Театр пальчиков и язычка
материал по логопедии

Артикуляционная гимнастика, сопряжённая с упражнениями для развития мелкой моторики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Театр пальчиков и языка».

   Предложенные ниже варианты упражнений игры «Театр пальчиков и языка» могут использоваться на занятиях с дошкольниками и младшими школьниками. Объем и длительность «представлений» на каждом занятии определяет педагог (логопед) в зависимости от речевых данных детей.

   Текст говорит ведущий взрослый (желательны «подсказки» детей)

   Однажды пальчики пошли в лес:

   топ-топ,

   топ-топ,

   топ-топ-топ,

   топ-топ-топ

   (Руки: Имитация ходьбы пальчиков в заданном и меняющемся ритме, темпе:

   указательным и средним, большим и указательным и т. д.

   Язык: Вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз.)

   

   Подошли к опушке -

   ровной-ровной,

   гладкой-гладкой

   (Руки: Ладони ребрами тесно прижаты друг к другу пальцы – горизонтальны.

   Язык: ровный, свободно лежит на нижней губе.)

   

   На опушке большое дерево.

   Вот его ствол. Вот его крона.

   (Руки: Локти, ладони соединены, пальцы - вверх.

   Снова соединяются руки от локтя до запястья; ладони и пальцы – в стороны, при этом

   пальцы загнуты «чашечкой».

   Язык высовывается и напряжённо тянется к носу.

   Скругленные края языка загнуты вверх «чашечкой».)

   

   Крона состоит из веток и листьев, которые играют с ветерком летом,

   а осенью опадают.

   (Руки: Пальцы напряженно вытянуты и широко расставлены, затем ладони соединяются «чашечкой», пальцы широко расставлены и попеременно двигаются;

   ладони расслабленно опускаются, обе руки свободно повисают вдоль туловища.

   Язык в той же позе.

   Движение вверх-вниз (язык со скругленными краями), затем язык расслабленно опускается на нижнюю губу.)

   

   На дереве - гнездо, а в нем - птица, которая то вылетает из гнезда, то влетает в гнездо, т. к. кормит птенцов.

   (Руки соединяются ребрами ладоней - «чашечкой», большие пальцы то спускаются на дно

   «чашечки», то поднимаются.

   Язык – «чашечкой», а потом свободно: вверх-вниз и попеременно в стороны.)

   

   Под деревом - грибы с толстой и тонкой ножками.

   (Руки: Щепоть одной руки показывает толстую ножку, а ладонь другой – шляпку. Положение рук меняется («грибов-боровиков много»). Указательный палец одной руки - ножка, а ладонь - шляпка (меняются пальцы и положение рук («поганок очень много»).

   Язык мягко присасывается к твердому небу, затем напряженно присасывается («гриб растет»).

   

   Дерево растет и грибы растут, собираем их в корзину.

   (Руки вверх (к солнцу);

   См. предыдущее упражнение

   переплетаем пальцы: внутренние стороны ладоней – кверху.

   Язык напряженно тянется к носу чередуется присос, «чашечка»; язык опускается на нижнюю губу.)

   

   Идем по лесу дальше...

   «Имитация ходьбы»

   

   Растет дикая яблонька, на ней плоды - яблочки, они кислые.

   (Руки: См. первое упражнение

   Руки от локтя до запястий вместе, ладони - в кулаки, а большой палец - вверх;

   махнуть рукой (Эх!)

   Язык скругленный, выгнутый - с опорой на верхней губе; затем надо сморщиться и

   слегка высунуть язык.)

   

   Но дома сварим из них варенье - во какое!

   (Руки: Поднять большой палец вверх.

   Язык: Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губы.)

   

   Поэтому соберем их в корзинку.

   (Руки: Переплетение пальцев, ладони - вверх, руки - в стороны.

   Язык - «чашечкой»).

   

   Через лес («топ-топ») вышли к реке.

   (Руки в стороны: плавные движения от плечей к пальцам (как в балете).

   Язык: Плавное движение широким языком вперед – назад.)

   

   Тяжело нести корзины, увидели лодку.

   (Руки: Соединенные ребрами ладони внизу (мизинцами) и раскрытые сверху (плавное   движение лодки).

   Язык: Сложить язык пополам - («лодочкой») и вытягивать его вперед.)

   

   Приплыли домой.

   (Руки: Соединить пальцы «домиком».

   Язык: Присос – крыша домика ровная.) Всегда ли уместно слово?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Лягушка - зелёное брюшко (сказочная история для язычка)"

Презентация содержит авторскую артикуляционную сказку для детей 3 - 4 лет....

Урок руссого языа по теме: "Изменение имён существительных по числам" 3 класс

Урок русского языка по программе "Школа 2100" по учебнику Бунеева. Урок составлен с использованием компьютерных технологий - мобильный класс. На уроке для словарной работы использовались загадки,...

"Язычок р-р-р-р-рычит"

Пособие для логопедов по автоматизации звука Р....

Автоматизация звуков Р, Рь в стихах и скороговорках по книге Т.А Куликовской "Язычок рычит"

Данная презентация составлена как наглядное пособие для автоматизации звуков Р и Рь в скороговорках. Разучивание скороговорок – одновременно и нелегкий труд, и забава. У каждой скороговорки своя мален...

«Театр пальчиков»

Коррекционное занятие на развитие образного воображения и мелкой моторики для учащихся 1-4 классов....

Мастер-класс: "Пальчикам не дам скучать: от пальчиковых игр к пальчиковому театру"

Применение пальчиковых игр во внеурочной деятельности с обучающимися 1 классов, а также театрализация, как средство развития мелкой моторики....