемов повествования;

 формировать навыки самостоятельного творческого рассказывания.

 волшебные, бытовые, юмористические сказки.

2-3.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ   СО   СПЕЦИАЛИСТАМИ

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач осуществляется благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического коллектива. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную деятельность логопеда, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателя. Работой по разделу речевое развитие руководит учитель - логопед, другие специалисты планируют свои занятия в соответствии с его рекомендациями

         Основная категория запросов родителей и педагогов логопедической группы МДОУ ДС КВ «Оленёнок» г. Новый Уренгой касается различных трудностей в развитии детей, прежде всего нарушения речи дошкольников, что в  свою  очередь  способствует возникновению у детей психологических особенностей . Отмечается стеснительность, застенчивость, нерешительность, робость, замкнутость, а  это  порождает специфические черты  общего и речевого поведения. Дети проявляют ограниченную контактность, замедленную включаемость в ситуацию общения, не умеют поддерживать беседу, не могут правильно оценивать свои возможности и силы, часто «выпадают» из системы реальных взаимоотношений с окружающими, что неизбежно приводит к снижению их коммуникативной активности. Перечисленные выше психические особенности детей отрицательно влияют на их речевую активность, что приводит к ограничению процесса свободного общения и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуя овладению знаниями.

          Когда нарушены не только отдельные компоненты речи (звукопроизношение, словарь, грамматический строй), но и вся структура в целом, а также психические процессы, эмоционально-волевая сфера, соматическое здоровье, результат традиционной логопедической коррекционной работы всегда будет недостаточно эффективным, не принесёт устойчивого положительного результата, т.к. единственно логопедическое воздействие не устраняет первопричину нарушений.

Суммируя наработанный опыт,  пришли к необходимости объединения психологических и логопедических методов и усилий при использовании сказкотерапии. Данный  цикл  психолого-логопедических  занятий  не  только  способствует интеграции личности, развитию творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствованию способов взаимодействия с окружающим миром, но  и  включает  задачи  речевого  развития:

1. Активизация и обогащение словарного запаса.

2. Развитие памяти, формирование способности вспоминать свои действия в сказке и называть их; соотносить названия действий с собственными движениями,

3. Развитие речи при ответах на вопросы, умения свободно и ясно выражать свои мысли.

4. Развитие связной речи, умения описывать предметы, называя их наиболее характерные особенности.

5. Развитие способности концентрироваться, управлять мысленными образами.

6. Развитие логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

7. Развитие абстрактных и творческих мыслительных способностей.

8. Формирование мотивации деятельности и активных личностных установок, формирование навыков целенаправленной деятельности.

9. Развитие умения свободно общаться друг с другом, внимательно и терпеливо слушать других.

Заключение

Работа со сказкой  учит детей восприятию, умению обобщать, систематизировать знания. Поэтому  элементы сказкотерапии я использую в работе над всеми видами связного высказывания..

Рассказы-описания использую как в старшей, так и в подготовительной группе, но в последней по рекомендации Т.Б.  Филичевой, Г.В. Чиркиной беру тексты , содержание   которых   более   насыщено,    а   объем   увеличен   по    сравнению аналогичными в предыдущем году.   Кроме того, усложнение в разделах, которые  дублируются на первом и втором годах обучения, достигается за счет включения в  занятия:

- обсуждения вариантов поведения героев рассказа,  их возможной речевой реакции на различные ситуации;

- аргументированной   нравственной   оценки  поступков   действующих лиц;

- проигрывания ситуаций общения (по материалам рассказа или сказки);

- установления причинно-следственной зависимости действий в рассказе и сказке.

Т.О. использование  метода  «Сказкотерапия» в  системе  работы  позволяет  добиться  успешных  результатов  в  развитии  творческих  способностей,  адаптивных  навыков,  речи дошкольников.

Перспективный  план

интегрированных  психолого-логопедических  занятий

по  сказкотерапии в  старшей  логопедической  группе.

