Дипломная работа по теме "Инклюзивное образование"
статья по логопедии

Белогуб Светлана Александровна

Дипломная работа по теме "Инклюзивное образование" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧОУ ДПО «Центр Знаний»

Программа профессиональной переподготовки

«Специальное (дефектологическое) образование: Логопедия»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: « Инклюзивное образование»

Выполнила:

Белогуб Светлана Александровна,

Учитель-логопед,

первая квалификационная категория,

МБОУ «Златоруновская СОШ»

п. Златоруновск 2019

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические и методические  основы инклюзивного образования.

1.1.  Понятие и сущность инклюзивного образования.

          1.2.  Методические основы организации инклюзивного

образования детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Глава 2. Организация  инклюзивной образовательной среды для детей с ОВЗ.

2.1. Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.

2.2.  Инклюзивное образование: среда, результаты, перспективы, развитие на примере МБОУ «Златоруновская СОШ».

Заключение

Список использованных источников

3

6

6

12

17

17

28

34

35

Введение

«…можно ли прибегать к образованию

глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического

недостатка невозможно в достаточной мере привить

знания? Отвечаю: из человеческого образования нельзя

исключить никого кроме нечеловека.»

Ян Амос Коменский.

В настоящее время во всех странах мира и в любых социальных группах общества имеются люди с ограниченными возможностями здоровья, те, кого в нашей стране принято называть инвалидами. Их число в мире значительно и продолжает расти. В традиционной для России системе образования детей с той или иной формой нарушения, дети с особенностями развития получают образование в специальных (коррекционных) учебных заведениях, на дому или в специальных школах-интернатах. За последние десятилетия в России по объективным и субъективным причинам произошло существенное изменение отношения общества к лицам с проблемами здоровья и оценке возможностей детей с особыми образовательными потребностями. Все больше осознается, что психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Пришло понимание того, что каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.   Формируется установка: к каждому ребенку подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.

Понимание потенциальных возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) инициировало появление различных концепций включения их в нормальную жизнь общества. Речь, таким образом, ведется об устранении барьеров между коррекционными и обычными классами в массовой школе, а также между специальными учреждениями и той же массовой школой, куда доступ некоторым категориям детей-инвалидов прежде был закрыт. Те же тенденции прослеживаются и в отечественной образовательной системе. Инклюзивное образование (включающее образование, совместное обучение) – это процесс обучения детей с особыми потребностями в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками. Глубокое погружение ребенка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг. Инклюзивное образование более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей. Это реформирование школ, перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех без исключения детей. То есть, процесс обучения подстраивается под нужды и потребности развития ребенка.

В настоящее время наша страна находится лишь в начале пути к действительно инклюзивному образованию. И на этом пути вопросы организации и реализации инклюзивного обучения требуют дальнейшего решения не только в организационно-правовом отношении, но и в научно-методическом.

Учитывая актуальность проблемы инклюзивного образования в России, было организовано и проведено теоретическое исследование обозначенной проблемы.

Цель: рассмотрение проблемы инклюзивного образования в Российской Федерации и за рубежом.

Объект исследования: образовательный процесс в школе.

Предмет исследования: организация инклюзивного образования в системе начального общего образования.

Гипотеза исследования. Успешности инклюзивного образования способствует систематическая работа по созданию и внедрению методов работы с детьми, которые имеют особые потребности.

Задачи:

Раскрыть понятие и сущность инклюзивного образования. Рассмотреть проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в России и за рубежом. Изучить опыт организации инклюзивного образования на примере МБОУ «Златоруновская СОШ» Ужурского района Красноярского края.

Методы исследования: анализ литературных источников, изучение научного материала и практического опыта.

Теоретическая значимость состоит в том, что в ходе работы раскрыты понятие и сущность инклюзивного образования, рассмотрены проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в России и за рубежом.

Практическая значимость. Изучен опыт организации инклюзивного образования на примере МБОУ «Златоруновская СОШ» Ужурского района Красноярского края. Данный анализ может быть полезен учителям школы при организации процесса обучения детей с особыми потребностями. Также данные анализа могут быть положены в основу дальнейшей разработки проблемы инклюзивного образования в системе начального общего образования.

