Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов.
презентация к уроку по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Прыгина Наталия Алексеевна

Материал для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy_mnemotehniki.doc552 КБ
Office presentation icon priemy_mnemotehniki.ppt1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов.

Цель: развитие мотивированных действий учащихся, направленных на повышение уровня грамотности.

Задачи:

1. Формировать навык грамотного письма.

2. Развивать орфографическую зоркость на основе всех видов памяти.

3. Прививать  любовь к родному языку.

        Для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой задачи призвано сыграть применение мнемотехнических приемов.

Мнемотехнические приемы опираются на различные виды памяти, что позволяет эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием детям с разными типами памяти. Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, т. е. оно опирается на конкретные представления и образы. Попробовав разные способы запоминания слов с непроверяемым написанием – через рисунок, созвучия, через их комбинирование, группировку слов, стихи  ученик  сможет  выбрать себе наиболее подходящий.

     Кроме того, успешному запоминанию в данном возрасте способствует соблюдение определенных условий:

1) установка на запоминание: у ученика должно быть желание запомнить;

2) заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;

3) яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает

    определенные эмоции;

4) образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше

    механического запоминания.

    В связи с этим были разработаны способы эффективного запоминания, которые помогут учащимся начальных классов более эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием на уроках русского языка:

1) метод зрительных ассоциаций;

2) метод звуковых ассоциаций;

3) метод группировки или мнемосистема «связей»;

4) стихи, рассказы, сказки, ребусы,

5) этимологический анализ слов.

I. Метод зрительных ассоциаций

больше других нравится детям. При запоминании слова с непроверяемым написанием, надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта.

1.Заяц

Сегодня я расскажу вам сказку о зайце. Жил на свете заяц.

 Был он очень хвастливым и часто повторял: “Я! Я! Я!”

Но как только раздавался в лесу малейший шорох, то заяц начинал шептать: “Я… Я…” и прятался под куст. Найдите в слове “заяц” его хвастливое восклицание.

2.Комната

На доске появляются картинки с изображением треугольной

(как запоминаемая буква А) занавески на окне, находящейся в комнате.

Дети в своих словариках пишут слово комната — вместо безударной

непроверяемой гласной по своему усмотрению рисуют картинку с изображением треугольной (как запоминаемая буква А) занавески на окне, находящейся в комнате.

Другие варианты изображений:

II. Метод звуковых (фонетических) ассоциаций

предпочтителен в тех случаях, когда фраза из  созвучия и слова с непроверяемым написанием особенно удачна.

  1. Завтрак.    Завтра.

Созвучное ему слово – рак. Если эти два слова соединить в одной фразе, то получится: «На завтрак рак». Это слово запомнить легче при помощи метода звуковых ассоциаций, чем, если бы мы обыгрывали запоминаемую букву «а» через рисунок. А придуманная фраза  хорошо звучит, легко запоминается и хорошо представляется.

Приеду завтра,

Привезу завтрак,

На завтрак - рак,

Кричи: «Уpa

  1. Костюм,  пальто

Костюм носит Костя, пальто Паша.

  1. Петух

Петуха спросили дети:

 «От чего зовут вас Петей?»

  Петушок ответил детям:

«Хорошо умею петь я!

Возможные варианты  аудиальных ассоциаций: 

Петя петушок; мёд для медведя; у Сони собака; у Маши машина;  Катя у калитки;  Катя на картине; Оля на портрете;  два Коли в коридоре; девочка дежурная; комната Наты; травма в трамвае; рис на рисунке; не уроним урожай; дома из дерева в деревне; дороги дороги.

III. Мнемосистема «связей» (метод группировки).

способствует эффективному     запоминанию слов    с      непроверяемым      написанием.        Он заключается в  следующем:

 –  запоминание происходит легче, если  ребенок  мысленно   представляет себе      предметы,   явления  или  действия,   которые   обозначают  слова;

  –  объединенные  в  группы   предметы   должны  «оживать»,  «двигаться».

Рекомендуется   записывать   не   более   5 – 7  слов,  поскольку за один раз человек способен воспринять от 5 до 9 элементов.

  1. Быстро, весело, скоро, хорошо

Как ездить на велосипеде?         Быстро, весело, скоро, хорошо!

  1. Работа, сапоги, пальто, машина, завод

Папа собрался на работу, надел сапоги, пальто.

Сел в машину и поехал на завод.

Аналогичные задания:

IV. Cтихи, рассказы, сказки, ребусы.

относятся к эффективным способам запоминания при изучении слов с непроверяемым написанием, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово.

Стихи:

  1. Салют,   ужин

  Знаем, что салют всегда                    Но запомни, букву «и»

  Пишем только с буквой «а»!             В слове ужин ты пиши!

  1. Карандаш

Карандаш мы подточили,

Букву «а» в нём получили!

Ребусы:

V. Этимологический анализ слов

является одним из средств, обеспечивающих осмысленность, усвоение орфографического облика слова и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний.

   Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова, позволяет мотивировать его современное написание, т. е. найти опору для запоминания их современного графического облика. Целесообразно использовать этимологические справки в работе лишь с теми словами, обращение к истории которых позволяет выделить опору для запоминания.

  1. Береза

Слово «берёза» в старину означало «ясный, светлый». От этого же  корня образовалось слово «белый». Берёза – дерево с белой корой, белая берёза.

  1. Ботинок

Ботинок – от слова «боты». В переводе с французского «ботт» - сапог.

      Данные способы эффективного запоминания целесообразно применять на первом уроке знакомства с новым словом с непроверяемым написанием.        

Предлагаемые способы запоминания (как и всякая тренировка) работают при систематическом их применении.