Месяц

Тема занятия

Цели  и  задачи

Игровые

упражнения

Музыкальное сопровождение

октябрь

«Заяц – Коська  и  Родничок»

(по сказке  А. Грибачева)

1.Логопедические:

Закрепление знаний по лексической теме «Вода в природе»

Обучать пересказывать сказки, выделяя главные смысловые звенья; Закреплять умение правильно употреблять предлоги (под, между,); Развитие глагольного словаря и словаря признаков ; Развитие силы голоса, высоты, длительности звучания, интонационной выразительности;

Нормализация темпа и ритма речи; Развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений.

2. Психологические:

Развитие произвольного внимания, умения произвольно концентрироваться на происходящем;

Закрепление умения ориентироваться в пространстве; Уравновешивание психики, снятие эмоционального и психического напряжения.

3.Воспитательные: Воспитание умения действовать сообща, воспитание чувства любви к природе, лесным обитателям, расширение кругозора.

Логопедические:

Упражнение «Прохлада»;

Упражнение «Филин»;

Упражнение «Удивление».

Психологические:

Упражнение  «Гимнастика  для  глаз»;

Упражнение  «Орешки»;

Упражнение  «Страх»;

Упражнение «Ручеек»;

Упражнение «Роднички  и  река»;

Упражнение «Облачко»;

Упражнение «Сугробы  и  солнышко».

*муз. М. Картушиной «Танец с листьями»

*муз. Т. Ломовой «Баба  Яга»

*муз. О. Дороновой  «Ускоряя и замедляя»

*муз.  С.Тиличевой  «Тучка»

*муз. М. Компанейца

«Солнышко»

Ноябрь

«Новое  платье  короля»

(по  сказке  Г.Х.Андерсена)

  1. Логопедические: Закрепление лексической темы «Одежда».

Закрепление умения составлять описательный рассказ с элементами творчества;

Расширять и активизировать словарь по теме «Одежда»; упражнять в употреблении распространенных предложений; Развитие тонких тактильных ощущений. 2.Психологические:

 Развитие слуховой памяти;

Расширение представлений детей об эмоциях, развитие умения передавать заданное эмоциональное состояние различными выразительными средствами. 3.Воспитательные:

 воспитывать навыки самообслуживания.

Логопедические:

Упражнение «В  гардеробной»;

Упражнение «Невидимые  ткани»;

Упражнение  «Волшебный  балдахин»

Психологические:

Упражнение  «Ткачи»

Упражнение  «Кройка и  шитье»;

Упражнение  «Примерка»;

Упражнение  «Гордое  шествие».

*муз.И.Штрауса вальс «Сказки  Венского леса»

*муз.М.Картушиной «Танец с флажками»

Декабрь

«Сннжинка»

(по  сказке  В.Капнинского)

1.Логопедические:

 закрепление лексической темы «Зима».

Закрепление умения составлять рассказ описание по пейзажной картине ; Развивать умение составлять распространенные предложения; Активизировать словарь прилагательных; Обобщить и систематизировать знания детей о зиме; Развитие абстрактных и творческих мыслительных способностей; Развитие умения регулировать и изменять ритм дыхания, согласовывая свои действия с действиями других;

Воспитание чувства ритма, развитие координации движений.

2.Психологические:

Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов;

Развитие зрительной памяти, умения фиксировать и вспоминать ощущения, связанные с заданным зрительным образом.

3.Воспитательные:

Воспитание чувствительности, восприимчивости к окружающему миру.

Логопедические:

Упражнение  «Северный  ветер»;

Упражнение «Южный  ветер»;

Упражнение «Западный  ветер»;

Упражнение «Восточный  ветер»;

Упражнение «Любимое  место»;

Упражнение «Зимний  лес»;

Упражнение  «Восход  солнца»;

Психологические :

Упражнение  «Танец»;

Упражнение  «Океан»;

Упражнение «Айсберг и ветер»;

Упражнение «Снежинка-царица»;

Упражнение «Капелька».

*муз. П.И. Чайковского  из  цикла

«Времена  года»

*муз.М.Картушиной «Веселый танец»

*муз. Т. Ломовой «Волны»

январь

«Дюймовочка» ч.1.

