Моделирование, как одна из технологий развития связной речи детей с ОВЗ
статья по логопедии

Долганова Виктория Геннадьевна
Когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранялся надолго в памяти и использовался в новых условиях. В этих ситуациях можно использовать такой инновационный метод как макетирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maketirovanie.docx16.3 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ СОШ № 26

Моделирование, как одна из технологий развития связной речи детей с ОВЗ

Подготовила: учитель-логопед Долганова В.Г.

Таганрог 2019

Когда работаешь с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранялся надолго в памяти и использовался в новых условиях.

      Учитывая повышенную утомляемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятий менять виды  деятельности. Одним из видов инноваций в логопедической практике является макетирование.

Макетирование - это метод конструирования объектов, при помощи которого создают пространственные трехмерные модели .

С точки зрения Н.Коротковой, макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных форм взросло – детской и свободной детской активности.

Л. Ф. Обухова отмечает, что с помощью различных моделей, макетов и схем ребенок материализует математические, логические, коммуникативные, пространственные, временные отношения.

Метод макетирования мы применяем для замещения реальных предметов и объектов в виде макетов, дополняя их схематическими изображениями, знаками, символами.

Актуальность данной технологии, заключается в том, что она имеет большое значение  в формировании  речевой компетентности у детей с нарушениями речи, а также и в решении речевых задач, поставленных перед логопедом в сложных эмоционально-насыщенных речевых ситуациях.

         Макет – уменьшенная модель объекта.

При помощи макетов мы решаем следующие задачи:

  • Создать ситуацию общения.
  • Развивать понимание речи.
  • Стимулировать речевую активность.
  • Вызывать звукоподражательную речь.
  • Формировать активный и пассивный речевой запас.
  • Формировать простую фразу.

Чем  же макет так удобен? Тем, что в данном случае мы опираемся на предметно-практическую деятельность. Все дети любят небольшие игрушки, а макет объемный 3х мерный мир, в который ребенок с удовольствием погружается и действует с различными персонажами и предметами, которые могут варьироваться.

Выбирая тот или иной макет для решения поставленных задач, мы ориентируемся, прежде всего, на интересы самого ребенка.

 Все мы знаем, что дети любят игрушки и нашей палочкой-выручалочкой становится макет «Деревенский двор». Это набор животных и их детенышей.

На этапе, когда речь отсутствует, мы можем использовать такие дидактические упражнения, когда ребенок находит животных по просьбе педагога, прячет их, расставляет в определенном порядке. Работая над пониманием простой инструкции, мы можем попросить посадить собаку в будку, кота на крышу, покормить корову, собаку кошку: «кому ты дашь косточку?» Правильно - собаке, На собака косточку,  а кому траву – корове, На коровка кушай.

Вызывая звукоподражания; мы можем поиграть в такие игры как: «Кто как голос подает?»  или «Угадай по голосу». Педагог просит: Покажи, кто кричит МУУУ? Правильно - корова, а кто Мяу – кошка и т.д Пополняя словарный запас мы играем «Найди маму» или «Найди семью». «Большой – маленький». Развивая параллельно сенсорное восприятие «Найди пару» Работая над пониманием предлогов «Кто, где?» Кот НА крыше, собака В будке, корова ЗА забором.

Как я уже говорила, выбирая макет, мы идем от интересов ребенка. Например, в этом году у меня пришел ребенок, которого ввести в ситуацию общения удалось, только играя вместе с ним с машинками, потому что любимые игрушки это – транспорт. Поэтому первым я стала использовать макет «Город, улица» Здесь тоже много игр, которые можно использовать на первом этапе работы по преодолению алалии. Сначала мы даем ребенку поиграть самостоятельно, в игровой форме работая над пассивным словарем: просим показать большую машину, маленькую, красную или синюю, большой дом и маленький домик; поставить машину в гараж.   Вызывая звукоподражания  играем «Какой транспорт как звучит» Машина сигналит Би-Би, поезд гудит Ту-Ту, пароход – лллл. Или «Громко-тихо» Грузовик большой сигналит громко БИ-БИ, а машина маленькая тихо би-би. Макет удобен и тем, что он мобилен, мы можем вносить в него новые предметы н-р, в данном случае, развивая мелкую моторику мы строим дома из лего и дополняем ими наш макет.

Подводя итог можно сказать, что  в современно логопедической практике   выбор технологий приемов методов и форм работы должен основываться прежде всего на личностно-ориентированном подходе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ МОДЕЛЕЙ И СИМВОЛОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР»

Актуальность данной проблемы заключается в том, что использование наглядного моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучен...

Развитие связной речи детей с задержкой психического развития

Развитие связной речи детей с задержкой  психического развития...

ПЕРЕСКАЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основной задачей литературного и лингвистического образования в начальной школе является развитие речи. Это признают все или почти все, кто практически или теоретически разрабатывал вопросы начального...

Развитие связной речи детей на логопедических занятиях как условие успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате

В статье описаны особенности коррекционной логопедической работы по формировнию связной речи у детей с задержкой психического здоровья. Грамотно построенная речь невозможна без правильного прлизношени...

Буклет для родителей по развитию связной речи детей

В буклете представлена информация для родителей по развитию связной речи детей.Даны упражнения,игры,рекомендации....

Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста

Методические рекомендации для родителей по развитию связной речи детей младшего и среднего школьного возраста.   Одним из направлений коррекционной логопедической работы- является развитие н...

«Вместе играем - речь развиваем».Игры и упражнения на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...