     Не все слова с непроверяемым написанием можно запоминать с помощью мнемотехнических приемов, т. к. не ко всем словам можно подобрать соответствующие ассоциации. Поэтому при изучении слов с непроверяемым написанием не следует отказываться от традиционного способа запоминания, рассчитанного на механическое запоминание зрительного образа слова. Эффективные способы запоминания не подменяют существующие традиционные методы изучения правописания на уроках русского языка, а лишь дополняют и обогащают их.

Вывод:

Таким образом, информация, подкрепленная эмоциями, фиксируется в памяти лучше. И чем больше ученики при придумывании сюжета картинок, стихов используют опыт, тем лучше будет результат. Выполнение задания будет способствовать более точному выражению учениками своих мыслей и переживаний,  выработке мотивированных действий, направленных на повышение уровня грамотности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование мнемотехнических приёмов при изучении словарных слов Учитель начальных классов высшей категории МБОУ СОШ №7 г. Выборг Прыгина Н. А.

Слайд 2

Цель: развитие мотивированных действий учащихся, направленных на повышение уровня грамотности . Задачи: 1. Формировать навык грамотного письма. 2.Развивать орфографическую зоркость на основе всех видов памяти. 3.Воспитвать любовь к родному языку.

Слайд 3

Установка на запоминание Заинтересованность Яркость восприятия Образность запечатления

Слайд 4

Способы эффективного запоминания Метод зрительных ассоциаций. Метод звуковых ассоциаций. Мнемосистема «связей» (метод группировки). Стихи, рассказы, сказки, ребусы. Этимологический анализ слов.

Слайд 5

Метод зрительных ассоциаций Слова с безударной гласной О

Слайд 6

Слова с удвоенной согласной Слова с безударной гласной А

Слайд 7

Метод звуковых ассоциаций П е т уха спросили дети: «От чего зовут вас П е т ей?» П е т ушок ответил детям: «Хорошо умею п е т ь я!». Приеду завт ра , Привезу завт ра к, На завтрак - ра к, Кричи: «У pa !». К о ст юм носит К о с тя, п а льто П а ша. Возможные варианты аудиальных ассоциаций: П е тя п е тушок; м ё д для м е дведя; у С о ни с о бака; у М а ши м а шина; К а тя у к а литки; К а тя на к а ртине; О ля на п о ртрете; К о л и в к о р и доре; д е вочка д е журная; комн а та Н а ты; тр а вма в тр а мвае; р и с на р и сунке; не ур о ним ур о жай; дома из д е рева в д е ревне; д о роги д о роги.

Слайд 8

Мысленное представление предметов, явления или действия; Объединённые в группы предметы должны оживать. Как ездить на велосипеде? Быстр о , весел о , скор о , хорош о !

Слайд 9

К а р а ндаш мы подточили, Букву «а» в нём получили! Знаем, что с а лют Пишем только с буквой « а »! Но запомни, букву « и » В слове уж и н ты пиши.

Слайд 10

Б е рёза в старину означало «ясный, светлый». От этого же корня образовалось слово «белый». Б е рёза – дерево с б е лой корой, б е лая б е рёза. Б о тинок – от слова «б о ты». В переводе с французского «б о тт» - сапог

Слайд 11

Данные способы запоминания целесообразно применять на первом уроке знакомства с новым словарным словом. Предлагаемые способы запоминания эффективны при систематическом их применении. Не все слова с непроверяемым написанием можно запоминать с помощью мнемотехнических приёмов, т. к. не ко всем словам можно подобрать соответствующую ассоциацию.

Слайд 12

Вывод: Информация, подкрепленная эмоциями, фиксируется в памяти лучше. Чем больше ученики при придумывании сюжета картинок, стихов используют опыт, тем лучше будет результат. Выполнение задания будет способствовать более точному выражению учениками своих мыслей и переживаний, выработке мотивированных действий, направленных на повышение уровня грамотности.

Слайд 13

Ссылки http://www.proshkolu.ru/user/3nfhnf1948ujl/file/5339491/ А http://st.gdefon.ru/wallpapers_original/179052_(www.GdeFon.ru).jpg нежный фон http://www.proshkolu.ru/user/3nfhnf1948ujl/file/5339489/ О http://ua.convdocs.org/docs/index-147217.html уголок гжель http://static.starlook.ru/img/3774819.image_page_big.3045953671.jpg уголок гжель Автор шаблона Пасечник Елена Аркадьевна, учитель истории МБОУ «СОШ №6» г. Братска Иркутской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Использование мнемонических приемов в процессе изучения словарных слов"

Доклад "Использование мнемонических приемов в процессе изучения словарных слов"...

Доклад "Использование мнемонических приемов в процессе изучения словарных слов"

Доклад "Испоьзование мнемонических приемов в процессе изучения словарных слов"...

Использование этимологического анализа и приемов мнемотехники при изучении словарных слов

Существует  много  различных  приемов  обучения  для  решения  проблемы  написания  так  называемых  словарных  слов. Появилось  много ...

Мастер- класс "Инновационные приемы работы при изучении словарных слов"

В методической разработке  в русле разработанной автором комплексной методики повышения грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе рассматриваются теоретические и практи...

Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов, на уроках русского языка и литературного чтения.

Для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка следует разнообразить работу путём использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой за...

Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов, на уроках русского языка

  Мнемотехнические приемы опираются на различные виды памяти, что позволяет эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием детям с разными типами памяти. Мышление учащихся начальных к...

Методическое пособие «Запоминай-ка» как средство развития памяти с использованием мнемотехники при изучении словарных слов на уроках русского языка во 2 классе

Для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка следует разнообразить работу путем использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой за...