Главные вкладки

    Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов, на уроках русского языка и литературного чтения.
    статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

    Федорова Татьяна Ивановна

    Для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка следует разнообразить работу путём использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой задачи призвано сыграть применение мнемотехнических приёмов. Мнемотехнические приёмы опираются на различные виды памяти, что позволяет эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием детям с разными типами памяти.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mnemotehnika.doc561.5 КБ
    Файл moya_prezentatsiya_po_mnemotehnike_na_sayt.pptx2.6 МБ

    Предварительный просмотр:

    Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов, на уроках русского языка и литературного чтения.

    Цель: развитие мотивированных действий учащихся, направленных на повышение уровня грамотности.

    Задачи:

    1. Формировать навык грамотного письма.

    2. Развивать орфографическую зоркость на основе всех видов памяти.

    3. Прививать  любовь к родному языку.

          Для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой задачи призвано сыграть применение мнемотехнических приемов.

        Мнемотехнические приемы опираются на различные виды памяти, что позволяет эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием детям с разными типами памяти. Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т. е. оно опирается на конкретные представления и образы. Попробовав разные способы запоминания слов с непроверяемым написанием – через рисунок, созвучия, через их комбинирование, группировку слов, стихи  ученик  сможет  выбрать себе наиболее подходящий.

         Кроме того, успешному запоминанию в данном возрасте способствует соблюдение определенных условий:

    1) установка на запоминание: у ученика должно быть желание запомнить;

    2) заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;

    3) яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает

        определенные эмоции;

    4) образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше

        механического запоминания.

        В связи с этим были разработаны способы эффективного запоминания, которые помогут учащимся начальных классов более эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием на уроках русского языка:

    1) метод зрительных ассоциаций;

    2) метод звуковых ассоциаций;

    3) метод группировки или мнемосистема «связей»;

    4) стихи, рассказы, сказки, ребусы,

    5) этимологический анализ слов.

    I. Метод зрительных ассоциаций

    больше других нравится детям. При запоминании слова с непроверяемым написанием, надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта.

    1.Заяц

    Сегодня я расскажу вам сказку о зайце. Жил на свете заяц.

     Был он очень хвастливым и часто повторял: “Я! Я! Я!”

    Но как только раздавался в лесу малейший шорох, то заяц начинал шептать: “Я… Я…” и прятался под куст. Найдите в слове “заяц” его хвастливое восклицание.

    2.Комната

    На доске появляются картинки с изображением треугольной

    (как запоминаемая буква А) занавески на окне, находящейся в комнате.

    Дети в своих словариках пишут слово комната — вместо безударной

    непроверяемой гласной по своему усмотрению рисуют картинку с изображением треугольной (как запоминаемая буква А) занавески на окне, находящейся в комнате.

    Другие варианты изображений:

    Слова с безударной гласной   А

    II. Метод звуковых (фонетических) ассоциаций

    предпочтителен в тех случаях, когда фраза из  созвучия и слова с непроверяемым написанием особенно удачна.

    1. Завтрак.    Завтра.

    Созвучное ему слово – рак. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится: «На завтрак рак». Это слово запомнить легче при помощи метода звуковых ассоциаций, чем, если бы мы обыгрывали запоминаемую букву «а» через рисунок. А придуманная фраза  хорошо звучит, легко запоминается и хорошо представляется.

    Приеду завтра,

    Привезу завтрак,

    На завтрак - рак,

    Кричи: «Уpa

    1. Костюм,  пальто

    Костюм носит Костя, пальто Паша.

    1. Петух

    Петуха спросили дети:

     «От чего зовут вас Петей?»

      Петушок ответил детям:

    «Хорошо умею петь я!

    Возможные варианты  аудиальных ассоциаций: 

    Петя петушок; мёд для медведя; у Сони собака; у Маши машина;  Катя у калитки;  Катя на картине; Оля на портрете;  два Коли в коридоре; девочка дежурная; комната Наты; травма в трамвае; рис на рисунке; не уроним урожай; дома из дерева в деревне; дороги дороги.

    III. Мнемосистема «связей» (метод группировки).

    способствует эффективному     запоминанию слов    с      непроверяемым      написанием.        Он заключается в  следующем:

     –  запоминание происходит легче, если  ребенок  мысленно   представляет себе      предметы,   явления  или  действия,   которые   обозначают  слова;

      –  объединенные  в  группы   предметы   должны  «оживать»,  «двигаться».

    Рекомендуется   записывать   не   более   5 – 7  слов,  поскольку за один раз человек способен воспринять от 5 до 9 элементов.

    1. Быстро, весело, скоро, хорошо

    Как ездить на велосипеде?         Быстро, весело, скоро, хорошо!

