Развитие навыка связного высказывания у детей с ОНР
материал по логопедии

Работа проводилась в 2016-2019  году, на этот период были поставлены следующие задачи:

 1.    Изучить состояние проблемы исследования в научно-методической литературе; проанализировать психологическую лит-ру по проблемам развития связной речи у детей с ОНР
2.    Выделить критерии и уровни развития репродуктивных видов связных монологических высказываний у детей с ОНР.
3.    Подобрать специальные диагностические методики, направленные на изучение репродуктивных видов связных монологических высказываний у детей с ОНР.
4.    Провести комплексное обследование детей, диагностику;

5.     Разработка  методических рекомендаций для учителей-логопедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oer_2016.docx67.47 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие навыка связного высказывания у детей с ОНР.

Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.П. Глухов).

К числу важнейших задач логопедической работы со школьниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к школьному обучению.

По своей структуре монологическая речь сложная, развернутая, полная, контекстная, логически связанная и законченная, композиционно и грамматически оформленная, использующая сложные синтаксические конструкции, требующая строгого отбора лексических средств и обязательно предварительно планируемая, базирующаяся на глубокой познавательной, и прежде всего мыслительной деятельности, и со своей стороны, влияющая на развитие логического мышления и словесно-логической памяти.

Изучением особенностей формирования связной речи и разработкой методик обучения занимались такие ученые как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. Т.Б. Филичева и другие. Авторы подчеркивают необходимость специального обучения связной описательно-повествовательной речи детей с общим речевым недоразвитием, что необходимо для полного преодоления дефекта и успешного школьного обучения.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития монологической речи.

Связную речь определяют так совокупность тематически объединенных отрезков речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя  данного языка единое целое.

Учащиеся с общим недоразвитием речи более или менее строят связные высказывания в пределах близкой им тематики, однако испытывают серьезные затруднения при продуцировании связных высказываний (формулирование выводов, обобщений, доказательств, воспроизведение содержания текстов). При пересказах они не могут полно и точно излагать свои мысли. Особенно наглядно это проявляется при написании изложений и сочинений. Такого рода затруднения выражаются в стремлении к дословности изложения, «застревании» на отдельных словах, повторении отдельных частей предложений, концентрации внимания на несущественных признаках, нарушении синтаксической  связи между словами, что приводит к незаконченности предложений, изменению порядка слов. Нередки случаи употребления слов в несвойственном им значении, что является следствием бедности словарного запаса, непонимания значения используемых слов, неумения уловить их стилистическую окраску. Такая несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения программами гуманитарных предметов.

Понятие «связная речь» относится, как и диалогической и монологической формам речи.

Диалогическая (диалог) – первичная по происхождению форма речи. Состоит из реплик, цепи речевых реакций.

Монологическая (монолог) – понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой сообщение о каких - либо фактах действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторонний характер высказывания, произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации. Содержание ее заранее задано и предварительно планируется. В ней используются и обобщаются также компоненты языковой системы, как лексика, способы выражения грамматических отношений, формо - и словообразующие средства. Вместе с тем в ней реализуется замысел высказывания в последовательном, связном, преднамеренно спланированном изложении.

Целью работы является выявление особенностей связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Навыки диалогической речи развиваются и закрепляются на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка связной речи. Развитие монологической формы речи осуществляется, прежде всего, на логопедических занятиях по обучению рассказыванию. При обучении детей с ОНР особое внимание уделяется формирование связной монологической (описательной и повествовательной) речи. К основным методам обучения детей связной монологической речи относят обучение пересказу, рассказыванию и устному сочинению по воображению. 

Работа проводилась с 6 учащимися начальной школы,начиная с первого класса.

Для исследования уровня сформированности навыков связной речи младших школьников с ОНР мною  была взята методика Фотековой Т.А.

Методика 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (пять картинок).

Возможно использование какой-либо другой последовательности из 4-5 картинок.

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

Оценка производилась по трём критериям:

1) Критерий смысловой целостности:

5 баллов - рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;

2,5 балла - допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;

1 балл - выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен;

0 баллов - отсутствует описание ситуации.

2) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

5 баллов - рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;

2,5 балла - рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;

1 балл - встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;

0 баллов - отсутствует описание ситуации, оформления, единичные случаи поиска слов или неточное

3) Критерий самостоятельности выполнения задания:

 5 баллов - самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;

2,5 балла - картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;

1 балл - раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам;

0 баллов - невыполнение задания даже при наличии помощи.

Методика 2. Пересказ прослушанного текста.

Инструкция:сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься пересказывать.

Оценка производится по тем же критериям, что и для рассказа по серии картинок:

1) Критерий смысловой целостности:

5 баллов - воспроизведены все основные смысловые звенья;

2,5 балла - смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;

1 балл - пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации;

0 баллов – невыполнение.

2) Критерий лексико-грамматического оформления:

5 баллов пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;

2,5 балла - пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;

1 балл - отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов;

0 баллов - пересказ не доступен.

3) Критерий самостоятельности выполнения:

5 баллов самостоятельный пересказ после первого предъявления;

2,5 балла - пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;

1 балл – пересказ по вопросам;

0 баллов - пересказ даже по вопросам не доступен.

.

Учащийся

Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам

Составление предложений по трем картинкам

Пересказ текста

Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок

Сочинение рассказа на основе личного опыта

Составление рассказа-описания

Начало обследования

Итог обследования

Начало обследования

Итог обследования

Начало обследования

Итог обследования

Начало обследования

Итог обследования

Начало обследования

Итог

Начало обследования

Итог

1.Юля А.

12

20

17

23

20

25

18

25

18

20

19

23

2.Толя Ф.

7

12

8

11

6

9

7

10

8

9

7

9

3.Никита П.

9

15

10

18

7

10

10

15

10

16

8

9

4.Саша Ш.

13

21

15

22

15

19

18

22

11

20

11

19

5.Саша С.

15

22

18

21

17

25

20

26

18

21

19

22

 6.Тёма Л.

8

9

9

11

10

11

9

13

10

13

6

9

Высоким уровень развития связной речи считается, если испытуемый набрал от 21 до 30 баллов, средним – при сумме баллов от 11 до 20, низким – при сумме баллов от 0 до 10.

Первую, более слабую группу (3человека), составили дети, у которых были выявлены серьёзные нарушения уже при построении высказываний на уровне фразы; резко выраженные нарушения наблюдались при выполнении всех или большей части заданий на составление рассказов . При этом требовалась  моя помощь. Отмечались серьёзные затруднения в смысловой организации высказываний. Выполнение творческих заданий оказалось для них практически недоступным. Исследования показали, что дети этой группы не владеют навыками самостоятельного составления рассказа, для их высказываний характерны крайняя бедность используемых языковых средств, наличие грубых аграмматизмов, нарушающих связность повествования.

В начале обследования такие ученики как: Тёма Л., Никита П. и Толя Ф. получили средний балл 9(т..е. низкий уровень), в конце обследования эти ученики уже вышли на 15 баллов(это уже средний уровень).

 У детей второй группы (3 человека) нарушения в построении отдельных сообщений были выражены в меньшей степени по сравнению с первой группой. Они, как правило, справлялись с заданием на построение фраз по наглядной опоре ; при этом отмечались недостатки главным образом в грамматико-синтаксическом оформлении фразы-высказывания.

Следующие учащиеся : Юля А., Саша Ш., Саша А. вошли в группу среднего звена при первичном обследовании они набрали 13 баллов,в итоговом обследовании они показали уже результаты,которые уже близки были к высокому уровню, средний балл 19.

Анализ выполнения всех заданий показал следующее. На фоне значительного отставания в развитии связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи отмечались существенные различия в овладении навыками этого вида речевой деятельности. Сопоставление результатов выполнения заданий позволило выделить две группы детей в зависимости от степени сформированности различных сторон связной монологической речи и навыков рассказыванияПри составлении рассказов наблюдались отдельные специфические нарушения (в логико-смысловом построении сообщения, на уровне программирования и контроля за реализацией высказывания). Были выявлены недостатки в языковом оформлении сообщении – нерезко выраженные нарушения связности повествования, лексические затруднения, различные аграмматизмы. В отличии от детей первой группы более или менее выраженные недостатки речи у этих детей проявлялись избирательно, в некоторых видах заданий (пересказ, составление рассказа по наглядному сюжету и др.).