(по  сказке Г.Х. Андерсена)

1. Логопедические: (закрепление лексической темы «Тело человека»

Закрепление умения описывать объект, называя его наиболее характерные особенности;

Развитие синонимического словаря к слову «маленький»; Развитие способности концентрироваться, управлять мысленными образами. Развитие умения координировать голос с мимическими движениями, движениями рук и тела.

Достижение координации движений рук с другими движениями тела. 2.Психологические:

Обучение детей умению наблюдать за ощущениями в теле, определять и сравнивать мышечные ощущения (напряжение — расслабление,твердость — мягкость, тяжесть — легкость и др.);

Формирование умения ритмично и мягко дышать, погружаясь в состояние расслабленности и покоя;

Снятие эмоционально-психического и телесного напряжения; Развитие наблюдательности, воображения, образного мышления.

3. Воспитательные:

Воспитывать интерес к художественному слову; Активизация лучших черт ребенка, чувствительности, восприимчивости к окружающему миру.

Логопедические:

Упражнение «Волшебный  цветок»;

Упражнение «Любование»;

Упражнение «Отвращение»;

Психологические:

Упражнение «Ячменное  зернышко»;

Упражнение «Лягушка»;

Упражнение «Танец  ручейка»;

Упражнение «Танец с бабочками»;

*муз. М. Картушиной «Лягушки и аист»

*муз.Н. Метлова «Ручеек»

*муз. П.И. Чайковский «Вальс цветов»

Февраль

«Дюймовочка»ч.2.

1. Логопедические:

Закрепление умения составлять рассказ с добавлением

последующих событий;

Развитие абстрактных и творческих мыслительных способностей;

Активизация и обогащение словарного запаса .

2.Психологические:

Формирование умения произвольно концентрировать внимание на заданных

группах мышц;

Развитие произвольного внимания: умения максимально концентрироваться

на происходящем;

Расширение представлений детей об эмоциях, развитие умения передавать

заданное эмоциональное состояние различными выразительными

средствами.

3.Воспитательные:

Воспитывать интерес к художественным произведениям;

Воспитание чувства ответственности за свои действия;

Воспитание добрых чувств, уверенности в поддержке сверстников.

Логопедические :

Упражнение «Холод»;

Упражнение «Путаница»;

Упражнение  «Танец  эльфов».

Психологические:

Упражнение «Тепло»;

Упражнение «Крот»;

Упражнение «Стук  сердца»;

Упражнение  «Полет».

*муз.М. Картушиной «Раз-Два»

*муз.Н. Ветлугиной  «Волшебство»

*муз. Т. Ломовой «Солнышко»

*муз. Г.Вихаревой «Веселинка»

Март

«Золушка»

(по  сказке Ш.Перро)

1. Логопедические: (закрепление лексической темы «Головные уборы»)

Закрепление умения составлять рассказ-описание предмета; Активизация и обогащение словаря по теме «Головные уборы»; Развитие умения логически выстраивать свое высказывание; Развитие умения координировать голос с мимическими движениями, движениями рук и тела;

Устранение патологических синкинезий, нормализация мышечного тонуса мимической и оральной мускулатуры.

Развитие моторики рук, координации движений, укрепление мышц и суставов кистей.

2. Психологические:

Обучение детей умению наблюдать за ощущениями в теле, определять и сравнивать мышечные ощущения (напряжение — расслабление, твердость — мягкость, тяжесть — легкость и др.);

Снятие эмоционально-психического и телесного напряжения; Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов. 3.Воспитательные:

Воспитание самоконтроля за речью; Воспитание самоуважения и уважения к другим людям.

Логопедические:

Упражнение «Головной  убор»

Упражнение «Горе  Золушки»;

Упражнение «Танец».

Психологические:

Упражнение «Уборка пола»;

Упражнение «Мыши и Кони»;

Упражнение «Примерка».