Глава 1. Теоретические и методические основы инклюзивного образования.

1.1. Понятие и сущность инклюзивного образования.

Современная система образования полноценно принимает в себя только тех, кто отвечает её определенным требованиям, детей со стандартными возможностями, способными обучаться по общей для всех программе. В результате нередко получается, что дети с особыми образовательными потребностями выпадают из общего образовательного процесса, так как для работы с ними педагогический состав общеобразовательных учреждений не обладает необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики. Эту и множество других проблем в современной школе призвано решить инклюзивное образование.

Остановимся кратко на понятиях «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети-инвалиды».

В Российской Федерации установление статуса «инвалид» осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы и представляет собой медицинскую и одновременно юридическую процедуру. Установление группы инвалидности обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом. Некоторые специалисты рассматривают инвалидность как одну из форм социального неравенства.

Принято различать следующие ключевые понятия:

- дефект или нарушение: любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции, или отклонение от неё;

- инвалидность: ограниченность конкретного индивидуума, вытекающая из дефекта или инвалидности, которая препятствует или лишает его возможности выполнять роль, считающуюся для этого индивидуума нормальной в зависимости от возрастных, половых, социальных и культурных факторов;

- нетрудоспособность: ограниченность конкретного индивидуума, которая вызвана дефектом или инвалидностью.

Слово «ребёнок-инвалид» в настоящее время заменяется на «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья». Общественные организации инвалидов считают, что важно использовать корректную по отношению к детям-инвалидам терминологию: «ребёнок с задержкой в развитии» (а не «слабоумный», «умственно неполноценный»), «перенесший полиомиелит» (а не «жертва полиомиелита»), «использующий инвалидную коляску» (а не «прикованный к инвалидной коляске»), «имеет ДЦП» (а не «страдает ДЦП»), «слабослышащий» (а не «глухонемой»). Эти термины более корректны, так как ослабляют деление на «здоровых» и «больных» и не вызывают жалости или негативных эмоций.

Так что же такое инклюзивное образование? Инклюзивное образование (французский вариант «inclusif» – включающий в себя; от латинского слова «include» – заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в том числе и для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.  

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении.

 Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети. Обучение в инклюзивных школах позволяет детям приобрести знания о правах человека, а это ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различие.

Включающее образование – это шаг на пути достижения конечной цели, создание включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития  участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.

Принципом инклюзивного обучения состоит в том, что педагоги и администрация обычных школ принимают детей вне зависимости от их интеллектуального, эмоционального, физического развития, социального положения и создают им условия на основе педагогических и психологических приемов, которые ориентированы на потребности детей.

При инклюзивном подходе образовательный процесс позволяет школьникам приобрести нужные компетенции по образовательным стандартам. Главный субъект инклюзивного образования – ребенок с ограниченными возможностями. В сфере обучения понятие ребенок с ограниченными возможностями характеризует детей, который в силу умственных, психических, физических недостатков не могут овладеть обычной школьной программой и нуждаются в специально разработанных содержании, методиках, стандартах образования.

Традиционной формой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья не так давно были специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Для детей с ограниченными возможностями здоровья принцип инклюзивного образования означает, что разнообразию потребностей таких учащихся должна соответствовать образовательная среда, которая является для них наименее ограничивающей и наиболее включающей. Реализация этого принципа означает, что:

- все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства;

- задача инклюзивной школы – построить систему, удовлетворяющую потребности каждого;

- в инклюзивных школах все дети, а не только дети с инвалидностью, должны обеспечиваться поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность.

Необходимо выделить восемь принципов, на которых базируется инклюзивное образование (как и образование в целом), но и образование в целом:

1) Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2) Каждый человек способен чувствовать и думать.

3) Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4) Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

5) Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6) Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7) Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8) Все люди нуждаются друг в друге.

Инклюзия в образовании включает в себя: признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов; повышение степени участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни; реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой; избавление от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности; анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников; различия между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать; признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства; улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов; признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей местных сообществ; развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами; признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе.

Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный шанс и потенциал.

