Социализация детей на логопедических занятиях
статья по логопедии

Тайманова Ирина Борисовна

Дети- логопаты на 90% не уверенны в себе и недостаточно мотивированны на познавательную активность. Социализация детей с использованием психотерапевтических подходов и методов на логопедических занятиях помогает детям обрести уверенность в своих силах, справиться с трудностями и повысить мотивацию к учебе. В данной работе рассмотрено использование принципов гештальт-терапии в работе с детьми-логопатами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_detey_na_logopedicheskih_zanyatiyah.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация детей на логопедических занятиях

На первый взгляд психотерапия и школьные уроки вещь не совместимая. Я тоже так думала. Но есть же понятие эклектики в архитектуре - слияние стилей и получаются довольно интересные произведения от этого  объединения. Недавно была в цирке, где увидела, как канатоходец соединил своё искусство с  мастерством жонглёра, номер от этого только выиграл. Так почему нельзя проводить уроки с элементами психотерапии?

Я закончила Санкт – Петербургский институт Гештальта. Он готовит психологов- консультантов. Тема моей дипломной работы звучала следующим образом: «Применение методов  гештальт-подхода на логопедических уроках». В процессе написания я поняла, что техники психотерапии на уроках  возможны и, более того, просто необходимы. Позвольте, дорогой читатель, поделиться с Вами своими знаниями и  наработками, авось и Вам пригодятся. Во всяком случае, буду очень рада, если найду единомышленников.

Я не открою Америку, если скажу, что все дети разные. И в школу они приходят с разными интересами, потребностями и проблемами, добытыми, чаще всего, в семье. Конечно, полностью мы эти проблемы не искореним, да и не наше это дело. Но как-то повлиять на них можно. Это даже поможет усвоению материала на уроке. Мой  опыт доказывает это. Вы начинаете свой урок, а незадолго до него происходила серьёзная баталия на перемене. Конечно, можно сказать: «Поговорим об этом после уроков». Но тогда ребёнок (а может и не один, если в событиях участвовало несколько человек) будет углубляться в своей проблеме и невнимательно слушать учителя. А можно уделить этому вопросу пару минут и показать способы грамотного решения проблем. Поверьте, если ребёнок наблюдает эффективные способы работы со своими трудностями, то это полезнее, нежели сказать ему: «Ссориться-это плохо, помирись скорей».

Для начала коротко расскажу, что такое гештальт-подход, как направление в психотерапиии. Конечно, это будет в ОЧЕНЬ краткой форме и только то, что можно, с моей точки, зрения применить на уроках.

В переводе с немецкого «Гештальт»- это «образ», «целостность». «Во главу угла в Гештальте ставится то, что актуально сейчас (включая всплывающие воспоминания или планы на будущее). («Путешествие в Гештальт» авт. Лебедева Н.М.и Иванова Е.А.) Центральным понятием в Гештальте является триада: актуальность – осознанность - ответственность. 

Один из столпов Гештальта Дж. Зинкер сформулировал следующие положения. Посредством Гештальт-терапии человек:

- продвигается к расширению осознавания себя и своего окружения

- научается осознавать свои потребности и развивает способы их удовлетворения своими силами, не ущемляя права других;

- становится чувственным к своему окружению, но может защититься в ситуациях опасных

- научается брать на себя ответственность за свои действия и их последствия.

- чувствует себя комфортно при осознавании собственных фантазий и их выражений.

- продвигается к более полному  контакту со своими ощущениями ( см. там же стр. 24)

Одной из важных терапевтических задач Гештальт считает тренировку способности  выбирать и культивирует опору на себя (см. там же стр. 74). А теперь к делу, к практике.

На заре своей педагогической деятельности я часто мучилась вопросом - Что делать? Я даю уроки, чётко следуя методическим требованиям. При этом дети плачут, совершая ошибки на письме, рвут в озлоблении тетрадь соседа, если тот подсмотрел у него ответ, со страхом в глазах смотрят на меня, словно ждут приговора, когда я проверяю их работы, и быстро меняют своё мнение, если я задаю провокационный вопрос: ты уверен, что твой ответ правильный?

Как помочь малышам, чтобы они задумались себе, о том, что им мешают получать хорошие оценки порой не столько несформированность письма, сколько неуверенность в себе. И, конечно, очень хотелось, чтобы они научились  справляться с этим не потом, а здесь и теперь. Для этого надо развить эмоционально - интуитивное начало, повысить гибкость рационального у ребёнка, чтобы он смог «почувствовать ситуацию», «послушать себя». С этой целью на уроках я использую принципы гештальт- подхода. Один из наиболее значимых для меня принципов Гештальта это ПРИНЦИП «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС».

