Мастер- класс "Инновационные приемы работы при изучении словарных слов"
методическая разработка на тему
В методической разработке в русле разработанной автором комплексной методики повышения грамотности письма при изучении непроверяемых слов в начальной школе рассматриваются теоретические и практические аспекты внедрения специальных (нетрадиционных) приемов и методов, основанных на методике эйдетики и мнемотехники, использовании дактильной азбуки, этимологического анализа и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СОДЕРЖАНИЕ 1. ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАБОТЕ НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО СРЕЗА НАПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ 3. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК В СЛОВАРНЫХ СЛОВАХ 4. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ 4.1. МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ 4.1.1. «ГРАФИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ» 4.1.2. «МНЕМОНИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК 4.1.3. «АССОЦИАТИВНЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ» 4.2. «ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК 4.3. РАЗВИВАЙ-КА. 4.3.1. «АНАЛОГИИ» 4.3.2. «ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ» 4.3.3. «ЗРИТЕЛЬНЫЕ» СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ 4.3.4. «КАРТИННЫЙ ДИКТАНТ» 4.3.5. «ЛЕКСИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ» 4 .4. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 5 . ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ 6 . СРАВНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАПИСАНИЯ СЛОВАРНОГО ДИКТАНТА 7 . ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Есть волшебная страна, Что распахнута пред вами, Та , которая словами, Как людьми, населена. Правит ими государь По прозванию Словарь И относится он к ним Словно к подданным своим. Утверждать ему не ново, Как писать какое слово, Как писать и как читать, Как с другими сочетать.
«…НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ НАПИСАНИЯ СОСТАВЛЯЮТ 30-35% ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРОВЕРЯЕМЫМ. ЭТИ ЦИФРЫ ГОВОРЯТ О НЕОБХОДИМОСТИ И ЗНАЧИМОСТИ РАБОТЫ С ТАКИМИ СЛОВАМИ.» О.Н.ЛЕВУШКИНА
ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАБОТЕ НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ Задачи констатирующего эксперимента: выявление уровня орфографической грамотности учащихся в работе над словарными словами; установление основных причин орфографических ошибок.
РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО СРЕЗА НАПИСАНИЯ СЛОВАРНЫХ СЛОВ Место проведения: МОУ СОШ №15 г.Азова Дата проведения: 23 ноября 2013г. Объем: 15 словарных слов Количество учащихся: 20 человек Словарно-орфографическая работа, предшествующая данному срезу, была ориентирована на механический способ запоминания. Написали без ошибок 3 человека -15% Допустили 1 ошибку 3 человека – 15 % 2 ошибки 6 человек – 30% 3 и более ошибок 8 человек – 40 %
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК В СЛОВАРНЫХ СЛОВАХ работа над словарными словами носит, как правило, бессистемный характер; задания преимущественно механического способа запоминания, исключающие опору на мыслительную деятельность и различные виды памяти.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ
МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ Мнемонические приемы запоминания облегчают запоминания внешнего облика «трудных» букв путем образования ассоциаций. Требования к мнемотехнике: ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-либо общим признаком: цветом, формой, действием, звучанием и т.д.; иметь не вызывающие сомнения буквы, «опасные» в словарном слове.
ВИДЫ ЗАДАНИЙ С ОПОРОЙ НА АССОЦИАТИВНЫЕ ОБРАЗЫ
«ГРАФИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ» «Графические ассоциации» ( рисунки-образы) – зовем на помощь эмоционально окрашенные зрительные образы. Слово трудное попалось – Это, братцы, не беда. Нарисуем в слове букву – Не забудем никогда.
Х ЗЯЙСТВ В КРУГ К ЛЕСО
«ФОНЕТИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ» Методом фонетических ассоциаций дети составляют предложения со словарными словами, которые созвучны по звучанию с другим словом в предложении: КОС тя пришел в КОС тюме . ПА па носит ПА льто . Меб ЕЛ ь из ЕЛ и . Я вышел на у ЛИЦ у и увидел много ЛИЦ .