Многие привычные всем слова, понятия и фразы, по своей сути – ярлыки оскорбительные стереотипы. Современному обществу следует приложить особые усилия к изменению ситуации, выработке культуры инклюзии и привитию этически выдержанной и грамотной терминологии. Для этого необходима не только специальная просветительская работа, но и изменение культуры школьных и социальных взаимоотношений.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети, а не только дети с особыми потребностями. И также можно добавить, что на сегодняшний день инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.

Для развития инклюзивного образования нужна модель педагогического и психологического сопровождения и образовательные маршруты для детей, в которых на каждом образовательном уровне была оказана нужная помощь специалистами учреждений. Основная задача – обнаружить индивидуальные положительные особенности в любом школьнике, зафиксировать умения учения, которые приобретены за некое время, наметить перспективу и ближайшую зону совершенствования приобретенных умений и навыков и как можно больше расширить функциональные возможности школьника.

1.2.  Методические основы организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

      В мировой школьной практике инклюзия рассматривается исключительно как обучение детей с нарушениями развития в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками.

      Детям с ОВЗ при получении образования в образовательной организации при условии совместного обучения с другими нормативно развивающимися обучающимися рекомендуется инклюзия с различной степенью включенности в образовательный процесс. Показаниями для инклюзивного обучения детей с ОВЗ являются возможности и ограничения ребенка: степень выраженности дефекта, индивидуальные интеллектуальные и эмоционально-личностные особенности.

Инклюзия с полной степенью включенности в образовательный процесс рекомендуется при очной форме обучения:

· детям с соматическими заболеваниями, если уровень их психофизического и речевого развития соответствует возрастной норме и позволяет обучаться совместно со здоровыми сверстниками по общеобразовательной программе;

·   обучающимся по адаптированным образовательным программам;

· имеющим снижение слуха (в речевой области) до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии;

· имеющим остроту зрения не ниже 0,1 без сопутствующих отклонений в развитии;

· имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;

· имеющим задержку психического развития и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;

· обучающимся с незначительной интеллектуальной недостаточностью в степени легкой умственной отсталости без сопутствующих отклонений в развитии;

· обучающимся с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, дизартрия, ринолалия, моторная алалия, афазия).

Инклюзия с частичной и эпизодической степенью включенности рекомендуются при очно-заочной форме обучения. В этих случаях осуществляется индивидуальное обучение на дому. При частичной включенности в рекомендациях необходимо отразить степень включенности ребенка с ОВЗ в классно-урочную, внеурочную и внеклассную деятельность; режим занятий и консультаций, коррекционные мероприятия, дополнительное специальное оборудование, потребность в сопровождении (тьютор), срок повторного обращения к специалистам ПМПК, дополнительная помощь специалистов вне образовательной организации. Эпизодическая включенность рекомендуется: детям с выраженными нарушениями поведения и показаниями для индивидуального обучения на дому; детям с выраженными интеллектуальной недостаточностью и поведенческими нарушениями, проходящим реабилитацию в учреждениях системы социального обслуживания населения.

Плюсы инклюзивного образования:

· Создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями.

· Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей-учащихся данного образовательного учреждения.

· Обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами.

· Подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и детей с нарушениями слуха в частности и способствовали бы достижению максимального уровня развития, а также социальной реабилитации ребенка и его интеграции в общество.

· Формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.

Минусы инклюзивного образования: В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.

В исследованиях Алехиной С.В, директора института интегративного (инклюзивного) образования Московского городского психолого- педагогического университета, отмечено, что в настоящее время в России одновременно применяются три подхода к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья такие как:

1.Дифференцированное образование организуется для обучения и воспитания детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в отдельных образовательных организациях для обучения детей с ОВЗ.

2.Интегрированное образование представляет собой организацию обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в отдельных классах (группах) общеобразовательных организаций.

3.Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в классе (группе) общеобразовательной организации, совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии.

Инклюзивное образование осуществляется посредством совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в инклюзивной группе дошкольной образовательной организации. В диссертационном исследовании Н.В. Борисовой анализируются понятия «инклюзия» и «интеграция», которые можно использовать при организации интегрированного и инклюзивного образования.

