ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «ПИШУ БЕЗ ОШИБОК»
рабочая программа по логопедии (2 класс)

Шацкова Виктория Николаевна

Письменная речь - одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянной системой знаков.

И устная, и письменная формы речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы, но в отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. В результате рефлекторного повторения образуется динамический стереотип слова в единстве акустических, оптических и кинестетических раздражений (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев).

Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, так как процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных, поскольку письмо и чтение являются базой и средством дальнейшего обучения. Они представляют собой особые формы речевой деятельности, имеющие сложную психологическую структуру.

С каждым годом в начальных классах увеличивается количество детей со специфическими ошибками на письме, ошибками внимания, недостаточно развитым самоконтролем деятельности.

Процесс овладения знаниями, умениями и навыками в начальной школе требует постоянного и эффективного самоконтроля детей, что возможно только при сформированности достаточно высокого уровня памяти, мышления, произвольного внимания. Одной из распространенных причин, препятствующей успешному освоению новых знаний в начальной школе, является рассеянность или неразвитость внимания. Развивать и совершенствовать внимание так же важно, как и учить ребенка письму и чтению. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших условий для дальнейшей успешной учебной деятельности школьника. Но развитие одного произвольного внимания недостаточно для успешного обучения младшего школьника, поскольку это не гарантирует отсутствия ошибок в письменной речи. Поэтому наряду с развитием произвольного внимания необходимо корректировать специфические ошибки письменной речи, чтобы они не приобрели стойкий характер (дисграфию). Дисграфия выражается в частичном нарушении процесса письма, проявляющемся в стойких и повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью ВПФ, участвующих в процессе письма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pishu_bez_oshibok.doc260.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭМБЛЕМА ЦДТ

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Программа принята на заседании                                                                

Педагогического Совета                                                                                     Протокол №                                                                               от «___» ____________2019г.                                                

«Утверждаю»

   Директор МБУ ДО «ЦДТ»

                   

«___»________2019г.                                                                        

                                                   

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«ПИШУ БЕЗ ОШИБОК»

Направленность: социально-педагогическая 

Тип: коррекционно-развивающая

Участники программы: дети младшего школьного возраста (1-4 классы)

Срок реализации: 8 месяцев, общее количество часов 28

                                                                                     Составители:                                                                            

Шацкова Виктория Николаевна,

                                                                       учитель-логопед высшей категории;

                                                                               

                                                           

Тула, 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Пишу без ошибок» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012), Концепцией развития дополнительного образования детей (утв.  Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008), Постановлением  Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей», Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями   по проектированию дополнительных общеразвивающих   программ»), а также с Уставом Центра.

Тип и вид программы.

Дополнительная общеразвивающая программа «Пишу без ошибок», является коррекционно - развивающей и обучающей. Представляет собой комплексную систему игр, упражнений и заданий, направленных на освоение специфических навыков, связанных с письмом и чтением, а также формирование произвольности высших психических функций (далее ВПФ).

 Практическая значимость программы. Актуальность реализуемых задач.

Письменная речь - одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянной системой знаков.

И устная, и письменная формы речи представляют собой вид временных связей второй сигнальной системы, но в отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. В результате рефлекторного повторения образуется динамический стереотип слова в единстве акустических, оптических и кинестетических раздражений (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев).

Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым, так как процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных, поскольку письмо и чтение являются базой и средством дальнейшего обучения. Они представляют собой особые формы речевой деятельности, имеющие сложную психологическую структуру.

С каждым годом в начальных классах увеличивается количество детей со специфическими ошибками на письме, ошибками внимания, недостаточно развитым самоконтролем деятельности.

Процесс овладения знаниями, умениями и навыками в начальной школе требует постоянного и эффективного самоконтроля детей, что возможно только при сформированности достаточно высокого уровня памяти, мышления, произвольного внимания. Одной из распространенных причин, препятствующей успешному освоению новых знаний в начальной школе, является рассеянность или неразвитость внимания. Развивать и совершенствовать внимание так же важно, как и учить ребенка письму и чтению. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших условий для дальнейшей успешной учебной деятельности школьника. Но развитие одного произвольного внимания недостаточно для успешного обучения младшего школьника, поскольку это не гарантирует отсутствия ошибок в письменной речи. Поэтому наряду с развитием произвольного внимания необходимо корректировать специфические ошибки письменной речи, чтобы они не приобрели стойкий характер (дисграфию). Дисграфия выражается в частичном нарушении процесса письма, проявляющемся в стойких и повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью ВПФ, участвующих в процессе письма.

У детей с дисграфией отмечается несформированность многих компонентов ВПФ: зрительного анализа и синтеза, произвольного внимания, пространственных представлений, слухопроизносительной дифференциации звуков речи, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы.

Причины дисграфии могут быть органические и функциональные, биологические и социальные. В анамнезе детей с дисграфией отмечается наличие ряда патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный и постнатальный период. Определенное место в этиологии дисграфии отводится наследственным факторам, которые создают неблагоприятный фон, предрасполагающий к возникновению нарушения письма. Расстройство письма может быть обусловлено органическим поражением корковых зон головного мозга, участвующих в процессе письма, запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. Нарушение письма может быть связано с длительными соматическими заболеваниями детей в ранний период их развития, гиперактивностью, а также с неблагоприятными внешними факторами (недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка).

Дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза   и лексико-грамматического строя речи является самой распространенной у младших школьников. Она проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Это:

- пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв последующими);

 - раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных слов, контаминации (смешение элементов слов), вставки, перестановки, пропуски и повторы слов;

 - нарушение количественного и качественного состава предложения; нарушение или отсутствие границ предложений.

Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные описки. Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. Этот вид дисграфии может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является составной частью более широкого симптомокомплекса – лексико-грамматического недоразвития.

В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.

На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажениях морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (захлестнула - «нахлестнула», козлята - «козленки»); изменении падежных окончаний («много деревов»); нарушении предложных конструкций (над столом – «на столом»); изменении падежа местоимений (около него – «около ним»); числа существительных («дети бежит»); нарушения согласования («бела дом»); отмечается также нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропусках членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.

