Главные вкладки

    Доклад "Использование мнемонических приемов в процессе изучения словарных слов"
    статья по русскому языку на тему

    Доклад "Испоьзование мнемонических приемов в процессе изучения словарных слов"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad.doc740 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    МБОУ ООШ села Середниково

    Доклад

    «Использование мнемонических приёмов  в процессе изучения словарных слов»

    Подготовила

    Соколова Татьяна Васильевна,

    учитель начальных классов

    2011 г.

    Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это “одежда мысли”, по которой обычно сразу (и, как правило, безошибочно) определяют уровень образованности человека. Основы правописания закладываются в начальных классах и являются одной из важнейших и трудных проблем. Еще одна проблема начальной школы – изучение  «словарных слов», т.е. слов с  непроверяемыми написаниями. Наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества слов с непроверяемыми написаниями, например, в таких словах, как вокзал, газета, север, трактор и других. Эти слова верно пишут лишь 59% учащихся. Слова комбайн, экскаватор и другие – только 55%. Все эти слова включены в учебники по русскому языку в начальных классах.

    Одна из причин такого положения – несовершенство методики обучения непроверяемым написаниям, прежде всего неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу над написаниями данного типа,  отсутствие научно  обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям. Работа над непроверяемыми безударными гласными ведётся на уроке изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы. Так, написание непроверяемых безударных гласных осваивается в отрыве от изучения проверяемых, хотя в основе их правописания лежит одно и то же умение: обнаруживать гласный в слабой позиции, т.е. в безударном положении. Только опираясь на обобщенное умение ставить орфографическую задачу , можно вести дальнейшую работу над способами её решения в зависимости от разновидности орфограммы. К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со «словарными» словами ребёнку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащемуся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку.

    Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна. Ошибки в самых «ходовых» словах с непроверяемыми написаниями встречаются даже в работах старшеклассников. Столь же неэффективно механическое выписывание слов при работе над ошибками. Наглядно-иллюстративный материал из школьного «картинного словаря» лишь привлекает внимание учащихся к работе, а запоминанию непроверяемой буквы он не способствует.

    Буква для семилетнего ребёнка, только что научившегося писать,- лишь набор элементов, она «неживая», «неинтересная», к тому же и пишет он её «кривовато» - смотреть не хочется. А её ещё надо запомнить с помощью многократного прописывания слова. Таким образом, комплекс орфографической работы над словарными словами в малой степени учитывает психолингвистическую проблему взаимодействия “язык-ученик”, а однообразие многих приёмов не даёт нужного развивающего эффекта, т.е. в формировании орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть активная учебная работа учащихся.

    Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы:

    -активизация познавательной деятельности учащихся, памяти на основе применения приёмов мнемотехники;

    -развивающий характер учебной деятельности;

    -системность в работе над словами с указанными орфограммами.

       

    Средством активизации познавательной деятельности учащихся и их памяти является использование мнемонических приёмов для запоминания словарных слов. Мнемоника (греч. - искусство запоминания) -  система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, то есть оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти. К.Д.Ушинский точно подметил: “Ребенок мыслит образами”. Для того, чтобы запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, надо «оживить» букву, создать ее «образ» в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

    Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

    1)установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;

    2)заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;

    3)яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает

    определенные эмоции;

    4)образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

    Существует немало способов, чтобы «уярчить» орфограмму (В. В. Лайло «Развитие памяти и повышение грамотности), привлечь к ней особое внимание. «Усиление» идёт за счёт образного представления материала, путём выстраивания сюжетной линии запоминания, сочинения своебразных рассказов, сказок, стихов, небылиц, шуток. Эффективными способами «усиления» орфограммы являются:

    1) написание в слове запоминаемой буквы по аналогии самого предмета;

    2) составление ребусов;

    3) заучивание обобщённым способом путём составление рассказов;

    4) использование рифмовок.

    Эти приёмы особенно полезны в тех случаях, когда не может помочь этимологическая справка. Приведу примеры.

    Чтобы слово понять,

    Никогда не забывать,

    Его надо рисовать

    И в картинках представлять.

                                                 

    Некоторые слова помогают запомнить ребусы.

     

                   

    В работе над словами из словаря часто использую стихи, например:

    Трудные учить слова

    Помогает нам игра.

    Петуха назвали “Петя”-

    Петь он любит на рассвете.

    А медведь, наоборот.

    Петь не любит, любит мед.

    Лиса-лисица, посмотри,

    Очень любит букву… (и).

    Чтоб не обиделась корова

    И не прокисло молоко,

    Мы оба этих дружных слова,

    Напишем в корне с буквой О.

    Посмотрите, дети,

    Рак летит в ракете.

    Ров запрятался в кровать,

    Захотелось ему спать.

    - Кап, кап, кап, -

    Шепчет капуста.

     - Без дождя мне очень грустно!

    - Ква! – квартира вдруг сказала.

