Моделирование, как одна из технологий развития связной речи детей с ОВЗ
статья по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ СОШ № 26
Моделирование, как одна из технологий развития связной речи детей с ОВЗ
Подготовила: учитель-логопед Долганова В.Г.
Таганрог 2019
Когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранялся надолго в памяти и использовался в новых условиях.
Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятий менять виды деятельности. Одним из видов инноваций в логопедической практике является макетирование.
Макетирование - это метод конструирования объектов, при помощи которого создают пространственные трехмерные модели .
С точки зрения Н.Коротковой, макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло – детской и свободной детской активности.
Л. Ф. Обухова отмечает, что с помощью различных моделей, макетов и схем ребенок материализует математические, логические, коммуникативные, пространственные, временные отношения.
Метод макетирования мы применяем для замещения реальных предметов и объектов в виде макетов, дополняя их схематическими изображениями, знаками, символами.
Актуальность данной технологии, заключается в том, что она имеет большое значение в формировании речевой компетентности у детей с нарушениями речи, а также и в решении речевых задач, поставленных перед логопедом в сложных эмоционально-насыщенных речевых ситуациях.
Макет – уменьшенная модель объекта.
При помощи макетов мы решаем следующие задачи:
- Создать ситуацию общения.
- Развивать понимание речи.
- Стимулировать речевую активность.
- Вызывать звукоподражательную речь.
- Формировать активный и пассивный речевой запас.
- Формировать простую фразу.
Чем же макет так удобен? Тем, что в данном случае мы опираемся на предметно-практическую деятельность. Все дети любят небольшие игрушки, а макет объемный 3х мерный мир, в который ребенок с удовольствием погружается и действует с различными персонажами и предметами, которые могут варьироваться.
Выбирая тот или иной макет для решения поставленных задач, мы ориентируемся, прежде всего, на интересы самого ребенка.
Все мы знаем, что дети любят игрушки и нашей палочкой-выручалочкой становится макет «Деревенский двор». Это набор животных и их детенышей.
На этапе, когда речь отсутствует, мы можем использовать такие дидактические упражнения, когда ребенок находит животных по просьбе педагога, прячет их, расставляет в определенном порядке. Работая над пониманием простой инструкции, мы можем попросить посадить собаку в будку, кота на крышу, покормить корову, собаку кошку: «кому ты дашь косточку?» Правильно - собаке, На собака косточку, а кому траву – корове, На коровка кушай.
Вызывая звукоподражания; мы можем поиграть в такие игры как: «Кто как голос подает?» или «Угадай по голосу». Педагог просит: Покажи, кто кричит МУУУ? Правильно - корова, а кто Мяу – кошка и т.д Пополняя словарный запас мы играем «Найди маму» или «Найди семью». «Большой – маленький». Развивая параллельно сенсорное восприятие «Найди пару» Работая над пониманием предлогов «Кто, где?» Кот НА крыше, собака В будке, корова ЗА забором.
Как я уже говорила, выбирая макет, мы идем от интересов ребенка. Например, в этом году у меня пришел ребенок, которого ввести в ситуацию общения удалось, только играя вместе с ним с машинками, потому что любимые игрушки это – транспорт. Поэтому первым я стала использовать макет «Город, улица» Здесь тоже много игр, которые можно использовать на первом этапе работы по преодолению алалии. Сначала мы даем ребенку поиграть самостоятельно, в игровой форме работая над пассивным словарем: просим показать большую машину, маленькую, красную или синюю, большой дом и маленький домик; поставить машину в гараж. Вызывая звукоподражания играем «Какой транспорт как звучит» Машина сигналит Би-Би, поезд гудит Ту-Ту, пароход – лллл. Или «Громко-тихо» Грузовик большой сигналит громко БИ-БИ, а машина маленькая тихо би-би. Макет удобен и тем, что он мобилен, мы можем вносить в него новые предметы н-р, в данном случае, развивая мелкую моторику мы строим дома из лего и дополняем ими наш макет.
Подводя итог можно сказать, что в современно логопедической практике выбор технологий приемов методов и форм работы должен основываться прежде всего на личностно-ориентированном подходе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/07/picture-174444-1483811433.jpg)
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ МОДЕЛЕЙ И СИМВОЛОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР»
Актуальность данной проблемы заключается в том, что использование наглядного моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучен...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/27/picture-246002-1367077251.jpg)
Развитие связной речи детей с задержкой психического развития
Развитие связной речи детей с задержкой психического развития...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/01/picture-254507-1378061253.jpg)
ПЕРЕСКАЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Основной задачей литературного и лингвистического образования в начальной школе является развитие речи. Это признают все или почти все, кто практически или теоретически разрабатывал вопросы начального...
Развитие связной речи детей на логопедических занятиях как условие успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате
В статье описаны особенности коррекционной логопедической работы по формировнию связной речи у детей с задержкой психического здоровья. Грамотно построенная речь невозможна без правильного прлизношени...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/27/picture-373643-1388116036.jpg)
Буклет для родителей по развитию связной речи детей
В буклете представлена информация для родителей по развитию связной речи детей.Даны упражнения,игры,рекомендации....
Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста
Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста. Одним из направлений коррекционной логопедической работы- является развитие н...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/14/picture-434002-1515924804.jpg)
«Вместе играем - речь развиваем».Игры и упражнения на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...