Поскольку проблема нарушения письменной речи на сегодняшний момент стоит остро, а программного материала по устранению нарушений письма у детей младшего школьного возраста мало, то потребность в данной программе насущна и актуальна.

  Отличительной особенностью данной программы, является осуществление междисциплинарного подхода. 1 часть занятия проводит учитель-логопед, 2-ю часть занятия – педагог-психолог. Такой подход видится нам весьма эффективным, так как с одной стороны, у детей не наступает пресыщения из-за частой смены деятельности, а с другой стороны – позволяет каждому специалисту увидеть те слабые звенья, которые нужно более тщательно отработать, адаптировать программу, с учетом специфики каждой группы.

Научной опорой для составления программы явились:

Исследования отечественных нейропсихологов, указывающие на то, что отставание в развитии речи, функции называния сочетается с недостаточной дифференцированностью зрительных представлений, слабостью связей «зрительный образ – слово» и проявляется в поиске точных номинаций, перцептивно-вербальных ошибках (Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, 2003);

Анализ подходов к формированию пространственных представлений у дошкольников с системным недоразвитием речи свидетельствует о необходимости создания особых образовательных условий. Коррекционно-логопедическая работа по формированию пространственных представлений у детей с системным недоразвитием речи является одним из аспектов профилактики специфических проявлений дислексии, дисграфии, дискалькулии и дизорфографии в школьном возрасте (А. Гермаковска, Р. И. Лалаева, Е. А. Логинова, Л. Г. Парамонова, И. В. Прищепова, Л. С. Цветкова, Г, В. Чиркина, А. В. Ястребова и др.).

Специфические нарушения письма у детей, с точки зрения отечественных авторов, подразделяются на дисграфию, проявляющуюся в нарушении фонематического принципа написания, и дизорфографию, которая связана с трудностями усвоения морфологического и традиционного принципов правописания (Т.Г. Визель, Е.Д. Дмитрова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова и др.).

Особенно важным нам представляется то, что все исследователи, занимающиеся изучением этой проблемы (О.И. Азова, Т.Г. Визель, Е.Д. Дмитрова, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова и др.), считают, что при несформированности у учащихся предпосылок, необходимых для овладения морфологическим принципом письма, основная причина допускаемых ими грамматических ошибок заключается не в простом незнании грамматических правил, а в невозможности их применения в процессе выполнения различных видов письменных работ.

Основной целью данной программы является пропедевтика и коррекция нарушений письма, обусловленных фонетико-фонематическим, лексико-грамматическим недоразвитием речи и снижением свойств внимания.

Настоящая программа включает в себя 2 блока: логопедический и психологический.

Основными задачами логопедического блока являются:

  1. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.
  2. Развитие слуховых дифференцировок.
  3. Развитие фонематического восприятия.
  4. Дифференциация речевых единиц.
  5. Автоматизация грамматических форм в импрессивной и экспрессивной речи.
  6. Закрепление правильных грамматических форм в письменной речи.
  7. Развитие фонематического анализа и синтеза.
  8. Развитие слогового анализа и синтеза.
  9. Развитие связной речи.
  10. Развитие графомоторных навыков.

Логопедический блок включает в себя следующие разделы:

  1. Преодоление оптической дисграфии.
  2. Преодоление акустической дисграфии.
  3. Преодоление аграмматической дисграфии.
  4. Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового и синтеза.

Каждый раздел может использоваться самостоятельно для коррекции тех или иных недостатков письменной речи.

Основными задачами психологического блока является:

1.Развитие всех свойств внимания (концентрации, распределения, устойчивости, целенаправленности)

2. Развитие пространственно-временных представлений

3. Формирование функций программирования и контроля собственной деятельности

4. Развитие зрительно-вербальных функций.

Методы и техники, используемые в программе

Программа построена на гуманистическом подходе (безусловное принятие детей, создание благоприятных для их развития условий) и опирается на идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).

Содержание программы строится на принципе личностно-ориентированного подхода (Г. А. Цукерман, Ш. А. Амонашвилли) и предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

        Культурно-исторический подход (Л. С. Выготский) к развитию психики человека предполагает формирование психики в онтогенезе как феномена культурного происхождения. Среда является источником развития ребенка. «Обучение ведет за собой развитие», где обучение понимается в контексте понятия «зона ближайшего развития».

       Деятельностный подход (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов) осуществляет комплексное развития ребенка с опорой на ведущий вид деятельности.                

       Когнитивно-бихевиоральный подход обеспечивает в процессе научения замену неадаптивных способов поведения детей на адаптивные.

     Процесс усвоения учебного материала основывается на соблюдении основополагающих дидактических принципов:

-комфортности;

- принцип эмоционального подкрепления;

- патогенетический принцип;

- принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушения;

- принцип опоры на сохранное звено психических функций;

- принцип развивающего обучения;

- принцип учета индивидуальных особенностей;

- принцип наглядно-действенного характера обучения;

- принцип доступности;

- принцип системности;

- принцип постепенного усложнения заданий.

Методы:

- диагностика, статистическая обработка данных,

- словесные методы (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж),

- наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдение),

- метод поэтапного формирования знаний умений, навыков.

Оборудование для занятий:

1. Дидактический материал, раздаточный материал, цветные карандаши, простые карандаши, ручки, доска.

2. «Умные мячики»

3. Кубики Зайцева.

4. Слоговая таблица.

5. «Согласные звуки и буквы».

6. «Гласные звуки и буквы».

    Адресат. Программа предназначена для детей младшего школьного возраста (1-4 классы), имеющих трудности в усвоении программы по русскому языку.

Форма занятий. Программа предусматривает групповую форму работы, но может быть реализована в форме индивидуальных занятий.

Требования к ведущему. Данная программа реализуется посредством мультидисциплинарного подхода. Ведущие – учитель-логопед, педагог-психолог.  Оба специалиста должны в полной мере владеть знаниями и умениями в области общей и возрастной психологии, знать основы нейропсихологии, иметь опыт взаимодействия и работы с детьми школьного возраста.

Особенности помещения. Помещение для занятий должно быть достаточно свободным. Занятия проводятся в оборудованном учебном классе, оснащенной доской, столами и стульями, шкафами, развивающими играми и дидактическим материалом.