Урок - это маленький отрезок большой жизни с её чувствами, проблемами, житейскими перипетиями, иногда в более сконцентрированном виде. Потому их лучше не замыливать, а обращать на них внимание «Здесь и сейчас», т.е. прямо на уроке, используя следующие вопросы.

- Что ты сейчас делаешь?

- Что ты сейчас чувствуешь?

- Что ты сейчас избегаешь?

- Что ты хочешь или что ты ждёшь от меня?

ПРИНЦИП РАСШИРЕНИЯ ЗОНЫ ОСОЗНАВАНИЯ. Осознавание даёт ребёнку «ощущение собственных возможностей, поворачивает его к собственным чувствам, двигательным и интеллектуальным способностям»  [Ф. Пёрлз «Гештальт-подход и свидетель терапии»]. Иногда бывает достаточно задать четыре основных вопроса, которые считал ключевыми Ф. Пёрлз- основатель Гештальт-терапии. (см. выше)

Одним из способов расширения осознавания является возврат очевидного («ты отводишь глаза, ты опускаешь голову, твои кулаки сжимаются, твои брови хмурятся, т.е. вербализация значимых для ребёнка  действий ). Когда учитель, таким образом, проговаривает, он может помочь ребёнку осознать собственную проблематику и то, как он сам себе мешает  удовлетворить ту или иную потребность. В процессе  осознавания могут помочь реплики учителя: Что ты ждёшь от меня или чем я могу тебе помочь? Т.О. помогаем осознать потребность и поискать пути её удовлетворения.

ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Этот принцип имеет большое значение в Гештальте. Но с этим работать достаточно трудно, т.к. дети привыкли, что всю ответственность за них чаще всего берут на себя взрослые. Они говорят, что правильно, что неправильно и как надо решать создавшуюся проблему. Дети привыкают получать готовые решения, они стремительно поднимают глазки на учителя, как бы вопрошая: «И что мне теперь делать?»  В такие моменты работаю на расширение  осознавания, часто проверяя собственные проекции: «Ты хочешь, чтобы я решила за тебя твою проблему? А вдруг тебе не понравится то, как я её решила. Будешь ли ты себя хорошо чувствовать?» Иногда довожу до абсурда и на вопрос, например: У меня кончилась страница, что мне делать? Отвечаю устойчивой рифмующейся фразой из детского фольклора: «Снимать штаны и бегать». Тем самым показываю, что не все советы взрослых могут подходить для детей и лучше самому  искать варианты решения подходящие для тебя. Дети быстро привыкают к новым правилам- самостоятельно искать выход из ситуации.

Принцип целостности

Гештальт- целостный подход к человеку, охватывающий одновременно его сенсорную, аффективную, интеллектуальную, социальную и духовную составляющие. На занятиях я стараюсь обращать внимание на то как  ребёнок общается с одноклассниками, со мной как с взрослым и учителем, как он реагирует на появляющиеся ситуации и как из них выходит, как он выполняет задание. Например, желая быть первой на уроке ученица выполняет письменное задание быстро и не аккуратно. Я возвращаю ей очевидное: «Твой почерк стал крупнее и непонятнее для меня, я не понимаю что у тебя здесь написано», « ты опустила голову, что  с тобой?»

Принцип творческого приспособления - это когда человек, учитывая нормы поведения принятые в данном месте и свои собственные взгляды, находит свой собственный путь в этой жизни и в конкретной ситуации.

Почти на каждом  уроке присутствует момент развития креативного поведения. Чаще всего я его привязываю к каким-то житейским проблемам. Ребёнок забыл ручку дома и снова вечный вопрос - Что делать? Тогда я предлагаю всей группе пофантазировать: как можно выйти из создавшейся ситуации (Взять карандаш, сходить за ручкой в класс или домой, попросить у товарища). Иногда для развития креативности подкидываю детям не совсем реальные способы: писать с товарищем по очереди, выйти к доске и использовать её и мел  вместо ручки. Тогда, как уже мною замечено, в следующий раз ребятишки дадут ещё более разнообразные варианты решения. Следующий момент – это выбор наиболее подходящего варианта для этого ребёнка. Потому что у каждого человека свой выход из ситуации, обусловленный его индивидуальными особенностями.  Так дети привыкают творчески приспосабливаться к новой ситуации.

Из групповой работы в Гештальте для уроков я почерпнула следующее.   На группах частенько возникает «борьба за место» в центре круга.  В таких случаях ведущий предлагает участникам договориться между собой.  Cпорные ситуации возникают на всех школьных уроках. В таких случаях я предлагаю договориться между собой, при этом предлагаю общение не через учителя: «Что с тобой происходит? Скажи ему об этом прямо.» Если  ребята сами не справляются, предлагаю поискать варианты выхода из создавшейся ситуации и выбрать самый подходящий для обеих сторон. Это хороший способ научиться в жизни договариваться с людьми. К великому сожалению, очень часто учителя сами решают детские проблемы, лишая ребят возможности научиться этому пока в присутствии взрослого.