Инклюзия – это возможность для всех учащихся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. «Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое  способом, который наиболее подходит этому ученику. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Разнообразие в определении понятия «инклюзия» связано с тем, что это процесс, ориентированный на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника, соответственно определяемый по-разному в зависимости от обучающей ситуации и контингента детей. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями). В ст.2. Федерального Закона от 29.12.12 «Об образовании в Российской Федерации» дано определение: «инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». В основе инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение и воспитание должно быть направлено на удовлетворение особых потребностей каждого ребенка. В соответствии со значениями слов инклюзия (включение) и интеграция в России существует две концепции совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений в развитии: концепция интеграции, т.е. создание специальных условий для детей с особыми образовательными потребностями в рамках существующей системы, без изменения самой системы; • концепция инклюзивного образования, основной целью которой является реструктуризация образовательных организаций в соответствии с потребностями детей, нуждающихся в особых образовательных условиях обучения и воспитания и детей, не имеющих отклонений в развитии. Цель инклюзивного образовательного организации – дать всем детям возможность наиболее полноценной социальной жизни, активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества. Принцип инклюзивного образования состоит в том, что разнообразию потребностей учащихся должен соответствовать континуум сервисов, необходима такая образовательная среда, которая является наименее ограничивающей и наиболее включающей.     Инклюзивное образование делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке адаптированной образовательной программы, учитывающей особенности развития ребенка и ориентированной, прежде всего, на личностное развитие и социальную адаптацию. Инклюзивное образование делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке адаптированной образовательной программы, учитывающей особенности развития ребенка и ориентированной, прежде всего, на личностное развитие и социальную адаптацию. Инклюзивное обучение является логическим продолжением идей интегративного обучения, которое предшествовало инклюзии хронологически, идеологически и технологически.

Глава 2. Организация  инклюзивной образовательной среды для детей с ОВЗ.

2.1 Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.

В  современном мире увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые испытывают трудности в усвоении образовательной программы. Для них требуется создание специальных условий обучения и воспитания, и возникает необходимость комплексного сопровождения таких детей в условиях образовательных учреждений. Иными словами необходима безбарьерная образовательная среда, которая бы позволила детям с ОВЗ реализовать в полной мере свои образовательные потребности. В связи с этим возникает необходимость создания инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ.

Начиная работу с детьми с ОВЗ, педагоги, психологи, социальные педагоги встают перед проблемой организации для них учебного процесса, выбора форм и методов работы с этой категорией воспитанников.

В каждом образовательном учреждении могут быть свои тонкости при выборе форм и методов, но при этом существуют общие принципы и закономерности, которых следует придерживаться:

−принцип соблюдения интересов ребёнка определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в его интересах;

−внедрение принципа непрерывности гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению;

−соблюдение принципа системности, обеспечивающего единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;

−соблюдение принципа гуманизации, что означает признание уникальности и неповторимости личности каждого ребёнка; признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребёнка; уважение к личности ребёнка со стороны всех участников образовательного процесса;

−принцип рекомендательного характера оказания помощи обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования;

−принцип вариативности, который предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Так, изменение образовательной среды (при условии ее неготовности принятия ребенка с ОВЗ) выйдет на первый план. С чего начинать эту работу в школе? Опять-таки со среды, выясняя, готова или не готова образовательная среда, принять ребенка с ОВЗ.

Коррекция образовательной среды достигается путем проведения тренинговых занятий (не только с учащимися, но и с педагогами, и с родителями), организации просветительских мероприятий (опять таки не только с детской, но и со взрослой аудиторией), переподготовки педагогических кадров.

Не стоит забывать и о том, что на сегодня лишь в немногих  образовательных учреждениях созданы специальные условия для работы с детьми, имеющими особые возможности здоровья, поэтому каждой школе нужно решить, каким образом она сможет принять ребенка с ОВЗ и как будет выстраивать работу с ним, учитывая при этом, что просветительская и коррекционная деятельность должна быть направлена и на детей без ограничений по здоровью.