«Маленькие кроссворды»- использование приёма перекрещивания слов через непроверяемую орфограмму. М О РОЗ Х Л О Д А Р О МАТ П Х Н Е Т Р З А С О БАКА Х В С Т
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Придумайте фонетическую ассоциацию к словам: зд о ровье уч е ник в а с и лёк м а шина
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ ЗД О РОВЬЕ - ЭТО ЗД Ó РОВО. УЧ Е НИК – УЧ É НИЕ В А СИЛЁК СОРВАЛИ В Á СЯ И ВАС И ЛИЙ. У М Á ШИ ЕСТЬ М А ШИНА.
«АССОЦИАТИВНЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ» Этот прием помогает не только работать над правописанием словарных слов, но и над развитием речи и творческих способностей. ЗАДАНИЕ: Дана цепочка слов: УЧИТЕЛЬ КЛАССУЧЕНИКИАЛЬБОМ ПЕНАЛ КАРАНДАШХОРОШОРЕБЯТА РИСОВАТЬ Необходимо составить связный рассказ, сюжет которого разворачивается от слова к слову, можно с использованием рисунков и аппликаций. Дети на уроке выступают в роли учителя. «Учитель» предлагает озвучить его мультфильм, записать на доске словарные слова, которые встречаются в рассказе, выделяя опасные буквы. Выслушав ученика, «учитель» читает свой вариант.
«ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК Система работы со словарными словами с опорой на этимологию: формирует умение объяснять значения и правописание слов с опорой на происхождение; развивает логическое мышление; активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес к языку.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ с опорой на этимологию слов 1. Отгадайте загадки: Она весну встречает, сережки надевает. По платьицу в полоску ты узнаешь… БЕРЕЗКУ 2. Б Е РЁЗА Как вы думаете, почему дерево так назвали? Это слово восходит к корню, обозначающему белый цвет. Кора берёзы носит название, связанное с тем же корнем: береста. 3. Подберем однокоренные слова к слову БЕРЁЗА. Берёзовый, берёзонька, берёзка, подберёзовик, березняк. 4. Восстановим пословицу: И у … слезки текут, когда с нее … дерут. 5. Найдем ассоциативный образ к слову береза: Бе реза – бе лая береза БЕРЁЗКИ КОРУ
«МУДРЫЙ СЛОВАРИК» Использование в работе пословиц, поговорок, скороговорок, фразеологизмов помогает обогащать словарный запас детей, носит воспитательное значение. Можно использовать пословицы, фразеологизмы и в работе над правописанием словарных слов.
Например, предлагаю задание: Допиши подходящие по смыслу словарные слова: Как об стенку … Береги нос в большой … Живут как кошка с … 2. В какой пословице или поговорке есть данное слово: А) железо Б) язык В) воробей 3. «Слово потерялось» Прочитай скороговорку, дополни ее словарным словом. Выпиши это словарное слово. Подчеркни «трудные» буквы. А) Ёжику нужен жук на … Б) Цыплята и курица пьют чай на … ГОРОХ МОРОЗ СОБАКОЙ КУЙ ЖЕЛЕЗО, ПОКА ГОРЯЧО. ЯЗЫК ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ. СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ. УЖИН УЛИЦЕ
РАЗВИВАЙ-КА 1. «АНАЛОГИИ» СТАЛЬ НОЖНИЦЫ МОЛОТОК ОГУРЕЦ РОМАШКА ЦВЕТОК КРАПИВА ТЮЛЬПАН ПАХНЕТ ЖЕЛЕЗО ОВОЩ ЖЖЕТ
