Логоритмика в системе работы логопеда.
статья по логопедии

Поликанова Яна Юрьевна

Цель коррекционного курса «Логопедическая ритмика» -  направлена на преодоление нарушений речи путем развития, воспитания и коррекции нарушений координированной работы двигательного, речедвигательного и слухового анализаторов в процессе интеграции движений, музыки и речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логоритмика в системе работы логопеда.

Цель коррекционного курса «Логопедическая ритмика» -  направлена на преодоление нарушений речи путем развития, воспитания и коррекции нарушений координированной работы двигательного, речедвигательного и слухового анализаторов в процессе интеграции движений, музыки и речи.

Все в нашем организме подчинено ритму. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для школьников с ОВЗ форме-логоритмических упражнениях и играх.

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат  общению со сверстниками.

Основные задачи реализации курса:

•        Развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики;

•        Развитие дыхания и голоса;

•        Развитие чувства темпа и ритма в  движении;

•        Воспитание координации речи с темпом и ритмом музыки;

•        Коррекция речевых нарушений средствами логопедической ритмики

Логопедическая ритмика является неотъемлемой частью логопедической методики.

Она способствует преодолению разнообразных речевых расстройств, таких как общее недоразвитие речи (нарушение у ребенка всех систем родного языка: лексики, грамматики и фонетики), заикание (нарушение ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата).

 Логоритмическими средствами регулируются процессы возбуждения и торможения, формируются координация движений, их переключаемость точность, формируются умения передвигаться и ориентироваться в пространстве, развивается произвольное внимание.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе:

•        Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов памяти и внимания.

•        Развитие речи детей с ТНР и корректирование их нарушений: развитие дыхания, голоса; выработка умеренного темпа речи и её интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

 Логопедическая  ритмика  включает музыкально-ритмические движения, упражнения способствующие развитию движений, связанных с речью и музыкой, музыкально-игровой материал, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.

 К музыкально - ритмическим движениям относят упражнения и игры, развивающие у школьников чувство ритма, координацию движений в соответствии с музыкой и речью.

Упражнения, способствующие развитию движений, связанные с речью и музыкой, служат и для коррекции речи.

Это песни - пляски, в которых движения согласуются со словом. На их основе дети учатся понимать и  правильно предавать темп и ритм речи.

Музыкальные игры укрепляют двигательный аппарат, мускулатуру, развивают переключаемость и координацию движений, ловкость, быстроту реакции, ориентировку в пространстве.

Упражнения  на развитие дыхания, голоса и артикуляции проводятся в соответствии с этапами коррекционно-логопедической работы и решают задачу нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Упражнения на развития дыхания служат для формирования правильного диафрагмального дыхания, воспитания плавного, длительного, сильного выдоха и проводятся в сочетании с движениями рук, туловища, головы. Упражнения на развитие голоса служат для выработки силы, высоты, длительности звучания и выразительности голоса. Упражнения проводятся как с музыкальным сопровождением, так и без него. Выразительность голоса воспитывается с помощью мелодекламаций и чтения стихотворений с различными интонациями.

Упражнения на развитие артикуляции выполняются ритмично под счёт, на определённый акцент в музыке. Используются игры на развитие подвижности артикуляционного аппарата.

        Содержание урока изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Ритмические игры с музыкальными инструментами постепенно усложняются; задействуются различные способы восприятия ритма: слуховой, зрительный, тактильный.

 Игровое построение урока создаёт доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребёнка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес, внимание, активизирует речь.

 Логопедическая ритмика, формирует у ребенка современную картину мира, что способствует успешной социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы логопеда

Данная презентация была подготовлена как сопровождение защиты системы работы на районный конкурс "Учитель года -2007"....

Система работы учителя-логопеда с леворукими детьми.

Особенности протекания психических процессов обусловленные механизмами межполушарного взаимодействия....

Система работы учителя-логопеда по коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи и проявляющихся в нарушении обозначения мягкости согласных на письме

В повышении качества образования и воспитания немаловажную роль играет психолого-педагогическое изучение школьников, своевременное выявление причин отставания отдельных учеников и выбор наиболее эффек...

Система работы логопеда с родителями

План работы логопеда с родителями на 2014-  2015 учебный год...

Система работы учителя-логопеда по коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи и проявляющихся в нарушении обозначения мягкости согласных на письме

Система работы учителя-логопеда по коррекции недостатков письма, обусловленных фонематическим недоразвитием речи и проявляющихся в нарушении обозначения мягкости согласных на письме...

«Логоритмика в системе здоровьесберегающих технологий»

Разно уровневые дифференцированные контрольные и самостоятельные работы, тесты, индивидуальные задания творческой направленности, карточки-консультанты.     К моменту поступления в школ...

Логопедическая ритмика в школе в системе работы логопеда.

В книге  раскрывается  содержание работы по логопедической ритмике в школе. Данное пособие может быть использовано логопедами школ. Представленный опыт поможет логопедам школ составлять кале...