Отмечалась большая степень самостоятельности при выполнении всех видов заданий. Наибольшие трудности у детей этой группы вызывало выполнение заданий творческого характера.

Выделение указанных групп имеет значение в плане дифференцированного подхода к детям при проведении коррекционной работы по формированию связной речи. Кроме того, комплексное исследование детей с использованием различных видов заданий дало нам возможность установить, в каких видах исследуемой речи у каждого ребенка отмечаются наибольшие затруднения и на какие виды можно опираться в процессе коррекционного обучения.

На основании проведенных исследований я сделала следующие выводы:

У детей  отмечается значительное отставание в формировании навыков связной речи по сравнению с нормально развивающимися детьми. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционной работы по развитию данного вида речевой деятельности. Проведенные исследования с использованием различных видов заданий выявили ряд особенностей, характеризующих состояние связной речи детей с ОНР, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.  

По результату обследования было выявлено отставание в уровне развития связной речи у детей с ОНР. Я посчитала нужным вести работу по этому направлению, проанализировать особенности формировния связной  речи у детей с ОНР ,разработать методы и приемы,этапы работы по коррекции выявленных нарушений.

I этап-подготовительная работа.

В содержание подготовительной работы я включила ряд развивающих речевых игр и упражнений, направленных на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словесного творчества и развитие чувства языка,развитие словарного запаса:

Задания к I этапу:

1. Лексические:

- Подбор определений, сравнений для словесной характеристики предмета (упражнения «Подбери слово», «На что похоже», «Узнай, о чем это» и др.);

-подбор к слову, обозначающему предмет, соответствующих слов – наименований действия и наоборот (упражнения «Кто что делает?», «Кому что нужно?»)

- подбор синонимов  антонимов  к словам, обозначающим предметы, их свойства, различные действия (упражнения «Скажи по-другому», «А как наоборот»);

-подбор родственных слов, вариативных  по значению (река-речка-реченька).

2. Лексико-грамматические:

·  Дополнение предложений нужным по смыслу словом;

·  Составление предложений по данным словам;

·  Упражнение в составлении предложений по данному слову (падежно - предложной конструкции);

·  Упражнение в составлении предложений-ответов на вопросы («Подумай и ответь!»).

II этап.Обучение детей с ОНР рассказыванию.

1.  ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ.

Описание – особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания – описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности. При обучении описанию предметов ставятся следующие задачи:

·  Формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;

·  Развитие обобщенных представлений о построении рассказа - описания предмета;

·  Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательных рассказов.

Дети должны усвоить определенную схему высказывания - описания. В качестве такой схемы предлагается использовать трехчастную композиционную схему описания предметов. Пример развернутого описания предметов из группы «Овощи - фрукты»:

1.  определение (название) предмета.

2.  отличительные признаки: форма, цвет, вкусовые качества, свойства, выделяемые при тактильном восприятии; место произрастания.

3.  предназначение предмета, отнесение его к соответствующей предметной группе; приносимая польза.

2.  ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНКАМ.

Рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:

 Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого им сюжета;

  Составление небольших рассказов - описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия предметов, события, определяющих тематику картин;

 Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия;

  Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих или последующих событий (по опорным вопросам)

  Описание пейзажной картины.

Занятия по разным видам картин включает ряд элементов: подготовку детей к восприятию содержания, обучение их составлению рассказа, анализ детских рассказов. При обучении рассказыванию по картине применяются следующие методические приемы; образцы рассказа педагога по картине или ее части; направляющие вопросы, предваряющий план рассказа, составление рассказа по фрагментам, коллективное сочинение рассказа детьми.

III этап.Творческая работа.

РАССКАЗЫВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТВОРЧЕСТВА.