    1. Работа, сапоги, пальто, машина, завод

    Папа собрался на работу, надел сапоги, пальто.

    Сел в машину и поехал на завод.

    Аналогичные задания:

    IV. Cтихи, рассказы, сказки, ребусы.

    относятся к эффективным способам запоминания при изучении слов с непроверяемым написанием, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово.

    Стихи:

    1. Салют,   ужин

      Знаем, что салют всегда                    Но запомни, букву «и»

      Пишем только с буквой «а»!             В слове ужин ты пиши!

    1. Карандаш

    Карандаш мы подточили,

    Букву «а» в нём получили!

    Ребусы:

    V. Этимологический анализ слов

    является одним из средств, обеспечивающих осмысленность, усвоение орфографического облика слова и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний.

       Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова, позволяет мотивировать его современное написание, т. е. найти опору для запоминания их современного графического облика. Целесообразно использовать этимологические справки в работе лишь с теми словами, обращение к истории которых позволяет выделить опору для запоминания.

            1.Береза

    Слово «берёза» в старину означало «ясный, светлый». От этого же  корня образовалось слово «белый». Берёза – дерево с белой корой, белая берёза.

    2.Ботинок

    Ботинок – от слова «боты». В переводе с французского «ботт» - сапог.

          Данные способы эффективного запоминания целесообразно применять на первом уроке знакомства с новым словом с непроверяемым написанием.        

    Предлагаемые способы запоминания (как и всякая тренировка) работают при систематическом их применении.

         Не все слова с непроверяемым написанием можно запоминать с помощью мнемотехнических приемов, т. к. не ко всем словам можно подобрать соответствующие ассоциации. Поэтому при изучении слов с непроверяемым написанием не следует отказываться от традиционного способа запоминания, рассчитанного на механическое запоминание зрительного образа слова. Эффективные способы запоминания не подменяют существующие традиционные методы изучения правописания на уроках русского языка, а лишь дополняют и обогащают их.

        Мнемотехнические приемы хорошо использовать на уроках чтения.

        Мнемотехника использует как образную память (использование ассоциаций, случайных, но стойких связей), так и логическую память (составление, а затем воспроизведение планов и схем). Начните с обучения ребенка основным приемам, а затем приучите его осознанно пользоваться ими в конкретной работе - заучивании дат, стихов, пересказе научного текста и т.д.

    • Ребятам показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
    • Далее, дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
    • Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы.

       Использование мнемотаблиц   позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами.

      Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично.  Важно, чтобы этот значок придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше.

      Многие младшие школьники испытывают затруднение при пересказе текстов и заучивании стихов и вот здесь нам помогут приемы мнемотехники. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

    Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

    Мнемоническое правило

    Мнемотехника является сложной разработкой психологии, поэтому она работает по правилам:

    • Мнемотаблицы для детей без подготовки сложны. Начинайте с мнемоквадратов.
    • Предлагайте цветные таблицы. Черно-белые рисунки не вызывают интереса детей.
    • Не предлагайте детям более 2 мнемотаблиц в день.
    • Память не развивается, если таблицы относятся к одной тематике.

    Вывод:

    Таким образом, информация, подкрепленная эмоциями, фиксируется в памяти лучше. И чем больше ученики при придумывании сюжета картинок, стихов используют опыт, тем лучше будет результат. Выполнение задания будет способствовать более точному выражению учениками своих мыслей и переживаний,  выработке мотивированных действий, направленных на повышение уровня грамотности.

     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Использование мнемотехнических приемов Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 133 Красногвардейский район Г. Санкт-Петербург Федорова Татьяна Ивановна

    Слайд 2

    Цель: развитие мотивированных действий учащихся, направленных на повышение уровня грамотности , эффективное усвоение и запоминание материала обучающимися. Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка позволяет обеспечить высокий уровень запоминания орфограмм в словах, написание которых не проверяется правилами. Изучаемая орфограмма превращается детьми в знакомый образ, связанный с лексическим значением слова.

    Слайд 4

    Мнемозина- богиня памяти. Имя произошло от греческого слова « мнемо », что значит «память». Приёмы запоминания называют мнемотехникой.

    Слайд 5

    Условия успешного запоминания словарных слов Установка на запоминание Заинтересованность Яркость восприятия Образность запечатления

    Слайд 7

    Метод зрительных ассоциаций

    Слайд 8

    Метод зрительных ассоциаций . На уроках или в виде творческого домашнего задания дети работают над созданием схематичных рисунков на месте пропусков, прямо или косвенно ассоциирующихся с образом данного слова:

    Слайд 9

    Слова с безударной гласной о

    Слайд 10

    Слова с безударной гласной А

    Слайд 11

    Слова с удвоенной согласной

    Слайд 14

    Метод звуковых ассоциаций Приеду завт ра , К о с тюм носит К о с тя, Привезу завт ра к, П а льто П а ша. На завтрак- ра к, Кричи: « У ра !» П е т уха спросили дети: «От чего зовут вас П е т ей?» П е т ушок ответил детям: « Хорошо умею п е т ь я!»