    Малышей перепугала.

    Око в яблоке сидит,

    Свысока на мир глядит.

    Пишу я слово «хорошо».

    И в каждом слоге буква О!

    Буква О в костре живёт.

    И, представьте, не боится,

    Не горит и не дымится.

    Говорить приятно слово: аккуратно,

    И запомнить-то легко:

    Буква А, две К и О!

    А в автобусе едет,

    За ним клубится пыль.

    И, мимо пролетая,

    Чихнул автомобиль.

    Пальто, платье и платок

    С буквой «А» пиши, дружок!

    Не забудь про сапоги!

    «А» да «О» им не враги!

    Молоко, компот, мороз

    И корова, и колхоз,

    Борода, отец, корона,

    Колесо, ковёр, колонна.

    И корзина, и конфеты,

    Голос, юмор и котлеты,

    И комар, и крокодил,

    Богатырь и коллектив.

    Их уже давным-давно

    Пишут люди с буквой «О».

    Запах, запад и закат

    Пишем, дети, с буквой «А».

    Жёлтый, чёрный и тяжёлый,

    Шёлк и щёлк, пришёл и пчёлы,

    Шёпот, щёголь и ещё –

    Пишем, дети, с буквой «Ё».

    Метод звуковых ассоциаций использован при составлении четверостиший автором Солдатовой Е. З. в книге «Словарь в стихах».

    Раз Ната в комнату вошла,

    И букву А она нашла.

    Там буква а попала в плен

    Меж буквой Т и буквой Н.

    Можно также использовать шуточные вопросы и загадки.

    -В каких словах ель «растет»?

    Учитель, картофель…

    -Какие слова любит лягушка?

    Москва, квартал, квартира…

    -Любимые слова вороны.

    Карман, картина, картофель, карандаш, карикатура…

    -Любимые слова рака.

    Трактор, ракета, завтра…

    -В каких словах спрятались ноты?

    Помидор, ребята, дорога, фасоль…

    -Какой звук «издает» при движении трамвай?

    Трам - трам – трам.

       В этих словах, как показывает мой педагогический опыт, дети не делают ошибок. Слова запоминаются легко и надолго.

    Интересны звуковые ассоциации для запоминания правописания изучаемого слова – “Запомни, шутя!”

    ВОРобей – ВОР украл ВОРобья.

    РЕБята - РЕБята отгадывают РЕБус.

    УЧЕник – УЧЕние для уЧЕника муЧЕние.

    СОрока- СОрок СОрок воровали горох.

    СОбака- КОсть для СОбаки сОска.

       Интересен приём укрупнения единиц запоминаемого материала и объединения их вокруг опорного слова, чтобы заучить одновременно несколько словарных слов. Один из вариантов объединения слов в одну «связку»- построение незамысловатого сюжета:

    «Рабочий надевает пальто, сапоги, берёт с собой карандаш, завтрак и едет на машине на работу на завод. А мы едем на трамвае и напеваем песенку собственного сочинения:

            Трам-ра-ра,

            Трам-ра-ра,

            Везде напишем букву А.

    «В квартире висит картина – натюрморт. На картине изображены: кастрюля, капуста, картофель».

    «Однажды в морозную погоду мы с отцом и товарищем оделись потеплее и пошли кататься на коньках. Катались мы быстро и весело».

    Прием обучения запоминанию слов с помощью мнемотехник активизирует познавательную деятельность, обеспечивая ребятам успех в учебе, дарит радость от общения с буквой, словом. Буква становится ребенку другом, из-за нее не будет разочарований, неудач, слез. Прием снижает нагрузку на природную память учащихся, возможности которой, как известно, заложены генетически и поэтому ограничены.

    Используемая литература:

    1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. – М.: Астрель, 2001.

    2. Бакулина Г.С. Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка // Начальная школа. 2000. № 3.

    3. Куропаткина Т.И. Весёлый словарь. – СПб.: Литера, 2008.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад "Использование мнемонических приемов в процессе изучения словарных слов"

    Доклад "Использование мнемонических приемов в процессе изучения словарных слов"...

    Использование этимологического анализа и приемов мнемотехники при изучении словарных слов

    Существует  много  различных  приемов  обучения  для  решения  проблемы  написания  так  называемых  словарных  слов. Появилось  много ...

    Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов.

    Материал для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка...

    Мастер- класс "Инновационные приемы работы при изучении словарных слов"

    В методической разработке  в русле разработанной автором комплексной методики повышения грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе рассматриваются теоретические и практи...

    Статья о развитии орфографической зоркости в процессе изучения словарных слов

    Применение различных форм  учебной деятельности на уроках русского языка...

    Статья "Нетрадиционные приемы работы работы над словарными словами в начальной школе"

    Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов....

    Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов, на уроках русского языка и литературного чтения.

    Для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка следует разнообразить работу путём использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой за...