2. «ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ» Вспомните словарные слова, которые начинаются с каждой буквы слова РАЗВИВАЙ-КА Я Г О Д А Б О Г Е Р Л Р У Р Б О О Р Е У К Х Е В З О Ц Н Я Я Г О Д А
3. «ЗРИТЕЛЬНЫЕ» СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ М о сква – ст о лица Р о сс ии. Я зык до К и е ва д о ведёт. У нас урок ру сс к ого я зыка. Вес е л о ч и рик а ют в о р о бьи. РАЗВИВАЙ-КА См. подробнее набор карточ для зрит словар дикт.2.doc и карточки для зрит дикт 3-4.doc
4. «КАРТИННЫЙ ДИКТАНТ» РАЗВИВАЙ-КА С О БАКА М А ШИНА См. подробнее картинный диктант. pptx
5. «ЛЕКСИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ» 1. Замени предложения одним словом: Пятый день недели. ПЯТНИЦА Инструмент для забивания гвоздей. МОЛОТОК Холодная зимняя погода. МОРОЗ Человек, который учит кого-нибудь чему-нибудь. УЧИТЕЛЬ РАЗВИВАЙ-КА
РАЗВИВАЙ-КА 2. «ЛИШНЕЕ СЛОВО» Например, изучая имена существительные одушевленные и неодушевленные предметы, предлагаем слова: сорока, петух, ворона, дорога. Находя и аргументируя «лишнее» слово дети превосходно развивают креативное мышление. Заметьте, в задании можно выделить неединственное «лишнее» слово.
РАБОТА С ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ТЕТРАДЬЮ 1. Зачеркни все нерусские буквы и прочитай слово. WRN И SZVNNAJLU Н DF Е NRF Й LJR 2. Из толкового словаря. Тонкий слой ледяных кристаллов. 3.Подбери синоним. Иней - _______________ 4. Здесь зашифрована загадка. Отгадай её, используя ключ к шифру. Ключ к шифру: 1-9, 1-7, 1-6, 2-8, 1-8, 3-7, 5-7, 4-6, 5-9, 4-8,3-8, 1-7, 3-6, 1-8, 2-8, 4-8, 4-6, 1-9, 4-6, 5-9; 5-6, 2-8, 1-6, 5-8, 4-8, 3-6, 4-9, 2-7, 4-7, 4-9, 2-6, 3-8, 1-7, 3-9, 4-9, 1-9 … _________________________________________________________ 5. Составь ребус. 6 7 8 9 1 К Е Л Н 2 З М О К 3 Т Ю В Ш 4 И Р С А 5 П Ч У Й См. подробнее ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 3 класс. doc
ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ Задачи контрольного среза: выявить результаты проделанной работы; проследить динамику изменения уровня орфографической грамотности. Для проверки результата работы был проведен итоговый словарный диктант. Значение и правописание выбранных слов было разобрано в ходе формирующего эксперимента с опорой на нетрадиционные виды работы.
КОНСТАТИРУЮЩИЙ СРЕЗ КОНТРОЛЬНЫЙ СРЕЗ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАПИСАНИЯ СЛОВАРНОГО ДИКТАНТА Написали без ошибок 3 ч 10% Допустил 1 ошибку 3 ч 10 % 2 ошибки 6 ч 20% 3 и более ошибок 18 ч 60% Написали без ошибок 18 ч 60% Допустил 1 ошибку 5 ч 18 % 2 ошибки 5 ч 18% 3 и более ошибок 1 ч 4 % ВЫВОД: результаты говорят о положительной динамике и значительной ценности данных методических приемов над словарно-орфографической работой.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ЗАПОМИНАНИЯ В РАБОТЕ НАД СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
С чем сравнивают облака герои мультфильма? Как вы думаете, почему?
