Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов, на уроках русского языка и литературного чтения.
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Федорова Татьяна Ивановна

Для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка следует разнообразить работу путём использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой задачи призвано сыграть применение мнемотехнических приёмов. Мнемотехнические приёмы опираются на различные виды памяти, что позволяет эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием детям с разными типами памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnemotehnika.doc561.5 КБ
Файл moya_prezentatsiya_po_mnemotehnike_na_sayt.pptx2.6 МБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов, на уроках русского языка и литературного чтения.

Цель: развитие мотивированных действий учащихся, направленных на повышение уровня грамотности.

Задачи:

1. Формировать навык грамотного письма.

2. Развивать орфографическую зоркость на основе всех видов памяти.

3. Прививать  любовь к родному языку.

      Для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой задачи призвано сыграть применение мнемотехнических приемов.

    Мнемотехнические приемы опираются на различные виды памяти, что позволяет эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием детям с разными типами памяти. Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т. е. оно опирается на конкретные представления и образы. Попробовав разные способы запоминания слов с непроверяемым написанием – через рисунок, созвучия, через их комбинирование, группировку слов, стихи  ученик  сможет  выбрать себе наиболее подходящий.

     Кроме того, успешному запоминанию в данном возрасте способствует соблюдение определенных условий:

1) установка на запоминание: у ученика должно быть желание запомнить;

2) заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;

3) яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает

    определенные эмоции;

4) образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше

    механического запоминания.

    В связи с этим были разработаны способы эффективного запоминания, которые помогут учащимся начальных классов более эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием на уроках русского языка:

1) метод зрительных ассоциаций;

2) метод звуковых ассоциаций;

3) метод группировки или мнемосистема «связей»;

4) стихи, рассказы, сказки, ребусы,

5) этимологический анализ слов.

I. Метод зрительных ассоциаций

больше других нравится детям. При запоминании слова с непроверяемым написанием, надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта.

1.Заяц

Сегодня я расскажу вам сказку о зайце. Жил на свете заяц.

 Был он очень хвастливым и часто повторял: “Я! Я! Я!”

Но как только раздавался в лесу малейший шорох, то заяц начинал шептать: “Я… Я…” и прятался под куст. Найдите в слове “заяц” его хвастливое восклицание.

2.Комната

На доске появляются картинки с изображением треугольной

(как запоминаемая буква А) занавески на окне, находящейся в комнате.

Дети в своих словариках пишут слово комната — вместо безударной

непроверяемой гласной по своему усмотрению рисуют картинку с изображением треугольной (как запоминаемая буква А) занавески на окне, находящейся в комнате.

Другие варианты изображений:

Слова с безударной гласной   А

II. Метод звуковых (фонетических) ассоциаций

предпочтителен в тех случаях, когда фраза из  созвучия и слова с непроверяемым написанием особенно удачна.

  1. Завтрак.    Завтра.

Созвучное ему слово – рак. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится: «На завтрак рак». Это слово запомнить легче при помощи метода звуковых ассоциаций, чем, если бы мы обыгрывали запоминаемую букву «а» через рисунок. А придуманная фраза  хорошо звучит, легко запоминается и хорошо представляется.

Приеду завтра,

Привезу завтрак,

На завтрак - рак,

Кричи: «Уpa

  1. Костюм,  пальто

Костюм носит Костя, пальто Паша.

  1. Петух

Петуха спросили дети:

 «От чего зовут вас Петей?»

  Петушок ответил детям:

«Хорошо умею петь я!

Возможные варианты  аудиальных ассоциаций: 

Петя петушок; мёд для медведя; у Сони собака; у Маши машина;  Катя у калитки;  Катя на картине; Оля на портрете;  два Коли в коридоре; девочка дежурная; комната Наты; травма в трамвае; рис на рисунке; не уроним урожай; дома из дерева в деревне; дороги дороги.

III. Мнемосистема «связей» (метод группировки).

способствует эффективному     запоминанию слов    с      непроверяемым      написанием.        Он заключается в  следующем:

 –  запоминание происходит легче, если  ребенок  мысленно   представляет себе      предметы,   явления  или  действия,   которые   обозначают  слова;

  –  объединенные  в  группы   предметы   должны  «оживать»,  «двигаться».

Рекомендуется   записывать   не   более   5 – 7  слов,  поскольку за один раз человек способен воспринять от 5 до 9 элементов.

  1. Быстро, весело, скоро, хорошо

Как ездить на велосипеде?         Быстро, весело, скоро, хорошо!