Показания и противопоказания. Показание для прохождения занятий по программе - дети младшего школьного возраста, имеющие нарушения письменной речи.

Противопоказанием к прохождению курса является тотальное недоразвитие высших психических функций.

Сведения о практической апробации на базе   Центра

Программа «Пишу без ошибок» апробирована в 2018-2019 учебном году на базе «ЦДТ» и дала положительные результаты, заявленные в критериях эффективности. Наличие данной программы позволяет использовать ее для диагностической, развивающей и коррекционной работы с детьми, испытывающих весь спектр проблем, связанных с трудностями в усвоении процессов чтения и письма. Может реализовываться на базе Центра.

Описание методического обеспечения курса

Для специалиста-учителя-логопеда

  1. Ефименкова Л.Е. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.  -М., 2011.
  2. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР.- СПб., 2009.
  3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 2012.

Условия реализации программы

Основанием для реализации программы является договор с родителями и согласие на проведение занятий. Необходимым условием является постоянное закрепление изученного материала дома. Форма занятий: групповая, может быть реализована в форме индивидуальных занятий. Продолжительность курса составляет 28 занятий, из них 26 коррекционных, 2 диагностических. Длительность занятия: групповая форма работы: 40 мин+10 мин. перерыв+40 минут; индивидуальная форма работы: 25+5+25. Периодичность 1-2 раза в неделю. Количество детей в группе до 6 человек.

Основная структура и содержание программы

В каждое занятие включены несколько заданий разных типов, которые на протяжении работы периодически повторяются в разном виде. Каждое занятие имеет небольшую вводную часть (приветствие), основную и заключительную части.

В начале занятия для создания у детей положительного эмоционального фона, хорошего настроения их просят улыбнуться, и педагогом-психологом создается проблемная ситуация, с которой дети должны справиться в течение основной части занятия.

В основной части предлагаются упражнения, направленные на решение проблемной ситуации, в том числе, на коррекцию устной и письменной речи.

 Задача заключительной части состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы детей и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий.

Структура групповых занятий с детьми младшего школьного возраста

Таблица 1

Вводная часть

Ритуал приветствия (5-7 минут)

Ритуал приветствия, создание положительного эмоционального настроя на занятие, обозначение темы занятия.

Основная часть

Включает в себя теоретическую и практическую части (30+10 (перерыв)+35 минут)

Упражнения на развитие и коррекцию произвольного внимания.

Перерыв        

Упражнения на коррекцию нарушений письма.

Завершающая часть

Ритуал прощания (5-7 минут)

Подведение итогов занятия.

Требования к проведению занятий

При проведении занятий необходимо, чтобы:

  • каждый ребенок правильно понимал, что ему нужно делать,
  • точно соблюдалось время предъявляемого тестового материала в тех заданиях, где это предусмотрено инструкцией,
  • обязательно проводилось обсуждение ответов, причем по возможности с участием каждого ребенка,
  • каждый ребенок качественно выполнял каждое из предложенных заданий. Допустимо отрабатывать одно и то же задание в течение нескольких занятий (или возвращаться к нему через некоторое время) для достижения наилучшего результата,
  • при индивидуальном выполнении детьми ряда заданий в рабочих тетрадях осуществляется контроль за правильностью их выполнения (педагогом, самим ребенком, поменяться тетрадями с соседом) для развития навыков контроля и самоконтроля,
  • каждый ребенок учился доводить начатое задание до конца. В связи с этим детям предлагается доделать дома то, что они не успели закончить на занятиях.

                Календарно-учебный план

Таблица 2

№ п/п занятия, тема

Содержание занятий

Направления работы, упражнения

Диагностика

3.10.2019

Диагностика устной и письменной речи учащихся начальных классов (Фотекова Т. А.), тест Тулуз-Пьерона.

Занятие №2. Текст. Предложение. Слово.

10.10.2019

1.Организационный момент (ритуал приветствия).

2.Основная часть.

2.1 Упр. «Корректор-2»№1

2.2 Упр. «Интеллектуальные таблицы»№1

2.3 Упр. «Змейка» (разминка, физкультминутка)

2.4.Дифференциация понятий. Текст и предложение - единицы речи.  

2.5.Развитие анализа структуры текста и предложения. Определение границ предложения в тексте.

2.6.Составление схем предложений. Главные члены предложения

3.Заключительная часть (подведение итогов занятия).

Занятие № 3.

Звуки речи и буквы, способы их образования.

 Слово и слог. Ударение.

17.10.2019

1. Организационный момент.

2.Основная часть.

2.1 Упр. «Анаграмма» №1

2.2 Упр. «Интеллектуальные таблицы»№2

2.3 Упр. «Найди ошибку»

Перерыв

2.4.Понятие об органах речи. Гласные и согласные звуки и буквы.

2.5.Простые формы звукового анализа. Дифференциация на слух речевых и неречевых звуков.

2.6.Выделение гласного звука из слога, слова.

2.7.Деление слов на слоги. Развитие слогового анализа и синтеза.

2.8.Слогообразующая функция гласных.

2.9.Ударение. Ударный и безударный слог.

2.10.Правило переноса слов.

3.Заключительная часть.

Занятие № 4,5,6,7

Гласные звуки и буквы. Звучание. Особенности артикуляции.

24.10.209

31.10.2019

7.11.2019

14.11.2019

1.Организационный момент.

2.Основная часть.

2.1 Упр. «Корректор-2»№2,3

2.2 Упр. «Интеллектуальные таблицы»№3,4

2.3 Упр. «Сосчитай слова», «Не пропусти хлопок»

Перерыв

2.4.Простые формы звукового анализа. Выделение  гласных звуков 1 ряда (а, у, о, э, ы) из звукового ряда, слога, слова.

2.5.Простые формы звукового анализа. Образование гласных 2 ряда.

2.6.Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Развитие сложных форм фонематического анализа (определение количества, последовательности, места звука в слове).

3.Заключительная часть.

Занятие № 8

Согласные звуки и буквы.

21.11.2019

1.Организационный момент.

2.Основная часть.