На основе работ Е.А.Климова, В.А. Ясвина, Тарасова С.В., в которых предложены составляющие образовательной среды учреждения, можно выделить структуру инклюзивной образовательной среды как пространства социализации детей с различными возможностями и особенностями:

       • пространственно-предметный компонент (материальные возможности учреждения - доступная (безбарьерная) архитектурно-пространственная организация; обеспеченность современными средствами и системами, соответствующими образовательным потребностям детей);

      • содержательно-методический компонент (адаптированный индивидуальный маршрут развития ребенка, вариативность и гибкость образовательно-воспитательных методик, форм и средств);

      • коммуникативно-организационный компонент (личностная и профессиональная готовность педагогов к работе в смешанной (интегрированной) группе, благоприятный психологический климат в коллективе, управление командной деятельностью специалистов).

К одному из условий  организации инклюзивной образовательной среды можно отнести: комплексное и многоуровневое сопровождение участников образовательного процесса: педагога (научный руководитель, администрация), обучения детей (дефектолог, психолог, родители)  и социализации детей (психолог, родители, волонтеры).

Виды (направления) комплексного сопровождения:

• профилактика;

Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей: · разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа; · выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии; · предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

• диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг));

Диагностика - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития УУД, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества. На основе результатов психологической диагностики, разрабатываются направления и задачи психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы, определяется тематика и цели психолого – педагогического просвещения участников образовательного процесса.

• консультирование (индивидуальное и групповое);

Консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители:

· по вопросам разработки и реализации программ обучения и воспитания; · по вопросам психологии детей и их возрастным особенностям; · по поводу проблем обучения, поведения, межличностного взаимодействия конкретных учащихся или групп учащихся; · профориентационное консультирование учащихся; · оказание психологической помощи и поддержки учащимся, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания; · помощь в организации эффективного детско-родительского общения и др.  

• развивающая работа (индивидуальная и групповая);

• коррекционная работа (индивидуальная и групповая);

Коррекционно-развивающая работа - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности учителей, педагога-психолога, учителя – дефектолога, учителя – логопеда, врачей, социального педагога и других специалистов.

•психологическое просвещение и образование (повышение психолого-педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей).

Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре. Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.

В основе поддержки лежит метод комплексного сопровождения, реализующего четыре функции:

 -диагностика возникающих у ребенка проблем;

 - поиск информации о сути проблемы и способах ее разрешения;

 -консультация на этапе принятия решения и выработке плана проблемы;

 - помощь на этапе реализации решения проблемы.

         Следующее условие организации инклюзивной образовательной среды можно отнести: Преемственность дошкольного и школьного образования на уровне дидактических технологий, образовательных программ, воспитательного пространства учреждений (совместная деятельность специалистов детского сада и школы осуществляется как сотрудничество по выработке совместных решений в сфере создания педагогических условий инклюзии).

В ходе психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

· осуществление мониторинга развития индивидуально-личностных характеристик ребенка;

 · помощь (содействие) ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

 · создание специальных социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении;

· формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

· развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов;

 · создание условий для получения социально-психологической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции специалистов СПС (социально - психологической службы).

Уровни психолого-педагогического сопровождения:

Уровень класса (группы).

На данном уровне ведущую роль играют учителя, классный руководитель обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности - развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций. Для достижения данной цели классный руководитель совместно со специалистами разрабатывает план развития класса и каждого ученика. Корректируется план воспитательной работы в классе на основе психологических характеристик класса и учащихся.

Уровень образовательного учреждения.

Оказывается специализированная помощь детям со сложными проблемами, предполагающая участие специалистов особой квалификации, комплексный (междисциплинарный) подход и особые условия для работы (наличие специального оборудования, технологий и т.п.). На данном уровне работа ведется педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, социальным педагогом, выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне также реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями.

Основные мероприятия по реализации психолого-педагогического сопровождения

I. Сопровождение на этапе приёма детей в школу.

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. Как правило, диагностика состоит из двух составных частей. Сначала осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка (ноябрь). Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется второй «диагностический тур». Он направлен на выявление причин низких результатов. В ряде случаев второй диагностический срез осуществляется в марте.

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.

3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.

 4. Участие в работе РПМПК.

II. Сопровождение учащихся начальной школы

Адаптация первоклассников

 I этап – первичная адаптация детей к школе.  Его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

1. Стартовая диагностика учащихся, поступивших в первый класс, с целью выявления уровня актуального и зоны ближайшего развития ребёнка, индивидуальных путей коррекции.

2. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.

4. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленных в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.

5. Организация психолого-педагогической поддержки школьников

6. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленной на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.

7. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

II этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации. Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1- го класса и предполагает следующее:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий.

2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.

3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

4. Семинарские занятия с учителями начальных классов по преодолению психологических барьеров.

5. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. Здесь же – методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности.

 6. Организация групповой психокоррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Выявление детей с ООП (ограниченными образовательными потребностями) в ОУ, осуществление психолого-медико-социального сопровождения

7. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы.

Сопровождение учащихся 2-4 классов

1. Оценка сформированности универсальных учебных действий у учащихся 2-3 классов.

2. Диагностика готовности четвероклассников к переходу в среднее звено.

3. Коррекционно-развивающие занятия.

4. Организация психолого-педагогической поддержки школьников, испытывающих трудности в обучении, имеющим проблемы в поведении.

5. Проведение мероприятий с использованием современных технологий,  способствующих формированию у обучающихся гражданской позиции, нравственных качеств, коммуникативных навыков, ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни.

6. Просвещение и консультирование педагогов и родителей по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. (Индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания).

 7. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной работы в течение года.

III. Сопровождение учащихся основной школы

Адаптация пятиклассников

1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями пятиклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям.

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.

3. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.

 4. Диагностика учащихся 5-х классов, направленная на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации (октябрь).

 5. Организация психолого-педагогической поддержки школьников, испытывающих трудности адаптации.

6. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период адаптации пятиклассников.

IV. Сопровождение учащихся 10-11 классов

V. Профилактика безнадзорности и правонарушений

VI. Сохранение и укрепление психологического здоровья

VII. Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни

Обобщая работу в данном направлении, мы отмечаем, что инклюзивная образовательная среда, созданная с учетом вышеперечисленных принципов, структуры и условий её организации, способствует стимулированию развития самостоятельности, инициативности и активности ребенка с ОВЗ, обеспечивает разным детям доступ к развитию своих возможностей с учетом особых образовательных потребностей и является эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса.

2.2 Инклюзивное образование: среда, результаты, перспективы, развитие на примере МБОУ «Златоруновская СОШ».

Условиями успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов является получение образования, благодаря которому обеспечивается их полноценное участие в жизни общества, эффективная самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Нередко оказывается так, что дети с особыми образовательными потребностями выпадают из общего образовательного процесса, так как для работы с ними педагогический состав общеобразовательных учреждений не обладает необходимыми знаниями в области коррекционной и специальной педагогики. Эту и множество других проблем в современной школе призвано решить инклюзивное образование Необходимость инклюзивного образования возникла и в нашей школе. Она была давно, но особенно остро возникла в 2010–2011 учебном году, когда территориально обучающиеся были привязаны к школе, а возможностей здесь обучаться не было, так как не

были созданы условия. Дети вынуждены были обучаться в удаленной от проживания школе, подвоз их к месту учебы осуществить не было возможности, часто дети из малообеспеченных семей вынуждены были жить  в школе - интернате г. Ужура. Уже на первых этапах развития инклюзивного образования в нашей школе остро встала проблема неготовности учителей к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, обнаружился недостаток профессиональных компетенций учителей к работе в инклюзивной сфере, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов.

Основным психологическим «барьером» являлся страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.

Необходимо было подготовить педагогические кадры. Администрация школы проводила работу с учителями, учителя с родителями. Также педагогические кадры должны были пройти специальное обучение. Требовалось создать материальную базу для инклюзивного обучения. Не было кабинетов для специалистов, специально оборудованных классов для детей с ОВЗ, наглядных и учебных пособий.

Большой проблемой оставалась работа с родителями. Существует три категории родителей, имеющих детей с ОВЗ: 1) не понимают до конца серьезность и суть имеющегося у них коллегиального заключения ПМПК о поставленном диагнозе; 2) не хотят это понимать – предпочитают «позицию страуса»; 3) социально-дезадаптированные родители. К такой категории относятся родители, ведущие асоциальный образ жизни (не работающие, принимающие алкоголь, сами имеющие отставание в умственном развитии, живущие в антисанитарных условиях). Как правило, эти родители многодетные, что тоже осложняет должное воспитание и обучение.