  1. Работа, сапоги, пальто, машина, завод

Папа собрался на работу, надел сапоги, пальто.

Сел в машину и поехал на завод.

Аналогичные задания:

IV. Cтихи, рассказы, сказки, ребусы.

относятся к эффективным способам запоминания при изучении слов с непроверяемым написанием, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово.

Стихи:

  1. Салют,   ужин

  Знаем, что салют всегда                    Но запомни, букву «и»

  Пишем только с буквой «а»!             В слове ужин ты пиши!

  1. Карандаш

Карандаш мы подточили,

Букву «а» в нём получили!

Ребусы:

V. Этимологический анализ слов

является одним из средств, обеспечивающих осмысленность, усвоение орфографического облика слова и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний.

   Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова, позволяет мотивировать его современное написание, т. е. найти опору для запоминания их современного графического облика. Целесообразно использовать этимологические справки в работе лишь с теми словами, обращение к истории которых позволяет выделить опору для запоминания.

        1.Береза

Слово «берёза» в старину означало «ясный, светлый». От этого же  корня образовалось слово «белый». Берёза – дерево с белой корой, белая берёза.

2.Ботинок

Ботинок – от слова «боты». В переводе с французского «ботт» - сапог.

      Данные способы эффективного запоминания целесообразно применять на первом уроке знакомства с новым словом с непроверяемым написанием.        

Предлагаемые способы запоминания (как и всякая тренировка) работают при систематическом их применении.

     Не все слова с непроверяемым написанием можно запоминать с помощью мнемотехнических приемов, т. к. не ко всем словам можно подобрать соответствующие ассоциации. Поэтому при изучении слов с непроверяемым написанием не следует отказываться от традиционного способа запоминания, рассчитанного на механическое запоминание зрительного образа слова. Эффективные способы запоминания не подменяют существующие традиционные методы изучения правописания на уроках русского языка, а лишь дополняют и обогащают их.

    Мнемотехнические приемы хорошо использовать на уроках чтения.

    Мнемотехника использует как образную память (использование ассоциаций, случайных, но стойких связей), так и логическую память (составление, а затем воспроизведение планов и схем). Начните с обучения ребенка основным приемам, а затем приучите его осознанно пользоваться ими в конкретной работе - заучивании дат, стихов, пересказе научного текста и т.д.

  • Ребятам показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
  • Далее, дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
  • Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы.

   Использование мнемотаблиц   позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами.

  Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.  Важно, чтобы этот значок придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше.

  Многие младшие школьники испытывают затруднение при пересказе текстов и заучивании стихов и вот здесь нам помогут приемы мнемотехники. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Мнемоническое правило

Мнемотехника является сложной разработкой психологии, поэтому она работает по правилам:

  • Мнемотаблицы для детей без подготовки сложны. Начинайте с мнемоквадратов.
  • Предлагайте цветные таблицы. Черно-белые рисунки не вызывают интереса детей.
  • Не предлагайте детям более 2 мнемотаблиц в день.
  • Память не развивается, если таблицы относятся к одной тематике.

Вывод:

Таким образом, информация, подкрепленная эмоциями, фиксируется в памяти лучше. И чем больше ученики при придумывании сюжета картинок, стихов используют опыт, тем лучше будет результат. Выполнение задания будет способствовать более точному выражению учениками своих мыслей и переживаний,  выработке мотивированных действий, направленных на повышение уровня грамотности.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование мнемотехнических приемов Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 133 Красногвардейский район Г. Санкт-Петербург Федорова Татьяна Ивановна

Слайд 2

Цель: развитие мотивированных действий учащихся, направленных на повышение уровня грамотности , эффективное усвоение и запоминание материала обучающимися. Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка позволяет обеспечить высокий уровень запоминания орфограмм в словах, написание которых не проверяется правилами. Изучаемая орфограмма превращается детьми в знакомый образ, связанный с лексическим значением слова.

Слайд 4

Мнемозина- богиня памяти. Имя произошло от греческого слова « мнемо », что значит «память». Приёмы запоминания называют мнемотехникой.

Слайд 5

Условия успешного запоминания словарных слов Установка на запоминание Заинтересованность Яркость восприятия Образность запечатления

Слайд 7

Метод зрительных ассоциаций

Слайд 8

Метод зрительных ассоциаций . На уроках или в виде творческого домашнего задания дети работают над созданием схематичных рисунков на месте пропусков, прямо или косвенно ассоциирующихся с образом данного слова:

Слайд 9

Слова с безударной гласной о

Слайд 10

Слова с безударной гласной А

Слайд 11

Слова с удвоенной согласной

Слайд 14

Метод звуковых ассоциаций Приеду завт ра , К о с тюм носит К о с тя, Привезу завт ра к, П а льто П а ша. На завтрак- ра к, Кричи: « У ра !» П е т уха спросили дети: «От чего зовут вас П е т ей?» П е т ушок ответил детям: « Хорошо умею п е т ь я!»

