Биоэнергопластика для школьников
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Девятьярова Ольга

пояснительная записка и упражнения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bioenergoplastika.docx104.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 67» г. Ижевска

Методическая разработка

«Биоэнергопластика как инновационный метод в коррекционной работе со школьниками»

Девятьярова Ольга Николаевна

Учитель-логопед

Ижевск, 2019

Пояснительная записка

Важнейшей проблемой современного мира является увеличение количества детей с речевой патологией. В исследованиях ученых отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики и стимулирующая роль тренировки тонких движений пальцев. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Прежде чем начать изучение данной темы, я замечала, что у моих маленьких детей «на помощь» приходит язык, когда они что-то делают пальчиками (рисуют, собирают мозаику, лепят и т.д.). Но когда я просила их правильно сделать артикуляционную позу – это вызывало большое затруднение и в «бой» шли уже пальчики. Это меня заинтересовало, и я начала изучать вопрос о биоэнергопластике на уровне семьи – применяла некоторые упражнения со своими детьми и с детьми в детском саду, где работала логопедом. Когда пришла работать в школу, поняла, что школьники так же не могут правильно выполнить артикуляционные упражнения, но пальчиками себе уже не помогают. Во время выполнения школьниками артикуляционной гимнастика, я считала до десяти либо произносила стихотворение к данному упражнению, а руками показывала, что надо делать, потому что привыкла делать так же дома. В помощь детям я решила брать упражнения с биоэнергопластикой.

«Биоэнергопластика» включает три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Получается, что биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая моторика, артикуляционная гимнастика). Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в жизни дети не видят свою артикуляцию.

Цель: развитие артикуляционного праксиса у школьников с помощью метода биоэнергопластики.

Задачи, решаемые при использовании биоэнергопластики в работе над артикуляцией:

- активизировать первично естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;

- укреплять мышцы артикуляционного аппарата;

- развивать силу, подвижность и точность движений органов, участвующих в речевом процессе;

- развивать координацию движений, мелкую и общую моторику;

- продолжать стимулировать интеллектуальную деятельность;

- продолжать формировать эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизировать психические процессы.

Работа с использованием метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики проводится в несколько этапов.

1. На подготовительном этапе проводится обследование строения и подвижности органов артикуляционного аппарата детей (проводится во всех 1 классах и для вновь поступивших дети).

2. На следующем этапе дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата и выполняют упражнения для губ, языка и челюсти традиционными артикуляционными упражнениями.

3. На основном этапе дети выполняют артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой перед зеркалом. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Ребенок повторяет за педагогом упражнение, используя свою ведущую руку. Педагог следит за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, движения были плавными и раскрепощенными.

4. Далее дети выполняют артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой перед зеркалом, используя другую руку.

5. Затем дети выполняют артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой перед зеркалом, сопровождая движениями обеих рук.

6. На заключительном этапе артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой дети выполняют с синхронными движениями рук, используя различные артикуляционные сказки, стихотворения без зрительной опоры.

Педагог постоянно следит за ритмичным выполнением упражнений. При выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдается синхронность и точность действий органов артикуляционного аппарата и кистей рук. Рука находиться на уровне солнечного сплетения параллельно полу. Педагог двумя руками дает четкий образец движения. Упражнения выполняются детьми в достаточно быстром темпе, с положительными эмоциями.

Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Внимание каждого ребенка необходимо привлечь к выполнению артикуляционных движений одновременно с работой кисти, движения должны быть ритмичными и четкими.

При реализации данных этапов необходимо учитывать следующие рекомендации:

1. В комплекс артикуляционной гимнастики входят 3 статических и 3 динамических упражнения с целью преодоления речевого нарушения и сохранения внимания и интереса ребенка;

2. Необходимо соблюдать последовательность выполнения упражнений, начиная с простых, постепенно усложняя их, упражнения должны быть доступны для выполнения ребенком.

3. На начальном этапе упражнения выполняют в медленном темпе, сидя перед зеркалом, ребенку предлагается разучить от 3 до 5 упражнений.

4. Использование счета от 1 до 10 или стихотворных строк помогает развивать и совершенствовать чувство ритма и поддерживать размеренность выполнения упражнений.

5. Если во время разучивания упражнений ребенок не может выполнить какое-либо движение, необходимо использовать механическую помощь.

6. При выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой необходимо следить за синхронностью движений губ, языка и кистей рук. Комплекс упражнений биоэнергопластики подбирается после тщательного обследования звукопроизношения и движений артикуляционных органов общепринятыми в логопедии методами и приемами.

Преимущества использования биоэнергопластики:

- помогает длительно удерживать интерес ребенка;

- помогает повысить мотивационную готовность детей к занятию;

- оптимизирует психологическую базу речи;

- улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам;

- способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;

- синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность.

Биоэнергопластика должна являться неотъемлемой частью логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания и комплекса: речь и движение, а также для эмоционально-психического равновесия и совершенства. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Эффективность исправления дефектов звуков возрастает в 2 раза, так как работающая рука многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь, успеваемость на уроке. Метод себя оправдал, поэтому я и в дальнейшем буду его использовать в своей работе.

