ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ.
статья по теме
В данном выступлении я рассказала коллегам о том, какую работу ведут учителя начальной школы по профилактики наркомании среди детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ.
Сообщение подготовила
учитель начальных классов
руководитель ШМО учителей начальных классов
Абаркина Елена Владимировна.
МБОУ «Верейская СОШ»
2012-2013 учебный год.
Сегодня перед школой возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.
В начальной школе также ведётся работа по профилактике наркозависимости,
цель которой
адаптация учащихся к школе.
И включает в себя следующие задачи:
- Налаживание взаимодействия школы и семьи.
- Оптимизация педагогических стилей учителей, работающих в начальной школе.
- Формирование традиций в каждом конкретном классе: празднование дней рождения детей, общепринятых праздников (Новый год, День Учителя, прощание с Азбукой, 8 марта, день Защитника Отечества и т.д.), специфических праздников для данного класса, совместные походы, поездки и т.д.
- Формирование у детей здорового образа жизни.
Работа с родителями
В этом году я приняла 1 класс. Когда по школе был объявлен конкурс «Дети против наркотиков», ко мне стали подходить родители и удивлённо спрашивать:
- А не рановато ли детям говорить об алкоголизме, курении и наркомании. И тогда возник вопрос о проведении родительского собрания на тему:
«Формирование активного отношения родителей к проблемам табакокурения, алкоголизма и наркомании в младшем школьном возрасте». Это что касается моего класса. А вообще с родителями ведется просветительская работа, которая включает в себя: родительские собрания, на темы:
- «Режим дня школьника»,
- «Роль семьи в предупреждении наркомании, табакокурения, токсикомании»,
- «Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья»,
- уроки этикета для взрослых и детей «Как научиться быть ответственными за свои поступки»,
- «Родительская ответственность»
Родителям надо знать, какую позицию в вопросе профилактики наркозависимости занимает государство, как с помощью законов регламентируется процесс воспитания и образования ребенка. На родительских собраниях, лекториях мы знакомим родителей с законом «Об ответственности родителей за воспитание детей», Концепцией профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде, Семейным кодексом РФ, другими нормативными документами. На уровне непосредственного взаимодействия с семьей по профилактике наркомании применяются такие виды работ как: семейное консультирование, коррекция семейных отношений, просвещение родителей.
Следующая задача – это формирование традиций в каждом конкретном классе. В начальной школе есть хорошие традиции. Это празднование
- Дня рождения школы
- Посвящение в первоклассники
- Новый год
- Прощание с Азбукой
- Проводы Масленицы
Наши ребята много путешествуют, что помогает им больше узнать о родном крае, расширить свой кругозор.
- В палеонтологическом музее им. Ю.А.Орлова
- Ледовое шоу «Морозко»
- В Московском драматическом театре им. Н. В. Гоголя
Программа «Здоровейка»
Здоровье – это основа благополучия любого человека. Для создания наиболее благоприятных условий по формированию у школьников стремления к здоровому образу жизни, в начальной школе в течение всего учебного года была проведена большая работа по профилактике вредных привычек.
Всем известно, что по новым стандартам с прошлого года в начальной школе введена внеурочная деятельность. Я работаю по программе «Здоровейка» спортивно-оздоровительного направления.
Данная программа включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Были проведены следующие занятия:
«Полезный разговор о вредных привычках»
«Газированные напитки – вред или польза?»
«Чипсы. Есть или не есть?» и др.
Недавно мы подвели итог всем таким урокам. К нам в гости пришли пятиклассники (проблема преемственности между начальной школой и среднем звеном у нас в школе налажена хорошо) и мы сделали коллективную работу «Это есть и пить нельзя!».
Беседы со школьниками:
“Курение и здоровье”
“Алкоголь и здоровье”
“Опасность пассивного курения”
“Здоровый образ жизни – школа выживания”
“Профилактика вредных привычек”
“Войдем в мир здоровья”
“Скажем наркотикам: “НЕТ!”
Сказка о вреде курения
В рамках программы «Здоровейка» проходят и открытые мероприятия. Мои маленькие артисты недавно пригласили в гости третьеклассников и показали им сказку о вреде курения. К нам в гости прилетали инопланетяне, и земляне радушно встретили их хлебом солью. Всё бы хорошо, но гости быстро покинули планету:
Друзья! Вы, кажется, пропали,
В дыму несчастная земля!».