Для работы с детьми с ОВЗ требовались специалисты, имеющие коррекционное образование: учитель-дефектолог, учитель-логопед и психолог, социальный педагог. Но эта проблема благополучно разрешилась. Школа пополнилась необходимыми для успешной работы с детьми с ОВЗ специалистами.

В августе 2011 года была получена лицензия на право ведения образовательной деятельности по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида.

Уже 2014-2015 уч. году учащиеся с особыми образовательными потребностями обучались по адаптированной программе VIII вида в 2 отдельных классах-комплектах (5-7, 8-9 класс), учащиеся начальных классов обучались интегрировано в общеобразовательных классах (всего 29 человек).

В 2015-2016 году были открыты 2 класса - комплекта (1-4, 5-7 класс) и отдельные  8 и 9 классы для обучающихся по адаптированной программе VIII вида (всего 28 обучающихся).

        В 2016-2017 учебном году функционировало 3 класса - комплекта (1-4, 5-7, 8-9 класс), 3 обучающихся обучалось индивидуально на дому, 1 обучающийся обучался по индивидуальному учебному плану. На конец учебного года в классах для детей с ОВЗ обучались 31 обучающихся по адаптированной образовательной программеVIII вида, 1 обучающийся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1, 1 обучающийся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

В 2017-2018 году, на начало года в школе обучались 25 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 3 классах комплектах (2-7. 5-6, 7-9), 5 обучающихся обучались индивидуально на дому.

В 1 классе общеобразовательной школы 5 обучающихся обучались со статусом «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» ( вариант 7.1-2 обучающихся, вариант 5.1- 3 обучающихся) для которых были разработаны адаптированные образовательные программы.

Стоит обратить внимание на тенденцию к увеличению количества детей с ОВЗ. В связи с этим возникает необходимость в курсовой переподготовке педагогических кадров нашей школы, работающих с детьми с ОВЗ по адаптированным программам.

Учителя-предметники, работающие с интегрированными в классы нормы детьми с ОВЗ, составляют рабочие программы, основываясь на программу под ред. Воронковой, специалисты: учитель-дефектолог, учитель-логопед, психолог, – составляют совместно с учителем индивидуальные коррекционные программы на каждого ребенка, обучающегося в начальной школе, проводя диагностические обследования в течение учебного года: в начале, середине и конце года. Работа специалистами ведется в форме индивидуальных, подгрупповых, групповых занятий. Проводятся консультации с учителями, родителями.

Педагогический коллектив, работающий с этой категорией детей, кроме самообразования, проходит обучение на курсах. На дому детей-инвалидов также обучают подготовленные учителя.

Инклюзия охватывает глубокие социальные аспекты жизни школы: создается моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к образовательным потребностям любого ребенка, которую возможно обеспечить только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплоченном командном взаимодействии всех участников образовательного процесса, обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования.

Исходя из сказанного выше, педагогический коллектив ставит перед собой следующие задачи:

организация качественной коррекционно-реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонения в развитии; сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;

расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ;

совершенствование системы кадрового обеспечения.

формирование ценностей и общепринятых норм поведения, необходимые для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности.

В нашей школе работают люди, готовые изменяться вместе с ребенком и ради ребенка, причем не только «особого», но и самого обычного. Для детей с ОВЗ принцип инклюзивного образования означает, что разнообразию потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья должна соответствовать образовательная среда, которая является для них наименее ограничивающей и наиболее включающей. Реализация этого принципа означает: все дети должны быть включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства. Задача нашей школы – построить систему, удовлетворяющую потребности каждого. Все дети, а не только дети с ОВЗ, должны обеспечиваться поддержкой, которая позволяет им быть успешными, ощущать безопасность и уместность.

В нашей школе обучаются разные дети с ОВЗ: и с задержкой психического развития, и с умственной отсталостью, и с тяжелыми нарушениями речи. Задержка психического развития относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Объяснением этого служит замедление темпов созревания психики. Они не могут в должной мере овладеть учебной программой «нормы», для них нужна специальная адаптированная программа.