ОБЛАКО Какая гласная под сомнением в этом слове? Ó БЛ А КО Чтобы легче было запомнить эту «опасную» букву, представим эту букву в виде лошадки, как в мультфильме. ОБЛ КО
Назовите героев мультфильма. Постараемся запомнить правописание словарного слова М Е ДВЕДЬ М Е ДВ Е ЖОНОК Подумаем, почему медведя так назвали. Слово медведь означает « медоед », “ тот, кто ведает, где мёд ”. Помогает ли нам запомнить опасную букву знание значения слова? Запомним: М е дведь и м е дв е жонок ведают, где мёд. Восстановим пословицу: «Два … в одной … не живут». Когда так говорят: «медвежья услуга»? МЕДВЕДЯ БЕРЛОГЕ
Какие цветы в мультфильме считали медвежонок и ёжик? Р О МАШКИ Какой рисунок-образ можем представить на месте опасной буквы? Р МАШКИ
Что за ли? Что за мон ? В звуках нету смысла… Но едва шепну: «л и мон» - Сразу станет к и сло. Л И МОН К С Л ЫЙ Запомни: Л И МОН – К И СЛЫЙ пишем через И
СЕЙЧАС МЫ С ВАМИ БУДЕМ ОСВАИВАТЬ ПРОФЕССИЮ ХУДОЖНИКА-МУЛЬТИПЛИКАТОРА. АССОЦИАТИВНЫЙ МУЛЬТФИЛЬМ
УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИЭКСКУРСИЯБИЛЕТ КАССАЖИВОТНЫЕЗАЯЦ МОРКОВЬ КАПУСТА ОБЕЗЬЯНА ЯБЛОКО БАНАН УЧЕНИКИ ЖИРАФ ПЕЧЕНЬЕРЕБЯТАВЕСЕЛО РАСПОЛОЖИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО КАДРЫ МУЛЬТФИЛЬМА, ИСПОЛЬЗУЯ ЦЕПОЧКУ СЛОВ. СОСТАВЬТЕ СВЯЗНЫЙ РАССКАЗ НА ДАННУЮ ТЕМУ. ПРОГУЛКА В ЗООПАРК
ПРОГУЛКА В ЗООПАРК
ЗА Я Ц К А ПУСТА
О Б Е ЗЬЯНА Б А НАН ЯБЛ О КО
УЧ Е НИКИ Р Е БЯТА
ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Поделившись с Вами некоторыми приемами работы с так называемыми словарными словами, я не ставлю точку на этой проблеме, а ставлю многоточие… В рамках поисково-исследовательской деятельности можно организовать групповые и индивидуальные виды работ. Например, к определенной тематической группе слов подбирать загадки, пословицы, стихи, песни, этимологические ссылки, составлять ребусы, подбирать картинки, а также сочинять мини-рассказы. И по накопленному опыту можно издать коллективную работу: «Словарик-справочник».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Использование мнемонических приемов в процессе изучения словарных слов"
Доклад "Использование мнемонических приемов в процессе изучения словарных слов"...
Доклад "Использование мнемонических приемов в процессе изучения словарных слов"
Доклад "Испоьзование мнемонических приемов в процессе изучения словарных слов"...
Использование этимологического анализа и приемов мнемотехники при изучении словарных слов
Существует много различных приемов обучения для решения проблемы написания так называемых словарных слов. Появилось много ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/01/picture-700325-1446397399.jpg)
Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов.
Материал для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/27/picture-995447-1574838874.jpg)
Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов, на уроках русского языка и литературного чтения.
Для эффективного изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка следует разнообразить работу путём использования различных средств и способов обучения. Особую роль в решении этой за...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/18/picture-939869-1503052940.jpg)
Использование приемов мнемотехники при изучении словарных слов, на уроках русского языка
Мнемотехнические приемы опираются на различные виды памяти, что позволяет эффективно усвоить слова с непроверяемым написанием детям с разными типами памяти. Мышление учащихся начальных к...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/07/picture-796313-1465323098.jpg)
Приёмы работы при изучении словарных слов в начальной школе
Приёмы работы при изучении словарных слов в начальной школе...
- Мне нравится (1)