Консультация для родителей. Готовность ребёнка к обучению грамоте
материал по логопедии

Консультация для родителей. Готовность ребёнка к обучению грамоте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Готовность ребёнка к обучению грамоте

Овладение грамотой доступно 6-7летнему ребенку благодаря достаточному уровню его общего и речевого развития.

Дети, поступающие в школу с нормально развитой речью, обладают определенной готовностью к анализу и синтезу звукового состава речи.

Дети с фонематическим недоразвитием испытывают затруднения не только в различении звуков, но и в анализе звукового состава речи, с трудом овладевают грамотой. Учащиеся с несформировавшимся произношением на первых порах обучению чтению с трудом овладевают слиянием, а в дальнейшем читают медленно и с большим количеством ошибок. Письмо учащихся, имеющих недостатки произношения, резко отличаются от письма детей с правильной речью.

Самой распространенной ошибкой для детей с недостатком произношения является замена одних букв другими (звонких и глухих – п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж, замена шипящих и свистящих – с-ш, з-ж, ц-ч, щ-сь и др.)

Второй группой ошибок является пропуск букв, особенно часто пропускаются гласные буквы.

Детям с недостатками произношения сложно анализировать звуковой состав слова. Этим детям очень трудно выделять гласный звук из положения, после согласного звука. Ученик упорно не слышит гласный звук, входящий в состав прямого слога (па), даже при его протяжном произношении; на вопрос, какой второй звук в этом слоге, ответить не может. Примерные ошибки:

МШ (МАША), ПСЫ (БУСЫ), КША (КАША), КУСК (КУСОК)

Еще нередко встречаются перестановки букв, пропуск слогов, вставки лишних букв, полное искажение слов. Причиной всех этих ошибок является затруднение в анализе звукового состава речи.

Как учить буквы

Учить названия букв по названию звуков (например: буква «ЭМ», а звук «М».

Складывать буквы из пальцев.

Строить буквы из палочек, спичек, веточек, конструктора.

Высыпать буквы из песка, муки, крупы.

Лепить буквы из теста, пластилина.

Рисовать буквы в воздухе, на воде, по стеклу.

На что похожа буква У? – (У – на улитку, вешалку, рогатку).

Изображать буквы собственным телом (например: стоять прямо, руки в стороны – буква Т и т.п.).

Дописывать «сломанные» буквы.

Из одного элемента составлять разные буквы (например: Х, А, У, М).

Подбирать картинки на заданную букву.

Раскрашивать большие буквы.

Обводить буквы по пунктиру.

Узнавать объемные буквы на ощупь (игра «Волшебный мешочек»).

Делать буквы из нитки, шнурка, проволоки, веревки.

Звуко-слоговой анализ слова

Что ты назвал? /слово/ - обозначаем полоской.

Сколько частей /слогов/ в слове? (делить хлопками) – раздели полоску палочками на столько же частей.

Назови 1-й слог (часть). Сколько звуков? Какие? Чем обозначим? Прочитай по квадратам. Назови 2-й слог (и т.д.)

Прочитай свое слово. Сколько слогов? Сколько звуков? Сколько гласных, согласных?

Подготовка руки к письму

Вырезать ножницами любые картинки в журналах. Лепить из пластилина.

Тетрадь должна быть с полями. Рисование по клеткам.

Полезны упражнения «Штриховка», «Шнуровки», застегивать и расстёгивать замочки, пуговицы, перебирать мелкие предметы, собирать мозаику.

Рисовать или обводить контуры рисунка только цветными карандашами (фломастеры и ручки слабо тренируют тонкую мускулатуру руки).

Во время работы следить за осанкой, правильным удержанием карандаша.

Освещение должно быть достаточным. Свет должен падать слева, а если ребенок рисует левой рукой, то справа

Развитие слухового внимания и контроля.

Можно рекомендовать следующие игры:

Игра «Узнай предмет по звуку»

Возьмите 3-5 звучащих игрушек (погремушку, флейту, барабан, гармошку), познакомьте ребёнка со звучанием каждой из них. Предложите отвернуться ребёнку и отгадать на каком из них вы только что играли.

По каждому предмету постучали палочкой.

Стакан, блюдце, картонная коробка, пластмассовая игрушка - действия те же самые, что и в п. 1

Игра «Кто это?»

Взрослый подражает крику животных или птиц, жужжанию насекомых. Ребёнок угадывает, кому он подражает.

Внимателен ли ты?

Ребёнок по вашему поручению запоминает какой-либо звук, хорошо слышимый в речи или тот, который он правильно произносит.Затем произносится ряд слов, содержащих этот звук и не имеющих его. Например: Рыба, Рак, коРа, голова, стол. Ребёнок должен поднять руку, когда услышит слово со звуком "Р".

Определение места данного звука в слове.

В начале, середине, конце. Действия те же самые, что и п. 4.

Игра с картинками.

Более сложная форма. Среди них ребёнку предлагается отобрать лишь те, где изображен предмет, в названии которого есть данный звук.

Когда ребёнок научится достаточно свободно выделять в словах звуки, произносимые им правильно, поручите ему УЗНАТЬ 1 ИЗ ИСКАЖАЕМЫХ ИМ ЗВУКОВ.

Сопоставление 2 звуков.

Ещё более сложной для ребёнка формой звукового анализа является сопоставление 2 звуков, близких по звучанию или артикуляции (положение органов речи) С-З, П-Б, Ш-Ж и др.Здесь также приемлены упражнения 4,5,6. Только в этом случае ребёнок одновременно выделяет два звука из общей массы и различает их между собой.

Разновидность предыдущего упражнения является вычленение и различение данного звука от того, которым он заменяется (например: Р/Л, С/Ш, Ц/С) Назови слова сам.

Это одна из завершающих форм работы, связанной со звуковым анализом речи. По заданию взрослого ребёнок самостоятельно называет слова с определённым звуком. Здесь можно варьировать: звук может быть-в начале, в середине, в конце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как родителям определить готовность ребёнка к обучению в школе?

Важно психологически подготовить ребёнка к школе, для того,  чтобы нарушение социально-психологической адаптации не стали причиной школьных трудностей ребёнка....

Готовность ребёнка к обучению в школе. Беседа с родителями.

Родителям объясняется, что должен знать и уметь ребёнок при поступлении в первый класс, на что больше обратить внимание....

Консультация для родителей "Трудности ребёнка при обучении русскому языку"

Практическое занятие для родителей, как помочь ребёнку, имеющим трудности в обучении русскому языку.План.1.О  проблемах  обучения  учащихся  русскому  языку.2.Анализ  и...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Готовность ребёнка к школьному обучению»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Готовность ребёнка к школьному обучению»...

Консультация для родителей "Методические рекомендации по обучению грамоте"

Консультация позволит родителям дошкольников и первоклассников избежать типмчных ошибок при обучении грамоте детей...

Консультация для родителей "Готовность ребенка к обучению в школе"

laquo;Современный ребенок, идущий в школу, должен быть подготовлен не хуже космонавта» – шутят родители. Образовательные стандарты постоянно меняются, и кажется, что требования к детям, п...