Тренировка мышц языка

Подвижность и точность работы языка является одним из условий правильного звучания гласных и согласных звуков. В образовании их большее или меньшее участие принимают различные части языка: кончик языка, передняя его часть, спинка языка, корень.

Упражнение 1

Исходное положение: рот закрыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» язык поднимается за верхние зубы, на счет «2» язык опускается в исходное положение (у нижних резцов).hello_html_fe32994.jpg

Кисти рук работают по схеме.

Упражнение повторяется 4-6 раз.

 Упражнение 2

Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки, на счет «2» - внутренней стороны правой щеки.hello_html_m12d74d0b.jpg

Кисть руки – двигается только указательный палец, остальные пальцы собраны в кулак.

Эти движения повторяются 3-4 раза без перерыва, при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

Упражнение 3hello_html_3e922402.jpg

Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в подъязычной связке, затем вернуть его в исходное положение. Упражнение повторить 3-4 раза.

Кисть руки – пальцы собраны в кулак. Когда язык высовывается, пальцы распрямляются, напряжены, ладонь параллельна столу.

Упражнение 4

Исходное положение: рот полуоткрыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» коснуться кончиком языка левого уголка губ, на счет «2» - правого. Эти движения повторяются 4-5 раз без перерыва, при этом необходимо следить, чтобы рот был открыт, и нижняя челюсть не двигалась.

Кисть руки – ладонь параллельна столу, пальцы вместе, двигается только ладонь синхронно с языком.

Упражнение 5

Исходное положение: рот приоткрыт, губы улыбается, кончик языка щелкает, челюсть не двигается.hello_html_4ffc3fe2.jpg

Кисть руки – большим и безымянным пальцами производятся щелчки вместе с языком.

Тренировка нижней челюстиhello_html_2148a6bd.jpg

Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Исходное положение: голову держать прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.hello_html_m1162ef09.jpg

На счет «1» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются.

Кисть руки – 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному.

Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх.

Тренировка губных мышцhello_html_m7e7dad1.jpg

Упражнение 1

Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии.

На счет «1» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка», кисть руки – все пальцы собраны в щепоть.hello_html_m29b20908.jpg

На счет «2» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов. Растягивать губы особенно сильно в стороны не следует – нужно тренировать больше их в движении вперед.

Кисть руки - пальцы врозь. Упражнение повторяется 3-4 раза.

Упражнение 2

Нижние губы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем тоже движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы.hello_html_73355a6d.jpg

Кисть руки неподвижна.

Ладонь вверх – двигаются только пальцы.

Ладонь вниз – двигаются только пальцы.

Артикуляционная гимнастика в стихах с применением биоэнергопластики

 «Накажем непослушный язычок»

Положить широкий язык на нижнюю губу, пошлёпать его губами и произносить: «пя-пя-пя» на одном выдохе несколько раз. Руку положить на стол ладонью вниз. Во время похлопывания языка губами опускать и поднимать кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.

«Заборчик»

Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать это положение под счет от 1 до 5. Ладонь в вертикальном положении повернуть к себе, пальцы сомкнуть.

Вышли утром мы во двор

И построили забор.

Зубки сомкнули сейчас,

Получилось все у нас.

 «Блинчик»

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Ладонь в горизонтальном положении, пальцы сомкнуть. 

Мы испечь блины решили,

Много теста замесили.

Чтобы было веселей,

Пригласили всех друзей.

 «Слоненок»

Вытянуть губы трубочкой и удерживать позу 5-7 сек. Пальцы соединить вместе трубочкой.

Вытянул слоненок хобот,

Поиграть нам предложил.

Губы «хоботком» сложили,

Со слоненком подружились.

 

«Часики»

Рот приоткрыть, губы в улыбке. Кончик узкого языка двигать влево-вправо, касаясь углов рта. Ладонь в горизонтальном положении, пальцы сомкнуть. Кисть руки сгибать одновременно с языком в одну сторону. 

Словно стрелочки часов,

Двигаем мы язычком.

Наши часики спешат,

Язычку помочь хотят.

«Чашечка»

Рот приоткрыть, губы в улыбке. Язык сделать широким. Кончик языка поднять за верхними зубами, боковые края прижать к верхним зубам. Показать ладонь в форме чашечки, пальцы прижать. 

Эту чашечку, дружок,

Сделал ловкий язычок.

Нужно нам как можно дольше

Подержать вот этот ковшик.

«Вкусное варенье»

Приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть остаётся неподвижной. Двигать ладонь в форме чашечки сверху-вниз. 

Приготовили варенье

И пирог мы испекли.

Всех друзей на пир позвали

И вареньем угощали.

 «Качели»

Рот открыть. Кончик языка поднимать к верхним зубам и опускать к нижним зубам. Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении двигается вниз-вверх.

На качелях мы качались,

Высоко вверх поднимались,

Вверх – вниз, вверх – вниз,

Очень крепко ты держись.

 «Кошка сердится»

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубы, спинку языка поднять вверх. Пальцы сомкнуть, ладонь согнуть горкой.

Выгнув спинку, злится киска,

Очень киске нужен «Вискас».

