ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ В КЛАССАХ «ОСОБЫЙ РЕБЁНОК»
статья

Новожилова Галина Борисовна

В статье представлен материал, раскрывающий актуальную проблему применения здоровьесберегающих технологий на коррекционно-развивающих занятиях в классах "Особый ребенок".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ  ТЕХНОЛОГИЙ

НА КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИХ  ЗАНЯТИЯХ  В КЛАССАХ «ОСОБЫЙ РЕБЁНОК»

Н.И. Карамышева

Г.Б. Новожилова

 Государственное  бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение  для обучающихся, воспитанников с ограниченными   возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 231 Адмиралтейского района

Дети класса «Особый ребёнок» имеют свои особенности в развитии: низкий стимул к восприятию учебного материала, трудности в запоминании нового материала, мышление основано на образах и наглядности, поэтому использование здоровьесберегающих технологий повышает доступность учебного материала.

Наши дети отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, заторможенность и т. д. Поэтому педагогам, работающим с такими детьми, приходится корректировать не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Не случайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.

       Психическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья происходит медленнее, чем развитие обычных детей, для них главным видом деятельности продолжает оставаться игра. Учитывая эту особенность детей в классах «Особый ребёнок», мы используем игровые формы организации коррекционно-развивающей работы с применением здоровьесберегающих технологий. Одной из таких форм является занятие в виде тематического путешествия. На таком занятии присутствует главный герой (сказочный персонаж), который совершает путешествие. Ученики выполняют задания, помогая тем самым герою продвигаться к конечной цели, в процессе выполнения заданий формируются и закрепляются навыки здорового образа жизни, счёта, написания букв, графические навыки и др.

   В ходе занятия в зависимости от состояния учащихся, степени их утомления мы организуем динамическую паузу (иногда две), на которой проводятся физкультурные разминки с использованием простых стихотворных текстов. Проговаривание текста способствует развитию речи, памяти, выполнение физических упражнений развивает крупную и мелкую моторику учащихся.

Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Современные здоровьесберегающие технологии мы включаем в коррекционно-развивающий процесс оздоровления и профилактики.

Здоровьесберегающие технологии, сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы – проводятся во время занятий, по мере утомляемости детей, рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления.

Релаксация – проводится в любом помещении, в зависимости от психического состояния детей. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы. В нашей школе создан специальный релаксационный кабинет.

Пальчиковая гимнастика -   проводится ежедневно, рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Гимнастика для глаз – проводится ежедневно в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.

Гимнастика дыхательная – используется в различных формах физкультурно – оздоровительной работы.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия). Могут быть

организованы незаметно для ребёнка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры. Занятия строятся по определенной схеме и

состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Коррекционные технологии:

Арттерапия - лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций.

Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками. Арттерапевтические техники помогают снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребёнка.

Технологии музыкального воздействия - используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье». Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребёнку перспективы собственного роста.

Психогимнастика направлена на обучение детей использованию выразительных движений в воспитании эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других.

Очень важно, чтобы каждая технология имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребёнок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех её свойств и качеств. Особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья.

Литература:

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2.
  2. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка; М.: Просвещение, 1981. - 127 c.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ПДД Тема: Беседа «Где можно играть?» класс "Особый ребёнок".

Цель занятия:    Сформировать представление школьников о безопасности на улицах и дорогах....

Конспект занятия по ПДД Тема: «Беседа о безопасном поведении пешеходов на улице» Класс «Особый ребёнок»

Цель занятия: научить детей безопасному поведению на улице;закрепить ранее изученный материал. Убедить учащихся соблюдать  правила для пешеходов....

Конспект занятия по ПДД «Переход улиц при регулировании дорожного движения светофором» класс «Особый ребёнок»

Цель занятия: Объяснить учащимся назначение светофоров. Рассказать о значении светофора....

Конспект занятия Тема: пластилинография « Петушок с семьёй». класс «Особый ребёнок»

Задачи:1. Закрепить знания детей о домашних птицах ( петух, курица, цыплята ), их внешнем облике ,отработать технические приёмы изображения птиц способом пластилинографии.2. Продолжать формировать у д...

Открытый урок по альтернативному чтению, 4 класс (класс "Особый ребёнок")

В силу значительных ограничений  вербальной коммуникации учащиеся с умеренной умственной отсталостью оказываются в большой зависимости от коммуникативных партнёров, поэтому так важно научить их а...

Рабочие учебные программы специального (коррекционного) класса 8 вида, 1 класс "Особый ребёнок"

Рабочие учебные программы   специального образования для детей имеющих умеренную степень умственной отсталости "Особый ребёнок" для 1 класса по предметам : математика, письмо и обучение грамоте, ...

Адаптированные рабочие программы коррекционно-развивающих занятий для детей с тяжёлой умственной отсталостью для 3 класса "Особый ребёнок"

Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с тяжёлой умственной отсталостью для 3 класса "Особый ребёнок" для учителей-дефектологов коррекционных школ и реаб...