Слайд 15

Возможные варианты аудиальных ассоциаций: П е тя п е тушок; м ё д для м е дведя; у С о ни с о бака; у М а ши м а шина; К а тя у к а литки; К а тя на к а ртине; О ля на п о ртрете; два К о л и в к о р и доре; д е вочка д е журная; комн а та Н а ты ; тр а вма в тр а мвае; р и с на р и сунке; не ур о ним ур о жай; дома из д е рева в д е ревне; д о роги д о роги .

Слайд 16

Мнемосистема «связей» (метод группировки)

Слайд 17

Стихи, рассказы, сказки, ребусы. Знаем, что с а лют всегда Пишем только с буквой « а »! Но запомни, букву « и » В слове уж и н ты пиши! К а р а ндаш мы подточили, Букву « а » в нём получили!

Слайд 20

Этимологическая справка (происхождение слова) Б е рёза в старину означало «ясный, светлый». От этого же корня образовалось слово «белый». Б е рёза – дерево с б е лой корой, б е лая б е рёза. Б о тинок – от слова «б о ты». В переводе с французского « б о тт » - сапог

Слайд 21

Данные способы запоминания целесообразно применять на первом уроке знакомства с новым словом с непроверяемым написанием. Предлагаемые способы запоминания эффективны при систематическом их применении. Не все слова с непроверяемым написанием можно запоминать с помощью мнемотехнических приёмов, т. к. не ко всем словам можно подобрать соответствующую ассоциацию.

Слайд 22

Две лягушки, 2 подружки Пили чай и ели плюшки. У мышки– мышата, у кошки – котята, у ерша – ершата , у лягушки – лягушата.

Слайд 23

Заучивание стихотворения по мнемодорожке

Слайд 24

Заучивание стихотворения по мнемодорожке

Слайд 25

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

Слайд 27

«Литературное чтение» 1 класс Л. Е. Журовой , А.О. Евдокимовой программа «Школа XXI века» по теме : В. Г. Сутеев «Ёлка»

Слайд 28

Метод пиктограмм- изображение содержания текста с помощью рисунков.

Слайд 29

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Слайд 30

Семь раз отмерь, один отрежь.

Слайд 31

Что написано пером, не вырубить топором .

Слайд 32

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

Слайд 33

Где можно использовать мнемоприёмы ? На уроках чтения и развития речи можно использовать при: обогащении словарного запаса, обучении пересказу, составлении рассказов, разучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок , отгадывании загадок.

Слайд 34

Информация, подкрепленная эмоциями, фиксируется в памяти лучше. Чем больше ученики при придумывании сюжета картинок, стихов используют опыт, тем лучше будет результат. Выполнение задания будет способствовать более точному выражению учениками своих мыслей и переживаний, выработке мотивированных действий, направленных на повышение уровня грамотности. Вывод:

Слайд 35

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету». К.Д. Ушинский

Слайд 36

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии на этапе изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах

Повышенное внимание учащихся к трудным словам, прочное запоминание их написания, работоспособность на уроке достигались с помощью применения новых форм и мет...

Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов.

Материал для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка...

Изучение словарных слов на уроках русского языка в начальной школе на тему ОГОРОД

Данная разработка может быть использована на  уроках русского языка при изучении слов на тему "ОГОРОД"...

Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов, на уроках русского языка

  Мнемотехнические приемы опираются на различные виды памяти, что позволяет эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием детям с разными типами памяти. Мышление учащихся начальных к...

Методическое пособие «Запоминай-ка» как средство развития памяти с использованием мнемотехники при изучении словарных слов на уроках русского языка во 2 классе

Для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой за...

Методическая разработка "Система работы изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах"

Для успешного запоминания слов с непроверяемыми написаниями наряду с традиционной моделью передачи знаний в разработке показаны нетрадиционные методы и приёмы изучения словарных слов, которые напрвлен...

Этимологический анализ как методический прием при обучении орфографии на этапе изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах.

      Повышенное внимание учащихся к трудным словам, прочное запоминание их написания, работоспособность на уроке достигались с помощью применения новых форм и методов изучения с...