2.1 Упр. «Анаграмма» №2,  «Шифровальщик» №1

2.2 Упр. «Интеллектуальные таблицы»№5,6

2.3 Упр. «Перенеси мяч», «Съедобное – несъедобное»

Перерыв

2.4.Дифференциация гласных и согласных звуков.

2.5.Характеристика согласных звуков. Твердые,  мягкие, звонкие, глухие согласные.

2.6.Дифференциация твердых и мягких; звонких и глухих согласных.

2.7. Развитие сложных форм фонематического анализа. Звукобуквенный анализ слов.

3.Заключительная часть.

Занятие №9

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

28.11.2019

1.Организационный момент.

2.Основная часть.

2.1 Упр. «Корректор-2»№4

2.2 Упр. «Интеллектуальные таблицы»№7

2.3 Упр. «Снежный ком»

Перерыв

2.4. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

2.5.Дифференциация слов хор-хорь и т.д. Диффренциация слов день-деньки, пень-пеньки.

2.6.Звукобуквенный анализ слов с мягким знаком в середине и конце слова.

3.Заключительная часть.

Занятие № 10

Дифференциация твердых и мягких согласных.

5.12.2019

1.Организационный момент.

2.Основная часть.

2.1 Упр. «Шифровальщик» №2

2.2 Упр. «Интеллектуальные таблицы»№8

2.3 Упр. «Верю – не верю»

Перерыв

2.4.Обозначение мягкости согласных гласными 2 ряда и ь знаком.

2.5.Развитие сложных форм фонематического анализа. Звукобуквенный анализ слов с мягким знаком в середине и конце слова.  

2.6. Дифференциация твердых и мягких согласных.

3.Заключительная часть.

Занятие №11

Мягкий знак разделительный

19.12.2019

1.Организационный момент.

2.Основная часть.

2.1 Упр. «Корректор-2»№5

2.2 Упр. «Интеллектуальные таблицы»№9

2.3 Упр. «Линеечка»

Перерыв

2.4. Мягкий знак разделительный

2.5.Дифференциация звукосочетаний тя-тья, ся-сья, ля-лья, вя-вья, пя-пья, те-тье, се-сьен, зе-зье.

2.6.Сопоставление мягкого знака – показателя мягкости согласных и разделительного ь.

3.Заключительная часть.

Занятие

№ 12,13,14,15

Дифференциация звонких и глухих согласных.

26.12.2019

23.01.2020

30.01.2020

6.02.2020

1.Организационный момент.

2.Основная часть.

2.1 Упр. «Прочитай по порядку» №1,2, «Корректор-2» №6,7

2.2 Упр. «Интеллектуальные таблицы»№10-13

2.3 Упр. «Зеркало», «Не пропусти хлопок», «Карточки», «Снежный ком»

Перерыв

2.4.Развитие сложных форм фонематического анализа. Звукобуквенный анализ слов.

2.5.Парные звонкие и глухие согласные.

2.6.Дифференциация звуков [з - с], [ з’- с’]; [б - п], [б’ - п’]; [д - т], [д’ - т’]; [г - к], [г’ - к’];  [в - ф], [в’ - ф’]; [ж - ш] в изолированной позиции; в слогах и словах; в словосочетаниях и предложениях; в текстах.

3.Заключительная часть.

Занятие №16,17,18,19

Развитие фонематических дифференцировок в группе свистящих — шипящих; аффрикат и звуков, входящих в их состав

13.02.2020

20.02.2020

27.02.2020

5.03.2020

1.Организационный момент.

2.Основная часть

2.1 Упр. «Прочитай по порядку» №3,4, «Корректор-2» №8,9

2.2 Упр. «Интеллектуальные таблицы»№14-17

2.3 Упр. «Цапля», «Найди нужный ответ», «Съедобное – несъедобное», «Змейка»

Перерыв

2.4. Развитие фонематических дифференцировок в группе свистящих — шипящих; аффрикат и звуков, входящих в их состав

2.5.Дифференциация [с - ш], [с - ц], [з - ж], [ш - ч], [ч - т’], [ц - ч], в изолированной позиции; в слогах и словах; в словосочетаниях и предложениях; в текстах

3. Заключительная часть.

Занятие № 20

Слова-предметы.

12.03.2020

1.Организационный момент.

2.Основная часть.

2.1 Упр. «Анаграмма» №3

2.2 Упр. «Интеллектуальные таблицы»№18

2.3 Упр. «Одна буква»

Перерыв

2.4.Понятие имени существительного. Слова, отвечающие на вопросы кто, что.

2.5.Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

2.6.Правила написания заглавных букв для имен существительных.

3.Заключительная часть.

Занятие № 21

Слова-действия.

19.03.2020

1.Организационный момент.

2.Онсновная часть.

2.1 Упр. «Шифровальщик»№3

2.2 Упр. «Интеллектуальные таблицы»№19

2.3 Упр. «Четыре стихии»

Перерыв

2.4.Понятие глагола. Слова, отвечающие на вопрос что делает?   2.5.Обогащение словаря действий. Развитие навыков словоизменения. Понятие времен глагола.

2.6. Соотнесение слов, обозначающих действие предмета с графической схемой.

2.7.Согласование глагола с существительным в роде и числе.

2.8.Развитие  анализа структуры предложения. Составление простого двусоставного предложения. Главные члены предложения.

3.Заключительная часть.

Занятие № 22

Слова-признаки.

26.03.2020

1.Организационный момент.

2.Основная часть.

2.1 Упр. «Графический диктант»

2.2 Упр. «Интеллектуальные таблицы»№20

2.3 Упр. «Назови по уговору»

Перерыв

2.4.Слова, отвечающие на вопросы какой, какая, какое, какие?

2.5.Развитие словаря признаков. Подбор признаков к предмету. Работа по словоизменению и словообразованию.

2.6.Развитие умений постановки вопроса к словам признакам. Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов со схемой.

2.7.Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Прилагательные единственного и множественного числа.

2.8.Развитие  анализа структуры предложения.

3.Заключительная часть.

Занятие № 23

Предлоги.

02.04.2020

1.Организационный момент.

2.Основная часть.