Под творческими рассказами понимают придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержаний (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму. К основным его видам относятся рассказы по аналогии, придумывание предложения и завершения рассказа, составление его по нескольким опорным словным словам и на предложенную тему.

В целях формирования у детей с ОНР навыков составления самостоятельного рассказа с элементами творчества используются следующие виды заданий : составление рассказа по аналогии; придумывание продолжения – окончания незавершенного рассказа; составление сюжетного рассказа по набору игрушек; сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам и предметным картинкам.

Целенаправленное обучение детей с ОНР рассказыванию предусматривает дифференцированный и индивидуальный подходы к ним в зависимости от состояния связной монологической речи и индивидуально - психологических особенностей.

Одним из начальных этапов работы является обучение связности высказывания. При помощи специальных упражнений учащиеся овладевают умениями объединять в логической последовательности несколько предложений. При этом они должны соблюдать правила интонации, порядок слов, использовать союзные слова и союзы, наречия, местоимения. На первых порах можно использовать следующие тренировочные упражнения:


- с деформированным текстом из 3-4 фраз, направленные на то, чтобы научить детей располагать предложения в логической последовательности;

- на дополнение данного предложения другим, логически с ним связанным;

- на логическое продолжение мысли (Коля выбежал из дома. Он...);

- на составление связного высказывания по двум-трем опорным вопросам: «Кто идет? Куда идет? Кого встретил?»;

- на нахождение в контексте предложений, не подходящих по смыслу.

 Виды работ и задания по формированию связной речи.

В целях формирования связной речи учащихся с ОНР я  проводила следующие виды занятий с картинным материалом.

  1. Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц («Семья», «Зимние развлечения», «Дети покупают куклу»). Такие картины дают возможность составления коротких рассказов первоначально по отдельным фрагментам, что обеспечивает детям последующее составление связного рассказа но всей картине.
  2. Составление небольших рассказов-описаний по сюжетным картинкам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, событий, определяющих тематику картин («Ранняя осень»).

      3.Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия. 

     4.  Обучение рассказыванию  по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (но опорным вопросам).

    5. Описание пейзажной картины.

вопросно-ответной форме. Продумываю вопросы так, чтобы они выделяли  основные моменты сюжетного действия, их последовательность , определяли действующих лиц и наиболее значимые детали повествования. В процессе  разбора применяю и иллюстративный материал, изображающий персонажей рассказа в статике и динамике, место действия.
Сказка «Мишуткина доброта».
Составление рассказа по серии сюжетных картин. Наглядность и план высказывания обеспечиваются теми же  средствами, что и на этапе пересказа   рассказа по серии сюжетных картин; усложнения достигается за счет отсутствия образца рассказа. Использую  серии картинок Н. Радлова «Истории в картинках 1 и 2 выпуски» серии картинок Г.А. Каня.
Я  в своей работе использую следующие
приемы работы с сериями сюжетных картинок.
1.    Детям раздаю картинки одной серии в любой последовательности. Даю план рассказа, по которому дети должны расположить их в нужном порядке. Вслед за эти предлагаю составить рассказ.
2.    Детям раздаю серию картинок для определения их последовательности. Начинаю рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его по своим картинкам.
3.    Детям даю по одной картинке и  каждый рассказывает, что нарисовано на его картинке. В заключении один ребенок составляет полный рассказ по всем картинкам. Дети самостоятельно придумывают имена персонажей.
4.    Каждый ребенок получает серию картинок. Его задача – подобрать в последовательном порядке картинки – эпизоды и передать содержание каждой из них, составив целый рассказ.
5.    Все картинки перемешиваю, каждому ребенку раздаю по две-три. Дети обмениваются картинками так, чтобы подобрать нужную серию.
6.    Дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность, потом переворачивают картинки и рассказывают их содержание по памяти.
7.    Дети рассматривают серию картинок, составляют рассказ, придумывая реплики, диалоги к данному сюжету.
8.    Составив рассказ по серии картинок, дети придумывают к нему название, а также дополняют его описание предыдущего или последующего события.

Методические рекомендации по развитию связного высказывания у детей с ОНР.

1.Вести работу с учетом индивидуальнх,речевых особенностей,особенностей познавательной сферы.