*муз.  О.Боромыковой  «Вальс»

*муз. М. Картушиной «Бубен и погремушки»

Апрель

«Ежик  и  море»

(по  сказке  С. Козлова)

1 Логопедические:

(закрепление материала по лексической теме «Насекомые»)

Закреплять умение детей составлять описательный рассказ;

Пополнить словарный запас по теме «Насекомые»; Развивать словарь синонимов к слову «колючий»;

Развивать умение логически последовательно выстраивать свое

высказывание;

Закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных;

Закреплять умение использовать элементы творческого рассказа;

Развитие моторики речевого аппарата, помощь детям упражняться в звукоподражаниях (диким животным, птицам, звукам природы);

Развитие умения произвольно напрягать и расслаблять мышцы рук. 2.Психологические:

Расширение представлений об эмоциях и связанных с ними физических состояниях: эмоции страха, злости создают в теле напряженность, а доброе, спокойное состояние рождает расслабленность;

Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов;

Закрепление умения ориентироваться в пространстве, планировать движения, двигаться в определенном темпе, ритме, в соответствии с характером музыки;

Снятие эмоционального и телесного напряжения;

Активизация творческого мышления, воображения и фантазии. 3.Воспитательные:

 Воспитывать самоконтроль за речью;

Воспитание чувства ответственности за свои действия;

Воспитание добрых чувств, уверенности в поддержке сверстников и в самом себе..

Логопедические:

Упражнение «Колючий  человек»;

Упражнение  «Василек»;

Упражнение «Утки»;

Упражнение «Насекомые»;

Психологические:

Упражнение «Печаль  ежика»;

Упражнение «Ежик на тропе»;

Упражнение «Голоса  природы»;

Упражнение  «Стрекозы,  бабочки,  кузнечики»;

Упражнение «Море»;

Упражнение «Игра с волной».

*муз. Е. Коноровой «Обида»

* муз. Сауко Т. Н.  «Топ-хлоп, малыши»

*муз. М. Картушиной «Догонялки»

*муз.Ветлугиной Н. «Море»

Май

«Лягушка-путешественница»

(по  сказке  В.М.Гаршина)

1.Логопедические:

 закрепление лексической темы «Лето».

Закрепление умения составлять рассказ из личного опыта; Активизация и обогащение глагольного словаря ; Развивать логическое мышление и долговременную память; Развивать умение строить распространенные предложения;

Развивать умение строить высказывание, опираясь на готовый план;

Развитие тонких тактильных ощущений. Психологические:

Закрепление умения ориентироваться в пространстве, планировать движения, двигаться в определенном темпе, ритме, в соответствии с характером музыки.

Развитие умения тонко чувствовать окружающее пространство, точно и выразительно взаимодействовать с партнерами и различными предметами;

Формирование способности регулировать процессы возбуждения и торможения; развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот; Побуждение умения становиться «открытыми», доверчивыми. Воспитательные: Воспитание любознательности к окружающей природе;

Воспитание чувства ответственности за свои действия..

Логопедические:

Упражнение «Беседа»;

Упражнение «Взгляд с высоты»;

Упражнение «Хвастовство».

Психологические:

Упражнение «Приятный  дождь»;

Упражнение «Лягушка и Утка»;

Упражнение «Лягушки».

*муз. М.Картушиной «Дождик»

*муз. Т. Ломовой  «Танец  уточек».

Занятие  Заяц-Коська и Родничок

                                                  Задачи  занятия

1Логопедические:

Закрепление  знаний  по  лексической  теме « Вода  в  природе»                            

Закреплять  пересказывание  сказки  с  выделением  главных  смысловых  звеньев;

Закреплять  умение  правильно  употреблять  предлоги (под, между);

 Развитие  глагольного  словаря  и  словаря  признаков;

Развитие  силы  голоса, высоты,  длительности  звучания,  интонационной        выразительности;

 Нормализация  темпа  и  ритма  речи;

 Развитие  моторики рук, тонких  тактильных  ощущений.

