«Здоровьесберегающие технологии на коррекционных занятиях»
методическая разработка по логопедии (2 класс)

Данюшина Ирина Геннадьевна

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания особое внимание уделяется воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

На сегодняшний день существует небольшое количество ДОУ готовых принять таких детей. Пребывание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в группе повышает не только его самооценку, но и предает уверенности в том, что он является полноценным членом общества, придает социальной уверенности. Проведение диагностики и коррекции нарушений развития, социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствует получению дошкольного образования, а также социальному развитию детей с ограниченными возможностями.

Следовательно, одной из основных задач в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой происходит психо-эмоциональное развитие, и укрепление здоровья ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesber_tehn.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания особое внимание уделяется воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

На сегодняшний день существует небольшое количество ДОУ готовых принять таких детей. Пребывание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в группе повышает не только его самооценку, но и предает уверенности в том, что он является полноценным членом общества, придает социальной уверенности. Проведение диагностики и коррекции нарушений развития, социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствует получению дошкольного образования, а также социальному развитию детей с ограниченными возможностями.

Следовательно, одной из основных задач в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой происходит психо-эмоциональное развитие, и укрепление здоровья ребенка.

Виды здоровьесберегающих технологий используемые в работе с детьми с ОВЗ в нашей группе.

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
  • Динамические паузы способствуют снижению утомляемости у детей между двумя видами непосредственной образовательной деятельности. В результате активизируется мышление и повышается умственная работоспособность. Используются с элементами гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики.
  • Общеукрепляющая гимнастика повышает эмоциональный тонус, снимает напряжение от пробуждения после ночного сна, собирает внимание, дисциплинирует поведение.
  • Гимнастика пробуждения проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма. Является хорошим стимулом для поднятия настроения, бодрости, для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Проводится ежедневно (упражнения в кровати, «дорожки здоровья»).
  • Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Работа по развитию мелкой моторики руки состоит из занятий, развивающих тактильное ощущение, из пальчиковых игр, а также из упражнений по раскрашиванию картинок, лепке из пластилина, работу с ножницами, собиранию бусин на леску и т.д. Пальчиковая гимнастика направлена на повышение работоспособности коры головного мозга, развитие активной речи ребенка. Рекомендуются детям с речевыми проблемами.
  • Дыхательная гимнастика повышает общий жизненный тонус детей, сопротивляемость и устойчивость к заболеваниям дыхательной системы, улучшает обменные процессы нормализует психоэмоциональное состояние.
  1. Формирование культурно-гигиенических навыков. Воспитание у детей привычек к чистоте, порядку, навыков культуры еды, как необъемлемой части культуры поведения. Задача эта сложная, требующая систематичности, большого терпения, единства требований со стороны взрослых.

3 Коррекционные технологии.

  • Психогимнастика. Одним из ее составляющим является мимическая гимнастика.

Для детей с ОВЗ большое значение приобретает эмоциональная разгрузка. Лучшим средством эмоционального тренинга в таких ситуациях является мимическая гимнастика, которая помогает ребенку:

  • познать сущность эмоциональных состояний как собственных, так и окружающих людей;
  • развить произвольность собственного поведения через осознанное и адекватное проявление эмоций;
  • усилить глубину и устойчивость чувств;
  • разгрузиться от излишних переживаний, проявив свое эмоциональное состояние.

Проводится в непосредственно-образовательной деятельности как часть занятия.

  • Логоритмика. Это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
  • Арт-терапия - это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.

Одно из направлений арт-терапии - технология воздействия цветом или цветотерапия (обеспечение светового режима; цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса). Нервная система ребенка нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой части спектра; яркие, светлые оттенки оказывают на Центральную нервную систему влияние, без которого она обойтись не может. Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребенку для своего роста и развития. Выделяются следующие формы:

  • ассоциативное рисование. Дети используют разнообразные изобразительные средства по желанию, подбирая цвет, который, по их мнению, ассоциирует с данной темой.
  • медитативное рисование служит хорошим средством развития творческой фантазии ребёнка.

На первом этапе занятия, дети, представляя себя тем или иным предметом или явлением, осуществляют под музыку разнообразные движения. Последующим этапом занятия является отражение услышанной и воспроизведённой движением музыки через цвет в изобразительной композиции акварелью или гуашью.

Эти приемы позволяют быстро снизить уровень тревоги, страха, и неуверенности в своих возможностях. В изобразительной деятельности можно использовать психотерапевтические нетрадиционные техники рисования: рисование пальчиком, ладошкой; рисование нетрадиционными изобразительными средствами (свечой, комочком бумаги, поролоновым тампоном, ватными палочками и др.); рисование по сырому фону и др.

Песочная терапия. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии.

Детская песочная терапия помогает справиться с различными нарушениями поведения, наладить взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми, избавиться от психосоматических заболеваний, повышенной тревожности, страха, неврозов, пережить трудности, которые связаны с различными семейными и социальными ситуациями. Она полезна детям с гиперактивным типом развития нервной системы, с нарушениями в развитии мелкой моторики.

Музыкотерапия и звукотерапия (лечение звуками природы) заключается в музыкальном сопровождении режимных моментов и занятий. Технология музыкального воздействия позволяет корректировать эмоциональный фон ребенка. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей и влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). При использовании музыки необходимо помнить об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей.

Сказкотерапия. Многие игровые технологии, применяемые на занятиях, сопровождаются сказками, которые придумывают, как педагог, так и сами дети, дополняя фантазии друг друга. Это способствует освоению навыков общения, целенаправленного слухового восприятия, развитию мышления, речи, памяти.

Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ способствует:

  • повышению работоспособности, выносливости детей;
  • развитию психических процессов;
  • формированию, развитию двигательных умений и навыков;
  • развитию общей и мелкой моторики;
  • и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155
  2. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование. №17, 2004.
  3. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие – М.; Сфера, 2010.
  4. Голубева Л. В. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт. – Волгоград: Учитель, 2011
  5. Инклюзивное образование, http://www.deti.rian.ru/grani
  6. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: Линка- пресс, 2000.
  7. Сократов Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  8. Яковлева Т. С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа реализации здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях с учащимися начальной школы, имеющих нарушения речи.

Департамент образования г. МосквыСеверо-восточное окружное управление образованияГосударственное бюджетное образовательное учреждениеЦентр Образования № 1490Утверждаю:Директор ГБОУ ЦО № 1490...

Взаимодействие семьи и школы по внедрению здоровьесберегающих технологий в коррекционных классах.

В статье рассказывается о внедрении здоровьесберегающих технологий в работе с детьми коррекционных начальных классов (VII вида).  Здоровьесберегающие технологии в образовании — это организация уч...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОМ КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА АРТ-ТЕРАПИИ

…От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,  мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы....

"Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе" (статья и презентация)

Статья "Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе"Презентация "Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе"...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной школе

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей....

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ В КЛАССАХ «ОСОБЫЙ РЕБЁНОК»

В статье представлен материал, раскрывающий актуальную проблему применения здоровьесберегающих технологий на коррекционно-развивающих занятиях в классах "Особый ребенок"....

Здоровьесберегающие технологии на коррекционно-развивающих занятиях

Cтатья на тему: "Здоровьесберегающие технологии на коррекционно-развивающих занятиях". В статье информация о том, как сберечь и улучшить здоровье учащихся, какие методики использовать на уро...