Выгнем язычок мы тоже,

Чтоб на киску был похож он.

«Гармошка»

Присосать язык к небу. Не отрывая языка от неба сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Рука лежит на столе ладонью вниз. Во время опускания и поднимания нижней челюсти опускается и поднимается кисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.

К нёбу язычок прижми,

Челюсть ниже опусти.

Рот открой, потом прикрой,

Гармонист ты неплохой.

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот, "погладить" кончиком языка твёрдое нёбо, совершая движения вперед и назад. Ладонь расположить вертикально, пальцы вверх сомкнуть. Двигать ладонь вперёд-назад. 

Наведем порядок в доме

И поможем маме.

Кисточки возьмем мы в руки,

Все покрасим сами.

«Грибок»

Улыбнуться. Прижать широкий край языка всей плоскостью к нёбу, открыть рот. Одну руку поставит на столе, ладонь сжать в кулак, вторую - «положить» на кулак («шляпка»).

Вверх подняли язычок,

Стал похож он на грибок.

Мы подержим так немножко,

А затем потянем ножку.

 «Лошадка»

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Ладонь с сомкнутыми согнутыми пальцами положить на стол. Пальцами синхронно с языком стучать по столу. 

К нам лошадка прискакала,

Стук копыт мы услыхали,

Вверх поднимем язычок

И поскачем на лужок.

 «Дятел»

Стучать кончиком языка за верхними зубами и произносить: «д — д — д». Пальцы одной руки сомкнуть и немного сжать, стучать по ладони другой руки. Поочередно менять руки.

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук –

Раздается громкий стук.

«Бегемотик» 

Широко открыть рот, при этом язык свободно лежит во рту, кончик находиться у нижних зубов. Затем закрыть рот. Большой палец опускается вниз, 4 сомкнутых пальца поднимаются вверх.

Широко открыли ротик –

Получился «бегемотик».

А затем закрыли рот –

Отдыхает «бегемот».

«Лягушка» 

Улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении. Затем вернуть губы в исходное положение. Прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх.

Превратили нас в лягушек –

Дотянулись мы до ушек.

Дотянулись, улыбнулись,

А затем домой вернулись.

«Лопатка»

Улыбнуться, открыть рот, высунуть изо рта и положить на нижнюю губу широкий и расслабленный язык. Удерживать язык в таком положении, затем вернуть в исходное положение. Пальцы в кулаке – пальцы выпрямлены в ладони.

Язычок наш как лопатка

Очень ровный, очень гладкий.

А такой лопаткой

И копать приятно.

«Парус» 

Улыбнуться, открыть рот, поднять язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы, затем вернуться в исходное положение, закрыть рот. Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз. Кисть с сомкнутыми пальцами поднять вверх и немного выгнуть, затем вернуть в исходное положение.

Ветер парус раздувает

Нашу лодку подгоняет.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем парус мы держать.

«Иголка»

Открыть рот, вытянуть вперед губы трубочкой, просунуть между губами узкий язык и удерживать в таком положении. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот. Сомкнуть в кулак пальцы, оставить выпрямленным только указательный палец, затем вернуться в исходное положение.

Язычок наш, как иголку,

Сделаем мы острым, тонким.

Раз, два, три, четыре, пять,

Нужно нам иглу убрать.

«Чистим зубы»

Кончик языка опустить за нижние передние зубы и выполнять движения из стороны в сторону. Затем поднять кончик языка вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону. Ладонь направлена вниз, опустить кисть руки вниз и выполнять движения из стороны в сторону. Затем поднять ладонь вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону.

Мы, конечно, очень любим

Аккуратно чистить зубы.

1, 2, 3, 4, 5 –

Будем ротик очищать.

«Индюк»

 Открыть рот, высунуть язык, поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по губе вперед – назад и произносить при этом «бл-бл-бл-бл». Ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты. Сгибать пальцы в верхних и средних фалангах, выполняя хватательные движения.

Рассердился наш индюк,

Не пустил играть на луг.

Он прогнал всех со двора,

Разбегайся, детвора!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений на логопедических занятиях.

Для коррекцирнной работы учителей-логопедов значимым является соединение биоэнергопластики с движением органов артикуляционного аппарата.В своей работе с детьми использую систему предложенную А.В.Ястр...

Применение биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений на логопедических занятиях.

Для коррекцирнной работы учителей-логопедов значимым является соединение биоэнергопластики с движением органов артикуляционного аппарата.В своей работе с детьми использую систему предложенную А.В.Ястр...

Использование биоэнергопластики в воспитательно-образовательном процессе

В разработке представлен материал для педагогов работающих с детьми имеющими речевые нарушения....

Биоэнергопластика и кинезиологические упражнения в коррекционной работе

Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи...

Использование элементов биоэнергопластики в работе учителя-логопеда

Чаще всего речевое недоразвитие определено первичным дефектом двигательной сферы, что обуславливает наличие дизартрического компонента в речи. Поэтому коррекционная работа с такими детьми  насыще...

Биоэнергопластика

Биоэнергопластика...

Биоэнергопластика

В этой публикации описан  метод "Биоэнергопластика", который можно успешно использовать в коррекционной работе учителя -логопеда....