2.1 Упр. «Корректор-2»№10

2.2 Упр. «Филворд» (словарные слова)

2.3 Упр. «Выполняй движения»

Перерыв

2.4.Предлоги в – на, с – со, к – от,  из – от – у, по – под. Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Употребление предлогов в речи.

2.5.Сопоставление предлогов сходных и противоположных по значению.

2.6.Развитие анализа структуры предложения. Дифференциация предлогов и приставок.

2.7.Раздельное написание предлогов со словами. Упражнение в практическом употреблении предлогов и приставок.

3.Заключительная часть.

Занятие №24

Состав слова. Корень слова.

9.04.2020

1.Организационный момент.

2.Основная часть.

2.1 Упр. «Графический диктант»

2.2 Упр. «Филворд» (города)

2.3 Упр. «Верю - не верю»

Перерыв

2.4.Корень слова. Однокоренные слова. Признаки родственных слов.

2.5.Дифференциация родственных и однокоренных слов.

2.6.Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня в серии слов.  

2.7.Правописание родственных и однокоренных слов.

3.Заключительная часть.

Занятие№25

Безударные гласные в корне слова.

16.04.2020

1.Организационный момент.

2.Основная часть.

2.1 Упр. «Прочитай по порядку»№5

2.2 Упр. «Филворд» (транспорт)

2.3 Упр. «Снежный ком»

Перерыв

2.4.Ударные и безударные гласные в корне слова. Правописание   безударных гласных в корне слова.

2.5.Проверка безударных гласных в корне путем его изменения.  Подбор родственных слов.

3.Заключительная часть.

Занятие № 26

Состав слова. Приставка, суффикс. Словообразование.

23.04.2020

1.Организационный момент.

2.Основная часть.

2.1 Упр. «Графический диктант»

2.2 Упр. «Филворд» (страны)

2.3 Упр. «Найди нужный ответ»

Перерыв

2.4.Состав слова. Приставка. Суффикс.

2.5.Тренировка в нахождении в приставки и суффикса в словах. Графическое  обозначение приставки и суффикса.

2.6.Словообразование при помощи приставок и суффиксов. 2.7.Дифференциация предлогов и приставок.

3.Заключительная часть.

Диагностика

30.04.2020

Диагностика устной и письменной речи учащихся начальных классов (Фотекова Т. А.), тест Тулуз-Пьерона.

Календарно - тематическое планирование

        Темы логопедических занятий выбираются специалистом на основе диагностического обследования и в зависимости от вида нарушения письменной речи.

Таблица 3

№п/п

Темы занятий

Цели занятий

1

(1,5ч.)

Диагностическое обследование.

Выявить нарушения внимания, устной и письменной речи

2

(1,5 часа)

Развитие свойств произвольного внимания.

Развитие речевого анализа и синтеза на уровне предложения и слова:

а) дифференциация понятий «предложение», «слово»;

б) развитие анализа предложений на слова;

в) определение количества, последовательности слов в предложении

г) главные члены предложения

д) распространение простого двусоставного предложения определением.

Развивать концентрацию, объем, устойчивость, скорость переключения внимания.

•  Учить дифференцировать понятия «предложение», «слово».

•  Закреплять навык определения количества и последовательности слов в предложении

• Учить составлять схемы предложения.

• Формировать умение определять главные члены предложения.

• Учить распространять простое двусоставное предложение определением.

3

(1,5 часа)

Развитие свойств произвольного внимания.

Развитие речевого анализа и синтеза на уровне слова и слога:

а) дифференциация понятий «слово», «слог».

б) деление слова на слоги.

в) слогообразующая функция гласных; в) ударение; ударный слог

Развивать концентрацию, объем, устойчивость, скорость переключения внимания.

• Учить делить слова на слоги.

• Развивать слоговой анализ и синтез на материале слов различной слоговой структуры.

• Развивать навык определения ударного слога в словах

4,5

(3 часа)

Развитие свойств произвольного внимания.

Развитие фонематического восприятия, представлений, дифференциации:

а) звуки речи и неречевые звуки; образование неречевых звуков;

б) «звук» — «буква»: дифференциация понятий;

в) гласные звуки и буквы («а», «о», «у», «э», «ы»); выделение гласных звуков I ряда из звукового ряда, слога, слова;

г) согласные звуки и буквы;

д) дифференциация гласных и согласных звуков и букв

Развивать концентрацию, объем, устойчивость, скорость переключения внимания.

• Формировать понятие «звук речи» •Познакомить со способами образования звуков речи.

• Закреплять понятие о букве как о графическом образе звука

• Развивать фонематическое восприятие, слоговой и фонематический анализ и синтез, фонематические представления.

• Развивать умение различать на слух гласные и согласные фонемы

6,7

(3ч.)

Развитие свойств произвольного внимания.

Развитие фонематических представлений, звукобуквенного анализа и синтеза слов:

а) гласные звуки и буквы; образование гласных II ряда;

б) развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов с гласными «я», «е», «е», «ю»:

— в начале слова,

— в середине и в конце слова после гласной,

— в середине и конце слова после разделительного «ь»

Развивать концентрацию, объем, устойчивость, скорость переключения внимания.

• Познакомить со способом образования гласных II ряда.

• Развивать навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированными гласными в начале слова.

• Развивать навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированным в середине и конце слова после гласной.

• Развивать навык фонетико-фонематического анализа и синтеза слов с йотированным в середине и конце слова после разделительного мягкого знака

8-12

(7,5 ч.)

Развитие свойств произвольного внимания.

Развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких согласных:

а) дифференциация твердых и мягких согласных;

б) буквы «а—я» после твердых и мягких согласных:

— в слогах и словах,

— в словах и словосочетаниях,

— в предложениях и текстах;

в) буквы «о—е» после твердых и мягких согласных:

— в слогах и словах,

 — в словах и словосочетаниях,

 — в предложениях и текстах;

г) буквы «у—ю» после твердых и мягких согласных:

— в слогах и словах,

— в словах и словосочетаниях,

 — в предложениях и текстах;

д) буквы «ы—и» после твердых и мягких согласных:

— в слогах и словах,

 — в словах и словосочетаниях,

— в предложениях и текстах;

е) буква «ь» после мягких согласных на конце слов;

ж) буква «ь» после мягких согласных в середине слов.