Итогом сказки было обещание:
Пусть не страдают больше люди
В дыму чадящих сигарет.
Науку мы не позабудем
И скажем никотину: «НЕТ».
Классные часы:
“Волшебная страна здоровья”
“Мир без табачного дыма”
“Дети против наркотиков”
“Мир без наркотиков”
“Вред наркотиков”
«Скажем наркотикам - НЕТ!»
«Скажем наркотикам - НЕТ!»
Учитель начальных классов Аксёнова Елена Александровна провела в 4 классе классный час «Скажем наркотикам - НЕТ!». Дети с интересом и сочувствием слушали отрывки из статьи о женщине, которая столкнулась с проблемой наркомании и чудом спаслась, дошла до самого дна и нашла в себе силы побороть эту зависимость.
«Вред наркотиков»
А в 3 классе учитель начальных классов Копцова Елена Александровна провела классный час «Вред наркотиков». Дети узнали, какой непоправимый ущерб здоровью наносят наркотики и о том, какие виды наркотиков бывают.
«Дети против наркотиков»
Второклассники вместе со своей учительницей Степановой Еленой Михайловной провели классный час «Дети против наркотиков». Ребята нарисовали рисунки по теме мероприятия и т.о. продемонстрировали свой протест. Ведь жизнь – это высший дар, который дан всему живому на земле.
«Спорт против наркотиков»
Мне бы хотелось чуть подробнее рассказать вам о мероприятии, которое прошло в 1 классе совместно с учениками 5-го класса «Спорт против наркотиков».
Это мероприятие я начала со сказки
Джани Родари «Рыбы».
«Будь осторожна!» - сказала как-то большая рыба рыбке маленькой.
« Вот это крючок! Не трогай его! Не хватай!»
«Почему?» - спросила маленькая рыбка.
«По двум причинам», - ответила большая рыбка.
«Начнем с того, что если ты схватишь его, тебя поймают, обваляют в муке и пожарят на сковородке. А затем съедят с гарниром из салата.»
«Ой, ой! Спасибо тебе большое, что предупредила! Ты спасла мне жизнь! А вторая причина?»
«А вторая причина в том, объяснила большая рыба, что я хочу тебя съесть!»
-В какой ситуации оказалась маленькая рыбка?
Такой вопрос был задан детям и, к моему удивлению, я получила правильный ответ.
-Нельзя слушать чужих людей, брать у них незнакомые продукты, пробовать их, нюхать?
Первоклассники напомнили гостям, основные правила поведения при общении с незнакомыми людьми. Рассказали о вредных привычках, одной из которых и является наркозависимость.
Обсудив причины, которые приводят к употреблению наркотиков, дети пришли к выводу, что это происходит:
- из-за неумения справиться с неприятностями и скукой;
- из-за боязни сказать "нет" тем, кто обещает "райское наслаждение";
- потому что это модно - убивать себя понемногу;
- так как порой трудно отличить храбрость от трусости (для некоторых это признак смелости).
Известно, что каждый наркоман за год способен вовлечь от 4 до 17 человек.
При таких темпах через 5 лет в более чем ¼ населения попробует наркотики.
Игра «Пирамида».
Я выбирала 2-х человек, каждый из них пригласил к себе следующих 2-х и т.д. Игра закончилась, когда за партами не осталось не одного ученика. Чтобы поднять всех из-за парт понадобилось очень мало времени. Вот так же быстро табак, алкоголь и наркотики разрушают человека. Мы решили, что нам не нужны такие плохие привычки.
Перед каждым участником ставился вопрос "Что я могу сделать, чтобы наркоманов стало меньше?", на который были даны следующие ответы:
- иметь свою точку зрения на здоровье и безопасность;
- не пробовать наркотики и алкоголь, даже если это кажется интересным;
- объединиться с теми, кто хочет сделать свой класс, свою школу свободной от наркотиков.
Наша задача не только воспитывать отрицательное отношение к наркотикам, но и научить детей быть терпимыми к тем, кто оказался в беде. Пятиклассники решили написать наркоманам письма, в которых попытались убедить их, что победить болезнь можно, стоит только захотеть. В мире есть много интересных и увлекательных занятий, чем употребление наркотиков.