2.Психологические:

Развитие  произвольного  внимания, умения  произвольно  концентрироваться  на  происходящем;

Закрепление  умения  ориентироваться  в  пространстве;

Уравновешивание  психики,  снятие  эмоционального  и  психического  напряжения.

3.Воспитательные: Воспитание  умения  действовать  сообща,  воспитание  чувства  любви  к  природе, лесным  обитателям,  расширение  кругозора.

Необходимые материалы: шнур голубого цвета, синяя ткань и камни для композиции на полу, кукла-родничок, грецкие орехи и ленточки на резинке (для каждого ребенка), тюль белого цвета, половина обруча, изображение горы на картоне, лесенка.

Оформление: на полу горкой выложены камни, обозначающие родник. Из родника извилистой линией тянется шнур голубого цвета, который заканчивается возле полотна ткани синего цвета, обозначающего реку (озеро, море).      

                                                           

ХОД  ЗАНЯТИЯ

           Приветствие:  дети  садятся  в  круг  и  приветствуют  друг  друга.

Ритуал  вхождения  в  сказку (через  зеркало)

На  входе  в  комнату  ставится  большое  зеркало.

Дети  подходят,  смотрятся  в  него  и  произносят

волшебные  слова: «В  зеркале  я  отражусь,  где  захочу,

там  окажусь!»

Логопед:

— Сегодня мы отправляемся в сказку, где речь пойдет о воде. Давайте вспомним то, что мы знаем о воде.

Какая бывает вода? (Холодная, теплая, жидкая, текучая, прозрачная, шелковистая, бархатистая, освежающая, свежая, чистая, мутная грязная.)

А бывает твердая вода? Когда такое случается? (Когда вода замерзает, превращается в снег, лед, град.)

Бывает ли вода легче воздуха? Когда? (Когда вода испаряется, тс превращается в пар, туман, облака.)

Где вода встречается в природе? (В реке, озере...)

В нашем зале есть ручей. Давайте найдем его начало. Как называется то место, где начинается ручей? (Родник, ключ, источник.)

Откуда в роднике вода? (Она вытекает из-под земли.)

А теперь посмотрим, где ручей заканчивает свой путь. (Он вливается в реку, или в озеро, или...)

Вот мы и подошли к началу сказки. Для путешествия по сказке необходима особая сила. Эту силу даст нам волшебный ручеек.

Психолог:

включает аудиозапись с журчанием ручья, и дети на носочках идут по «ручью» (голубому шнуру), вслушиваясь в журчание и «наполняясь волшебной силой».

Пройдя по «ручейку», каждый садится на пяточки в позу расслабления.

— Наполнились волшебной силой? Готовы к сказке?

                                                              Сказка

Логопед:

Живет в нашем лесу Заяц-Коська — шкурка серая, уши длинные. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет.

Психолог:

Упражнение 1. Гимнастика для глаз

Дети выполняют движения глазами: а) вправо-влево; б) вверх-вниз.

Движения производятся очень медленно и плавно. Голова при этом совершенно неподвижна, двигаются только глаза.

Логопед:

Бежал как-то Коська по лесу и встретил белку.

— Ты кто такая?

— Я белка.

— А я Заяц-Коська. Пойдем искать где-нибудь чего-нибудь, узнавать у кого-нибудь что-нибудь.

— Да некогда мне, — отвечает белка. — К зиме готовлюсь.  

Психолог:

 Упражнение 2. Орешки

— Как белка готовится к зиме? (Запасает семечки, грибы, ягоды, орехи). Белка прислала для вас орешки.

Ведущий выдает каждому ребенку по одному грецкому ореху.

• Дети удерживают грецкий орех поочередно между разными пальцами (указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем) сначала одной, а затем другой руки.

• Дети кладут ладонь на бедро и перекатывают грецкий орех по пальцам руки. Затем то же повторяют с другой рукой.

• Дети вращают орех между ладонями, постепенно увеличивая нажим и темп выполнения.

— Что чувствуют ваши ладони и пальцы? Давайте немного охладим руки, подуем на них.

