Профилактика дислексии в начальной школе
статья по логопедии

Тайманова Ирина Борисовна

У детей-логопатов часто наблюдается низкая техника чтения. Это приводит к хронической неуспеваемости по всем предметам, т.к. дети не только не успевают прочитать задания, но и часто не понимают прочитанное. Практические упражнения, изложенные в статье, помогут учителю вместе с логопедом в отработке навыков быстрого чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_disleksii_v_nachalnoy_shkole.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика дислексии в начальной школе

От 2 до10% учеников массовой школы и до 50% учеников вспомогательной школы  испытывают трудности при овладении чтением, а по-научному у этих детей - дислексия.

Дети с дислекией могут иметь достаточные интеллектуальные способности, но испытывают стойкие трудности в усвоении чтения или письма.

Основные признаки дислексии:

- изменяется порядок букв в словах
- ребенок медленно поддается обучению префиксов, суффиксов, корней и других правил правописания
- избегает чтения вслух
- проблемы со словами
- избегает написания сочинений
- невнимательность; отвлекаемость
- сложность с изучением алфавита, слов песен или рифм
- смешивание порядка букв во время чтения или письма

- трудности с обучением чтению.
По признаку «трудности с обучением чтению» я использую в своей работе набор упражнений. Хотя, конечно, с проблемой дислексии я работаю комплексно.

Упражнение «Чтение глазками» (учитель или быстро читающий ученик читает вслух, остальные водят пальцем по строчкам, причём, палец должен показывать слово, которое в этот момент читает учитель);

Упражнение «Чтение слогов» - используются слоговые таблицы.

Таблица №1

а

о

у

ы

э

Б

ба

бо

бу

бы

бэ

В

ва

во

ву

вы

вэ

Г

га

го

гу

гы

гэ

Д

да

до

ду

ды

дэ

Ж

жа

жо

жу

жи

же

З

за

зо

зу

зы

зэ

К

ка

ко

ку

кы

кэ

Л

ла

ло

лу

лы

лэ

М

ма

мо

му

мы

мэ

Н

на

но

ну

ны

нэ

П

па

по

пу

пы

пэ

Р

ра

ро

ру

ры

рэ

С

са

со

су

сы

сэ

Т

та

то

ту

ты

тэ

Ф

фа

фо

фу

фы

фэ

Х

ха

хо

ху

хы

хэ

Ц

ца

цо

цу

цы

цэ

ч

ча

чо

чу

чи

ш

ша

шо

шу

ши

щ

ща

що

щу

Работа с таблицей 1:

  1. Чтение слогов по столбцам учителем. Ребёнок показывает пальчиком тот слог, который читает учитель.
  2. Придумывание слов, начинающихся со слогов первого столбика. Работа идёт совместно с учителем. Если ребёнок затрудняется придумать слово, учитель придумывает свои. Затем просит повторить те слова, которые придумал учитель.
  3. Нахождение заданного слога в столбце. Учитель называет слог в разбивку, ученик его ищет, показывает пальчиком и снова произносит этот слог.
  4. Аналогичная работа проходит  со слогами, записанными в ряд.

Таблица №2

и

е

ё

ю

я

б

би

бе

бё

бю

Бя

В

ви

ве

вё

вю

вя

Г

ги

ге

гё

гю

гя

Д

ди

де

дё

дю

дя

Ж

жи

же

жё

З

зи

зе

зё

зю

зя

К

ки

ке

кё

кю

кя

Л

ли

ле

лё

лю

ля

М

ми

ме

мё

мю

мя

Н

ни

не

нё

ню

ня

П

пи

пе

пё

пю

пя

Р

ри

ре

рё

рю

ря

С

си

се

сё

сю

ся

Ф

фи

фе

фё

фю

фя

Х

хи

хе

хё

хю

хя

ц

ци

це

Ч

чи

че

чё

Ш

ши

ше

шё

щ

щи

ще

щё

Работа с таблицей 2 проходит аналогично первой.

Учим детей читать сливая согласный и гласный (рисуем дугу над согласным и гласным. Если звук один, то ставим над ним точку. Начинаем со слов, состоящих из 3-х букв. Например, ДОМ.

Над буквами «д» и «о» ставим дугу, они читаются вместе. Над буквой «м»- точку. Она читается отрывисто. Затем идут слова СГСГ, затем

СГССГ и т.д. с усложнением.

Упражнение «Динамическое чтение» (на доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв  в  словах);

Упражнение «бинарное чтение» (один текст читают два ученика одновременно);

Упражнение «Буксир»:

   а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения; ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

   б) учитель читает вслух, дети про себя; учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель;

Упражнение «Голова и хвост» (учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро находят его и дочитывают все вместе);

Упражнение «Первый и последний» (чтение первой и последней буквы в слове; первого или последнего слова в предложении);

Упражнение «Прятки» (нахождение в предложении слово, которое назвал учитель);

 Упражнение  «Круговое чтение (небольшой текст читают друг за другом несколько раз);

Упражнение «Фотоглаз»:

на доске столбик слов, которые ученики читают определённое время; слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова.

Надеюсь, эти упражнения помогут Вам в работе с детьми также как и мне. Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика близорукости в начальной школе

 В деле охраны зрения детей, важную роль играет создание условий в учебной деятельности, своевременное выявление отклонения зрения, ношение очков и профилактика..B  хотя в практике учителей начальной ...

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ.

В данном выступлении я рассказала коллегам о том, какую работу ведут  учителя начальной  школы по профилактики наркомании среди детей....

Профилактика неуспеваемости в начальной школе.

Методические советы по профилактики неуспеваемости в начальной школе....

Родительское собрание "Профилактика стрессов в начальной школе"

Родительское собрание "Профилактика стрессов в начальной школе"...

В поисках истины с Маленьким Принцем. Профилактика суицида в начальной школе.

Цель:формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми...

Упражнения по профилактике заболеваний учащихся начальной школы.

Все упражнения проводятся в свободном темпе, без принужденияОсновная цель:-профилактика простудных заболеваний и закаливание школьников- привитие учащимся навыков сознательного отношения к сохра...

«Зарядка для глаз. Восстановление и профилактика зрения в начальной школе».

По данным НИИ глазных болезней им. Гельмгольца, в школе портит зрение каждый третий ребенок. В начальных классах близорукостью страдают около 8–10% детей, к окончанию школы показатель достигает 25–30%...