Развивать концентрацию, объем, устойчивость, скорость переключения внимания.

• Уточнить, сравнить артикуляцию и звучание твердых и мягких согласных.

 •  Развивать навык употребления букв «а—я» после твердых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах

•  Развивать навык употребления букв «о—е» после твердых и мягких согласных на письме: в слогах, словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.

•  Развивать навык употребления букв «у—ю» после твердых и мягких согласных на письме: в слогах и словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.

•  Развивать навык употребления букв «ы—и» после твердых и мягких согласных на письме: в слогах, словах, в словах и словосочетаниях, в предложениях и текстах.

•  Развивать навык употребления на письме буквы «ь» после мягких согласных на конце слова.

•  Развивать навык употребления на письме буквы «ь» после мягких согласных в середине слова.

13-16

(6ч.)

Развитие свойств произвольного внимания.

Развитие фонематических дифференцировок на материале звонких и глухих согласных. Дифференциация звуков [с—з], [в—ф], [б—п],[д—т], [г—к](твердые и мягкие),[ж—ш]:

— в изолированной позиции;

 — в слогах и словах;

 — в словосочетаниях и предложениях; — в текстах.

Развивать концентрацию, объем, устойчивость, скорость переключения внимания.

• Уточнить, сравнить артикуляцию звуков.

• Развивать фонематическую дифференциацию звуков [с—з], [в—ф], [б—п], [д—т], [г—к](твердые и мягкие),[ж—ш]:

— в изолированной позиции;

— в слогах и словах;

— в словосочетаниях и предложениях; — в текстах.

17 – 20

(6ч.)

Развитие свойств произвольного внимания.

Развитие фонематических дифференцировок в группе:

 — свистящих — шипящих;

 — аффрикат и звуков, входящих в их состав ([с—ш], [с—ц], [ш—ч], [ш—щ], [ц—ч], [ч—т'], [ц—т], [ц-т']).

Развивать концентрацию, объем, устойчивость, скорость переключения внимания.

• Уточнить, сравнить артикуляцию звуков.

• Развивать фонематическую дифференциацию звуков[с—ш], [с—ц], [ш—ч], [ш—щ], [ц—ч], [ч—т'], [ц—т], [ц-т'].

— в изолированной позиции;

— в слогах и словах;

— в словосочетаниях и предложениях; — в текстах

21-27

(10.5 час.)

Развитие свойств произвольного внимания.

Активизация словарного запаса, восполнение пробелов в области лексико-грамматического строя речи:

а) лексика:

— слова, называющие предметы, явления природы— имя существительное,

— слова, обозначающие действие предмета— глагол,

— слова, обозначающие признаки предмета— имя прилагательное,

б) словообразование:

— развитие функции словообразования (приставки, суффиксы),

в) словоизменение:

— изменение слов различных частей речи по числам, родам, падежам,

— развитие навыка согласования имен прилагательных с существительными (в роде, числе, падеже);

Развивать концентрацию, объем, устойчивость, скорость переключения внимания.

• Уточнить значения имеющихся у учащихся слов.

• Обогащать словарный запас путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи.

• Развивать навыки словоизменения:

Изменение существительных и прилагательных по числам, родам, падежам, изменение глаголов по числам, временам, родам.

• Уточнить знания о составе слова. Формировать умение подбирать родственные слова.

• Развивать навык использования различных способов словообразования: развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.

• Развивать умение изменять слова различных частей речи по числам, родам, падежам

• Формировать умение согласовывать слова в словосочетаниях, предложениях, моделях различных синтаксических конструкций.

28

(1,5ч.)

Сравнительное диагностическое обследование.

Определить динамику в речевом развитии, в развитии свойств внимания.

Ожидаемые результаты

Основным результатом должно стать развитие фонетико-фонематической системы языка, сформирование грамматического строя речи, повышение концентрации, устойчивости, скорости переключения внимания.

       

Основной целью данной программы является пропедевтика и коррекция нарушений письма, обусловленных фонетико-фонематическим, лексико-грамматическим недоразвитием речи и снижением свойств внимания.

Методы и средства оценки эффективности (результативности) программы.

Критерии эффективности:

- Сформированы навыки звукового анализа и синтеза.

- Сформированы грамматические категории.

- Увеличена концентрация, устойчивость, скорость переключения внимания.  

 

Оценка эффективности коррекционно-развивающих занятий, основывается на диагностике устной и письменной речи, свойств произвольного внимания детей до начала занятий и после их проведения, с последующим анализом результатов. По двум срезам диагностики делается вывод о динамике развития детей.

Для отслеживания эффективности используется тестовая методика диагностики устной и письменной речи учащихся начальных классов (Фотекова Т. А.) (приложение 2), тест Тулуз-Пьерона (приложение 1).

Цель:

  1. исследование скорости переработки информации, развитости произвольного внимания, способности к произвольной концентрации,
  2. исследование фонематического восприятия, навыков языкового анализа, грамматического строя речи, связной речи, а также исследование письменной речи (таблица 4).

Таблица 4

Диагностические методики и измеряемые психологические качества

Психологические качества

Методики

исследование скорости переработки информации, развитости произвольного внимания, способности к произвольной концентрации

тест Тулуз-Пьерона

исследование фонематического восприятия, навыков языкового анализа, грамматического строя речи, связной речи, а также исследование письменной речи

тестовая методика диагностики устной и письменной речи учащихся начальных классов (Фотекова Т. А.)

Литература

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1015 от 30 августа 2013 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) № 1598 от  19.12.2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) N 1082  от 20 сентября 2013 г.  "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".

- Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н
"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)".

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» от 14.06.2014 г. № ВК-1440/07.

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-268/07  от 10 февраля 2015 г. «О совершенствовании деятельности  центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

- Закон Тульской области об образовании. Принят Тульской областной Думой 26.09. 2013 г.