Логопед:

Упражнение 3. Прохлада

Дети плавно и длительно дуют на руки через слегка вытянутые трубочкой губы, ощущая прохладу воздуха.

— А теперь искупаем ручки в прохладном ручейке, споем песенку водички: с-с-с-с-с-с-с-с.

Бежит Коська дальше. Видит — дупло на дереве, а из него выглядывает кто-то.

— Ты кто? — спрашивает Коська.

— Я филин Сёмка. У-ху! У-ху! Днем сплю, ночью зайцев ловлю.

Психолог:

 Упражнение 4. Страх

Один из детей исполняет роль филина, остальные — роль зайцев. «Зайцы» прыгают, танцуют. Как только раздается уханье «филина», «зайцы» замирают на месте и изображают испуг. Приоткрывают рот, округляют глаза, поднимают брови, напрягают руки, плечи, шею, «съеживаются» от страха.

После окончания упражнения дети стоя расслабляются, отпускают страх и напряжение.

Логопед:

Упражнение 5. Филин

Дети подставляют ладони рупором ко рту и в заданном ритме «ухают»: у-ху, у-ху...

Внимание концентрируется на мышцах живота, которые втягиваются внутрь в конце выдоха.

Бежал, бежал Заяц-Коська по лесу, вдруг увидел Родничок, а из него ручеек течет.

— Ты кто? — спрашивает Коська.

— Я — Родничок. Вот хочу попутешествовать, посмотреть далекие края.    

— Вот здорово, — обрадовался Заяц. — Побежали наперегонки.

— Побежали, — согласился Родничок. Бежит Коська, прыгает через кочки и пни. Родничок уже ручейком стал. Бежит ручеек, изгибается, да все впереди зайца.

Психолог:

Упражнение 6. Ручеек

Дети берутся за руки и под музыку цепочкой бегут по залу, преодолевая разные препятствия: пробегают под мостом (обручем), забегают на холм (лесенку), сбегают с холма, перебегают через дорогу (полоса картона), забегают за гору (за занавеску), выбегают из-за горы.

После упражнения дети садятся на пяточки, расслабляются, успокаивают дыхание и отвечают на вопросы ведущего.

 — Когда на вашем пути встретился мост, что вы сделали? (Мы пробежали под мостом).

Аналогичные вопросы ведущий задает про другие препятствия.

Логопед:

Прибежали Родничок и Заяц-Коська к берегу реки, а там множество ручейков сливаются воедино.

— Пропал теперь Родничок! Съест его большая река, — забеспокоился Коська. — Эй, Родничок, где ты?

— А тут я, — ответил Родничок из реки. — Я теперь с другими родничками вместе. Так веселее. Догоняй скорее!  

Психолог:

Упражнение 7. Роднички и река

Все дети — «роднички». Они танцуют с ленточками. Как только музыка останавливается, дети берутся за руки и образуют круг («роднички» сливаются в одну «реку»).

Ведущий делает попытки разъединить, расцепить руки детей, но у него не

получается: дети крепко держатся за руки. После этого ведущий обращает внимание детей на то, что все вместе они очень сильные, река у них получилась могучая, полноводная.

Снова включается музыка, и «река» распадается на отдельные «роднички».

При соединении в реку ведущий спрашивает детей: «Какие у вас сейчас руки, напряженные или расслабленные, сильные или слабые, мягкие или твердые?»

— Теперь разъедините свои руки, пусть они свободно свисают. Сейчас они какие: напряженные или расслабленные, мягкие или твердые?

Логопед:

Весь день и целую ночь бежал по лесу Заяц-Коська. Наконец наступило утро.

Смотрит Коська по сторонам, а Родничка нигде нет.

— Эй, Родничок, где ты?

— А тут я! Посмотри наверх, — отозвался Родничок. Поднял глаза Коська и видит — в небе облачко покачивается. к — Да как же ты,.туда попал? — удивился Коська.    

 Логопед:

Упражнение 8. Удивление

Ведущий исполняет роль «родничка». Дети, по очереди обращаясь к ведущему, спрашивают: «Да как же ты туда попал?»