Как и в гештальт-группах, на своих занятиях предлагаю детям поделиться переживаниями высказываю свои  чувства по  поводу происходящего, рассказываю истории из жизни. Мне кажется это правильным, потому что это пополняет жизненный арсенал. В начале предлагаю детям  упражнение «Новости дня». На пять минут ребятишки становятся журналистами  и с микрофоном в руке рассказывают свои новости, начиная с фраз: Меня сегодня обрадовало, огорчило, удивило, рассмешило. Это помогает выпустить эмоции и углубиться в тайны урока.

Приведу пример диалога с ребёнком в начале урока (Имена детей изменены):

Денискины брови сгущаются.

Уч.- Дениска*, твои брови хмурятся. Что с тобой?(Это, как я писала, возврат очевидного, помогает осознаванию) 

Д. – Я злюсь.

Уч. – Я вижу, что ты злишься. На кого ты злишься?

Д.- Ни на кого. Я хотел быть первым в списке.( В списке отвечающих)

Уч. – Список составляла я. Похоже, ты злишься на меня. Это так?

Дениска молчит.

Уч. – мне кажется, это важным определиться на кого ты злишься. И не бойся , я не обижусь, но может смогу прояснить ситуацию.

Д. –получается, я злюсь на Вас. Но я же хотел быть первым в списке.

Уч. – Я понимаю, ты хотел быть первым в списке. И Зина хотела. И           Аня хотела. Но они это проговорили вслух и попросили записать их первой и второй. Но могла ли я узнать о твоём желании?

Дениска молчит.

Уч. – Если ты захочешь быть первым в списке на следующем уроке, что ты сделаешь?

 Д. –Попрошу Вас записать меня первым.

Уч. – я рада за тебя, похоже, ты сделал вывод из этой ситуации и это поможет тебе в следующий раз.

Хочу сказать, что в группе детей любого возраста, то, что делает учитель с одним из них, имеет значение для всех наблюдателей, оказывает на них влияние.

Если ребёнок ощущает себя свободным в самовыражении, в проявлении своих эмоций, мыслей, мнений, если он знает, что получит поддержку учителя и других детей, то он чувствует себя более сильным и уверенным. Не это ли мы хотим воспитать в наших детях?  

Во время конфликтной ситуации между детьми, предлагаю детям, чтобы они говорили прямо друг другу. В прямом послании отражается сила и уверенность. Если через учителя- жалоба и слабость. Это называется «Я-высказывание». Например: «Я сейчас раздражаюсь на тебя, потому что….».

Кроме того, предлагаю детям заменять вопросы утверждениями. Например, «Чего ты подглядываешь ко мне?» заменить на «Мне не нравится когда ты смотришь ко мне в тетрадь». Это ясное заявление придаёт уверенности  ребёнку говорящему и вынуждает того, кто подглядывал изменить своё поведение.

В заключении хочу сказать, что  логопедом в школе я работаю уже 33 года. Поначалу работать было трудно, потом легко – опыт появился. Но когда познакомилась с Гештальтом, работать стало не только легко, но и в удовольствие. Уроки из канонических превратились в познавательно - душевные разговоры. И дети стали с радостью приходить на мои занятия. Они стали прибегать даже на переменках, чтобы поделиться своей радостью или трудной житейской ситуацией, иногда приходят по двое и просят выслушать их разногласия.

Как знать, может быть, в недалеком будущем появятся школы, где все предметы будут преподаваться в духе Гештальта. Я буду этому только рада!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей на логопедических занятиях как условие успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе - интернате

В статье описаны особенности коррекционной логопедической работы по формировнию связной речи у детей с задержкой психического здоровья. Грамотно построенная речь невозможна без правильного прлизношени...

Логопедическое занятие № 1 для ребенка с РАС. Социализация ребенка с РАС через занакомство с буквами А, И, У и усвоение глобального чтения по определенной лексической теме.

Логопедическое занятие для ребенка РАС (не говорящий) с учетом специфики развития данной категории детей, направленное на социализацию воспитанников и привитие коммуникативных навыков....

«Музыкальные занятия как средство социализации детей с нарушением слуха»

Социальная поддержка ребенка с нарушением слуха - это комплекс проблем, связанных с его лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.  Целый комплекс педагогических возд...

Роль логопедических занятий для адаптации и социализации детей с ОВЗ в начальной школе.

laquo;Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея её, я вскоре вернул бы и все остальное» Даниэл...

Статья "Экономическая социализация детей. Роль семьи в экономической социализации детей"

В современном мире постоянно возрастает роль экономики. В связи с этим возникает необходимость в воспитании поколения, готового жить и взаимодействовать в современ...