Основная литература

  1. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. -М., 2012.
  2. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте: Хрестоматия по вниманию. – М., 2009.
  3. Гальперин П. Я. К проблеме внимания: Хрестоматия по психологии. -М., 2008.
  4. Гатанова Н., Тунина Е. Развиваем внимание. -СПб., 2014.
  5. Давыдов В. В. Лекции по общей психологии. - М., 2008.
  6. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.- М., 2010.
  7. Ефименкова Л.Е. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.  -М., 2011.
  8. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. - СПб., 2009.
  9. Леонтьев А.Н. Хрестоматия по вниманию // А.Н. Леонтьев, А.А. Пузырей, В.Я. Романов. – М., 2013.
  10. Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 2009.
  11. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии / под ред. Е. Строгановой. – СПб., 2013.
  12. Машталь О. Лучшие методики развития внимания у детей. - СПб., 2011.
  13. Осипова А. А. Диагностика и коррекция внимания. -М., 2012.
  14. Романов B.C. Психология внимания / В.С. Романов, Б.М. Петухов. - М., 2011.
  15. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 2012.

Дополнительная литература

  1. Выготский Л. С. История развития высших психологических функций: собр. соч. в 6 томах, том 3, -М., 2003.
  2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.,2001.
  3. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб., 2003.
  4. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. -М., 1999.
  5. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. - М, 2006.
  6. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии, на почве нарушения языкового анализа и синтеза. - М, 2006.
  7. Прищепова И.В. Дизорфография у младших школьников. -  СПб.: КАРО, 2006.
  8. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. – М., 2004.
  9. Рубинштейн С. Н. Основы общей психологии. - СПб., 2005.
  10. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики младших школьников. М: - 2006.

Приложение 1

Диагностика

Тест Тулуз-Пьерона

Цель: исследование скорости переработки информации; развитости произвольного внимания; способности к произвольной концентрации.

Инструкция:

Слева, в верхней части бланка ответов нарисованы квадратики-образцы. С ними надо будет сравнивать все остальные квадратики в бланке.

Строчка под образцами (без номера) – тренировочная. На ней вы сейчас попробуете, как надо выполнять задание.

Необходимо последовательно сравнивать каждый квадратик тренировочной строчки с образцами.

В том случае, если квадратик тренировочной строчки совпадает с каким-либо из образцов, его следует зачеркнуть одной вертикальной черточкой(I). Если точно такого квадратика как образец нет, то его следует подчеркнуть внизу (-).

(Инструкция сопровождается показом взрослого).

Сейчас вы будете последовательно обрабатывать квадратики в каждой строчке, зачеркивая совпадающие с образцом и подчеркивая несовпадающие.

Нельзя:

1) Сначала вычеркивать все совпадающие с образцами квадратики, а потом подчеркивать оставшиеся.

2) Ограничиться только вычеркиванием квадратиков.

3) Подчеркивать сплошной чертой, если подряд встречаются несовпадающие с образцами квадратики.

4) Выполнять инструкцию наоборот.

Процедура проведения:

После полного усвоения детьми инструкции и правильного выполнения задания на тренировочной строке, переходят к непосредственному выполнению

теста. Дети поочередно выполняет задание на 10 строчках. Время выполнения –1 минута на каждую строку. Взрослый только фиксирует время, но не вмешивается в ход работы.

Обработка результатов:

Подсчитывается количество просмотренных ребенком знаков и количество ошибок в каждой строке. На основании этих показателей рассчитывается: скорость переработки информации (V) и показатель концентрации внимания (коэффициент точности K).

Скорость рассчитывается как отношение общей суммы обработанных знаков к количеству рабочих строк (10):

Описание: $V = \frac{\sum\limits_{i = 1}^n {xi} }{n}$

V- скорость;

n - количество рабочих строчек;

xОписание: $_{i }$- количество обработанных знаков в строке.


Описание: $K = \frac{V - \alpha }{V}$ - коэффициент точности выполнения теста (концентрация внимания): Описание: $\alpha$ -среднее количество ошибок.

Описание: \begin{displaymath} \alpha = \frac{\sum\limits_{i = 1}^n {yi} }{n} \end{displaymath}


Описание: $y_{i}$ - количество ошибок в строке; Описание: $n$ - количество рабочих строчек.

Определение уровня скорости переработки информации и внимательности осуществляется путем сравнения их количественных показателей с нормативными таблицами

Оценка

5-4 балла - ребенок достигает высокого и хорошего уровня.

3 балла - ребенок достигает среднего уровня (норма)

2 балла - ребенок достигает низкого уровня (субнорма)

1 балл - ребенок достигает уровня патологии

Показатели

Уровень выраженности

 

I

уровень

патологии

II

слабый

уровень,

субнорма

III

средний

уровень,

норма

IV

хороший

уровень

V

высокий

уровень

1 класс

 

 

 

 

 

Скорость переработки информации

меньше 19

20-27

28-36

37-44

меньше 45

Коэффициент точности

меньше 0,89

0,9-0,91

0,92-0,95

0,95-0,97

больше0,98

2 класс

 

 

 

 

 

Скорость переработки информации

0-22

23-32

33-41

42-57

больше 58

Коэффициент точности

меньше 0,89

0,90-0,91

0,92-0,95

0,96-0,97

0,98-1

3-4 класс

 

 

 

 

 

Скорость переработки информации

меньше 16

16-25

26-27

36-48

больше 49

Коэффициент точности

 

0,9-0,91

0,92-0,94

0,95-0,96

больше 0,97

Приложение 2

Исследование фонематического восприятия

Инструкция. «Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее»:

ба — па— па — ба—...

са — за —за — са —…

жа — ща — ща — жа — ...

са —ша— ша —са—...

ла —pa— ра —да—...

ма — на — ма — на — ма — на —…

да — та — да — та — да — та —…

га — ка — га — за — са — за —…

ка — га — ка — са — за — са —…

жа — ша — жа — ша — жа—…

са — ша — са—ша — са — ша —…

ца — са — ца — са — ца — са—…

ча — тя — ча — тя — ча — тя — ...

ра — ла — ра — ла — ра — ла — ...

Исследование навыков языкового анализа

Инструкция. «Ответь на вопросы»:

1. Сколько слов в предложении?

• День был теплый.

• Около дома росла высокая береза.