    Слайд 15

    Возможные варианты аудиальных ассоциаций: П е тя п е тушок; м ё д для м е дведя; у С о ни с о бака; у М а ши м а шина; К а тя у к а литки; К а тя на к а ртине; О ля на п о ртрете; два К о л и в к о р и доре; д е вочка д е журная; комн а та Н а ты ; тр а вма в тр а мвае; р и с на р и сунке; не ур о ним ур о жай; дома из д е рева в д е ревне; д о роги д о роги .

    Слайд 16

    Мнемосистема «связей» (метод группировки)

    Слайд 17

    Стихи, рассказы, сказки, ребусы. Знаем, что с а лют всегда Пишем только с буквой « а »! Но запомни, букву « и » В слове уж и н ты пиши! К а р а ндаш мы подточили, Букву « а » в нём получили!

    Слайд 20

    Этимологическая справка (происхождение слова) Б е рёза в старину означало «ясный, светлый». От этого же корня образовалось слово «белый». Б е рёза – дерево с б е лой корой, б е лая б е рёза. Б о тинок – от слова «б о ты». В переводе с французского « б о тт » - сапог

    Слайд 21

    Данные способы запоминания целесообразно применять на первом уроке знакомства с новым словом с непроверяемым написанием. Предлагаемые способы запоминания эффективны при систематическом их применении. Не все слова с непроверяемым написанием можно запоминать с помощью мнемотехнических приёмов, т. к. не ко всем словам можно подобрать соответствующую ассоциацию.

    Слайд 22

    Две лягушки, 2 подружки Пили чай и ели плюшки. У мышки– мышата, у кошки – котята, у ерша – ершата , у лягушки – лягушата.

    Слайд 23

    Заучивание стихотворения по мнемодорожке

    Слайд 24

    Заучивание стихотворения по мнемодорожке

    Слайд 25

    Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

    Слайд 27

    «Литературное чтение» 1 класс Л. Е. Журовой , А.О. Евдокимовой программа «Школа XXI века» по теме : В. Г. Сутеев «Ёлка»

    Слайд 28

    Метод пиктограмм- изображение содержания текста с помощью рисунков.

    Слайд 29

    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

    Слайд 30

    Семь раз отмерь, один отрежь.

    Слайд 31

    Что написано пером, не вырубить топором .

    Слайд 32

    Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

    Слайд 33

    Где можно использовать мнемоприёмы ? На уроках чтения и развития речи можно использовать при: обогащении словарного запаса, обучении пересказу, составлении рассказов, разучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок , отгадывании загадок.

    Слайд 34

    Информация, подкрепленная эмоциями, фиксируется в памяти лучше. Чем больше ученики при придумывании сюжета картинок, стихов используют опыт, тем лучше будет результат. Выполнение задания будет способствовать более точному выражению учениками своих мыслей и переживаний, выработке мотивированных действий, направленных на повышение уровня грамотности. Вывод:

    Слайд 35

    «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету». К.Д. Ушинский

    Слайд 36

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии на этапе изучения словарных слов на уроках русского языка в начальных классах

    Повышенное внимание учащихся к трудным словам, прочное запоминание их написания, работоспособность на уроке достигались с помощью применения новых форм и мет...

    Работа над лексическим значением слова на уроках русского языка и литературного чтения

    Развитие речи – одна из важнейших  задач начальной школы. Научить ребёнка говорить – значит научить его мыслить, поскольку мышление и речь развиваются, взаимно обусловливая друг друга, в самой те...

    Использование этимологического анализа и приемов мнемотехники при изучении словарных слов

    Существует  много  различных  приемов  обучения  для  решения  проблемы  написания  так  называемых  словарных  слов. Появилось  много ...

    Методика проведения словарной работы на уроках русского языка и литературного чтения в СКОУ VII вида (младшего школьного возраста).

    В словарной работе главное внимание уделяется смысловой, семантической стороне слова. Работа над словарными словами с детьми с ЗПР оказывает подлинно развивающее обучение. Словарная работа, которая на...

    Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов.

    Материал для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка...

    Применение антонимов и синонимов в словарной работе на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах.

    В данной статье описывается, как эффективно применять антонимы и синонимы для развития речи учащихся....

    Изучение словарных слов на уроках русского языка в начальной школе на тему ОГОРОД

    Данная разработка может быть использована на  уроках русского языка при изучении слов на тему "ОГОРОД"...