— Ночью я туманом стал, а утром меня солнышко пригрело — я в облачко превратился.

Психолог:

Упражнение 9. Облачко

— Как двигается облачко, быстро или медленно? Плавно или резко? Напряженно или расслабленно? Свободно, легко или тяжело, грубо?

Вот и вы сейчас будете двигаться как облачко: легко, плавно, свободно и мягко.

Ведущий с ассистентом держат над головами детей полотно белого тюля и передвигают его то вправо, то влево, то вниз, то вверх. Дети плавно передвигаются вслед за движением ткани: приседают, если ткань опускается слишком низко, тянутся пальчиками вверх, если ткань высоко.

Логопед:

 Наступила осень. В лесу дождь пошел. Спрятался Заяц. Слышит — ШУМИТ ЧТО-ТО.

— Эй, кто там? — закричал Коська.

— Это я, Родничок, обратно вернулся. Из ручейка в речку превратился, из речки в туман, из тумана в облачко. Потом вверху похолодало, я дождем стал и на землю упал. Скоро дожди кончатся, зима придет, и мы снова встретимся.

Так и случилось. Наступила зима. Зайчик к зиме цвет поменял, из серого белым стал, а Родничок из тучи теперь уже снегом вернулся и до весны в сугроб превратился.

Психолог:

Упражнение 10. Сугробы и солнышко

Один ребенок — «солнышко», остальные превращаются в «сугробы» и замирают в статичной позе. «Солнышко» рассматривает «сугробы», сравнивает их со знакомыми объектами. Ведущий спрашивает детей, во что или в кого они превратились. Затем «солнышко» мягким и нежным прикосновением помогает «сугробам» растаять.

«Растаявшие сугробы» ложатся на пол, «растекаются» по полу, расслабляются и слушают ощущения в теле.

                                                       Итоговая беседа

Логопед:

 — Сказка закончилась. Давайте припомним все превращения и изменения Родничка и назовем их.

Дети по очереди рассказывают о превращениях Родничка. (Сначала Родничок превратился в ручей. Потом он стал рекой. Затем Родничок поднялся вверх и превратился в облачко. Из облачка Родничок выпал на землю дождем. Зимой Родничок стал снегом.)

Психолог:

— Вы устали? Вам трудно было? Что вам больше всего понравилось ?

Ритуал  выхода  из  сказки (через  зеркало):

Дети  подходят  к  зеркалу,  смотрятся  в  него  и  произносят:

«В  зеркале  я  отражусь,  где  захочу,  там  окажусь!»

                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное занятие с использованием элементов песочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»

Индивидуальное занятие с  использованием элементовпесочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация  звука  С в слогах, словах»...

Психологическое занятие с использованием сказкотерапии "Ёжик заблудился"

Сказка - это волшебная страна, где ученику не читают нотации, не учат, как надо правильно жить, поступать и относиться к людям. Но именно здесь, ненавязчиво, ребёнок включается в "процесс поиска...

Сказкотерапия как средство духовно - нравственного воспитания младших школьников.

Сказкотерапия является неотЪемлемым методом воспитания наших детей. Сказка лечит, решает проблемы, отвечает на многие вопросы ребенка....

статья "Использование сказкотерапии на логопедических занятиях в условиях школьного логопункта"

Использование сказкотерапии на  логопедических занятиях в условиях школьного логопункта...

Сказкотерапия

Психологические сказки помогают легче справиться с трудностями, которые могут быть у детей в разном возрасте....

Троицкая Г.Ю. Роль сказкотерапии в формировании духовно-нравственных ценностей младших школьников

В статье рассмотрены возможности сказкотерапии в процессе формирования духовно-нравственных ценностей младших школьников, подчеркнута целесообразность совместной работы психолога и учителя , даны реко...

Пути преодоления дезадаптации у младших школьников средствами сказкотерапии.

Начало учебы – действительно трудное время для ребенка, новый этап в его жизни. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Чтобы избежать негативных эмоций у школьников, помочь ...