2. Сколько слогов в слове?

• дом

• карандаш

3. Определи место звука в слове:

• первый звук в слове крыша

• третий звук в слове школа

• последний звук в слове стакан

4. Сколько звуков в слове?

• рак

• сумка

• диктант

Исследование грамматического строя речи

1. Верификация предложений.

Инструкция. «Найди в предложениях ошибки и постарайся их исправить».

Дом нарисован мальчик.

Мальчик умывается лицо.

Собака вышла в будку.

По морю плывут корабль.

У Нины большая яблоко.

Хорошо спится медведь под снегом.

2. Составление предложений и слов в начальной форме.

Инструкция. «Постарайся составить из слов предложения».

В, сад, расти, вишня

Сидеть, синичка, на, ветка

Груша, бабушка, внучка, давать

Витя, косить, трава, кролики, для

Миша, дать, собака, большая, кость

Петя, купить, шар, красный, мама

Слова предъявляются до первого ответа.

3. Добавление предлогов в предложение.

Инструкция. «Вставь пропущенное слово в предложение»:

Лена наливает чай…чашки.

Почки распустились…деревьях.

Лодка плывет...озеру.

Чайка летит... водой.

Птенец выпал…гнезда.

Деревья шумят …ветра.

Последние листья падают…березы.

Щенок спрятался… крыльцом.

Пес сидит…конуры.

Большая толпа собралась…театром.

4. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Инструкция «Назови предметы по образцу».

Образец: один – дом, а если их много, то это – дома:

Один – стол, а много – это…

Один – стул, а много – это…

Одно – окно, а много – это…

Одна – звезда, а много – это…

Одно – ухо, а много – это…

Образец: один – дом, а много (чего?) – домов.

Один – стол, а много (чего?) – …

Один – стул, а много (чего?) – …

Одно – окно, а много (чего?) – …

Одна – звезда, а много (чего?)– …

Одно – ухо, а много (чего?) - ….

Исследование навыков словообразования

1. Образование существительных, обозначающих детенышей животных.

Инструкция «Назови детенышей животных по образцу».

Образец: у кошки – котята:

У козы – …

У волка – …

У утки – …

У лисы - …

У льва – …

У собаки – …

У курицы – …

У свиньи - …

У коровы - …

У овцы – …

2. Образование существительных в уменьшительной форме.

Инструкция «Назови предметы по образцу».

Образец: большой мяч, а маленький – это мячик.

Маленький стол – это…

Маленький стул – это…

Маленький дом – это…

Маленький круг – это…

Маленькое дерево – это…

3. Образование прилагательных от существительных.

А. Относительных

Инструкция «Назови слова по образцу».

Образец: кукла из бумаги – она бумажная.

Шляпка из – соломы – она…

Кисель из клюквы – он…

Горка изо льда – она…

Варенье из вишни - оно…

Суп из грибов – он…

Лист дуба – он…

Лист клена -  он…

Шишка ели – она…

Б. Качественных.

Инструкция «Назови слова по образцу».

Образец: лису за хитрость называют хитрой.

Волка за жадность называют…

Зайца за трусость называют…

Медведя за силу называют…

Льва за смелость называют…

Образец: если днем жара, то день – жаркий.

Если днем мороз, то день - …

Если днем солнце, то день - …

Если днем снег, то день - …

Если днем дождь, то день - …

Если днем ветер, то день - …

В. Притяжательных.

Инструкция «Назови слова по образцу».

Образец: у собаки лапа – собачья…

У кошки лапа - …

У медведя лапа - …

У волка лапа - …

У льва лапа - …

У лисы лапа - …

У зайца лапа - …

У белки лапа - …

Гнездо орла - …гнездо

Клюв птицы - …клюв

Ружье охотника - …ружье.

        

Исследование связной речи

1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Инструкция. «Посмотри на картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ».

2. Пересказ прослушанного текста

Инструкция. «Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать».

Горошины

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружье и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Обследование письменной речи

1 класс (конец обучения)

Диктант

Гроза

Стоит тёплый летний день. По небу плывет большая туча. Вот ударил сильный гром. На землю упали первые капли. Полил дождик. Куда бежать? Вася и Юля укрылись под навесом.

2    класс (конец обучения)

Диктант

Кувшинки

На далёком лесном озере расцвели чудесные кувшинки. Их стебелёк был высоко поднят над водой. На стебельке виднелся большой круглый цветок. Он был очень красив на фоне тёмной воды. Как золотой шарик рядом с большими зелёными тарелками листьев. Высокие сосны любовались красивыми цветами. Словно золотые кораблики плывут по гладкой воде озера.

3 класс (конец обучения)

Диктант

Лето

Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.

К лесной опушке слетаются птицы. Звенят в воздухе их радостные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершине сосенки. Ежик пробежал в своё жилище. Хлопочут усердные воробьи.

4 класс (конец обучения)

Диктант

Бабочки на дорожке

Кусты и травы сгибаются от воды, а узкую тропинку солнце уже высушило. Идёшь — и только разноцветные камешки под ногами звенят. На тёплую дорожку вылетели белые, жёлтые, голубые бабочки. Крылья у бабочек в горошек, в крапинку, в полоску.

Я иду, а они порхают над головой. Живая пёстрая лента кружится волной и опускается на тропу. И только четыре бабочки с яркими крылышками взлетают вверх.

Обратно я иду после обеда. Трава просохла, раскрылись цветы. И бабочки улетели прочь с нагретой солнцем тропинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа ««Начальное техническое моделирование»  разработана в соответствии с «Законом об образовании...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Затейники»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Затейники»  МБУДО «Дом детского тво...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Юные экологи»  МБУ ДО «Дом детского...

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Техническое творчество»

Пояснительная записка Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ «Волшебные краски» 1-3 класс

Данная дополнительная общеобразовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, предназначена для работы с учащимися 7 - 9 лет.Ориентирована на организацию проектной деятельности ...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗО «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 28 Дней» Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПб

Эта программа разработана для работы в детском городском оздоровительном лагере.Рассчитана на 1 месяц. Категория учащихся - младшие школьники, 7-11 лет.Опробована. Дети общаются, делятся своими знания...