2.Работу вести в системе, постепенно усложняя материал от простого к трудному

3.Тщательно подбирать наглядный материал,используя  классические произведения

4. Недостатки в лексико-грамматическом оформлении речи диктуют необходимость подготовительных упражнений, таких как:
-    упражнение в наблюдательности (учила детей видеть признаки предметов, рассматривать их в разной последовательности)

-   словарные и грамматически упражнения, сопровождающие рассматривания и предназначенные для обогащения словаря названиями признаков, синонимами, антонимами, образными средствами языка, а также для содействия усвоению подчинительных связей между существительными и прилагательными и глаголами, способов словообразования, построения  описательных предложений и т.п.

5.Обучение правильной артикуляции.

1) «Упражнения для губ и языка. Эти упражнения направлены на развитие умения управлять мускулами речевого аппарата, для снятия напряжения мышц лица, для улучшения дикции: «Губы в трубочку», «Улыбка до ушей», «Губами в трубочку влево–вправо, вверх–вниз», «Заблудился язычок».

2) Упражнения для работы над дыханием. Эти упражнения направлены на развитие умения правильно распределять и контролировать свое дыхание: «Насос», «Лыжник», «Задуй свечу», «Подуй на листочек», «Шар спустился», «Ежик пыхтит», «Согреем стеклышко».

3) Упражнения, направленные на отработку дикции. Эти упражнения необходимы для развития умений у детей четкого и ясного произнесения звуков, слов и предложений в соответствии с орфоэпическими нормами языка (скороговорки, чистоговорки, проговаривание стихотворений закрытым ртом) и др.

4) «Упражнения, направленные на отработку интонации включают в себя работу над силой и диапазоном голоса, работу над паузами. Данные упражнения направлены на развитие умений владеть голосом, использовать разные оттенки голоса во время речевого акта, уметь правильно использовать паузы: «Произнеси в соответствии со знаком», «Любимая игрушка», «Позови собаку», «Сестра приехала вчера».

Настоящая работа была направлена на исследование умений и навыков связной речи младших школьников с ОНР  на материале теоретической и практической психолого-педагогической литературы.

В ходе  эксперимента были получены данные, свидетельствующие о значительных трудностях в составлении рассказа по серии сюжетных картин и при пересказе текста детьми с ОНР.

Большинство детей испытывали трудности при выполнении заданий. Для высказываний детей с ОНР этого уровня было характерно нарушение логики, наличие аграмматизмов, использование формальной связи между предложениями, повторение одних и тех же лексических средств.

Обобщая, можно сделать вывод, что проведенная мною работа помогла детям научиться более связному высказыванию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткие тексты по страноведению для обучения связному высказыванию

Краткие тексты по страноведению для обучения младших школьников связномувысказыванию...

«Развитие навыков связной речи первоклассников с речевыми недостатками в процессе организации творческой игровой деятельности»

Анализ развития речи детей младшего школьного возраста с ОНР (III уровень) свидетельствует о качественном своеобразие в использовании речевых средств, проявляющиеся в особенностях употребления частей ...

Конспеты занятий в лагере дневного пребывания детей "Формирование лексико-грамматических представлений и развитие связной речи у детей – инофонов"

Конспеты занятий в лагере дневного пребывания детей "Формирование  лексико-грамматических  представлений   и развитие связной речи у детей – инофонов"...

03. Мнемотехника - как технология развития навыков XXI века у детей младшего школьного возраста

Быстрый темп жизни, меняющаяся среда, политические и экономические кризисы, требуют от человека постоянной адаптации ко все новым и новым условиям жизни. Решением этой проблемы должна выступать такая ...

Особенности развития связной речи у детей в норме и у детей с общим недоразвитием речи

Анализ специальной психолого-педагогической, логопедической литературы показал, что данная проблема в настоящее время является актуальной, так как несформированность связной речи детей с общим недораз...

«Развитие навыков связной речи посредством использования дидактических игр»

В настоящей работе рассматриваются особенности использования дидактических игр с целью развития навыков связной речи младших школьников. Актуальность работы обусловлена значимостью связной речи для по...