В конце мероприятия был сделан вывод:
"Поскольку невозможно уничтожить все наркотики и вылечить всех наркоманов, каждый из нас имеет право и обязан знать, что это такое и предупредить других об опасности".
По окончании мероприятия все его участники отправились в спортивный зал, где учитель физкультуры Самошкин Денис Александрович провёл с ребятами весёлые старты.
«Буратино против наркотиков»
А вот учитель Копцова Е.А со своими воспитанниками показала детям театрализованное представление «Буратино против наркотиков». Гостям спектакля предстали всем известные герои, только смысл у сказки был другим. Буратино, хоть и был непослушным, но сумел сказать: «Нет»- хитрой Шушаре, которая предлагала ему:
Не хочешь мальчик деревянный пойти в нору мою со мной.
Там мы покурим сигаретку, понюхнём чего-нибудь.
И спас Пьеро от пагубного влияния Арлекино:
Ты, Арлекино, негодяй! Молчать я не могу.
Зачем же ты своих друзей сажаешь на иглу?
Но в сказках добро побеждает зло. Дети пришли к выводу:
«Будем мудрыми и благородными и не позволим всякой Шушаре сбить нас с толку. Скажем наркотикам: «Нет!».
Я уже говорила, что в школе проходил конкурс рисунков «Дети против наркотиков». Вот что у нас получилось.
Спортивные праздники
“Спорт против наркотиков”
“Будущее за нами”
“Папа, мама, я – спортивная семья”
Лыжные гонки
“Папа, мама, я – спортивная семья”
Лыжные гонки.
Работа с детьми по профилактике наркозависимости не ограничивается стенами школы. На посёлке есть ДК им. Горького, в котором работают различные кружки.
Многие дети из начальной школы посещают воскресную школу.
a Воскресная школа - создана для духовного развития и воспитания детей в христианских традициях с учетом возрастных особенностей.
Наша гордость - ансамбль ложкарей «Рябинка».
Давно в нашей школе зародился фольклорный ансамбль ложкарей «Рябинка». Его руководитель Кузнецова Е.Ю. Теперь он работает на базе клуба.
Студия современного танца «Импульс»
ИЗО студия. Руководитель Силкина Н.А.
Кружок спортивных единоборств.
aКонечная цель - воспитание у обучающихся культуры здорового образа жизни, а именно:
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся, повышение качества их жизни;
- формирование потребности вести здоровый образ жизни;
- развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению психоактивными веществами.
“Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.
Мы рождены, “чтоб сказку сделать былью”
Нам, на Планете, всё для этого дано.
Должны творить, дерзать,
И мы должны быть сильными,
Не падать вниз, не оседать на “дно”.
Есть в жизни много разного соблазна.
Наркотик – вот тот самый страшный грех.
Ты должен прокричать, что это грязно,
Да так, чтобы твой крик дошёл до всех.
А если кто-то, крик твой не услышит,
То не поможет никакой запрет.
Пусть закричит Вселенная как может:
“Война наркотикам, и на Земле им места нет!”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ в начальной школе: обобщение опыта
Теоретические и практические материалы по теме "Использование ИКТ в начальной школе"...
Проектная деятельность в начальных классах. Обобщение опыта работы.
В работе представлен материал обобщения опыта по теме"Проектная деятельность в начальных классах" В работе четко и подробно описан материал проекта " Береза-символ России"...
Проектная деятельность в начальных классах. Обобщение опыта работы.
В работе представлен материал обобщения опыта по теме"Проектная деятельность в начальных классах" В работе четко и подробно описан материал проекта " Береза-символ России"...
Проектная деятельность в начальных классах. Обобщение опыта работы.
В работе представлен материал обобщения опыта по теме"Проектная деятельность в начальных классах" В работе четко и подробно описан материал проекта " Береза-символ России"...
Система работы с родителями в начальной школе (Обобщение опыта)
laquo;Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью» В.А.Сухомлинский...
Система работы с родителями в начальной школе (обобщение опыта работы)
Партнерство семьи и школы – важнейшее условие реализации воспитательных задач в контексте введения новых федеральных образовательных стандартов, которые предполагают общественный договор школы, ...
Презентация "Формирование орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе .Обобщение опыта работы"
упражнения, направленные на формирование орфографической зоркости у младших школьников...