 В настоящее время в МБОУ «Златоруновская» СОШ созданы необходимые материально-технические условия для обучения детей с ОВЗ и проводятся мероприятия направленные на организацию инклюзивного образования по следующим направлениям деятельности:

  • Повышение квалификации педагогов.
  • Материально – техническое и организационное.
  • Создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов.
  • Создание толерантной среды (включение всех детей с ОВЗ в проведение интеллектуальных, воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий).

В школе целенаправленно поддерживается социализация обучающихся с ОВЗ, что способствует улучшению социальной компетенции и  навыков коммуникации детей с ОВЗ, более высокому уровню социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде;

  • В инклюзивной среде дети с ОВЗ получают возможность полноценного освоения учебных программ, что способствует улучшению навыков и академических достижений;
  • В инклюзивном классе дети учатся уважать и ценить своих одноклассников с ОВЗ, видеть то, что лежит за чертой инвалидности или одарённости.

С сентября 2016–2017 учебного года были приняты ФГОС НОО для детей с умственной отсталостью и ОВЗ. Это стимулирует весь  педагогический коллектив нашего образовательного учреждения для дальнейшего профессионального развития, чтобы успешнее социализировать обучающихся во взрослую жизнь по окончанию школы.

Заключение

В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности. Как уже было упомянуто в данной работе, это связано со спецификой методик и неподготовленностью кадров, нехваткой специалистов.

Практика показывает, что развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Педагоги и администрация образовательных учреждений, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок. Инклюзивное пространство подразумевает открытость и доступность не только для детей, но и для взрослых.

Теоретический анализ проблемы инклюзивного образования показал, что дети с ограниченными возможностями здоровья должны иметь право выбора места получения образования, и это право должно быть закреплено в системе федерального законодательства и регламентировано на уровне практики.

                   

Список литературы


         1. С.В. Алехина, Н.Я. Семаго, А.К. Фадина «Инклюзивное образование». Выпуск 1. - М.: Центр «Школьная книга», 2010.

2. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф.Л.Ратнер, А.Ю.Юсупов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

3. «Обучение детей с особенностями развития по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классеметодические рекомендации» / сост. , . - Челябинск: ИИУМЦ «Образование» - 2006. – С. 223. Педагогика.

 4. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования.- 2003.- № 5.- С. 100-106

5. Н.Я. Семаго, «Справочник школьного психолога на начальных этапах организации инклюзивного образования в школе» / / Пути развития инклюзивного образования в Центральном округе: сб. статей // под общ. ред. . - М.: ЦАО, 2009. - С. 56.

6. Дзоз В. А., Трифонов С. И., Чеснокова Г. С. Организация инклюзии в системе непрерывного образования // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 2. - С. 233-238.

7. Малофеев Н. Н. Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна [Электронный ресурс] // Альманах института коррекционной педагогики. - 2007. - № 11. - URL: http://almanah. ikprao.ru/articles/almanah-11/pochemu-integracija-v-obrazovanie-zakonomerna (дата обращения 26.03.2015 г.)

          8. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность: В сб. Новые ценности образования: забота - поддержка - консультирование. - М. ,: Инноватор. Вып. 6, 1996.

          9. Беличева С.А. Система коррекционно-развивающего обучения: ее преимущества и проблемы.// Практическая психология и логопедия.- 2003г.- №1-2 (4-5).

         10. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях ДОУ.\\ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2002.

          11. Приказ об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), от 19.12. 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...

Дипломная работа "Специфика работы педагога с педагогически запущенными детьми"

Дипломная работа "Специфика работы педагога с педагогически запущенными детьми"...

Дипломная работа на тему: «Работа с учащимися, имеющими нарушения письменной речи"

Специально организованная логопедическая работа по преодолению нарушений письма у учащихся 4 класса общеобразовательной школы....

Дипломная работа "Инклюзивное образование"

Современная система образования полноценно принимает в себя только тех, кто отвечает её определенным требованиям, детей со стандартными возможностями, способными обучаться по общей для всех программе....

Дипломная работа на тему: «Индивидуальная образовательная программа, на базе утвержденной примерной программы дошкольного образования»

Авторская рабочая программа для руководителей  групп эстетического развития и подготовки к школе.Назначение: информационный  материал данной дипломной работы можно практически использовать...